Практики участия грантодающих фондов в реализации «третьей миссии» университетов

Позитивные измененияОбщество

Совместный поиск ответов на общественный запрос

Практики участия грантодающих фондов в реализации «третьей миссии» университетов

Все больше университетов осознают, что «третья миссия» — неотъемлемая часть высшей школы. Вузы стремятся активно взаимодействовать с обществом, становясь партнерами бизнеса, госструктур, локальных сообществ и других заинтересованных сторон. А благодаря поддержке грантодающих фондов университеты получают возможность воплощать свои идеи и проекты, способствуя прогрессу и укрепляя свою репутацию социально ответственных институтов. Рассказываем о том, как филантропические организации участвуют в формулировании и реализации университетами «третьей миссии» на примере Благотворительного фонда Владимира Потанина — одного из первых благотворительных фондов в России, поддерживающих и развивающих институт высшего образования.

Глобальный тренд

Начать разговор о «третьей миссии» следует с происхождения термина. История этого понятия связана с эволюцией роли университетов в обществе и стремления построить более «социально ориентированный университет» (Shek & Hollister, 2017). Термин возник во второй половине XX века и был призван отразить расширение функций университетов за пределы образования и научного знания (Кудряшова & Сорокин, 2019). Классическим трудом, посвященным данной проблематике, считается «Методология третьей миссии университетов» М. Мархла и А. Паусиста, в котором «третья миссия» определяется как «совокупность специфических услуг, основанных на действиях и возможностях, служащих для блага общества» (Мархл & Паусист, 2013). На практике сегодня «третья миссия», как правило, связывается с такими аспектами деятельности университетов как технологический трансфер, взаимодействие с бизнесом, развитие и внедрение инноваций в социальной сфере, партнерство с местными сообществами и органами власти для достижения общественного блага (Кудряшова, Сорокин & Бугаенко, 2020).

В действительности единого общепринятого определения «третьей миссии» на сегодняшний день не сформулировано, что открывает широкие возможности для научной дискуссии (Кудряшова & Сорокин, 2020)1.

1. Анализу понятия «третьей миссии» посвящена статья Е. В. Кудряшовой и С. Э. Сорокина «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа», в которой, помимо историографического обзора, приведена библиография отечественных и зарубежных работ по этой теме.

Поиск подходов к пониманию и реализации «третьей миссии» университетов — это глобальный тренд, но его локальные контексты в существенной степени обусловлены специфическими особенностями каждого отдельно взятого университета, влиянием государства на сферу образования, уровнем развития предпринимательства в стране и другими факторами (Балмасова, 2015).

Российские исследователи ввели термин «третья миссия» в научный оборот в 2010-х: различные определения термина, как и различные взгляды на эту концепцию, приводятся, например, в работах О. В. Перфильевой (2011), Н. А. Медушевского (2016), И. В. Головко (2018) и других авторов.

Сегодня можно констатировать, что дискуссия о «третьей миссии» в России вышла за пределы узкоспециального научного поля и приобрела характер широкого общественного обсуждения. О ней говорят сегодня все — от министров и ректоров крупных университетов до предпринимателей, журналистов, и, конечно, представителей третьего сектора экономики — руководителей и сотрудников некоммерческих организаций.

Третий сектор как важный участник реализации «третьей миссии»

Некоммерческие организации (НКО) — благотворительные фонды и общественные организации — важные участники дискурса о «третьей миссии» университетов: и вузы, и НКО вовлечены в решение острых социальных проблем современности (Медушевский, 2016). А значит, в целях достижения общественного блага сотрудничество НКО и университетов может быть взаимовыгодным и продуктивным, ведь что такое «третья миссия», как не совместный поиск ответов на актуальный общественный запрос?

Некоммерческие организации служат своеобразным связующим звеном между высшей школой и различными секторами общества. Совместные исследовательские проекты, образовательные и волонтерские программы, студенческие практики, публичные мероприятия — вот лишь немногие из форматов, которые могут совместно реализовываться вузами и НКО.

