Почему президент не пристегнулся ремнем безопасности за рулем «Камаза»

АвтоМирАвто

Даешь стране ремня!

Почему президент не пристегнулся ремнем безопасности, открывая новый Крымский мост за рулем «Камаза», и можно ли так поступать другим российским водителям?

Текст Алексей Лучников

Триумфальный проезд российского президента на КамАЗе по Крымскому мосту был растиражирован российскими и зарубежными СМИ. А потому незамеченным не осталось, что Владимир Путин весь, извините, путь преодолел, не будучи пристегнутым ремнем безопасности. Это не могло не вызвать бурного обсуждения в околоавтомобильной и заодно в оппозиционно-либеральной среде, не преминувшей в очередной раз посетовать на системное беззаконие. Однако вот что заявил РБК руководитель центра по связям с прессой и общественностью ФСО Александр Рясков: «Это было культурно-массовое мероприятие. На тот момент [дорога расценивалась] как строительная площадка, которая не регулируется нормами правил дорожного движения».

Что говорят правила?

Пункт 2.1.2 Правил дорожного движения безапелляционно обязывает водителя при движении транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не последовавшим примеру кормчего. Это касается любого случая движения по дороге, а к дороге относится практически все: от современной автомагистрали до заросшей бурьяном грунтовки. Территории дворов, паркингов, заправок и прочих сооружений, предполагающих движение транспорта по ним, тоже относятся к дороге. Причем вообще-то неважно, сдана дорога официально в эксплуатацию, или нет – в действующем российской законодательстве это нигде не оговаривается.

Нужен ли ремень всем пассажирам?

В Правилах дорожного движения нет никаких оговорок относительно местонахождения пассажира в салоне. То есть требование пристегиваться касается как сидящих спереди, так и на заднем сиденье. Если водитель не пристегнется сам и не проследит, чтобы это сделали все пассажиры, ему грозит штраф в размере одной тысячи рублей. Чтобы пассажиры не думали, что за все отвечает водитель, аналогичное требование есть в ПДД и для них. Независимо от вида и расстояния перевозки если в автомобиле или автобусе есть ремни, ими надо пристегнуться. Если этого не сделать, то могут оштрафовать не только водителя, но и пассажиров. Правда, штраф в два раза меньше – 500 рублей, а если повезет, то можно ограничиться и предупреждением. Но при этом к ответственности привлекается каждый пассажир, не выполнивший требование ПДД.

У водителя есть и другие причины не трогаться с места до тех пор, пока он не убедится, что все пряжки вставлены в замки: в случае получения тяжкой травмы или гибели пассажира, ему придется нести уже уголовную ответственность за свои действия со всеми вытекающими последствиями.

Как ремни влияют на безопасность?

Ремни – это, пожалуй, наиболее эффективное и одновременно простое средство пассивной безопасности, нашедшее свое место в автомобиле полвека назад благодаря концерну «Вольво». Да, современные конструкции с их преднатяжителями и «умной» электроникой простыми уже не назовешь, но само их предназначение и механизм действия в ходе эволюции не изменились. В случае аварии они должны удержать водителя и пассажира на месте и тем самым в среднем вдвое снизить риск получения смертельной травмы. В отношении задних сидений многочисленные исследования дают менее однозначные результаты (разные источники свидетельствуют, что вероятность гибели пассажира уменьшается на величину от 25 до 75%), но суть по-прежнему неизменна: в случае аварии «привязанный» обитатель салона имеет больше шансов выжить. Истории о том, что непристегнутый ремень спас кому-то жизнь, оставим специалистам по теории вероятности, а сами обстоятельно пройдемся по требованиям закона.

До сих пор не все российские водители понимают, что пристегиваться надо обязательно. Для самых безответственных продаются даже заглушки для замка ремня безопасности. Учтите, что их использование во время движения – прямое нарушение закона!

Сколько россиян не пристегиваются?

Как бы там ни было, за последние годы ремни безопасности стали применяться в нашей стране значительно чаще. Свою роль сыграло и повышение штрафов, и пропаганда, и желание равняться на цивилизованные страны. Результаты опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения, свидетельствуют, что всегда пристегиваются более 80% водителей и в среднем около половины пассажиров. При этом на передних сиденьях из десяти пассажиров стараются пристегиваться, как минимум, семь. А вот обитатели заднего ряда гораздо менее дисциплинированны, поскольку из них используют ремень менее четверти. Возвращаясь опять к президенту нашей страны, смеем предположить, что поставленную им в новой «майском указе» цель в 3,5 раза сократить смертность на дорогах за ближайшие шесть лет не выполнить, пока мы так легкомысленно относимся к собственной безопасности.

Что происходит при фронтальном ударе с пассажирами второго ряда

Пристегнутый пассажир при фронтальном ударе остается на своем месте и шансов не пострадать аварии у него на 75% больше, чем у того, кто не пристегнут
Задний пассажир, который пренебрег ремнем безопасности, при фронтальном ударе буквально вылетает вперед, травмируя себя и водителя

Развеиваем мифы

Несмотря на то, что ремни безопасности получили повсеместное распространение уже достаточно давно, дискуссия об их пользе или вреде не прекращается. Кто-то считает, что пристегиваться или нет – это личное дело человека, ведь он заботится исключительно о своей жизни и здоровье. В свое время с этой точкой зрения категорически не согласился Верховный суд в процессе рассмотрения заявления гражданина об отмене этой нормы ПДД. Судьи исходили из того, что, во-первых, даже после столкновения автомобиль может продолжить движение. Следовательно, во избежание усугубления последствий важно, чтобы водитель был в сознании. Кроме того, гибель или травматизм человека – это не только личное дело его самого и его близких. Государство, потратившее деньги на то, чтобы вырастить и выучить человека, будет нести потери, связанные с его лечением и утратой трудоспособности. Среди популярных заблуждений есть и такое, что ремни необязательны при наличии подушек безопасности. На самом деле все с точностью до наоборот: при неиспользовании ремней безопасности в определенных ситуациях подушка способна больше навредить, чем помочь.

Фото: Администрация Президента России; cablewirecanada; Avtoinstall/youtube.com; Kadmy/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мерцающие поля Брюса Манро Мерцающие поля Брюса Манро

Брюс Манро придумал акриловые шарики, а ландшафтные дизайнеры всего мира оценили

Популярная механика
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Открыть в приложении