Изобрести велосипед на последней миле: как стартап из Краснодара вырос в 21 раз за счет ИИ и «ВкусВилла»
В 2015 году трое предпринимателей из Краснодара поехали в США, чтобы побороться за долю рынка такси с крупнейшими игроками — Lyft и Uber. Хотя в итоге это им не удалось, рынок запомнил команду Fasten. Спустя четыре года они запустили стартап «Чекбокс», способный составить конкуренцию лидерам индустрии доставки за счет технологий искусственного интеллекта (ИИ)
Кирилл Евдаков, Роман Левицкий и Владимир Остапенко известны в бизнес-среде как основатели сервиса такси Fasten, который проработал несколько лет в американских Бостоне и Остине. В 2019 году партнеры продали компанию, вернулись в родной Краснодар и запустили новый проект — сервис доставки на «последней миле» (последний этап доставки товара клиенту, например, с помощью курьерской службы, через сеть постаматов или точек выдачи. — Forbes) «Чекбокс». В 2020 году компания вышла в Москву и, по собственным данным, выросла в 21 раз год к году. В 2021-м «Чекбокс» планирует выйти в Санкт-Петербург и охватить еще 15 регионов за счет инвестиций венчурного фонда «ТилТех Капитал» основателя «ВкусВилла» Андрея Кривенко.
Предприниматели и инвесторы проекта уверены, что предлагают уникальную технологию, которая изменит электронную торговлю и представление клиентов о доставке товаров. Смогут ли они отнять значительную долю рынка у традиционных курьерских служб и агрегаторов — и поможет ли им в этом искусственный интеллект?
Закидать шапками Uber
Основатели «Чекбокса» Кирилл Евдаков и Роман Левицкий познакомились в 2008 году в Краснодаре, когда Евдаков пришел в рекламное агентство Ruport Левицкого на позицию копирайтера. Спустя два года Евдаков дорос до старшего копирайтера, и Левицкий предложил ему долю в своем новом проекте — диджитал-агентстве Rutorika. Одним из клиентов Rutorika стал основатель сервиса такси «Сатурн» Евгений Львов: за несколько лет он заказал агентству брендинг, стратегию продвижения, разработку приложения и даже вложился в их бизнес. В 2014 году Львов решил запустить сервис такси в США и предложил Евдакову и Левицкому разработать его и возглавить. Как вспоминает Левицкий, Львов обратился к партнерам так: «Ребят, а почему бы нам не поехать и Uber шапками не закидать?».
Загоревшись идеей, Евдаков и Левицкий оставили агентства на партнеров и рванули «покорять Америку». Поскольку обоим не хватало навыков по разработке и дизайну приложений, в качестве технического директора они позвали с собой разработчика Владимира Остапенко. «Чтобы найти нужного человека, я расспрашивал знакомых разработчиков, — вспоминает Евдаков. — Один из них сказал: «Есть один человек… Но он жесткий, я бы с ним работать побоялся, он в меня ботинком кинул». Я тогда подумал: «Блин, да я б и сам в тебя порой кинул чем-нибудь — надо поговорить с этим Вовой». Остапенко тогда жил в Санкт-Петербурге и развивал технологии умного города. Задача поехать в США и с нуля создать конкурента Uber показалась ему безумной — и он сразу согласился.
Проект профинансировали Евгений Львов — он вложил $9,2 млн, а также фонды Almaz Capital и UFG Private Equity — $5 млн, и совладелец краснодарского дистрибьютора «Трансазия» Владислав Варлашин — $750 000.
После года разработки сервис такси Fasten запустили в Бостоне — город выбрали из-за обилия студентов без собственных авто и стабильно плохой погоды. На тот момент там уже работали и Uber, и Lyft, и чтобы отстроиться от конкурентов, основатели Fasten ввели фиксированную комиссию с водителей ($1), а также оплачивали время, потраченное на дорогу до пассажира, чтобы сделать сервис привлекательным для перевозчиков.
В июне 2016 года Fasten запустился в столице Техаса — Остине, после того, как из города ушли Uber и Lyft. В октябре он начал приносить прибыль, а в ноябре привлек еще $10 млн от Almaz Capital и UFG Capital на найм разработчиков и укрепление позиций в Бостоне и Остине. Евдаков тогда заявлял, что сервис использует половина водителей в Бостоне и 90% в Остине и что компания готовится к следующему инвестиционному раунду, который позволит выйти в Хьюстон и другие города.
Но в следующем году в Техасе отменили правила, которые мешали Lyft и Uber работать в Остине — вернувшись, сервисы предложили скидки клиентам и потеснили Fasten. Также оказалось, что инвесторы не особенно хотят вкладываться в очередной сервис такси. Тогда Fasten решили продать группе компаний «Везет» (бренды «Сатурн», RedTaxi, RuTaxi, «Лидер», «Везет»), долей в которой владел Львов, — на конец 2017 года группа была крупнейшим игроком в России.
Из такси в доставку
В компании «Везет» предприниматели провели около года, адаптируя технологии, которые ранее внедрили в Fasten. Они понимали, что дальше в корпорации их ждут максимум позиции топ-менеджеров и они вряд ли смогут влиять на что-то важное. «Приняв предпринимательского яда», по выражению партнеров, они уже не могли мириться с таким будущим и начали искать идею для следующего стартапа. Ее подкинул инвестор Fasten Владислав Варлашин, предложив «сделать что-то в логистике». Он и его партнер по «Трансазии» Сергей Литвиненко готовы были инвестировать в команду еще до того, как удалось сформулировать идею, — вместе они вложили 35 млн рублей и получили по 9,95% новой компании.
Основатели Fasten задумали оптимизировать доставку на так называемой «последней миле», то есть на последнем этапе логистической цепочки — от распределительного пункта или непосредственно магазина до клиента. По словам Литвиненко, как доставлять товары на «последней миле» — главная боль всех магазинов и ресторанов, так как качественных решений на рынке не было и все «изобретали велосипед». «Это математически сложная задача, — объясняет Литвиненко. — Нужно проанализировать, сколько будет заказов в течение дня, сколько будет отмен, сколько курьеров потребуется для развоза. Нужно сделать так, чтобы курьеры не перегружались, но и не простаивали».