Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»

ПУСККультура

У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать

Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене».

Наташа Вираховская

Меня зовут Наталья Вираховская. Больше 25 лет я работаю в сфере образования и психологии, больше 15 лет занимаюсь актерской деятельностью. И вот уже 5 лет я куратор и руководитель клубных программ образовательного центра «Большая Перемена».

Куратор - это человек, который поддерживает студентов в решении их задач в образовании и развитии. Куратору очень важно искать способы работы, которые помогли бы установить доверительный контакт с ребятами, прорабатывать конфликтные ситуации, решать проблемы, помогать им идти вперед к своей цели получить образование, стать самостоятельными. В решении этих задач мне помогал многолетний опыт плейбэк-практика. Плейбэк-театр (название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» - «Мы играем ваши истории, возвращая их вам») - это место, где можно говорить, слушать, быть ближе и откровеннее. Это неклассический импровизационный театр. Здесь нет репертуара, режиссерского видения - это перфоманс, важную роль в котором играют зрители. Задача каждого перфоманса – отразить то, что происходит в жизни людей прямо сейчас. Мысли, ситуации, эмоции, истории, с которыми зрители пришли на спектакль, тут же проигрываются на сцене, давая человеку возможность увидеть свою жизнь, посмотреть на себя со стороны, выйти за пределы субъективного восприятия, отделив себя от события или эмоции.

Вся наша жизнь соткана из мгновений. Эти маленькие короткие состояния очень важны, но, сливаясь с ними, мы не всегда понимаем их смысл. Проигрывая самые простые сюжеты, мы возвращаем их людям и помогаем увидеть их ценность. Обиды, страхи, невероятное счастье и просто чашка кофе по утрам – все это может обрести новый смысл через актерскую игру и искреннее желание понять важность каждого момента.

В плейбэке имеет значение открытость и глубокое понимание того, что вы имеете дело с чувствами, мировоззрением и душой другого человека. И это роднит его с деятельностью куратора и педагога. Вместе с коллегами мы обсуждали вопрос, решению каких проблем, задач в педагогической деятельности может способствовать плейбэк-театр, и отважились попробовать освоить метод плейбэк-театра в нашем коллективе. Мы регулярно собирались, играли, каждый раз обсуждая, делая выводы. Так в «Большой Перемене» появился свой плейбэк. На наших встречах мы разбираем трудные ситуации из нашей педагогической практики, разыгрываем кейсы, конфликтные ситуации, готовимся и играем перформансы, темы которых - отклик на интересы ребят: “Легко ли жить самостоятельно”, “Он и Она”, “Мои преодоления и победы”.

А через год, когда педагоги освоили этот инструмент и убедились в его эффективности, начала работу и студенческая плейбэк-студия, где педагоги и ребята совместно изучают этот метод познания себя и окружающего мира.

Мы рассказываем друг другу истории: от самых простых ситуаций, например, как прошло наше утро, до глубоких и сложных тем - успехов и поражений, страхов и радостей. А потом отыгрываем их для рассказчика словами, движением, жестами, мимикой и с чувствами, которые он передал нам в своем рассказе. Играя и меняясь ролями актера и рассказчика, нам проще быть честными друг с другом, проще открыться и подружиться, развить в себе привычку говорить. Для ребят это возможность исследовать и учиться понимать свое тело, его границы и потенциал. Обсуждение игры в конце репетиции помогает показать культуру и ценность освоения навыков обратной связи и рефлексии своего труда, как условий для обучения и образования. Каждая встреча нашей студии – это всегда трансформация. Новый взгляд, победа, снятие напряжения. Даже если человек просто отдохнул и посмеялся от души , это уже здорово. В реальной жизни мы стали чаще задвигать живое общение в дальний ящик: телевизор, подкасты, социальные сети – все это проще, но реальное общение дает нам совершенно иное качество жизни. Слыша и видя друг друга, стараясь встать на место человека, мы лучше понимаем себя, других и этот мир.

Плейбэк-театр для «Большой Перемены» - это инструмент доверия. Все наши ребята очень разные. Кто-то открыт и готов показывать свои чувства, кто-то замкнут и имеет трудности в коммуникации, у кого-то нет навыка делиться проблемами и запрашивать помощь. Условия, в которых они выросли, чаще всего просто не предусматривали такой возможности. А тут мы простым естественным образом, через игру, учимся рефлексировать, делиться эмоциями, не бояться говорить о том, что у тебя внутри, что ты чувствуешь, что тревожит или радует.

