«Тех-Креп» - крупный игрок на рынке крепежей в России

ЭкспертБизнес

Гвозди бы делать

Казалось бы, простой продукт — строительный крепеж — в России по большей части импортный. И это при том, что на рынке есть игроки, стаж работы которых превышает десять лет. Но за это время они совсем недалеко ушли по пути локализации такой продукции

Вера Колерова

На производстве и импорте строительного крепежа компания Алексея Трошина и его партнеров зарабатывает 7–8 млрд рублей в год. Этот бизнес растет на 10–15% ежегодно

«Если бы мне сейчас предложили вложиться в производство крепежа, я бы сто раз подумал. Рынок очень конкурентный, и чтобы выходить на него, сегодня уже нужны новые идеи: или придумать новый тип крепежа, или материалы», — говорит Алексей Трошин, один из сооснователей крупного игрока на этом рынке — компании «Тех-Креп».

В сегментах дюбелей для теплоизоляции и обычного пластикового дюбеля компания, по собственным оценкам, занимает порядка 20%. Рынок очень сегментированный и слабо консолидированный, так что это можно считать заметным присутствием. По оценкам «Тех-Крепа», его объем составляет 550–600 тыс. тонн в год.

На крепеже компания вышла на оборот 7–8 млрд рублей в год и ежегодно растет на 10–15% как по объемам выручки, так и по прибыли. «Тех-Креп» входит в холдинг NRG Group, где Алексей Трошин также является совладельцем. В бизнесе он с конца 1990-х. В 1995 году переехал в Москву из Южно-Сахалинска — учился там в филиале Плехановской академии и сумел перевестись. Оказавшись в столице, еще во время учебы начал заниматься бизнесом. «Меня давно посещали мысли о деньгах», — говорит он. Тем более что по дороге из общежития в Плехановскую академию находилась Центральная российская универсальная биржа. Еще на втором курсе Трошин попробовал вложиться в акции, но попытка оказалась неудачной — «сгорели» высланные родителями на учебу деньги.

В бизнесе Трошин всегда держался вместе с партнерами: познакомились они еще во время учебы и до сих пор работают сообща. Торговали всем, что попадалось под руку, в том числе возили кожаные куртки с рынка в Лужниках на Сахалин, продавали бытовую технику и аккумуляторные батареи. В общем, бросались из стороны в сторону, в целом с 1999 по 2008 год перепробовав до 25 направлений. «Проекты появлялись и отмирали путем естественного отбора, это была хаотичная история», — вспоминает Алексей Трошин.

Самое старое направление в их бизнесе — энергетика, компания «Энергон» (открывшаяся в 1998 году), которая занимается дистрибуцией аккумуляторных батарей для систем бесперебойного питания.

В 2006 году партнеры создали еще одну компанию — «Балтэнергомаш», выпускающую трансформаторные подстанции, — и тогда же образовали холдинг NRG Group. Но лучше всего сыграла ставка на вроде бы, скромный и незаметный рынок строительного крепежа, которым занялись в 2003 году: компания «Тех-Креп» стала флагманским предприятием в группе. «Казалось бы, зачем тратить жизнь на какие-то метизы, если вокруг росли разные рынки, в том числе бурно развивались стройка и производство стройматериалов вроде гипсокартона и сухих смесей? О крепеже никто и не думал, — говорит Трошин. — Он занимает не больше процента в общей смете строительства».

В крепежный бизнес, который тогда был одним из пяти-шести бизнесов в NRG Group, инвестировали первоначальный капитал в 200 тысяч долларов. Потом вкладывали еще и в общей сложности за эти годы только в производственные и складские активы «Тех-Крепа» вложили более миллиарда рублей.

В 1990-е импортеры крепежа доставляли товар сначала на самолетах из США, рассказывает Трошин, потом переключились на поставки из Европы, причем тогда там еще существовали производственные мощности, но производство уже начинало перекочевывать в Тайвань, который потом стал производить до 70% всего объема мирового рынка крепежа. «В эту первую волну мы и попали, — говорит Трошин. — Первые наши поставщики были из Тайваня». Китай тогда был еще довольно закрытой страной. Да и работали китайцы так, что просто не могли обеспечить стабильных поставок товара хорошего качества.

«Рынок крепежа очень сложный — а я видел немало рынков, и на них удавалось зарабатывать, — говорит Алексей Трошин. — Это только кажется простым: привез фуру крепежа и продал. На самом деле это как зыбучие пески — постоянно меняются как ценовая конъюнктура и цены на сырье, так и каналы сбыта. Только что-то построишь, как оно разрушается».

Начать с дюбеля

Начав с импорта разных видов строительного крепежа, предприниматели вскоре задумались о собственном производстве отдельных его элементов. Привозить крепеж из-за рубежа становилось менее выгодно — по крайней мере пластиковый: он хотя и легкий, но объемный, и транспортировать его на дальние расстояния неоправданно дорого.

