История одного выпуска журфака МГУ 1960 года

Afternoon Seasons of lifeРепортаж

Курсовая

Текст Ольга Сергеева

Встреча с актрисой Татьяной Самойловой на факультете, конец 1950-х

Этот выпуск журфака МГУ получил дипломы в 1960 году. Это они, второкурсники, в 1956 году читали выдержки из тайного доклада Хрущева на ХХ партсъезде «О культе личности и его последствиях», они верили в свободу и социализм с человеческим лицом, они ехали на Целину, танцевали рок-н-ролл, стояли ночами за билетами на концерт Вана Клиберна, они меняли сам голос, интонацию страны, они были теми, кого позже назовут шестидесятниками. Газеты и журналы, радио и телевидение — 200 человек разлетелись по всему Советскому Союзу.

Журфак МГУ (сейчас – здание ИСАА), 16-я аудитория, «Последний звонок»

В следующий раз всем курсом они встретятся через 20 лет. И встречи станут ежегодными. На этом курсе учился мой папа, Станислав Викторович Сергеев, и кого‑то из его университетских друзей я помню с детства, но с большинством встретилась, когда папа стал брать меня, тогда еще студентку журфака, на встречи со своими однокурсниками. Несколько лет назад папа вместе с двумя товарищами, философом и политологом Григорием Водолазовым и историком Владимиром Хоросом, придумал и выпустил книгу воспоминаний «Курсовая работа», в которой встретились все — и живые, и ушедшие студенты того курса. Папы не стало в ноябре 2020 года, в компьютере остались новые воспоминания, которые он начал собирать сразу после выхода первого издания книги. Вместе с сыном папиной подруги Елены Львовны Павловой мы занялись вторым изданием «Курсовой». И еще — продолжили собирать курс. Теперь мы встречаемся дважды в году: на день рождения Московского университета 25 января и на день факультета в первую пятницу июня.

С папой, Станиславом Викторовичем Сергеевым
Возле главного здания МГУ на Ленинских горах

На выпускном они были похожи на голливудских звезд, а на субботниках были обычными ребятами
Станислав Сергеев,
через несколько
лет он придет
работать в самую
прогрессивную
газету
страны —
«Известия».

Получилось, что папа оставил мне в наследство целый сонм своих друзей, они и родители, и друзья, и учителя. Каждая наша встреча — как будто поездка на синем троллейбусе, который летит от журфака МГУ до места нашего сегодняшнего сбора. Под ним проносится жизнь этого курса и страны, рождаются и вырастают дети, появляются внуки и седина. Они приходят на встречу, сегодняшние. И пленка начинает откручиваться назад. Троллейбус мчит их в 1955 год, на Моховую, и вот они молодеют, веселеют, сыпят шутками, читают стихи, поют, обнимаются. Я немножко зайцем еду с ними по этому маршруту. И каждый раз думаю: надо снять фильм, сохранить голоса, редчайшее отношение друг к другу и к общему прошлому, которое продолжается в настоящем. В начале лета, после очередной встречи, решилась. Мы запустили краудфандинг на платформе Planeta.ru, а в конце лета отсняли все интервью. Работа над фильмом «Курсовая работа» идет параллельно со сбором денег, премьера, надеюсь, состоится 25 января. Впереди монтаж, а пока я читаю расшифровки интервью и в совершенно разных историях и судьбах вылавливаю общее, рифмы, черты поколения шестидесятников.

Григорий Водолазов

Философ, политолог

Я бы не стал называть наш курс «легендарным». Легендарным было время. Легендарными были истоки, которые сформировали наше поколение.

Во-первых, мы дети войны. И навсегда в памяти — дробная поступь проходящих за окнами, отправляющихся на фронт батальонов, с их возвышенно-прекрасными и грозными песнями: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». И — трагически-взволнованный по радио левитановский голос: «Граждане! Воздушная тревога!» И сразу же гаснут огни улиц, квартир домов. И — протяжный вой сирен, и — мечущиеся по темному московскому небу лучи прожекторов. И вскоре — постепенно приближающийся вал самолетного гула, и — громовые разрывы, и — дрожание стен и оконных стекол… Отцы — на фронте, матери трудятся не покладая рук. И все тяготы военного времени ложатся и на наши детские плечи. Мы росли маленькими мужчинами, в дружеском единстве с товарищами, друзьями, со всей страной. Вот это чувство родственности с ближайшими людьми и со страной в целом — оно с детства прививалось нам.

Второй исток — это Октябрьская революция. Мы воспитывались на ней. Наш герой — Павка Корчагин, мы были романтиками и идеалистами. Мы еще не знали крови и жестокости революции, но верили в ее главную справедливость. Мы часто вспоминали слова французского революционера Лустало: «Правители кажутся вам великими только потому, что вы стоите на коленях. Встаньте с колен!» Вот это «встаньте с колен» было девизом и нашей революции. И стало нашим жизненным принципом.

ХХ съезд партии — третий исток. Февраль 1956-го года, мы на первом курсе. Многие наши ребята — из семей «врагов народа». И вот представьте — с нас снимают эти оковы, мы нормальные люди среди других нормальных людей. Это было освобождение.

И четвертый исток — русская культура. Мы были воспитаны на Пушкине, Лермонтове, Радищеве, Чернышевском, Чехове, Толстом. Наши профессора: А. В. Западов, В. А. Архипов, В. А. Ковалев, М. М. Кузнецов — подпитывали эту любовь. Мы ценили это Пушкинское начало в литературе, мы равнялись на товарищество, которое было в Царскосельском лицее. Наш курс был один из немногих на факультете, который стал регулярно, подобно лицеистам, собираться в определенный день.

