Туризм после «Томаса Кука»

Куда ехать, чего ждать?

ОгонёкПутешествия

Туризм после «Томаса Кука»

Юлия Федотова

Туристка на фоне рекламного плаката в Афинах: не придет ли завтра виртуальный отдых на смену реальному? Фото: Reuters

Зимний отпускной сезон завершается без сюрпризов. Россияне все так же массово отдыхали в Сочи и выезжали в ОАЭ с Таиландом (эти направления — первая тройка новогодних туров). Правда, чуть больше обычного вызывали интерес Мальдивы и Индонезия… Как такой консервативный подход вписывается в современный рынок туризма и что нам в принципе ждать от него? «Огонек» опросил основных туроператоров и проанализировал модные тренды.

Хороший кофе, апельсиновый сок и быстрый бесплатный интернет — вот три главные составляющие идеального отдыха россиянина в новом году. Так, во всяком случае, формулируют их клиенты туроператора TUI Россия (весь 2019 год компания исследовала потребительские запросы). Из курортных развлечений наши туристы выделяют минидиско (музыкально-танцевальные развлечения с аниматорами) и обучающие уроки по плаванию. Своих детей при этом они хотели бы видеть складывающими без клея и ножниц кусочки бумаги в фигурки — оригами снова в моде. Это рукоделие, напомню, было очень популярно несколько десятков лет назад в СССР. А до того — еще раньше, в Древнем Китае.

Кто куда?

Как ни странно, на этот раз россияне вспомнили поговорку и «подготовили сани летом» — в основном новогодние туры были заказаны еще до середины осени. «Окно бронирования» пришлось на сентябрь. Столь европейскую собранность можно объяснить двумя факторами: стабильными новогодними каникулами и накопленным опытом. В предыдущие годы те, кто приступал к поиску вариантов по компьютеру уже под наряженной елкой или прибегал в турагентства чуть не под бой курантов, были обескуражены ограниченностью выбора и злыми ценами. На сей же раз ничего подобного. «Продажи шли планомерно, без всплесков и падений, чем ближе праздники, тем выбор номеров и дат заездов становился меньше»,— заверила «Огонек» Светлана Бешанова из компании «БиблиоГлобус». А представитель другого крупного игрока, ANEX Tour, Алена Хитрова считает, что налицо подъем продаж по сравнению с прошлым годом: «В 2019‑м количество отправленных туристов за границу в праздники увеличилось, причем как из Москвы, так и из регионов».

Если говорить про премиальные направления (Мальдивы, элитные Карибы, Куршевель), то там виллы и шале заказывают на два года вперед. Люди все меньше готовы рисковать качеством и привыкают планировать — основные зимние маршруты россияне выкупают за полгода. При этом на рынке туроператоров принято сегментировать направления: новогодние предложения делятся на две группы — пляжные и горнолыжные. «Лыжников» формируют по странам, распределяя на три категории. Дорогими массовыми курортами считаются Австрия и Франция. В среднем сегменте — Андорра, Сочи. По данным, предоставленным «Огоньку» компанией «БиблиоГлобус», Имеретинский район — основное направление для российского путешественника зимой. Туда продается около 37 процентов от всех туров, загрузка отелей и частного сектора максимальная. Кому надо дешевле, посоветуют не переплачивать за Красную поляну, а присмотреться к Румынии и Болгарии. Пляжные направления распределены по группам вне зависимости от стоимости поездки. В основе конгломерата «Азия» самые популярные направления — Шри-Ланка, Таиланд (второе место, около 24 процентов турпотока), Китай, Гоа, Вьетнам. Другая сторона планеты, под манящим названием «Карибы», расшифровывается как относительно доступные Куба и Доминикана. Кубу россияне покупают разную (Варадеро или более бюджетную Санта-Клару), но возвращаются с нее традиционно довольными. Скорее всего тем, что «этот рай» нам не грозит.

Особняком стоят ОАЭ (примерно 17 процентов от проданных туров и «бронза» сезона). Тут стоит обратить внимание на конкуренцию: каждый эмират ведет свою борьбу за туристов. В массы пытаются выйти и с новыми предложениями: скажем, перед Новым годом по радио постоянно крутили ролик от Министерства туризма Бахрейна — островное королевство представляло себя как «место, идеальное для семейного отдыха». Но опытные туроператоры знают: быть на слуху — это не одно и то же, что быть востребованным. Иногда власти просто дают бюджет на информподдержку (по прикидкам экспертов, Бахрейн мог выделить в сезоне до миллиона долларов на «увеличение узнаваемости бренда»), но это не гарантия, что удастся «откусить» турпоток у классики.