«Производить мы начали сперва самый простой дюбель, поставив несколько термопластавтоматов», — рассказывает Алексей Трошин. Производство оборудовали в 2007 году в Смоленской области в здании заброшенного железобетонного завода. Кроме пластика для «Тех-Крепа» там же выпускали и трансформаторные подстанции для «Балтэнергомаша». Постепенно наращивали продажи крепежа, открыли еще одну производственную площадку в Новосибирске и создали свою торговую марку Tech-Krep. В первую очередь развивали направление работы с пластиковыми материалами.

Всю номенклатуру пластикового крепежа (для внутренней и внешней отделки) компания сегодня выпускает сама, причем по полному циклу, перерабатывая в месяц до 300–400 тонн отходов пленки в ПВДгранулы и обеспечивая себя пластиковым сырьем. «Я думаю, что у нас вообще единственное в России такое производство», — утверждает Трошин. Пресс-формы для производства пластиковых деталей «Тех-Креп» тоже стал делать самостоятельно — раньше их заказывали в Европе и Китае.

Продажи пластикового крепежа занимают в обороте «Тех-Крепа» примерно 30% (в денежном выражении). В сегменте пластикового крепежа российские производители имеют до 70%, по оценкам Алексея Трошина. Со вторым крупным сегментом рынка крепежа — металлическими креплениями — дело обстоит иначе. Почти весь металлический крепеж и метизы, которыми компания также торгует, «Тех-Креп» закупает за рубежом, а в России на заводах («Мечел», «Северсталь», ММК) — лишь 10–15%. У крупных металлургов обычно есть подразделения, которые выпускают крепеж и метизы. Но это для них, разумеется, далеко не первый приоритет, основное — металлопрокат. Однако и в крепеже они нацелены на другой рынок — так называемого ответственного металлического крепежа, который используется при производстве оборудования. Из металлических деталей крепежа «ТехКреп» делает только гвозди для дюбелей, которые используются для крепления теплоизоляционных материалов (до 500 тонн в месяц).

Такие же, как все

Крепежные устройства выглядят настолько «всеобщими» и тривиальными, что трудно всерьез говорить об их конкурентных преимуществах, и все же у «Тех-Крепа» есть пара патентов на особую конструкцию дюбелей. «У нас было много экспериментов на эту тему, — рассказывает Алексей Трошин. — Мы патентовали изделия, которые для нас делались в Китае, но поняли, что это не очень-то защищает наши права. Чтобы ограничить кого-то в возможности производить подобные изделия, должна очень хорошо работать патентная и правовая система. И вообще в таких изделиях трудно выделить отличительные потребительские свойства. Для нас наиболее важно то, что наши изделия имеют техсвидетельство, утвержденное на государственном уровне».

В производственные и складские активы было вложено порядка миллиарда рублей

Бороться с засильем импорта на рынке крепежа можно, считает Трошин, но только очень постепенно: например, «Тех-Креп» в этом году приобрел оборудование для покраски саморезов — раньше на Тайване заказывали уже окрашенные.

Это, правда, только маленький передел, перенесенный в Россию. Во многих сегментах рынка крепежа импорт занимает все 100% — например, в саморезах для крепления гипсокартона. Быстрого роста доли отечественного производства на рынке металлического крепежа ждать не стоит, считает Алексей Трошин: дело в металле и ценах, которые периодически в Китае бывают значительно ниже, в нехватке на рынке сырья стабильного качества, ведь для российских металлургических заводов крепеж не важен, и они не заинтересованы в формировании стандартов на проволоку и прочее сырье для таких изделий. Собственно говоря, такая ситуация наблюдается во многих производствах: какая-то часть производственной цепочки выпадает, а в итоге изготовление конечной продукции оказывается в зависимости от импорта. И здесь только за счет предпринимательской инициативы вряд ли получится что-то исправить (см. «Реиндустриализация как новый консенсус», «Эксперт» № 43 за 2019 год). Пока мы так легко отдаем подобные, казалось бы, не самые значительные переделы на сторону, вряд ли нам удастся сдвинуться с мертвой точки.

«Учитывая общую ситуацию на рынке металла, мы сегодня сосредоточены в плане развития, скорее, на работе со сбытовыми каналами, которые очень быстро меняются», — отмечает Алексей Трошин. Сейчас 30% продаж «Тех-Крепа» приходится на сети DIY (крупнейшие — «Петрович», «Оби», «Леруа Мерлен», «Касторама» и др.; компания присутствует в 80 сетях), и это наиболее динамично развивающийся канал. Остальное уходит через оптовый канал — у «Тех-Крепа» имеются сети дилеров и дистрибуторов в регионах. Именно за счет роста в сетях, требующего постоянного повышения уровня сервиса, удается увеличивать продажи. По оценкам самой компании, доля продаж «Тех-Крепа» в категории «крепеж» в крупнейших DIY-сетях достигает 25–27%.

