Как найти точку опоры в тяжелые времена и не потерять семью

ForbesРепортаж

«Создавать островки безопасности»: Людмила Петрановская о том, как пережить кризис

Ольга Павлова

Людмила Петрановская (Фото DR)

Людмила Петрановская — семейный психолог, автор книг, сооснователь Института развития семейного устройства, который оказывает психологическую помощь семьям с приемными детьми. Мы поговорили с ней о том, какими могут быть отложенные последствия кризиса, как найти точку опоры в тяжелые времена и что делать, если разные взгляды на происходящее привели к расколу в семье.

― Похоже, нас всех ждут серьезные испытания. В новых условиях оказалось очень сложно работать. Как пережить этот стресс?

― Да, все вокруг в шоке, я в том числе. Ощущение такое, что мозг выгорел за время сильнейшего стресса от всех этих эмоций. Скоро все будем потихонечку возвращаться в рабочее функционирование, начнем планировать. Но пока всем тяжело.

С другой стороны, и я, и все мои коллеги отмечаем, что, когда работаешь, становится легче. Иногда в эти дни перед началом группы или консультации казалось, что нет сил, что нечего людям сказать, что хочется просто забраться под стол. А потом начинаешь — и дело идет. Работа — это кусок нормальной жизни, где ничего не изменилось. Это известное наблюдение: профессиональные компетенции при любых расстройствах психики страдают последними. А стресс — это тоже своего рода расстройство. И как ни странно, когда тебе самому плохо, ты все-таки можешь кому-то помочь.

― Как с точки зрения психологии описать то, что сейчас происходит? Нас ждет посттравматический синдром, о котором сейчас много говорят?

― О посттравматическом состоянии мы говорим, когда есть прямая угроза жизни, здоровью, благополучию. Все-таки в России мы сейчас не находимся в состоянии прямой угрозы. Если говорить, например, о россиянах, которые в ужасе от происходящего, то это, скорее, травма свидетеля и страх. Это разные ситуации.

Что можно делать? Испытывая запредельный стресс, связанный с угрозой жизни, мы включаем психическую защиту ― диссоциацию: «это не со мной», «я не вполне здесь». Люди с таким тяжелым опытом часто описывают, что они как будто наблюдали себя со стороны в это время. Это хороший защитный механизм, позволяющий сохраниться в ситуации ужаса, но в этом состоянии нельзя находиться долго, из него нужно выходить. И важно, как только человек снова оказывается в безопасности, вернуться к себе самому.

Пока безопасность не наступила, пугающие нас события продолжаются, важно создавать «островки безопасности», насколько это возможно. Если прямо сейчас удалось добраться до безопасного места — хорошо, если прямо сейчас есть возможность просто спокойно посидеть ― значит, я ценю эту возможность, если сейчас тепло, не страшно, близкие со мной — это уже какая-то безопасность. В такие моменты надо стараться быть «здесь и сейчас» всеми чувствами и осознавать это. Даже если это всего полчаса покоя, они должны быть ваши. Возвращайте контакт с телом, обнимайте близких, концентрируйте внимание на чем-то приятном: тепло от печки, солнечный свет, звук дождя, мурчание кошки. Это тот способ, с помощью которого мы сможем снизить издержки. Ведь любые испытания заканчиваются, а следы напоминают о себе десятилетиями, они калечат людей, их детей, всех вокруг. Мне кажется, сейчас очень важно об этом помнить и стараться снизить этот посттравматический след.

— А еще сравнивают реакцию на все события со стадиями проживания горя, потери.

― Конечно, но тут важно понимать, что описанные стадии проживания потери ― не только про горе. По сути, это стадии проживания адаптации к большим изменениям в жизни. Потеря ― это только один из видов изменений. Нечто подобное происходит и в ситуации счастливого приобретения — например, многие это проходят, когда появляется ребенок. Там есть и отрицание, и гнев, и торг, даже может быть депрессия.

Все эти стадии в реальности не движутся последовательно, это динамический, сложный процесс, который схож с адаптацией к кардинальным изменениям. Но, конечно, к потере адаптироваться гораздо больнее, чем к чему-то радостному. И да, мы все находимся в состоянии потери сейчас. Каждый теряет свое. Мы даже не можем пока провести инвентаризацию всего, что мы теряем, поскольку процесс не закончен. Поэтому пока сложно прийти к адаптации.

В этом смысле нынешняя ситуация сложнее, чем, например, когда происходит что-то разовое: стихийное бедствие или какая-то катастрофа, после которой люди начинают приходить в себя и восстанавливаться. А в нынешней ситуации пока непонятно, когда это закончится.

— За новейшую историю страны мы пережили уже столько кризисов, что есть ощущение, что мы закаленные и способны многое преодолеть. Так ли это?

― Да. Только отдельный вопрос: зачем это все? Зачем нам все время преодолевать? Как будто мы в какой-то петле: как только у нас начинается хоть сколько-нибудь нормальная жизнь, обязательно найдем способ все это уничтожить, обнулить и опять перейти в формат выживания.

Эта черта характерна для людей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Они хорошо функционируют в стрессовой ситуации. И как только стрессовая ситуация рассасывается и жизнь начинает налаживаться, они осознанно или неосознанно создают себе новую стрессовую ситуацию. Потому что умеют жить только в состоянии острого стресса. И затягивают в эту воронку окружающих.

Вот и нам приходится все время выживать, бороться, постоянно что-то преодолевать. Это, конечно, беда, потому что это не позволяет восстановиться после всех травм. Как только начинает что-то восстанавливаться, как только люди размягчаются, как только они становятся эмпатичнее, задумываются о развитии, об обустройстве чего-то ― все сносит очередным кризисом.

