«Гараж» открывает выставку и переходит на ответственное потребление

VogueКультура

Большая перемена

«Гараж» открывает выставку «Грядущий мир» и переходит на ответственное потребление. Возглавляет экодвижение директор музея Антон Белов

Фото: Павел Харатян. Стиль: Aнастасия Митина. Текст: Анна Федина

Бомбер, Ermenegildo Zegna; пуловер, Falconeri; брюки, Pal Zileri; кроссовки, Boss.

Вы попали в Эдем, и у вас в руках бейсбольная бита. Как вы поступите? Проверить себя этим летом можно будет в Музее современного искусства «Гараж», где частью масштабного проекта «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030‑2100» станет инсталляция калифорнийца Дуга Эйткена «Сад». Там же будет кухня с тараканами китайского художника Хуан Юн Пина, отсылающая к кухонным дебатам Хрущева и Никсона, гигантская паутина из саморазлагающегося скотча от базирующегося в Берлине коллектива Numen и соляная комната нашей Анастасии Потемкиной. Новозеландец Хейден Фаулер вслед за Йозефом Бойсом поселится в клетке с волком, только на этот раз благодаря очкам виртуальной реальности художнику будет казаться, что они с хищником в прерии. А гении иммерсивного театра Rimini Protokoll готовят секретный проект с единственными существами, которые живут вечно.

Выставка, для которой «Гараж» предложил полусотне художников поразмышлять о совместном будущем природы и человека, займет все пространство музея и площадь перед ним и, постепенно изменяясь, продлится полгода. Но тема ответственного отношения к миру не покинет музей и после закрытия экспозиции. «Гараж» уже запустил программу устойчивого развития. Собственно, с нее все и началось, идея выставки возникла уже в процессе.

«Года два назад мы с сотрудниками организовали проектный офис и стали думать, что мы можем поменять внутри музея, — рассказывает директор «Гаража» Антон Белов. — Не призвать посетителей меняться, а вдохновить на изменения прежде всего самих себя». Для начала убрали урны из-под столов в офисе и сделали раздельный сбор мусора, потом купили пресс для пластика и алюминия, чтобы не возить вместе с отходами воздух, установили солнечные батареи на крыше, стали собирать макулатуру и вообще практически отказались от бумажных буклетов, заменив их электронными каталогами и мобильными аудиогидами. В кафе «Гаража» теперь можно получить скидку, если прийти за кофе со своей кружкой. Крышечки одноразовых стаканов, а также контейнеры для еды навынос — из кукурузного крахмала и сахарного тростника. В лимонаде, который заказывает презирающий рабочие кабинеты Антон, вместо трубочки торчит макаронина букатини.

«Эта программа — плод совместных усилий. Я не верю, что если директор верит, а команда — нет, или наоборот, что-то может получиться. Тут как раз нужен фронт людей, каждый из которых привносит что-то свое и которые изо дня в день по чуть-чуть что-то делают и помогают другим. Я сторонник малых дел. Ты не можешь сразу все изменить, но можно начать собирать крышечки от пластиковых бутылок и участвовать в акции «Добрые крышечки», ну и пакетов меньше покупать».

Сам Антон на пути к ответственному потреблению продвинулся довольно далеко, хотя этого и не признает: «Я человек, который практически живет в самолетах и тем уже наносит вред. Каждый перелет — вредительство. Из остального транспорта у меня электрический автомобиль, электрический самокат и обычный велосипед. Я храню на балконе гигантский холщовый мешок, куда собираю мусор в переработку. Борюсь с магазинами, даже пишу жалобы типа: «У вас очень вредная упаковка, я не хочу ее потом мыть и сдавать, поменяйте ее на что-то более экологичное». Покупаю бытовую химию, соответствующую экостандартам. А еще я недавно был в Японии и обнаружил, что у них стиральные машины не греют воду, потому что они посчитали, что выброс горячей воды в канализацию сильно повышает нагрузку на атмосферу. Я‑то, по заветам бабушек, всегда считал, что лучше кипятить, а теперь тоже ставлю температуру не выше 30 градусов».