Фото: Олег Сердечников, предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пощупать границы лояльности Пощупать границы лояльности

Кешбеки и проценты на остаток — это не более чем обдуманный маркетинговый прием

Эксперт
Памятка на зиму: как выбрать пуховик Памятка на зиму: как выбрать пуховик

Что нужно учесть и на что обратить внимание при выборе пуховика

Esquire
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха» Лара Гилмор: «Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха»

История о долгом пути к цели, гастрономии как двигателе социальных перемен

GQ
100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
7 способов остановить детские истерики 7 способов остановить детские истерики

Как справиться с детскими истериками, учитывая при этом чувства ребенка

Psychologies
Нам такие дóроги дороги Нам такие дóроги дороги

Платные хайвеи не должны подменять собой строительство бесплатных магистралей

Эксперт
Значит, война: российские звезды, которые терпеть не могут друг друга Значит, война: российские звезды, которые терпеть не могут друг друга

Кто из российских знаменитостей не выносит друг друга?

Cosmopolitan
Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею

Картина Александра Литовченко изображает богатство русского царя Ивана Грозного

Дилетант
Нежная игра: как женщины отвоевывают себе место в бейсболе Нежная игра: как женщины отвоевывают себе место в бейсболе

Первый женский чемпионат мира по бейсболу прошел только в 2004 году

Forbes
Создайте нормальные условия для бизнеса Создайте нормальные условия для бизнеса

И тогда российские компании не будут уступать конкурентам

Эксперт
Можно ли заработать на перепродаже вещей Можно ли заработать на перепродаже вещей

Подумайте о том, чтобы вложить деньги в одежду и аксессуары

GQ
Чудеса и аномалии великой войны Чудеса и аномалии великой войны

В 1941–1945 годах события пошли по наименее вероятному из возможных вариантов

Эксперт
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Как сохранить хорошие отношения с бывшими? Как сохранить хорошие отношения с бывшими?

Не пытайтесь стать друзьями сразу после расставания

GQ
Безглютеновая диета: необходимость или дань моде Безглютеновая диета: необходимость или дань моде

Как кишечник влияет на моральное здоровье человека

СНОБ
Время первых Время первых

Гонзо-репортаж от Мити Фомина из Северного ледовитого океана

Playboy
Близкие контакты: как и зачем пользоваться NFC Близкие контакты: как и зачем пользоваться NFC

Немногие знают, для чего нужна функция NFC

Популярная механика
Сибирские ученые исследуют палеогрибы: древние загадки природы Сибирские ученые исследуют палеогрибы: древние загадки природы

Одни из древнейших грибов, найденные в осадочных породах на территории Якутии

Популярная механика
Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании

В 2018 году бренду Ralph Lauren исполнилось 50 лет

РБК
История Богдана Сташинского — советского шпиона и убийцы Бандеры, который влюбился в немку и перебежал в Западный Берлин История Богдана Сташинского — советского шпиона и убийцы Бандеры, который влюбился в немку и перебежал в Западный Берлин

Где шпионы, там и любовь. Так обычно бывает в фильмах. Но это реальная история

Правила жизни
Вырастили детей... и бренды! Уизерспун, Альба и другие звездные бизнес-мамы Вырастили детей... и бренды! Уизерспун, Альба и другие звездные бизнес-мамы

Женщины, которые построили собственный бизнес после рождения детей

Cosmopolitan
Голливудская стройность: щелочная диета для похудения, меню на неделю Голливудская стройность: щелочная диета для похудения, меню на неделю

Секрет вечной молодости мировых звёзд

Cosmopolitan
Остановить запуск старения! Как круто выглядеть в 40 — на примере звезд Остановить запуск старения! Как круто выглядеть в 40 — на примере звезд

Выглядеть в 40 лет эффектно — вполне в наших силах

Cosmopolitan
7 главных правил безопасности домашнего электрика, которые должен соблюдать каждый 7 главных правил безопасности домашнего электрика, которые должен соблюдать каждый

Каждому из нас время от времени приходится ремонтировать электрику в доме

CHIP
«Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни «Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни

Музыка и бизнес-проекты Нипси продолжают работать и после его смерти

Forbes
Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс

Несмотря на трудности, можно прожить в счастливом браке 65 лет

Cosmopolitan
Вторая китайская волна Вторая китайская волна

На российском автомобильном рынке — очередная волна наступления китайских марок

Эксперт
Куда плывёт плаун? Куда плывёт плаун?

Как растения образуют «ведьмин круг»?

Наука и жизнь
Бодрость на весь день: простой комплекс упражнений для утренней гимнастики Бодрость на весь день: простой комплекс упражнений для утренней гимнастики

Как зарядиться энергией без кофеина и улучшить обмен веществ

Cosmopolitan
Открыть в приложении