Палеозоологи исследовали останки древних собак из Сибири

N+1Наука

Сибирские собаки включили в рацион пресноводную пищу около 7400 лет назад

Михаил Подрезов

Останки собаки, похороненной неподалеку от современного Иркутска (памятник Падь Калашникова) около 6900 лет назад. Ее диета была богата пресноводной рыбой. Robert Losey et al. / Science Advances, 2022

Палеозоологи исследовали останки древних собак, найденных на памятниках Сибири и Дальнего Востока. Они обнаружили постепенное снижение массы тела животных в течение эпохи голоцена до примерно 16,4 килограмма, против массы в среднем около 30 килограмм у взрослых волков. Анализ стабильных изотопов показал, что около 7400 лет назад собаки из Байкальского региона включили в свой рацион пресноводную пищу, около 6000 лет назад особи с Дальнего Востока — морские продукты. Кроме того, особи из Приморья, по всей видимости, около 3600 лет назад начали питаться просом. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Собака (Canis familiaris) стала первым животным, которого одомашнил человек. Однако вопрос о том, когда и где древние люди впервые начали приручать волков (C. lupis), остается достаточно открытым. Несколько лет назад генетики пришли к выводу, что, вероятно, это произошло дважды в разных концах Евразии — в Восточной Евразии (около 12,5 тысячи лет назад) и на Ближнем Востоке (около 15 тысяч лет назад). Однако есть и более древние находки. Так, еще в 1970-е годы в алтайской пещере Разбойничья ученые нашли кости возрастом около 34 тысяч лет. Схожая находка, возрастом около 36,5–33,5 тысячи лет, известна также из Бельгии. Но не все ученые разделяют мнение, что останки принадлежали именно домашним собакам.

Значительное количество ископаемых собак происходит из Сибири. Например, в 2015 году на острове Жохова (Новосибирские острова) археологи обнаружили останки многочисленных собак, которых древние охотники-собиратели уже девять тысяч лет назад использовали в качестве ездовых животных, что подтверждается находками нарт. На святилище Усть-Полуй, расположенном в Салехарде, ученые также нашли многочисленных ездовых собак, возрастом больше двух тысяч лет. Причем некоторых животных, похоже, принесли в жертву, а некоторых — съели. Многочисленные костные остатки собак известны из Байкальского региона, где около восьми тысяч лет назад эти животные стали достаточно распространенными.

Антипсихотики повысили риск переломов и пневмонии у людей с деменцией Антипсихотики повысили риск переломов и пневмонии у людей с деменцией

Антипсихотики у взрослых с деменцией связали с повышенным риском болезней

Не жук чихнул: почему знаменитости повально начали есть насекомых Не жук чихнул: почему знаменитости повально начали есть насекомых

Как диета из насекомых стала новым мировым трендом?

Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

Пес-подрывник, противотанковые мышки и другие животные-спецназовцы: как хвостатые бойцы помогали выиграть Вторую Мировую Пес-подрывник, противотанковые мышки и другие животные-спецназовцы: как хвостатые бойцы помогали выиграть Вторую Мировую

На фронт уходили все, даже собаки, птицы, мыши, кошки, медведи и олени

6 этапов, которые проходит человек перед смертью: взгляд медсестры хосписа 6 этапов, которые проходит человек перед смертью: взгляд медсестры хосписа

Какие этапы переживает человек прежде, чем окажется в шаге от смерти

Физики сделали разделенный нейтронный интерферометр Физики сделали разделенный нейтронный интерферометр

Первый шаг на пути создания нейтронных интерферометров с длинными плечами

Устойчивые к антибиотикам штаммы брюшного тифа распространяются из Южной Азии Устойчивые к антибиотикам штаммы брюшного тифа распространяются из Южной Азии

Брюшной тиф снова представляется опасность и может вызвать эпидемии

Гуф и Murovei — о том, как они изменились за два года

Как объяснить даже детям, что такое маятник Фуко Как объяснить даже детям, что такое маятник Фуко

Как объяснить принцип маятника Фуко любому человеку можно за пять минут

Не включается монитор: причины и способы решения проблемы Не включается монитор: причины и способы решения проблемы

Часто проблемы с монитором решаются за считанные минуты

Самосострадание или высокая самооценка: что важнее и почему? Самосострадание или высокая самооценка: что важнее и почему?

