«И темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему»: памяти Юрия Шатунова
В возрасте 48 лет умер певец, экс-солист "Ласкового мая" Юра Шатунов. По просьбе "Правил жизни" о феномене суперзвезды 80-х рассуждает Алексей Остудин — музыкальный журналист, телепродюсер, концертный ведущий, соведущий «Музыкального ринга на НТВ.
В последние два года (из-за пандемии) мы стали привыкать к частым смертям известных и любимых артистов, но когда жизнь обрывается внезапно, буквально за минуты, это все еще шокирует. 23 июня в возрасте 48 лет от обширного инфаркта умер Юрий Шатунов.
Мало артистов на российской эстраде, чьи песни стали частью национального культурного кода. Юрий — один из них. Даже у меня, ровесника Шатунова, есть ощущение, что я вырос на его песнях. Причем вне зависимости от того, нравился вам «Ласковый май» или же вы его ненавидели, не слышать эти песни в конце 1980-х — начале 1990-х было невозможно. Они в прямом смысле звучали почти из каждого окна. А ведь то было время, когда музыка значила для людей очень много. Рушился казавшийся незыблемым Советский Союз, и миллиону граждан именно музыка помогала спрятаться от реальности. То было время массового увлечения! Люди влюблялись и расставались из-за разницы в музыкальных вкусах! Друг другу противостояли армии фанатов «Ласкового мая», «Алисы», «Кино», «Наутилуса», Depeche Mode, Modern Talking и поклонников тяжелого металла.
Сам факт существования «Ласкового мая» с социокультурной точки зрения в разгар перестройки можно считать одним из факторов конца коммунистического СССР. Проект ознаменовал собой переход от советской к российской эстраде, от приличных и статичных ВИА к тому, что мы сейчас называем «мальчиковая группа». Впервые в лице Юрия Шатунова и других солистов «Ласкового мая» страна увидела образ не просто парня из соседнего двора, но настоящего секс-символа. Миллионы советских девчонок видели именно в Юре вполне доступный образ для любви. Такой близкий и понятный. Плюс, конечно, море сентиментальных переживаний вызывал тот факт, что практически все солисты «Ласкового мая» росли в детских домах.
Но «Ласковый май» был еще и принципиально другим бизнес-проектом. Судьбоносный закон «О кооперации» позволил запустить в позднем СССР абсолютно новый для страны бизнес коммерческих концертов. Андрей Разин и Аркадий Кудряшов, пришедшие из другого не менее громкого по тем временам поп-проекта «Мираж», вместе с первым концертным директором «Ласкового мая» Рашидом Дайрабаевым (годами позже он был одним из тех, кто прославил Николая Баскова) фактически создали российский шоу-бизнес, который мы знаем сегодня. Со всеми его плюсами и минусами, такими как клановость и пение под фонограмму сразу несколькими составами солистов группы, причем в разных городах одновременно.
И это был грандиозный успех! «Ласковый май» легко собирал стадионы по всей стране, и самым популярным из солистов был именно Юрий Шатунов. Сложно сказать, почему вышло именно так. Возможно, симпатичная внешность, узнаваемый голос и застенчивое обаяние наложились на правильные песни. И ведь, на самом деле, безоговорочных хитов у группы не так уж много: «Белые розы», «Седая ночь», «Лето», «Розовый вечер» и еще две-три песни. Но этого вполне хватило для того, чтобы Юрий Шатунов стал частью истории страны и был любим народом.