Про то, что стирается в машинке, отдельная история. Главный принцип — покупать реже, но более качественные вещи. И, как в искусстве, с понятным провенансом, чтобы без потогонных фабрик и рабского труда. В результате в модном шорт-листе Антона остались ботинки Prada, брюки и рубашки Marni, рубашки Gucci («и те и другие живут у меня годами и не приходят в полную негодность, несмотря на мое ужасное в отношении них поведение»), сумки Dior, рюкзак Bottega Veneta, а также базовые вещи Uniqlo, сшитые в России толстовки Garage, английские футболки Sunspel и японские джинсы («классные, удобные, стареют хорошо»). Для всего, что перестало приносить радость, существует внутрикорпоративный Garage Sale. «Я счастлив, если какая-то классная брендовая вещь, которую я очень любил, но которая вышла из моей внутренней моды, не пойдет на помойку, а доставит радость кому-то еще».

В отличие от одежды книги Белов покупает в промышленных масштабах, пополняя как домашнюю библиотеку, так и свое любимое место в музее — библиотеку «Гаража». «Если я чем-то увлекаюсь, будь то второй или третий авангард, урбанистика или какое-то специфическое течение в архитектуре вроде японского метаболизма, то пытаюсь собрать все, что известно по этому вопросу. Впрочем, книжки и сами каким-то образом материализуются в стенах офиса, а потом перемещаются в библиотеку. За время работы над «Грядущим миром» мы собрали впечатляющую подборку по устойчивому развитию и экологии на русском, английском, немецком».

Сейчас Антон читает все, что связано с Музеем искусств в Нукусе. Там стараниями переехавшего в 1950‑х годах в Узбекистан московского художника и искусствоведа Игоря Савицкого собрана выдающаяся коллекция гонимого тогда в столице русского авангарда. Жемчужины этого собрания пару лет назад показывал Пушкинский музей, но у «Гаража» планы амбициознее. «Нам мало просто привезти работы, мы хотим работать с Нукусом как с институтом. Для нас сейчас важная тема — постсоветское пространство. Мы хотим найти идентичность, которую мы потеряли. Найти то, что нас всех объединяет, и то, чем мы можем друг друга обогатить. Мы, конечно, можем сколько угодно говорить, что нам нужно делать выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке или чтобы нас полюбил Китай, потому что там много денег и населения. Но, наверное, важнее учиться работать с Ригой, разобраться, как существуют Казахстан и Узбекистан, искать художников в Армении, дружить с институциями в Грузии. У нас так много общего прошлого и совершенно нет настоящего и будущего, а хочется с помощью культуры и современного искусства создать такое совместное будущее, чтобы оно было интересно всем нам. Мы уже сделали проект в Астане, потом помогали открыть первые в Казахстане и Узбекистане центры современного искусства».

Имперские амбиции? «Нет, мы же не открываем «Гаражи» в каждом регионе, не навязываем свою повестку. Мы хотим найти институции, с которыми мы бы сами дружили и которые работали бы между собой, в обход Москвы. Краснодар с Казанью, Казань с Алма-Атой, Рига с Ташкентом».

Горизонтальные связи и инициативы снизу, которые развиваются благодаря правильной инфраструктуре, — любимая тема Белова. Он рад проектам вроде бара-галереи «Перелетный кабак», где смешались вино, искусство и джаз. И выделяет тренд на glocals — художников, которые, добившись мировой славы, не забывают малую родину: группировка «ЗИП» в Краснодаре, уроженец Чечни Аслан Гайсумов или Евгений Антуфьев из Тувы.

«Столицами арт-рынка, — говорит Антон, — как были Нью-Йорк и Лондон, так и останутся, но самое интересное в искусстве сейчас происходит не там, а в Берлине, Китае, Корее, Индии. Наши кураторы недавно вернулись из Вьетнама и были в полном восторге от местных художников. И в этой ситуации у России большое преимущество. Арт-рынок здесь развит плохо, поэтому искусство может развиваться бешеными темпами, потому что нет давления бизнеса».