Кроме того, филантропические организации активно привлекают студентов к участию в добровольческих практиках и работе pro bono. Это позволяет молодым людям приобрести необходимый на старте карьеры опыт работы, а также дает возможность увидеть и проанализировать карьерные треки, существующие в рамках некоммерческого сектора.

Расширение партнерства университетов с НКО — одно из важных направлений работы Фонда Потанина. Ниже речь пойдет о программах, реализованных Фондом в этом направлении.

От локальных стипендий до федеральных партнерств

Стипендиальная программа — распространенная форма участия грантодающих организаций в поддержке университетского сообщества. Между тем, эта форма поддержки имеет гораздо больший потенциал, чем кажется на первый взгляд. Так, для Фонда Потанина она не ограничивается финансовой помощью для студентов-отличников. Это также конкурс социальных проектов, волонтерские программы, разработка новых образовательных программ и учебных курсов, развитие компетенций и др.

Стипендиальная программа Благотворительного фонда Владимира Потанина стартовала в начале двухтысячных с локальных «Северных стипендий» для студентов-отличников из Норильска, которые учились в российских вузах. Таким образом, за несколько лет до того, как в российском научном сообществе зародилась дискуссия о «третьей миссии», Фонд Потанина уже начал решать задачи, связанные с ней, предвосхитив вектор социально ориентированного развития вузов — ведь зачастую термин, определяющий явление, появляется позже, чем, собственно, явление.

С течением времени Стипендиальная программа развивалась и трансформировалась. Сегодня она включает в себя конкурс на получение именной стипендии для студентов 75 вузов-участников программы и ряд других инициатив, в частности, Школу Фонда — ежегодное событие для участников Стипендиальной программы, цель которого — укрепление сообщества Фонда и развитие у стипендиатов и грантополучателей социальных компетенций и «soft skills».

С момента своего основания и по сей день одним из центральных, смыслообразующих аспектов Стипендиальной программы была и остается социальная ответственность. Именно идея социальной ответственности легла в основу обновленного формата Школы Фонда 2021 года, которая из-за пандемии коронавируса впервые проводилась в онлайн-формате. Тогда ключевой темой Школы стал поиск новых подходов к ответу на общественно-значимые вызовы: участникам — студентам российских вузов — были предложены актуальные запросы от некоммерческого сектора для решения задач, направленных на позитивные изменения в местных сообществах и работе НКО. Школа завершилась конкурсом социально значимых проектов студентов. Затем к инициативе присоединились преподаватели, и такая социально ориентированная деятельность стала носить уже не индивидуальный, а командный характер, и поддерживаться университетами.

В 2023 году Школа Фонда уже второй год подряд проходит в формате волонтерских лагерей на заповедных территориях и объектах культурного наследия по всей России. 200 студентов и преподавателей-победителей грантового конкурса Стипендиальной программы отправились на заповедные территории и объекты культурного наследия России в качестве волонтеров для решения насущных задач территорий — прокладки и маркировки туристических троп, ремонта объектов инфраструктуры, благоустройства территорий и т. д.

К числу инициатив фонда, ориентированных на развитие и популяризацию идей, заложенных в концепцию «третьей миссии», относится и грантовый конкурс для преподавателей вузов. Конкурс оказывает осязаемое влияние на развитие «третьей миссии» через формирование профессиональных сообществ и коллаборации с внешними партнерами в ходе разработки и реализации образовательных продуктов.