Студенты и преподаватели выступают на равных позициях: могут быть и рассказчиками, и слушателями. Возможность побыть в позициях Говорящего и Слушающего – жизненно важный опыт: говорящий хочет быть понятым, слушающий старается понять. Они все время направлены на то, чтобы говорить для другого и стараться понять другого.

Плейбэк дает нам возможность лучше видеть ребят и корректировать совместную работу. И ребята знакомятся с педагогами с другой стороны. Многие наши студенты удивляются, когда слушая истории педагогов узнают, что кто-то из них тоже может ошибаться, быть в растерянности, просить помощи. После сыгранной истории на наших занятиях студенты говорят «ну, если даже у Тараса Тимофеевича так было, значит, это нормально», «чувствовала радость, что Татьяна Алексеевна смогла, и удивление, что даже у Татьяны Алексеевны сначала не получалось!».

Еще одна ценность плейбэка - видеть своих сверстников, людей с похожими трудностями, похожим детством, отношением к социуму. Здесь, рассказывая и отыгрывая свои истории, они могут делиться проблемами, радостями, победами. Это дает мощную поддержку как рассказчику, так и слушателям. Сами ребята говорят, что занятия в студии помогают “услышать реальные истории и понимать ситуацию”, “видеть возможные решения проблем”, “быть открытыми не бояться людей”, “уверенными в себе”, “чувствовать чувства другого человека, т.к. тебе не все равно”, “понимать, что между людьми есть какая-то связь”, “освобождаться от сложных чувств”. Знакомясь с ребятами, узнавая каждого из них, я каждый раз поражаюсь их упорству, тому, как, несмотря на все трудности, они продолжают идти вперед, учиться, развиваться, становиться теми, кем они хотят быть! Мы работаем друг для друга. И я развиваюсь вместе с ними. Они научили меня настойчивости, постоянному движению вперед и очень внимательному отношению к своим словам, быть проще, быть понятной. Мы все с вами слышали фразы «никогда не сдавайся», «никогда не теряй надежды», «доверяй людям», но, когда я смотрю на наших ребят, эти фразы приобретают для меня реальную ценность. Благодаря историям, рассказанным на плейбэк-студии, я вижу, как меняются ребята. Это вдохновляет и дает ресурс, я понимаю, что все наши усилия были не зря!

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Особенный ребенок – это только твой» «Особенный ребенок – это только твой»

Александр Семин – о том, как быть счастливым вместе со своими детьми

ПУСК
«Темная» сторона общепита: как изменился рынок доставки еды за полтора года пандемии «Темная» сторона общепита: как изменился рынок доставки еды за полтора года пандемии

Как изменились правила игры на рынке общественного питания

Inc.
Как выходить из неприятного диалога и держаться от токсичных людей на расстоянии Как выходить из неприятного диалога и держаться от токсичных людей на расстоянии

Как давать отпор токсичным людям с корейской элегантностью?

Forbes
Осел в небе, или Новые рекорды. Алексей Шупляков: «Триумфы» Осел в небе, или Новые рекорды. Алексей Шупляков: «Триумфы»

Дебютный рассказ Алексея Шуплякова «Оптицевание»

СНОБ
«Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа «Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа

Излишняя страсть в отношениях может мучать обоих партнеров: личная история

Psychologies
«Братская могила детства» «Братская могила детства»

Кирилл Серебренников о «Петровых в гриппе» как русском «Улиссе»

Weekend
Повторяй за мной Повторяй за мной

Балетный сезон открывается постановками трех молодых хореографов

Vogue
Глаз не оторвать: самые красивые дочери российских знаменитостей Глаз не оторвать: самые красивые дочери российских знаменитостей

Яркие кадры маленьких наследниц громких фамилий

Cosmopolitan
Слишком хорошо знают своих клиентов Слишком хорошо знают своих клиентов

Что делают банки для того, чтобы защитить нас от мошенников?

Эксперт
Способны ли коты любить? Мнение ученых Способны ли коты любить? Мнение ученых

Что он имеет в виду, когда мурчит у тебя на груди и перебирает лапками?