Целину, степи на границе с Казахстаном, стали осваивать после войны

После ХХ съезда появилась надежда, что дни бюрократии сочтены, с нас начнется обновление страны, только надо «поднажать». Закончив университет, мы оказались в самой сердцевине шестидесятничества. Определяющие слова этого движения — гуманизм, человечность, демократия. Меня и нескольких моих товарищей с курса (Стаса Сергеева, Виктора Веселовского, а потом Андрюшу Золотова, Свету Юрчик) пригласили на работу в «Известия», ежедневную газету, которую возглавил молодой журналист Алексей Аджубей. Да, ему благоприятствовало то, что он был зятем Никиты Сергеевича Хрущева, но можно быть зятем и — обывателем. А он сделал газету экстра-класса, смелую, яркую, живую. До Аджубея тираж был 200 тысяч, а вырос до 18 миллионов. За ней стояли огромные очереди в киоски по всей стране. И вот мы, 20-летние, пришли в эти легендарные «Известия» на Пушкинскую площадь. Я проработал там три года и видел, как начала (увы!) подмораживаться «оттепель», порожденная ХХ съездом, как в нового бесконтрольного бюрократического идола превращался Хрущев, как «бронзовел» Аджубей, как испарялась народность аджубеевских «Известий». Мне захотелось во всем этом разобраться, и я ушел в аспирантуру МГУ.

Первая после выпуска коллективная встреча курса, 1980 год

Надежды чередовались с разочарованиями. Эти настроения отразились в моем юбилейном стихотворном послании нашей однокурснице Лидочке Аксеновой (Графовой), журналистке и правозащитнице, награжденной орденом Андрея Первозванного. Послании, которое, однако, заканчивалось на присущей нам всегда оптимистической ноте. Вот оно.

Памяти этой – просто, ну, сверхцена.
Проступает сквозь легкий ее ажур:
На углу Моховой и Герцена –
Нашей Юности знак – Факжур.

Позади уже Сталины, Берии.
И хотя им вернуться неймется…
Но мы-то с тобою верили:
С нас начнется!

С нас – хоть ты на Лубянке там тресни.
С нас – хоть будет нажим их лих.
Но с нас начнется вольная песня,
С нас начнется свободный стих.
Но бежали за днями дни,
И мрачнели подчас наши лики:
Мы болотных гнилушек огни
Принимали за солнца блики.

Все ж тащили свои мы вериги
По грязи заболоченных рек.
Вон на полках стоят мои Книги,
Твой Журнал «ХХI век».

Я-то знаю, что скажешь ты
В ответ на потомков упреки:
Слишком были большие мечты,
Слишком малыми были сроки.

Ну, а всё ж не сбылось ничего –
Ни надежды наши, ни чаянья.
Согласись же, что есть от чего
Впасть, черт возьми, в отчаянье.

Но бывают, друзья, чудеса:
И средь этого хаоса идиотского
Мы поднимем еще паруса
Лермонтова и Высоцкого.

Так подымем бокалы,
Содвинем их разом.
За парус Надежды!

Г. Г. Водолазов

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром 5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром

Современные автомобили давно стали гаджетами на колесах. Но что впереди?

РБК
Найдены жировые клетки, которые являются «пузырьковой защитой» организма Найдены жировые клетки, которые являются «пузырьковой защитой» организма

Группа исследователей обнаружила новый тип клеток в организме млекопитающих

ТехИнсайдер
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
Новая жизнь биткоина Новая жизнь биткоина

Почему государства проявляют все больше интереса к криптовалютам?

Монокль
Секрет паштета Секрет паштета

Паштет: критерии свежести и качества популярной закуски

Лиза
Разбитое сердце Брэда Питта Разбитое сердце Брэда Питта

Каково будущее у Брэда Питта, который в 61 год должен строить жизнь заново?

Караван историй
Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ! Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ!

Шесть планет встанут в ровный ряд на небе, — и вот как их можно увидеть!

ТехИнсайдер
Кто и когда сделал первое фото Земли из космоса? Узнайте интересную историю! Кто и когда сделал первое фото Земли из космоса? Узнайте интересную историю!

Как и когда появилась первая фотография Земли из космоса

ТехИнсайдер
Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену

О Евгении Леонове вспоминали люди, знавшие его по гастролям, съемкам, театру...

Караван историй
Горох Горох

В Нью-Йоркском ботаническом саду распускаются необычные цветы от Яёи Кусамы

Afternoon Seasons of life
Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой

Как при Людовике XIV сформировалось понятие частной жизни

СНОБ
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
Вопрос длины: как правильно подшить брюки Вопрос длины: как правильно подшить брюки

Рассказываем, как самостоятельно подшить вещь в домашних условиях

VOICE
Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод! Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод!

Как сделать цифровые снимки похожими на пленку: инструкция

ТехИнсайдер
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями

Эйджизм и дискриминация: проблемы молодых управленцев

Forbes
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории

Громкие книжные скандалы, связанные с обвинениями в плагиате

Forbes
10 черт, в которые влюбляются мужчины 10 черт, в которые влюбляются мужчины

Как происходит влюбленность у мужчин?

Psychologies
«Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни «Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни

На чем держится семья, если в ней проявляется чистый треугольник Карпмана?

Psychologies
Про сильный пол Про сильный пол

С возрастом нарушается работа важных органов и систем мужского организма

Лиза
Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка» Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка»

Отрывок из городского фэнтези в российской провинции «Неваляшки»

СНОБ
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
Открыть в приложении