На вопрос о том, каким он сам видит грядущий мир, Антон смеется: «Я вырос на советской фантастике, поэтому он будет прекрасный, загадочный и неожиданный. На звездолетах мы полетим осваивать галактики и планеты, и все будут счастливы с нами дружить. А тех, кто дружить не захочет, мы победим, потому что мы — добро».

Фото: Павел Харатян; архив Vogue. Стиль: Aнастасия Митина. Груминг: Марина Мелентьева. Макияж: Алексей Молчанов. Ассистент фотографа: Денис Измирлиев / Bold. Продюсеры: Карина Чистякова; Маргарита Синяева. Ассистенты продюсеров: Алиса Шмидт; Полина Никифорова; Марк Циома. Благодарим Музей современного искусства «Гараж» за помощь в проведении съемки

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оранжевое настроение Оранжевое настроение

Муся Тотибадзе выпускает дебютный альбом и обещает: «Закачаетесь!»

Vogue
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Где розовые очки? Где розовые очки?

Британец Тэрон Эджертон примеряет стразы и страсти молодого Элтона Джона

Vogue
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
О чём поведала астролябия VP-856 и как цифровые карты помогли заглянуть в прошлое О чём поведала астролябия VP-856 и как цифровые карты помогли заглянуть в прошлое

Как ученые и путешественники делали первые карты и измеряли расстояния

Наука и жизнь
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Дети стали старше Дети стали старше

Принцесса Диснея Зендая повзрослела и сыграла в модном сериале о наркоманке

Tatler
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак

Как отмыть засохшую в краске кисть разными способами

ТехИнсайдер
Она придумала мистера Рипли: почему все хотят экранизировать книги Патриции Хайсмит Она придумала мистера Рипли: почему все хотят экранизировать книги Патриции Хайсмит

Что посмотреть из фильмов, созданных на основе историй Патриции Хайсмит?

Forbes
История автомобиля «Чайка»: как выглядит машина, характеристики История автомобиля «Чайка»: как выглядит машина, характеристики

«Чайка» стала светлым символом. Но недостижимым для простого смертного

РБК
Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры

Пара из сверхмассивной черной дыры и черной дыры промежуточной массы

N+1
Это буквально мы Это буквально мы

Кто такие «Иксы», «Игреки» и зумеры и как им жить (в том числе вместе)?

VOICE
Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта Противник Шерлока, «горячий» священник и социофоб Рипли: как развивалась карьера Эндрю Скотта

Экранная эволюция Эндрю Скотта

Правила жизни
Александр Цыпкин: «Я не читаю свои рассказы ни за какие деньги, когда люди сидят за столами и едят. Ну, пока не читаю» Александр Цыпкин: «Я не читаю свои рассказы ни за какие деньги, когда люди сидят за столами и едят. Ну, пока не читаю»

«С детских лет меня особо привлекала приключенческая литература»

Коллекция. Караван историй
Первые и самые: 15 невероятных рекордов, установленных людьми в космосе Первые и самые: 15 невероятных рекордов, установленных людьми в космосе

Какие люди стоят за самыми удивительными прорывами в изучении космоса

ТехИнсайдер
Как национальный проект помог властям России изменить ситуацию в экологии Как национальный проект помог властям России изменить ситуацию в экологии

Что изменилось в сфере экологии в России?

ФедералПресс
Нечистый экспорт: как «серые» трейдеры управляют рынком угля Нечистый экспорт: как «серые» трейдеры управляют рынком угля

Что происходит с рынком угля в России?

ФедералПресс
От Новой Зеландии до Бангладеш: в каких странах самый чистый и самый грязный воздух От Новой Зеландии до Бангладеш: в каких странах самый чистый и самый грязный воздух

Как маленькие частицы способны убить человека?

Forbes
10 цитат Джеймса Бьюдженталя, которые помогут вам почувствовать себя живым 10 цитат Джеймса Бьюдженталя, которые помогут вам почувствовать себя живым

Цитаты Джеймса Бьюдженталя, которые помогут вернуть вкус к жизни

Psychologies
По праву слабого По праву слабого

Что понял о жизни писатель и лагерник Юрий Домбровский

Weekend
Открыть в приложении