Оригинальный пример работы с сообществом, знакомства студентов с карьерными возможностями некоммерческого сектора, профессионализации НКО, а также удовлетворения регионального запроса на квалифицированные кадры — запуск в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова нового учебного курса для студентов юридического факультета. Главной задачей курса стало вовлечение студентов в работу общественных организаций Ярославской области. Разработка курса стала возможной благодаря поддержке Фонда Потанина: в 2016 году проект стал победителем грантового конкурса для преподавателей. Курс призван решить проблему отсутствия у студентов юридического факультета, выходящих на рынок труда, интереса к работе в структурах, занимающихся некоммерческой деятельностью. В то же время системную нехватку кадров, знакомых с деятельностью НКО, испытывал целый ряд организаций региона, в частности, Управление Минюста России по Ярославской области и Департамент общественных связей Ярославской области.

Помимо традиционных учебных занятий, в курс вошли практики, основанные на партнерстве с рядом организаций. Были подписаны соглашения о сотрудничестве с Общественной палатой Ярославской области, Уполномоченным по правам человека и Уполномоченным по правам ребенка в Ярославской области, Ярославским региональным отделением Ассоциации юристов России и другими организациями. Во время учебы студенты посещали организации, готовые принять будущих юристов для прохождения практики, общались с профессионалами гражданского сектора. Более 30 студентов прошли стажировку в аппарате Уполномоченного по правам человека Ярославской области, более 20 — в Ресурсном центре для некоммерческих организаций Ярославской области. Курс открывает перед молодыми людьми новую нишу для практического применения полученных знаний и значительно расширяет их представления о карьерных возможностях.

В поисках собственного пути: поддержка частных инициатив университетов

Каждый университет ищет и находит свои пути, возможности и ресурсы для реализации «третьей миссии», и у Фонда Потанина немало интересных примеров поддержки вузов в имплементации «социально ответственных» инициатив — не только в рамках индивидуальных стипендий, но и в рамках проектных грантов.

Один из таких примеров — проект «Гранит науки» Томского государственного университета. Его цель — формирование новой культурной среды в Сибири. Пространство объединяет учебу и творчество, коммуникации и новые технологии, благотворительность и волонтерство. Группа проекта проводит мероприятия по трем направлениям. В рамках научных битв «Science Slam ТГУ» ученые рассказывают широкой аудитории о науке через призму собственного опыта и делятся секретами «научной кухни». Направление «Научное волонтерство» позволяет волонтерам попробовать свои силы в реальной исследовательской работе — сборе или обработке данных, проведении опросов и т. д. Третье направление — «Наука и искусство» — дает возможность прикоснуться к науке через художественные образы, эмоции и ощущения: посетители Art & Science выставок знакомятся с последними открытиями, достижениями и технологиями и их влиянием на повседневную жизнь.

При поддержке Фонда Потанина Институт социально-экономического проектирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСЭП НИУ ВШЭ) в 2023 году провел обучение на двухмесячной акселерационной программе «Третья миссия университета для развития городов и регионов». Участниками программы стали восемь вузов, прошедших предварительный отбор: Алтайский государственный университет, Волгоградский государственный университет, Мурманский арктический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Южно-Уральский государственный университет, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Акселератор призван поддержать университеты в осуществлении «третьей миссии» через расширение сотрудничества с НКО, администрациями городов и регионов, бизнесом, а также через укрепление межсекторного внутривузовского партнерства.

Творческий симбиоз фондов и университетов

Приведенные примеры из опыта и практики Фонда Потанина описывают лишь малую часть спектра возможных направлений работы в рамках дискурса о развитии «третьей миссии». В действительности существует множество форматов и подходов к ее реализации. Фонд работает с этой темой уже более двух десятилетий, и если на начальном этапе практики поддержки «третьей миссии» ограничивалась лишь индивидуальными студенческими стипендиями, то сегодня сами университеты проявляют все больше активности и изобретательности в разработке форматов социальных инициатив, масштабируя их, усложняя и тиражируя самостоятельно.

Грантодающие организации и частные фонды находят в университетах надежных и компетентных партнеров. Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству вузов с НКО общественно значимые цели могут достигаться с максимальной эффективностью.