― Да, многие говорят, что сейчас рушится то, что некоммерческие организации создавали долгие годы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лионель Месси Лионель Месси

Лионель Месси сегодня на пике формы и уже точно войдет в историю футбола

Maxim
Умер Том Хаос: биография солиста «Отпетых мошенников» Вячеслава Зинурова Умер Том Хаос: биография солиста «Отпетых мошенников» Вячеслава Зинурова

Как жил Вячеслав Зинуров — фронтмен популярного в нулевые бойзбенда

Cosmopolitan
Subaru Forester. Трудности сурдоперевода Subaru Forester. Трудности сурдоперевода

Отчёт о поездке на новом Subaru Forester

4x4 Club
Химики получили ковалентные органические нанотрубки Химики получили ковалентные органические нанотрубки

Органические нанотрубки оказались устойчивы к высокой температуре

N+1
Почему женщины выбирают роль любовницы? Почему женщины выбирают роль любовницы?

Истории любовниц: они попытались разобраться в себе и своем выборе

Psychologies
Ругался с Пугачевой, терял штаны: 5 скандальных выходок Владимира Жириновского Ругался с Пугачевой, терял штаны: 5 скандальных выходок Владимира Жириновского

Имя этого политика знают во всем мире, во многом благодаря громким высказываниям

Cosmopolitan
Альцгеймер и другие Альцгеймер и другие

Заметив деменцию у пожилых родителей, дети понимают: семье предстоят перемены

Psychologies
На круги своя: как устроена индустрия виниловых пластинок На круги своя: как устроена индустрия виниловых пластинок

Как из артефакта эпохи грампластинка вновь превратилась в актуальный носитель

РБК
10 военных фильмов 10 военных фильмов

Лучшие военные/антивоенные фильмы

Weekend
Физики научились хранить кубиты с временным кодированием 20 миллисекунд Физики научились хранить кубиты с временным кодированием 20 миллисекунд

Физики продемонстрировали работу квантовой памяти для хранения кубитов

N+1
Таинственный человек из Сомертона: загадочная смерть, которую не могут раскрыть вот уже 74 года Таинственный человек из Сомертона: загадочная смерть, которую не могут раскрыть вот уже 74 года

Попытки раскрыть "дело Тамам Шуд" продолжаются до сих пор

Популярная механика
Как оптимизировать свой Mac для игр: 4 секрета Как оптимизировать свой Mac для игр: 4 секрета

На устройствах с macOS действительно можно комфортно играть

Популярная механика
Гори, ясно? Гори, ясно?

Как загореться тем, что действительно важно, и не погаснуть

Harper's Bazaar
Отношения с мужчиной, который вырос без матери: в чем их особенность? Отношения с мужчиной, который вырос без матери: в чем их особенность?

Как отсутствие матери имеет особое значение для мужчин?

Psychologies
Секреты мастеров Секреты мастеров

Путешествие по городам ремесел – неисчерпаемый источник вдохновения

Лиза
Как строить планы в ситуации неопределенности? Как строить планы в ситуации неопределенности?

Планирование помогает обрести уверенность в завтрашнем дне

Psychologies
Про запрет алкоголя, зависимость и «побочки»: 10 главных вопросов об антидепрессантах Про запрет алкоголя, зависимость и «побочки»: 10 главных вопросов об антидепрессантах

Где же правда среди страшных мифов об антидепрессантах?

Psychologies
6 книг, которые поддержат в непростое время 6 книг, которые поддержат в непростое время

Если вам не хватает опоры в реальном мире, обращайтесь к романам

Esquire
Пережили 90-е: как справлялись с кризисом наши мамы и бабушки Пережили 90-е: как справлялись с кризисом наши мамы и бабушки

Как семьи наших читательниц пережили 90-е

Cosmopolitan
Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо

В детстве плохо понимаешь, какой это адский труд — растить троих детей

Караван историй
7 приложений, которые помогут обезопасить ваших детей: обзор 7 приложений, которые помогут обезопасить ваших детей: обзор

Лучшие приложения родительского контроля для ваших детей

Популярная механика
Путь на Олимп Путь на Олимп

Как возродилась древняя традиция Олимпийских игр

Вокруг света
Фасон мини Фасон мини

Как изготавливают уменьшенные копии роскошных автомобилей

Robb Report
Пограничное расстройство личности: в чем его причина? Пограничное расстройство личности: в чем его причина?

Что такое пограничное расстройство личности и почему оно возникает?

Psychologies
Хочу помочь: рассказываем, где и кому сейчас необходима поддержка Хочу помочь: рассказываем, где и кому сейчас необходима поддержка

Кому и как ты можешь помочь прямо сейчас?

Cosmopolitan
Тренируем память: 10 простых и эффективных рекомендаций Тренируем память: 10 простых и эффективных рекомендаций

Если вы всё чаще начинаете забывать самые простые вещи, пора принимать меры

Популярная механика
В чем различия мужского и женского мозга В чем различия мужского и женского мозга

Кому легче адаптироваться к переменам? Влияет ли тестостерон на поведение?

Psychologies
Зачем нам красота и почему сегодня она нужна каждому Зачем нам красота и почему сегодня она нужна каждому

Почему красота — то, за что можно держаться в полные сомнений моменты

РБК
Простые упражнения для снятия эмоционального напряжения и мышечных зажимов Простые упражнения для снятия эмоционального напряжения и мышечных зажимов

Упражнения, которые помогут расслабиться и почувствовать себя лучше

Esquire
Как подключить компьютер к телевизору Как подключить компьютер к телевизору

Как использовать домашний телевизор вместо монитора?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении