Как семья Саклер подсадила на “легальный наркотик” всю Америку.

Правила жизниИстория

"Убийцы боли": история семьи Саклер, которая подсадила Америку на опиоиды и заработала миллиарды

Жанель Куандыкова

Название

В США назрел серьезный опиоидный кризис, который уже признан проблемой национального масштаба. Ежедневно от передозировки опиоидами умирает 142 человека, а общее число жертв в 2016-м году превысило суммарное число погибших при ДТП и от огнестрельных ранений. Многие приобретают зависимость и становятся наркоманами, принимая рецептурные обезболивающие. Один из самых популярных — препарат под названием оксиконтин, который производит американская фирма Purdue Pharma. Ее владельцы — семья Саклер, известные филантропы и попечители искусства. Разбираемся, как им удалось сколотить многомиллиардное состояние и подсадить на “легальный наркотик” всю Америку.

9 февраля известная американская фотохудожница Нан Голдин провела акцию протеста в Гуггенхайме — одном из самых популярных музеев Нью-Йорка, где выставляются, в том числе, и ее работы. Вечером в субботу Голдин и активисты созданного ею движения PAIN (Prescription Addiction Intervention Now) пришли в музей и бросили с верхнего этажа пачку флаеров, оформленных в виде рецептов на 80-миллиграммовые таблетки оксиконтина. На них были разные цитаты, например, одна из них: "Если не контролировать употребление оксиконтина, то с высокой долей вероятности он вызовет зависимость. Так насколько существенно вырастут наши продажи?".

Оксиконтин — популярное в США рецептурное обезболивающее на опиоидах, которое в два раза сильнее морфина. Его производит компания Purdue Pharma, принадлежащая Саклерам — одной из богатейших американских семей. С 1996 года, когда препарат поступил в продажу, в США от передозировок погибли более 200 тысяч человек. Конечно, не все смерти связаны именно с оксиконтином или другими обезболивающими — многие из погибших, начав с опиоидов, переключились на другие наркотики — например, героин. Но именно Purdue Pharma Саклеров добилась “дестигматизации” применения опиоидов в медицине и заняла лидирующие позиции на рынке обезболивающих длительного действия.

Три года назад врач прописал Нан Голдин оксиконтин. Она принимала препарат строго по рецепту, но вскоре не могла без него обходиться, увеличивая дозу и перейдя на наркотики. На освобождение от пагубной привязанности ушло десять месяцев. После этого она объявила “войну” семье Саклер и решила во что бы то ни стало добиться того, чтобы их привлекли к ответственности. “Когда я слезла с лечения, я узнала о наркозависимых, которые умирали от моего лекарства, оксиконтина. Я узнала, что Саклеры, чья фамилия мне знакома по музеям и галереям, ответственна за эти смерти. Эта семья придумала, рекламировала и поставляла оксиконтин. Я решила вывести их из тени и привлечь к ответственности”, — говорится в петиции Голдин на Change.org.

Рассказываем, что из себя представляет бизнес семьи Саклер, как им удалось построить империю, основанную на боли, и почему вокруг них сейчас сгущаются тучи.

9ad8e9d01c29fa3296fdd23897609428.jpg
Один из флаеров, которые активисты разбросали в музее Гуггенхайм. На нем процитировано заявление Ричарда Саклера, который предлагал возложить ответственность за опиоидный кризис на наркоманов: "Мы должны всеми возможными способами ударить по ним. Они виновники и источник проблем. Они безрассудные преступники"

Семейный бизнес

Жили-были три брата — Артур, Мортимер и Реймонд. Потомки еврейских иммигрантов, они выросли в Бруклине во времена Великой депрессии и довольно быстро обнаружили в себе не только способности к медицине, но и крепкую предпринимательскую хватку. Артур начинал карьеру копирайтером в агентстве, которое специализировалось на рекламе медицинских товаров. Как отмечает The New Yorker, он продемонстрировал дон-дрейперовское чутье к маркетингу — вскоре он стал владельцем этого агентства и совершил настоящую революцию в отрасли продвижения лекарств. Артур Саклер понял, что реклама должна быть направлена не только на пациентов, но и на врачей, поэтому он стал размещать рекламу в специализированных медицинских журналах и изданиях. Смекнув, что медики подвержены влиянию коллег, он располагал к себе самых влиятельных из них, чтобы они оставляли положительные отзывы на его продукт. Параллельно с рекламным бизнесом Саклер стал издавать газету Medical Tribune, аудиторию которой составляли около 600 тысяч врачей.

Артур Саклер не стеснялся никаких методов: в 1950-х он выпустил рекламу нового антибиотика Сигмамицин, которая сопровождалась изображениями визиток врачей и подписью: “Все больше и больше врачей выбирают Сигмамицин в качестве терапии». В 1959 году журналист-расследователь The Saturday Review попытался связаться с некоторыми врачами, чьи имена которых были в рекламе, и выяснил, что их никогда не существовало. Также известно, что он заплатил $300 тысяч начальнику одного из отделов Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) Генри Уэлчу за то, чтобы он мог, например, невзначай упомянуть названия определенных медикаментов в своих речах.

В 1952-м году Артур и его братья выкупили компанию Purdue Frederic, которая занималась исследованием, разработкой и лицензированием лекарств и товаров медицинского назначения. Тогда же Артур Саклер стал первым в истории рекламщиком, которому удалось убедить редакцию “Журнала медицинской ассоциации” (The Journal of the American Medical Association — еженедельный международный медицинский научный журнал, самый читаемый медицинский журналом в мире. — Правила жизни) включить в один из выпусков цветную рекламную брошюру.

В 1960-х фармацевтическая компания Roche наняла Артура разработать маркетинговую стратегию для нового транквилизатора валиума. Это была непростая задача, потому что препарат действовал почти так же как либриум, другой продукт Roche, уже выпущенный на рынок. И вот что придумал Саклер: в отличие от либриума, который назначался как средство от состояния тревоги и беспокойства, он решил позиционировать валиум как лекарство от “эмоционального напряжения”, которое, согласно рекламе, было истинной причиной целого ряда заболеваний — изжоги, болезней, связанных с проблемами с желудочно-кишечным трактом, бессонницы, синдрома беспокойных ног. Кампания имела такой успех, что валиум стал самым выписываемым препаратом в Америке, а Артур Саклер стал одним из первых американцев, кто вошел в Зал славы работников медицинской рекламы (Medical Advertising Hall of Fame).

8ac342e8f49729fb87b2615c4e140cd6.jpg
Артур Саклер. Smithsonian's Freer and Sackler Galleries Smithsonian's Freer and Sackler Galleries

Одной из первых собственных разработок Purdue Frederic, которой заинтересовались американские власти, стал препарат против повышенного холестерина, у которого было множество побочных эффектов, в том числе выпадение волос. В начале 1960-х деятельностью братьев заинтересовался сенатор штата Теннесси Эстес Кефовер, возглавлявший подкомитет, ответственный за фармацевтическую индустрию. В своих заметках он писал: "Империя Саклера представляет собой производство полного цикла — они могут разработать новый препарат на своем предприятии, провести его клиническое тестирование и получить положительные отзывы от больниц, с которыми сотрудничают. Они продумывают рекламную кампанию и продвигают свой товар, публикуя статьи в медицинских газетах и журналах, которыми они владеют или имеют там связи". В январе 1962-го года Артура Саклера вызвали в Вашингтон давать показания, но ни одному сенатору не удалось его задеть или уличить во лжи — предприниматель был готов к любым вопросам и отвечал на них резко и уверенно. Когда его спросили, знает ли он о побочных эффектах препарата, он невозмутимо заявил: "Лучше пусть у меня будут жидкие волосы, тем толстые коронарные артерии".

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино

Как сэр Чарльз Спенсер прошел путь до грустного клоуна и повлиял на кинематограф

Правила жизни
Виргинский опоссум Виргинский опоссум

Подкупить опоссума можно только уважением, терпением и любовью. И едой, конечно

Weekend
Блумерсы, Коко Шанель и «Работница»: как и когда женщины стали носить брюки Блумерсы, Коко Шанель и «Работница»: как и когда женщины стали носить брюки

Как и когда у представительниц женского пола появилась возможность носить брюки

ТехИнсайдер
Как похудела Ирина Пегова: строгие правила и много-много воды Как похудела Ирина Пегова: строгие правила и много-много воды

Как Ирина Пегова превратилась из очаровательной пышки в изящную нимфу

Cosmopolitan
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
На чем ездила элита СССР. Экзотические модели и их владельцы На чем ездила элита СССР. Экзотические модели и их владельцы

Каких «инопланетян» могли повстречать на дорогах граждане Союза

РБК
Художник, случайно сорвавший маску с человечества: жизнь и творчество классика современного искусства Олега Целкова Художник, случайно сорвавший маску с человечества: жизнь и творчество классика современного искусства Олега Целкова

Олег Целков — один из лидеров советского нонконформизма

Esquire
Как открыть бизнес с родственниками и не разрушить семью Как открыть бизнес с родственниками и не разрушить семью

Семейный бизнес — отличная идея или полный провал?

