Авто в один клик: как проходит цифровизация «ВТБ Лизинга»
Мы привыкли к тому, что все больше вопросов решается через смартфон. И этот опыт распространяется на все отрасли. О том, как цифровизация трансформирует рынок автолизинга, — в интервью с Дмитрием Ивантером, генеральным директором ГК «ВТБ Лизинг», председателем совета НП «Лизинговый союз».
Рынок автолизинга сегодня растет стремительными темпами. Он рос даже в прошлый сложный для экономики в целом год, когда совокупные автомобильные продажи в России упали на 9%. 2021 год открывает перед автолизингом новые перспективы: в первом квартале «ВТБ Лизинг» передал клиентам на 20% автомобилей больше, чем в том же периоде 2020-го, машин для такси было передано в три раза больше. И в компании верят, что цифровизация сервисов в скором будущем может привести к кратному увеличению показателей и быстрому значительному росту доли лизинга в автомобильных продажах в стране. О рынке, новом сервисе подписки на авто и развитии автомобильной экосистемы мы поговорили с Дмитрием Ивантером, генеральным директором ГК «ВТБ Лизинг», председателем совета НП «Лизинговый союз».
— В группе ВТБ сейчас происходит цифровая трансформация. Как в этом процессе участвует «ВТБ Лизинг»?
— Мы занимаемся цифровизацией процессов с 2018 года и ставим перед собой две глобальных цели. Первая — перевод лизинга в онлайн и цифровизация всех процессов, с которыми соприкасается клиент. Вторая — перевод всех процессов внутри компании из бумаги в цифру.
По первой задаче у нас есть два проекта по построению нашего базового сервиса для цифрового лизинга и цифровой сделки. Сейчас мы внедряем в работу различного рода микросервисы и параллельно строим сервис, где все делается безбумажно, начиная с выбора транспортного средства и до момента его выдачи клиенту.
— Цифровая трансформация в большей степени касается именно рынка автолизинга. Почему так происходит?
— Автолизинг — самый большой сегмент рынка по количеству предметов лизинга, потенциально это 1,7 млн автомобилей в год — столько транспортных средств было продано в совокупности в России в 2020 году. Сюда входят и автомобили для бизнеса, и автомобили для личного пользования.
Мы хотим оцифровать именно автолизинг, так как эта часть бизнеса лучше всего поддается стандартизации.
В отличие от корпоративных запросов, более индивидуальных, запросы на лизинг транспортных средств можно обработать алгоритмически: там есть риск-модель и стандартный процесс предоставления лизинговой услуги. Помимо этого, автоматизация удешевляет процесс лизинга, что важно именно для малого и среднего бизнеса с небольшим штатом.
Кроме того, это растущий рынок. Даже в сложном прошлом году рынок в целом на 9% снизился, а автолизинг вырос. В первом квартале этого года мы в автолизинг передали 6700 автомобилей — это почти на 20% больше, чем в прошлом году. Плюс у нас средний чек вырос на 27%, но не потому, что подорожали автомобили, а потому, что на 75% увеличилось число грузовиков и на 50% — спецтехники. Такси мы также выдали в три раза больше, чем в прошлом году: за первый квартал 2020-го — 350 машин, а сейчас — более тысячи.
— Вы создаете сервис для цифрового лизинга. Что он из себя будет представлять?
— Когда мы занялись этим проектом, поняли, что нам нужна экосистема, а не просто внутренняя платформа. И эту экосистему для автомобилей мы хотим развивать в двух направлениях.
Первое направление — это построение специализированной витрины с персонализированными предложениями под нужды бизнеса. Что это значит? Что для доставки еды мы будем предлагать одни транспортные средства, а для такси — другие. Мы ведь хорошо понимаем, где какие марки автомобилей и в какой комплектации можно использовать.
А второе — этот базовый микросервис мы хотим внедрить туда, где людям привычнее всего искать автомобили, например в сервисы AutoSpot, «Авто.ру» и «Авито». И наша задача — договориться с подобными партнерами.