Что такое нейроэстетика, или как наш мозг воспринимает искусство
Вы наверняка слышали, как искусство и науку противопоставляют друг другу. Якобы первое – это творчество в чистом виде, мир вдохновения и ощущений, тогда как второе – закономерности, формулы и факты. Молодая наука – нейроэстетика – призвана развеять этот миф.
Оказывается, художники – те же исследователи. Чтобы их картины должным образом повлияли на зрителей, необходимо учитывать строение человеческого мозга и процессы, которые в нем происходят.
Приставка «нейро»
Еще в XVIII веке был введен термин «эстетика». То есть наука о чувственном познании действительности. Впрочем, отсутствие подходящего названия не мешало и античным мыслителям задаваться вопросами красоты и гармонии.
С развитием точных наук и изучением человеческого организма стало понятно, что даже такое чувственное явление, как искусство, начинается отнюдь не с сердца (а тем более – души). Все пути ведут в мозг.
Раньше считали, что красота изображения зависит, например, от пропорций золотого сечения. Теперь выясняется, что этого мало, что мозг устроен сложнее – а вместе с тем и механизмы восприятия человека. Эстетическое чувство возникает как совокупность психофизиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов головного мозга.
Итак, к эстетике прибавили приставку «нейро». Нейроэстетика – это наука на стыке когнитивной психологии, нейробиологии и эстетики. Главная ее задача – понять, как мозг воспринимает произведения искусства, что такое красота с научной точки зрения. Термин ввел профессор Университетского колледжа Лондона, британский нейробиолог Зеки Семир. Случилось это только в 2002-м году. Получается, наука в самом деле совсем молодая.
Эксперимент Зеки Семир
Профессор применил технологии нейровизуализации, чтобы выяснить, какие участки мозга отвечают за восприятие красивых вещей. Семир узнал, что этот процесс происходит там же, где человек оценивает привлекательность других людей. Эксперимент заключался в следующем. Несколько десятков человек смотрели на полотна Сандро Боттичелли, Клода Моне, Джона Констебла, Рембрандта, Леонардо да Винчи и Поля Сезанна. В этот момент их мозг сканировали при помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии).
Участники поделились впечатлениями – работы художников им понравились. И это было правдой – активность определенных зон мозга каждого увеличилась более чем на 10 %. Кроме того, ученый засек всплеск дофамина в орбитофронтальной коре головного мозга – именно она связана с удовольствием и желанием.
Сам Зеки сравнил художника с неврологом. Живописцы – чаще всего неосознанно – используют визуальные инструменты, чтобы производить впечатление на зрителя, исследовать возможности человеческого мозга и перцепцию (то есть отражение реальности органами чувств).
Роль зрения в восприятии искусства
Начнем с того, что на восприятие искусства сильно повлияла эволюция. Зрение помогало людям распознавать три важных объекта: угрозу, добычу и партнера. Кроме того, мозг ищет целое, а при необходимости сам это целое собирает из отдельных кусочков. Он получает удовольствие, когда удается решить «задачку» и собрать единую картинку из разрозненных элементов. И это ключевой момент. Многие законы нейроэстетики построены на механизме «самовознаграждение» мозга за решение загадок.
Что касается зрения, то вот почему оно играет важную роль. Есть такой тип нервных клеток – зеркальные нейроны. Они связывают увиденное с моторным ответом мозга. Эти нейроны активируются и тогда, когда мы сами совершаем действие, и когда это делает кто-то другой. Мы перенимаем чужой опыт на мозговом уровне. До конца функции зеркальных нейронов науке еще неизвестны. Но есть вероятность, что именно они отвечают за способность к эмпатии и к получению навыков путем имитации. Получается, искусство – это в какой-то степени форма визуализации фантазий. Оно активирует те же участки мозга, что и реальные события. Только в воображении нет рисков и опасностей – как, впрочем, и настоящего удовольствия.