Фонды в результате взаимодействия с высшей школой получают доступ к академическому потенциалу университетов — это позволяет грантодателям фокусировать свои усилия на конкретных областях знаний, поддерживая проекты и программы, которые содействуют решению актуальных общественных задач. Университеты, в свою очередь, получают поддержку для развития исследований, разнообразия и обогащения учебного процесса. Кроме того, НКО помогают молодым специалистам приобретать востребованные рабочие навыки, чтобы после окончания вуза они могли выйти на рынок труда и в полной мере реализовать свой потенциал.

Благотворительные фонды и университеты вместе способны строить прочные мосты между академическим миром и реальными потребностями общества — внедряя научные достижения в практику, влияя на качество жизни людей, содействуя развитию технологий и поиску ответов на глобальные вызовы. Таким образом, сотрудничество благотворительных фондов с университетами — это творческий симбиоз, который способствует социальному прогрессу, а также приводит к устойчивым позитивным изменениям в мире.

Александра Авдеева, менеджер проектов Благотворительного фонда Владимира Потанина

Список источников: 1. Shek, D. T. L. & Hollister, R. M. (2017). University Social Responsibility and Quality of Life (Vol. 8). Springer Nature Singapore Pte Limited. 2. Балмасова, Т. А. (2015). Третья миссия университета в условиях модернизации российского образования. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, 11(51), 36-41. 3. Балмасова, Т. А. (2016). «Третья миссия» университета новый вектор развития? Высшее образование в России, (8-9), 48-55. 4. Головко, И. В., Зиневич, О. В. & Рузанкина, Е. А. (2018). Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития. Comparative politics. Russia, 9(1), 5–7. http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-1-5-17 5. Кудряшова, Е. В. & Сорокин, С. Э. (2019). «Третья миссия» в программах развития российских университетов (на примере вузов Северо-Западного федерального округа). Знание, понимание, умение, (4), 78-88. https://doi.org/10.17805/zpu.2019.4.6 6. Кудряшова, Е. В. & Сорокин, С. Э. (2020). «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа. Вестник Вятского государственного университета, 136(2), 17-23. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.020 7. Мархл, М. & Паусист, А. (2013). Методология оценки третьей миссии университетов. Непрерывное образование: XXI век, 1. Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1949 (дата доступа: 27.07.2023). http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.1949 8. Медушевский, Н. А. (2016). Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение», (3), 19–31. 9. Перфильева О. В. (2011). Университет и регион: на пути к реализации третьей функции. Вестник международных организаций, (1), 133–144.


Responding to Public Demand Together

Practices of Grantmaking Foundations’ Participation in Implementing the Universities’ Third Mission.

More and more universities today are recognizing that the third mission is part and parcel of higher education. Universities are striving to engage with society, by partnering with businesses, government institutions, local communities, and other stakeholders. With the support of grantmaking foundations, universities get the opportunity to implement their ideas and projects, thus driving progress and building their reputation as socially responsible institutions. In this article, we expound on how philanthropic organizations take part in formulating and implementing the universities' third mission, drawing on the example of the Vladimir Potanin Foundation — one of the pioneering charity foundations in Russia supporting and developing higher education.

The global trend

Speaking about the third mission, it is best to start with the origin of the term. The evolution of the role of universities in society and the aspiration to establish a more “socially oriented university” underpins the history of this concept (Shek & Hollister, 2017). Emerging during the latter half of the 20th century, the term was coined to reflect the expansion of universities’ functions beyond education and academic knowledge (Kudryashova & Sorokin, 2019). “Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies” by M. Marhl and A. Pausist is considered to be the classic work on this topic, in which the third mission is defined as “a collection of specific services based on actions and opportunities that serve the public good” (Marhl & Pausist, 2013). In contemporary practice, the third mission is usually associated with such aspects of university activities as technology transfer, engagement with businesses, developing and implementing innovations in the social sphere, partnerships with local communities and authorities to achieve public good (Kudryashova, Sorokin & Bugaenko, 2020).

