Владимир Владимирцев: Во всем мире камни делят на цветные и бриллианты, но не в России
В чем тонкости русской огранки, как сочетать творчество и законы физики и почему не стоит опираться на мнение астрологов при покупке камней — в рамках проекта «Индустрия» «Снобу» рассказал Владимир Владимирцев, основатель ювелирной компании InterGems
![Владимир Владимирцев](https://cs.kiozk.ru/content/article/t0m/gi0/d8a/5mcikrfjovvad0xliet1ifr/msmprr.jpg?v=2&temp_url_sig=U73qwdbCy5LwUqWpH97a5A&temp_url_expires=1719317683)
InterGems существует на ювелирном рынке больше четверти века. Сперва как совместное российско-чешское предприятие (с 1996 года), потом как полностью российская компания. Она не перепродает ограненные камни, но создает свои огранки высокого качества, после чего камни InterGems используют многие российские и зарубежные производители.
Владимир, существует традиционное деление камней на драгоценные и полудрагоценные. Оно справедливо?
Во всем мире камни делят на цветные и бриллианты. Но не в России. У нас со времен Советского Союза сохраняется деление на драгоценные, полудрагоценные и поделочные (или недрагоценные). В СССР были жесткие правила, что считать драгоценным камнем. К ним относили бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и морской некультивированный жемчуг. Согласно нашему законодательству, работа с этой категорией камней требует особого учета и спецконтроля со стороны государства, что весьма усложняет работу с ними, например, индивидуальным предпринимателям. С полудрагоценными — мы их называем цветными — все значительно проще. И куда интереснее.
В чем принципиальное отличие огранок бриллиантов и цветных камней?
Более 70% бриллиантов гранят стандартной бриллиантовой огранкой на 57 граней. Для цветных камней огранка устроена много сложнее. Дело в том, что бриллиант обладает очень высокими оптическими характеристиками, в частности показателем преломления. У цветных камней — турмалинов, бериллов, гранатов — оптические показатели сильно отличаются, причем в меньшую сторону, поэтому нам приходится работать в относительно узком диапазоне и постоянно придумывать, как заставить камень сверкать. Использовать стандартные бриллиантовые углы нельзя, необходимо подбирать огранку в соответствии с оптическими особенностями каждого минерала. Цветным камням необходимо больше граней и другие пропорции. Чтобы гранить цветные камни, специалисту по огранке бриллиантов надо переучиваться. Обратное тоже верно. Однако после цветных переключаться на бриллианты никто не хочет. Это просто скучно!
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/t0m/gi0/d8a/5mcikrfjovvad0xliet1ifr/ggahvw.jpg?v=2&temp_url_sig=PukrWsLKcX69Pqbo5MB9VQ&temp_url_expires=1719317683)
Но огранка бриллиантов исторически все-таки появилась раньше?
Если в контексте огранки в России, то да; если в контексте огранки вообще, как вида деятельности, то с алмазами научились справляться позже остальных ювелирных камней, они все-таки самые твердые. Истоки современной российской огранки — в огранке бриллиантов, точно так же, как и все возможные формы камней отталкиваются от бриллиантов. Тут надо внести ясность. Форма — это силуэт камня при виде сверху: капля, круг, овал, багет, маркиза, кушон. Огранка — это тип граней: ступенчатая или клиньевая.
В случае самоцветов верхняя часть камня (корона) часто похожа на бриллиант, а снизу выстраивается специальная геометрия граней, комбинация клиньев и ступеней — и чтобы цвет не пропал, и чтобы максимально раскрыть игру камня. Кроме плоских граней мы умеем делать и вогнутые — так называемые конкейвы — и получаем необычные авторские экземпляры.
Что в огранке главное: сохранить вес, придать форму или подчеркнуть сияние?
Тут каждый решает сам для себя. От этого и получаются разные направления, или, если хотите, «школы» огранки. Есть азиатская огранка, и худший ее представитель — огранка индийская. В ней главная задача — сохранить вес, так как все камни продают за карат: чем крупнее камень, тем больше он принесет денег. Большая часть азиатских дилеров видят в этом прежде всего наживу и стремятся вытянуть максимальный вес, на полировку и геометрию граней внимания вообще не обращают. Есть классическая европейская огранка, прежде всего немецкая, родом из города Идар-Оберштайн. Тут главная задача — показать цвет камня, поэтому мастера хорошо выстраивают геометрию граней, формируют рисунок камня, но игре и блеску они не уделяют такого большого внимания.