Maxim
Maruv: «Я должна нравиться себе в зеркале» Maruv: «Я должна нравиться себе в зеркале»

Maruv — о стрип-дэнсе, упрямстве и любви к шелковым халатам

Cosmopolitan
Душ из слизи и мяукающий сосед: самые необычные услуги в отелях Душ из слизи и мяукающий сосед: самые необычные услуги в отелях

Необычные услуги в отелях

Вокруг света
В погребении унетицкой культуры нашли младенца с бронзовым браслетом В погребении унетицкой культуры нашли младенца с бронзовым браслетом

Археологи изучили погребение младенца эпохи унетицкой культуры

N+1
Почему мы живем в эпоху прерванного визуального акта Почему мы живем в эпоху прерванного визуального акта

С годами потребление контента приобрело совершенно новый характер

GQ
«Почему я не хочу читать дочери сказку про Золушку» «Почему я не хочу читать дочери сказку про Золушку»

Золушка не та, за кого себя выдает, а ее успех построен на умелых манипуляциях

Psychologies
Море, солнце... и скульптура Море, солнце... и скульптура

Менорка — тайная жемчужина Испании

Robb Report
Дожить до золотой свадьбы: 4 главных правила создания долгих отношений Дожить до золотой свадьбы: 4 главных правила создания долгих отношений

Если вы знаете, чего ждать после медового месяца, то это поможет сохранять союз

Cosmopolitan
28 сентября 1925 года родился компьютерный инженер Сеймур Крей. Он разработал первый в мире суперкомпьютер 28 сентября 1925 года родился компьютерный инженер Сеймур Крей. Он разработал первый в мире суперкомпьютер

История разработки суперкомпьютера

Цифровой океан
Все побежали, и я побежал: почему бег стал так популярен? Все побежали, и я побежал: почему бег стал так популярен?

Почему число бегунов стремительно растет?

Psychologies
Серебро и восстановленный оксид графена помогли создать рекордно мощный микробный топливный элемент Серебро и восстановленный оксид графена помогли создать рекордно мощный микробный топливный элемент

Ученые улучшили микробный топливный элемент в несколько раз

N+1
Потерять килограммы, но не растерять друзей Потерять килограммы, но не растерять друзей

Начав худеть, многие удивляются, что ряды друзей изрядно поредели

Здоровье
«Знай: я люблю тебя всегда»: последние слова жертв теракта 11 сентября 2001-го «Знай: я люблю тебя всегда»: последние слова жертв теракта 11 сентября 2001-го

Линия 11.09.2001: слова погибших, которые пытались попрощаться с близкими

Cosmopolitan
Как в 50 лет выглядеть на 30: секреты Леры Кудрявцевой и других звездных бабушек Как в 50 лет выглядеть на 30: секреты Леры Кудрявцевой и других звездных бабушек

Глядя на фигуры звезд, сложно поверить, что они являются бабушками

VOICE
Умное и еще умнее. Кому на самом деле нужно электронное голосование Умное и еще умнее. Кому на самом деле нужно электронное голосование

Технический прогресс вдруг оказался против прогресса общественного

СНОБ
Из оптически левитирующих частиц предложили сделать гироскоп Из оптически левитирующих частиц предложили сделать гироскоп

Физики изучили поведение левитирующей в оптическом пинцете микрочастицы

N+1
Утопия или подрыв текущих правил игры: 17 технологий, которые могут изменить мир Утопия или подрыв текущих правил игры: 17 технологий, которые могут изменить мир

17 технологий и области их применения, благодаря которым мир может стать другим

Forbes
Сверхъестественное Сверхъестественное

Казалось бы, что плохого в моде на простоту и натуральность?

Cosmopolitan
Волшебный фонарь Волшебный фонарь

Варвара Мельникова — о жизни большого экрана в мире пандемии и урбанистике

Vogue
«Муж начал рыдать на моих родах, и мне пришлось его выгнать из палаты» «Муж начал рыдать на моих родах, и мне пришлось его выгнать из палаты»

Иногда успокаивать приходится вовсе не рожениц, а будущих отцов

Psychologies
Я, оно и сверх-я Я, оно и сверх-я

До чего доведет развитие искусственного интеллекта?

Цифровой океан
Открыть в приложении