Indeed, a universally accepted definition of the third mission is yet to be formulated, thereby affording ample scope for scholarly deliberation (Kudryashova & Sorokin, 2020).1

1. An analysis of the notion of the third mission is presented in the article by E. V. Kudryashova and S. E. Sorokin, titled “The Universities’ Third Mission as a Subject of Scholarly Analysis,” which, besides offering a historiographical overview, provides a listing of domestic and foreign works in this area.

The quest for avenues to comprehend and implement the third mission of universities is a global trend. However, its local contextual nuances are largely shaped by the distinctive attributes of each university, the influence of the state on education, the level of entrepreneurial development in the country, and other factors (Balmasova, 2015).

Russian scholars introduced the term third mission into academic discourse in the 2010s. Various definitions of the term, along with divergent perspectives on the concept, are presented in works by O. V. Perfilieva (2011), N. A. Medushevsky (2016), I. V. Golovko (2018), and others.

Presently, it can be observed that the discourse surrounding the third mission in Russia has transcended the confines of a narrowly specialized scientific field and taken on the nature of a wide-ranging public discussion. The topic is now on everyone’s lips — from ministers and rectors of prominent universities to entrepreneurs, journalists, and, naturally, representatives of the third sector of the economy — managers and personnel of non-profit organizations.

The third sector as a significant contributor to implementing the third mission

Non-profit organizations (NGOs), including charitable foundations and public associations, are essential contributors to the discourse concerning universities’ third mission: both academic institutions and NGOs are actively engaged in addressing contemporary acute social issues (Medushevsky, 2016). This means that in order to achieve the public good, cooperation between nonprofits and universities can be mutually beneficial and productive, for what is the essence of the third mission if not a collective endeavor to respond to the prevailing public demand?

Non-profit organizations serve as a link connecting higher education to various sectors of the society. Collaborative research projects, educational and volunteer programs, student internships, public events — these are but a few of the possible cooperation forms between universities and NGOs.

Furthermore, philanthropic organizations are actively engaging students in volunteer internships and pro bono undertakings. This allows young people to garner crucial early-career work experience and gives them an opportunity to perceive and analyze career paths within the realm of the non-profit sector.

Expanding partnerships between universities and NGOs is one of the pivotal work areas for the Vladimir Potanin Foundation. Below we will delve into the programs executed by the Foundation within this sphere.

From local scholarships to federal partnerships

A scholarship program is a common form of grantmaking organizations’ involvement in supporting the university community. Meanwhile, this form of support has much more potential than meets the eye. For example, the Vladimir Potanin Foundation goes beyond merely providing financial assistance to outstanding students. It is also a competition of social projects, volunteer programs, the development of new educational programs and training courses, skill enhancement, etc.

Among the Foundation’s initiatives directed towards fostering the development and dissemination of the principles inherent in the third mission concept is a grant competition for university teachers. This competition significantly influences the advancement of the third mission by fostering professional communities and encouraging collaboration with external partners in the development and implementation of educational products.

An illustrative example of community engagement, introducing students to potential career avenues within the non-profit sector, enhancing NGO professionalism, and meeting regional demands for skilled personnel is the launch of a new training course tailored for law students at P. G. Demidov Yaroslavl State University. The main objective of the course was to involve students in the work of public organizations in Yaroslavl Region. The course was developed with the support of the Vladimir Potanin Foundation: in 2016, the project won a grant competition for university teachers. The course is designed to address the lack of interest in the non-profit sector as a source of employment for law students entering the job market. At the same time, a number of organizations in the region, in particular, the Yaroslavl Region Department of the Ministry of Justice of Russia and the Yaroslavl Region Department of Public Relations, were experiencing a systemic shortage of personnel familiar with the NGO activities.