GQ
Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней

С чего в России начался феминизм и как он развивался до сегодняшнего дня?

Esquire
12 главных электромобилей 2021 года 12 главных электромобилей 2021 года

Тренд автомобилей 2021 года — сила тока

Playboy
Деньги на булавки: как дочь фермера превратила рукоделие в прибыльный бизнес Деньги на булавки: как дочь фермера превратила рукоделие в прибыльный бизнес

Кэндис Уилер придумала, как превратить домашнюю рутину в прибыльное дело

Forbes
Джеймс Бонд и СССР Джеймс Бонд и СССР

«Агент 007» никогда не обращал оружия против СССР

Дилетант
«Худей давай!»: Абрамов, Гайдулян и другие мужчины, которые высмеивали вес жен «Худей давай!»: Абрамов, Гайдулян и другие мужчины, которые высмеивали вес жен

Известные мужчины, которые вряд ли положительно повлияли на самооценку своих жен

VOICE
Лицевой счет Лицевой счет

С недавних пор «лицом» можно оплатить проход на московскую подземку

Цифровой океан
Выкинуть из головы: почему мы так боимся собственного мусора Выкинуть из головы: почему мы так боимся собственного мусора

Антрополог объясняет, почему современный человек так боится собственного мусора?

Esquire
«Счастье не за горами»: 7 шагов на пути к лучшей жизни «Счастье не за горами»: 7 шагов на пути к лучшей жизни

Чтобы стать счастливее, достаточно пары несложных действий

Psychologies
140 кг без тормозов: за что обожают певицу Лиззо, которую никто не видел одетой 140 кг без тормозов: за что обожают певицу Лиззо, которую никто не видел одетой

Никто не может остаться равнодушным к певице Лиззо!

Cosmopolitan
Александр Градский. Сладкоголосая птица нашей юности Александр Градский. Сладкоголосая птица нашей юности

Драматичная судьба композитора и барда Александра Градского

СНОБ
Чек-лист: проверь, готов ли твой автомобиль к зиме Чек-лист: проверь, готов ли твой автомобиль к зиме

Давай еще раз пройдемся по пунктам и проверим, готов ли твой автомобиль к зиме

Maxim
Невеста попросила подруг похудеть к свадьбе, и они обиделись Невеста попросила подруг похудеть к свадьбе, и они обиделись

В погоне за свадьбой мечты легко обидеть гостей

Psychologies
Стесняюсь спросить: что такое джиротоник и зачем его практиковать? Стесняюсь спросить: что такое джиротоник и зачем его практиковать?

Загадочный термин «джиротоник» нечасто услышишь даже в кругах продвинутых людей

Esquire
Абсурдная статистика: как Николас Кейдж влияет на... смертность в бассейне Абсурдная статистика: как Николас Кейдж влияет на... смертность в бассейне

Корреляция между двумя явлениями ничего не говорит о причинно-следственной связи

Популярная механика
«Счастье — это реальность минус ожидания». Интервью о психологии семьи «Счастье — это реальность минус ожидания». Интервью о психологии семьи

Светлана Комиссарук, автор книги «Поколение "сэндвич"»

РБК
«Моя сестра притворилась беременной, чтобы вернуть бывшего» «Моя сестра притворилась беременной, чтобы вернуть бывшего»

На что только не идут некоторые женщины, чтобы снова сойтись с партнером

Psychologies
Извержения вулканов подтолкнули предков пуэбло к оседлости Извержения вулканов подтолкнули предков пуэбло к оседлости

Археологи изучили последствия похолодания VI века

N+1
«Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы? «Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы?

Как часто дружба перерастает в любовь в реальной жизни

Psychologies
Новый миллиардер: как Джон Риччитьелло заработал на играх Новый миллиардер: как Джон Риччитьелло заработал на играх

История успеха миллиардера индустрии видеоигр Джона Риччитьелло

Forbes
Все под контролем Все под контролем

Как адекватно относиться к ВИЧ и к людям, живущим с ним

Playboy
Алкоголь назвали проводником в загробный мир майя Алкоголь назвали проводником в загробный мир майя

Керамика из погребений майя в Копане содержала следы атоле или чичи

N+1
Может ли зомби идти в бой: как военный суперкостюм стимулирует рефлексы Может ли зомби идти в бой: как военный суперкостюм стимулирует рефлексы

Новые технологии миостимуляции способны сделать из любого человека... марионетку

Популярная механика
Открыть в приложении