Что делать, чтобы приобрести навык самосочувствия?

Горные качели, бани и русская Ривьера: что смотреть и пробовать в Сочи Горные качели, бани и русская Ривьера: что смотреть и пробовать в Сочи

Как небанально провести время в Сочи?

«Это бег по кругу»: в прокат выходит фильм «Продукты 24» о современном рабстве «Это бег по кругу»: в прокат выходит фильм «Продукты 24» о современном рабстве

Почему всем важно узнать о том, как трудовых мигрантов превращают в рабов

Дать слово преступникам: как репрессии в Индонезии влияют на общество спустя полвека Дать слово преступникам: как репрессии в Индонезии влияют на общество спустя полвека

Как в Индонезии осмысляют геноцид и почему реальные события искажаются

Анна Банщикова: «Люблю жизнь во всех её проявлениях» Анна Банщикова: «Люблю жизнь во всех её проявлениях»

Как Анне Банщиковой удаётся сочетать роли популярной актрисы и мамы троих детей?

Здоровье
«Нельзя терять ни минуты» «Нельзя терять ни минуты»

В 1930 году в СССР состоялись 13 453 массовых крестьянских выступления

Новые русские миллионеры Новые русские миллионеры

Новые русские миллионеры — что это за люди и как они вошли в новую реальность

Как справиться с эмоциональным выгоранием Как справиться с эмоциональным выгоранием

Что делать, если наступило эмоциональное выгорание, и как из него выйти

Телескопы, звезды и темная материя: 5 женщин, которые изменили астрономию Телескопы, звезды и темная материя: 5 женщин, которые изменили астрономию

Космические открытия, сделанные героинями этой подборки

Краткая история наготы Краткая история наготы

Как менялось отношение человечества к обнаженному телу

Все, что нужно знать о визите к гинекологу: советы врача Все, что нужно знать о визите к гинекологу: советы врача

Что происходит во время посещения гинеколога и как вести себя на приеме?

Первая вдова СССР Первая вдова СССР

Крупская занималась вопросами коммунистического воспитания и образования

«Конек-горбунок»: история создания сказки и ее экранизации «Конек-горбунок»: история создания сказки и ее экранизации

Рассказываем историю публикации «Конька-горбунка» и вспоминаем похожие сюжеты

Культура.РФ
Как сделать держатель для смартфона: 10 вариантов подставок своими руками Как сделать держатель для смартфона: 10 вариантов подставок своими руками

Подставка для смартфона нужна не всегда, но когда понадобится — её можно сделать

Звезда из вселенной. Никита Ефремов Звезда из вселенной. Никита Ефремов

Никита Ефремов о том, кто виноват, что делать и в чем, наконец, сила

Men Today
Дуглас МакМастер: «Популярность концепции zero waste будет только расти» Дуглас МакМастер: «Популярность концепции zero waste будет только расти»

Дуглас МакМастер — о концепции zero waste и принципах работы без мусорного ведра

Bones
Наш человек в 70-х Наш человек в 70-х

Зинаида Пронченко о Джеймсе Каане

«От любви похудела»: экс-солистка «Ленинграда» Алиса Вокс тайно вышла замуж «От любви похудела»: экс-солистка «Ленинграда» Алиса Вокс тайно вышла замуж

Алиса Вокс (Алиса Кондратьева) узаконила отношения с возлюбленным

Как привлечь в свою жизнь богатство с помощью рун: советы эзотерика Как привлечь в свою жизнь богатство с помощью рун: советы эзотерика

Могут ли руны помочь осуществить желание про богатство?

Свой среди чужих: 5 проблем, с которыми сталкиваются иммигранты Свой среди чужих: 5 проблем, с которыми сталкиваются иммигранты