In addition to traditional training sessions, the course included internships based on collaboration with various organizations. Cooperation agreements were signed with the Public Chamber of the Yaroslavl Region, the Commissioner for Human Rights and the Commissioner for Children’s Rights in the Yaroslavl Region, the Yaroslavl Regional Branch of the Russian Lawyers Association and other organizations. During their studies, students visited organizations ready to accept future lawyers for internships, and communicated with professionals from the civil sector. More than 30 students completed internships in the office of the Yaroslavl Region Commissioner for Human Rights, while more than 20 students underwent internships at the Resource Center for Non-Profit Organizations of the Yaroslavl Region. This course opens up novel avenues for young individuals to put their newly acquired knowledge to practice and substantially broadens their understanding of potential career opportunities.

Finding own ways: supporting private university initiatives

Each university seeks and finds its own ways, opportunities and resources to fulfilling the third mission, and the Vladimir Potanin Foundation can present many interesting examples of supporting universities in implementing socially responsible initiatives — not only through individual scholarships, but also through project grants.

One such example is the Granite of Science project at Tomsk State University. Its goal is to create a new cultural environment in Siberia. The space brings together education and creativity, communications and new technologies,charity and volunteering. The project team conducts activities in three areas. At the “Science Slam TSU” battle, academics popularize science to a wide audience through the prism of their own experience and share the “behind the scenes” secrets of research work. The “Scientific Volunteering” direction allows volunteers to try their hand at real research work — collecting or processing data, conducting surveys, etc. Finally, the third direction — “Science and Art” — offers an opportunity to engage with science through artistic images, emotions, and sensations: visitors of Art & Science exhibitions acquaint themselves with the latest discoveries, achievements, technologies, and their impact on daily life.

With the support of the Vladimir Potanin Foundation, the Institute of Social and Economic Design of the National Research University Higher School of Economics (ISEP HSE) held a two-month accelerator program “The Third Mission of the University for the Development of Cities and Regions” in 2023. Eight universities were shortlisted to participate in the program: Altai State University, Volgograd State University, Murmansk Arctic State University, Petrozavodsk State University, Volga Region Academy of Education and Arts named after St. Alexis, Metropolitan of Moscow, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, South Ural State University, P. G. Demidov Yaroslavl State University. The accelerator’s purpose is to support universities in the implementation of the third mission by expanding collaboration with non-profit organizations, municipal and regional administrations, businesses, as well as by reinforcing cross-sector intra-university partnerships.

Creative symbiosis between foundations and universities

The above examples from the experience and practice of the Vladimir Potanin Foundation describe only a small part of the possible areas of work within the discourse on the development of the third mission. In reality, the formats and approaches to its implementation are literally countless. The Foundation has been working on this for more than two decades, and while initially the third mission support was limited to individual student scholarships, today universities themselves are increasingly active and inventive in developing formats for social initiatives, scaling them up, making them more complex and reproducing them on their own.

Universities are therefore becoming reliable and competent partners for grant-making organizations and private foundations. Thanks to mutually beneficial cooperation between universities and nonprofits, socially important goals can be achieved with maximum efficiency.

As a result of interacting with the universities, foundations gain access to their academic potential. This enables grant providers to focus their efforts on specific areas of expertise, supporting projects and programs that contribute to addressing urgent societal challenges. In turn, universities receive support for advancing research, diversifying, and enriching the educational process. In addition, non-profit organizations help young specialists to acquire sought-after professional skills, enabling them to step into the job market after graduation while fully revealing their potential.

Together, charitable foundations and universities are capable of constructing resilient connections bridging the academic realm and society’s genuine needs. This involves translating scientific achievements into practice, impacting the quality of people’s lives, fostering technological advancements, and seeking solutions to global challenges. Thus, the collaboration between charitable foundations and universities is a creative symbiosis that advances social progress and leads to sustainable positive change in the world.

