Хоть горшком назови
Какие отечественные автомобильные имена следует возродить

Какими будут автомобили возрождаемого бренда «Москвич», кажется, пока не знают даже те, кто такую реинкарнацию придумал. Доподлинно известно только то, что изначально они будут иметь китайские корни. Ничего худого в этом, конечно же, нет. Во-первых, и первый «Москвич», простите за тавтологию, срисовали с немецкого Opel Kadett. Во-вторых, Москва – многонациональный мегаполис, где были не только немецкая слобода, но и Китай-город. В-третьих… впрочем, мы сейчас хотим поговорить о другом. А именно – вспомнить, какие еще забытые автомобильные имена могли бы пригодиться нам в деле созидания своего собственного, импортозамещенного автомобильного хозяйства.
Астеро
Это имя мало кто сейчас вспомнит. Впервые представленный на Московском автосалоне в 1997 году автомобиль был изготовлен в количестве около тридцати экземпляров. Выпуск этой машины был налажен на 57-м экспериментальном заводе в Санкт-Петербурге, а также на предприятии «АГ Автоком» в Бурятии. До конца неясно, что повлияло на выбор имени. Похоже на то, что оно было образовано от слова «астероид». Действительно, благодаря панелям из стеклопластика и футуристичному дизайну, за который отвечал Геннадий Хаинов, один из самых известных самодеятельных автомобильных конструкторов СССР, автомобиль напоминал какой-то внеземной объект. Выпущенный приблизительно в те же годы Isuzu Vehicross смотрелся бы рядом более чем традиционно. Правда, конструктивно все было довольно просто. В основу лег классический УАЗ-31514, в просторечии известный как «Козел». Возможно, причиной провала проекта и оказалось то, что из-за художественной разноголосицы у потенциального клиента не получилось отделить агнцов от козлищ. Во всяком случае, имя получилось довольно запоминающимся и могло бы быть использовано в будущем без привязки к неудачливому внедорожнику.
Волга
История нашего знаменитого бренда началась в 1956 году с появлением модели ГАЗ-21. Стильный дизайн и логотипы были разработаны художником-конструктором Львом Еремеевым. Не без оглядки на американский опыт, в частности – компании Ford. За свою относительно долгую историю марка выпустила совсем немного моделей, но в итоге вернулась к своим американским корням. Последней моделью, выпускавшейся под легендарным именем, оказалась Volga Siber. И если название «Волга» вызывает прямые ассоциации с великой русской рекой, то «Siber» читается не так однозначно. На ум приходят параллели не только с Сибирью, но и с американской моделью Sebring от компании Chrysler, легшей в основу последнего поколения «Волг». Вопрос о возрождении бренда поднимался не раз. В частности, обсуждалась идея выпускать под ним коммерческие автомобили Группы ГАЗ. Пару лет назад в интернете появились рендеры якобы возрожденной «Волги», которую планировалось строить на платформе Skoda Octavia. Но это оказалось «газетной уткой» или фейком, как принято говорить сегодня. Хотя задумка неплохая.
Гренадер
Пикап с таким именем был представлен в 1997 году. Разработали его совместными усилиями НАМИ и тогда еще здравствовавший завод АЗЛК. Что примечательно, внедорожник представлял собой «сборную солянку» из различных отечественных комплектующих. В основе всего был УАЗ-31512. Что же касается силовой установки, то это был 105-сильный агрегат Горьковского автозавода. Кабина и компоновка салона были позаимствованы у довольно редкого «Москвича-2335», выполненного в стиле австралийских «Ютов». «Гренадер», несмотря на боевое название, не вызвал большого интереса у публики, а потому так и остался в единственном экземпляре. А зря. Могла бы получиться неплохая альтернатива таким зарубежным бестселлерам, как Mitsubishi L200 и Toyota Hilux. Но, возможно, все еще впереди. И пусть нас не смущает факт существования внедорожника с именем Ineos Grenadier. В конце концов там тоже не все так однозначно с авторским правом. Машина, которую задумал Джим Рэдклифф, недвусмысленно напоминает Land Rover Defender предыдущего поколения.
Дукс
В начале XX века акционерное общество «Дукс» зарекомендовало себя тем, что выпускало замечательные паровые машины, автомобили, а потом еще и аэропланы. Причем современники отмечали высокое качество всей вышеупомянутой продукции. Авиационная специализация осталась у предприятия и после национализации, простите за каламбур. Переименованный в Государственный авиационный завод № 1, он в годы Великой Отечественной выпускал самолеты «МиГ». К слову, в 1993 году заводу было возвращено историческое название – «Дукс». Что касается этимологии названия, то здесь нет однозначного ответа, есть лишь догадка. Возможно, секрет кроется в имени основателя акционерного общества – Юлия Александровича Меллера. Дело в том, что на латинском языке Dux – это одно из высших воинских званий римской армии. А с именем Юлий тяжело не поддаться соблазну и не возомнить себя Цезарем. Правда, в наше время, когда в Госдуму внесен законопроект о запрете вывесок на иностранных языках, возрождать марку имеет смысл именно как «Дукс». На этот счет, кстати, стоит задуматься и УАЗу, который пишет на своих машинах «Patriot». Будто это не русский внедорожник, а американский зенитно-ракетный комплекс.
Ё-мобиль
Пожалуй, «Ё-мобиль» следует считать одним из самых громких и в то же время скандальных проектов последнего времени. Детище бизнесмена Михаила Прохорова было представлено как создание семейства компактных гибридных автомобилей, которые не только должны были стать последним словом техники, но и на 90 процентов состоять из отечественных комплектующих. О том, почему проект сдулся, говорить не будем, поговорим о его имени, которое не забылось и в принципе могло бы пригодиться. Одна из версий его этимологии такова. Якобы название «Ё-мобиль» впервые пришло в голову белорусскому дизайнеру Владимиру Цеслеру. В одном из интервью он говорил, что буква «Ё» максимально отвечает концепции проекта. Во-первых, это абсолютно русская буква, на которую падает ударение. Во-вторых, это новое название, не имеющее аналогов в мире. И в-третьих, краткость. Помимо этого, автор упоминал положительную коннотацию среди молодежи. Но мыто, корифеи русского языка, все еще помним, в каких ситуациях принято употреблять эту замечательную во всех отношениях букву. Впрочем, если проект взять и довести до ума, то восприятие буквы «Ё» будет немного более оптимистичным.