Alexandra Avdeeva, Project manager, the Vladimir Potanin Foundation

References: 1. Shek, D. T. L. & Hollister, R.M. (2017). University Social Responsibility and Quality of Life (Vol. 8). Springer Nature Singapore Pte Limited. 2. Balmasova, T. A. (2015). The University’s Third Mission in the Conditions of Modernization of Russian Education. Topical Issues of Social Sciences: Sociology, Political Science, Philosophy, History, 11(51), 36-41. 3. Balmasova, T. A. (2016). The University’s Third Mission: A New Development Vector? Higher Education in Russia, (8-9), 48-55. 4. Golovko, I. V., Zinevich, O. V. & Ruzankina, E. A. (2018). The University’s Third Mission and the Multi-User Governance Model for Regional Development. Comparative politics. Russia, 9(1), 5–7. http://dx.doi. org/10.18611/2221-3279-2018-9-1-5-17 5. Kudryashova, E. V. & Sorokin, S.E. (2019). The “Third Mission” in the Development Programs of Russian Universities (Using the Example of Universities in the North-West Federal District). Knowledge, Understanding, Skill, (4), 78-88. https://doi.org/10.17805/zpu.2019.4.6 6. Kudryashova, E. V. & Sorokin, S. E. (2020). The Universities’ Third Mission as a Subject of Scientific Analysis. Bulletin of Vyatka State University, 136(2), 17-23. https://doi. org/10.25730/VSU.7606.20.020 7. Marhl, M. & Pausist, A. (2013). Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies. Continuing Education: 21st century, 1. Retrieved from: http://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=1949 (Accessed: 27.07.2023). http://dx.doi. org/10.15393/j5.art.2013.1949 8. Medushevsky, N. A. (2016). Interpreting the Universities’ Third Role at the Contemporary Stage. Bulletin of the Russian State University of Humanities. Series: Political Science. History. International Relations. Foreign Regional Studies. Oriental Studies, (3), 19–31. 9. Perfilyeva O. V. (2011). University and the Region: Towards the Implementation of the Third Function. Bulletin of International Organizations, (1), 133-144.

DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-3-26-32

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без стандартов, но по призванию. Является ли оценка проектов и программ профессией? | No Standards, Just Calling. Is Project and Program Evaluation a Profession? Без стандартов, но по призванию. Является ли оценка проектов и программ профессией? | No Standards, Just Calling. Is Project and Program Evaluation a Profession?

Является ли оценка проектов и программ профессией?

Позитивные изменения
Геологи нашли остатки исчезнувшей древней океанической плиты Палеотихоокеанского супербассейна Геологи нашли остатки исчезнувшей древней океанической плиты Палеотихоокеанского супербассейна

Понтийская плита была размером с четверть современного Тихого океана

N+1
Глава Новосибирского Минстроя: «Скоро начнется эпоха небоскребов» Глава Новосибирского Минстроя: «Скоро начнется эпоха небоскребов»

Как изменится облик Новосибирска в ближайшем будущем

ФедералПресс
Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии

Как работают корпоративные бренд-интеграции?

СНОБ
Мешок со вшами Мешок со вшами

В октябре 1919 года войска Северо-Западной армии дошли до российской столицы...

Дилетант
Убийственное ретро Убийственное ретро

«Континенталь»: спин-офф «Джона Уика» с Мелом Гибсоном

Weekend
Как быть с зарплатами сотрудникам, если у вас кризисный момент: советы и решения Как быть с зарплатами сотрудникам, если у вас кризисный момент: советы и решения

Можно ли законно сокращать зарплаты сотрудникам в кризис?

Inc.
Я — сноб: издатель Елена Шубина Я — сноб: издатель Елена Шубина

Редактор и издатель Елена Шубина — в чем залог успеха

СНОБ
Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта

Что такое FOBO и как с ним жить?

VOICE
Изобретатель-ремесленник. Кто придумал электросварку Изобретатель-ремесленник. Кто придумал электросварку

История Николая Бенардоса, который придумал электросварку

СНОБ
Каринна Москаленко — Forbes: «Удручает неготовность женщин отстаивать свои права» Каринна Москаленко — Forbes: «Удручает неготовность женщин отстаивать свои права»

Что должна знать каждая женщина о своих правах

Forbes
ИЭМЗ «Купол» на МВТФ «Армия-2023» ИЭМЗ «Купол» на МВТФ «Армия-2023»

Легендарные «Торы» и перспективные «Тайфуны-ПВО»

Обозрение армии и флота
Что такое упражнения Кегеля и как их правильно выполнять Что такое упражнения Кегеля и как их правильно выполнять

Кому стоит выполнять упражнения Кегеля и как делать это правильно

РБК
«Пелопоннесская война» «Пелопоннесская война»

Как чума помешала походу афинян на Эпидавр

N+1
Что такое «медленный» метаболизм и как его ускорить: рассказывают ученые Что такое «медленный» метаболизм и как его ускорить: рассказывают ученые

Может ли обмен веществ быть медленным или быстрым?

ТехИнсайдер
Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе

Постоянная оглядка на «мягкую силу» только закрепляет гендерные стереотипы

Forbes
Как криминалистка Софья Файнштейн ловила первого серийного убийцу СССР Как криминалистка Софья Файнштейн ловила первого серийного убийцу СССР

Как криминалистка Софья Файнштейн ловила Мосгаза

Forbes
Следующая станция — «Баррикадная»: каким получился «1993» — самый политизированный российский фильм года Следующая станция — «Баррикадная»: каким получился «1993» — самый политизированный российский фильм года

«1993» — редкий российский блокбастер с чувством гражданской тревоги

Правила жизни
Под высоким напряжением Под высоким напряжением

Как быстро успокоить себя и перестать нервничать: советы психолога

Лиза
Кто изобрел фотоаппарат. История и эволюция фотоаппарата с начала XIX века до наших дней Кто изобрел фотоаппарат. История и эволюция фотоаппарата с начала XIX века до наших дней

Каким был первый фотоаппарат и когда он появился

Цифровой океан
Покажите цифры! Покажите цифры!

Какую температуру надо сбивать и как это лучше сделать

Лиза
В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун

Так ли на Нептуне всё тихо и спокойно, как кажется на первый взгляд?

Наука и жизнь
«Я слышу то, что пишу» и другие цитаты писателя Юна Фоссе «Я слышу то, что пишу» и другие цитаты писателя Юна Фоссе

Разбираемся в своеобразии творчества норвежского писателя Юна Фоссе

РБК
«Разобраться бы сначала просто с российским». Есть ли люкс в отечественной моде? «Разобраться бы сначала просто с российским». Есть ли люкс в отечественной моде?

Люкс — это не только вещи с шестизначным ценником, но и кое-что еще

РБК
Компания «Оружейные мастерские» – более десяти лет на рынке спецтехники Компания «Оружейные мастерские» – более десяти лет на рынке спецтехники

ООО «Оружейные Мастерские» было создано в 2012 году

Обозрение армии и флота
Самые горячие девушки Октоберфеста-2023 Самые горячие девушки Октоберфеста-2023

MAXIM показывает красавиц в обнимку с литрами пива

Maxim
Антонио Муньос Молина: «Ночь времен». Фрагмент из романа Антонио Муньос Молина: «Ночь времен». Фрагмент из романа

Отрывок из масштабного романа о человеке, живущий делом своей жизни

СНОБ

Как выражается пассивная агрессия и что ей можно противопоставить?

VOICE
«После „Брата“ все решили, что в 90‑е так ходили» «После „Брата“ все решили, что в 90‑е так ходили»

Как костюмы формируют и ломают стереотипы в кино

Weekend
Морщины, депрессия и еще 6 неожиданных последствий неправильного прикуса Морщины, депрессия и еще 6 неожиданных последствий неправильного прикуса

Неправильный прикус может привести не только к стоматологическим проблемам

VOICE
Открыть в приложении