Отдельно стоит выделить индивидуальный массовый туризм. В этот сегмент приходят люди с туропытом, насытившиеся городами Европы и общественными пляжами Азии. Им хочется экзотики, ощущений — и они летят отмечать Новый год по «изведанным маршрутам» в Танзанию. Здесь еще популярны Сейшелы, Маврикий, Мальдивы.

Наконец, два традиционных направления, которые в зимний топ не попадают. Любимая Турция имеет сезонность (с чем, судя по их заявлениям, представители местной туриндустрии собираются как-то бороться). А Египет все еще не смог договориться о прямых перелетах на курорты. По слухам, до марта 2020‑го все российские авиарейсы сняты с этого направления, а дальше ситуация будет зависеть от грамотности политических решений египтян.

Как меняются предпочтения?

«А на глазах!» — отвечают игроки рынка. Если еще несколько лет назад человек, который приходил к туроператору, отвечал на вопрос «куда вы хотите поехать?», то сегодня правильным вопросом будет «что вы хотите делать?», объясняет генеральный директор TUI Россия Тарас Демура. «Демонстративное потребление — это не только автомобили и сумки,— продолжает собеседник „Огонька“.— Это может быть и особая диета, и заявление „мне Chanel слишком попсово, я буду носить вьетнамского дизайнера“. По этой теории туризм — познание себя через знакомство с социальными культурами, группами, через познание мира в целом. Человек пытается понять, как устроено общество. Ему надо выйти из замкнутого пространства своей квартиры или даже своего города, чтобы познакомиться с блюдами других народов, подышать другим воздухом. Услышать музыку. Померить одежду».

По словам Тараса Демуры, путешественники сегодня отдают деньги за впечатления. Туризм перестал быть просто отдыхом. Профессионалы говорят о запросе на поиск «раздражителей». Всего, что способно вызвать эмоции. За уникальные эмоции и чувства готовы платить. «Что касается экскурсий — музеи перестают быть популярными, если они не интерактивны, если не развлекают. «Зацепить» все сложнее. Раньше, чтобы получить очередь из желающих, можно было предложить: едем на матч «Реал Мадрид» и там будет Роналду, он даст вам автограф. Теперь же народ пресытился и не отличает Роналду из социальных сетей от настоящего. Инфлюенсеры уже не имеют такого веса. Блогеры сами по себе не собирают огромные группы. Хотя в качестве маркетингового хода их все еще призывать уместно». Эксперты называют короткие яркие поездки трендом ближайших лет. А важнейшим составляющим путешествия становятся «селфи-локации». Быстро, без сбоев, «в три клика» и непрерывное развлечение — вот чего ждут сегодня туристы от поставщиков услуг.

Тем не менее, по статистике, самые популярные 10 глобальных туристических направлений, такие как Рим и Париж, привлекают 40 процентов всего турпотока. Здесь возникает другой тренд — уже со стороны правительств и муниципалитетов: борьба с «овертуризмом». Те же французы ставят перед собой задачу перенаправить основную массу «гостей столицы» в регионы. А на самых популярных маршрутах хотели бы видеть более платежеспособных приезжающих, но в меньших количествах. Парижане недовольны, что их город превратился в souvenir, но при этом массово сдают квартиры (в центре уже мало кто живет постоянно), а цены растут. На что турист реагирует: по итогам масштабного исследования привычек и предпочтений миллениалов (возраст до 35 лет), проведенного компанией Roland Berger по заказу европейских туроператоров, выяснилось: молодежь считает Париж дорогим и малоудобным. Они готовы скорее приехать в столицу Франции на вечер для прогулки и посещения ночного клуба. А тратить деньги на ночевку в столичном отеле молодые европейцы считают неразумным.

Что касается трат, то горячо любимые в мире за расточительность россияне сдают позиции уже пятый год. Стандартно много покупают граждане Китая и США. Хотя глобально все туристы схожи в предмете трат: основные расходы — это еда. Речь не о банальном гостиничном полупансионе, а снова про впечатления. Сет из семи блюд известного шефа в Барселоне, винный ужин в Долине Напа в Калифорнии или обжигающие каштаны в кульках на улице Вены — все это ощущения и воспоминания. То, на что мы готовы поменять результат нескольких месяцев офисной жизни. То, ради чего пользуемся такси или каршерингом, не покупая свою машину. Но уж зато мы отметим 5 лет свадьбы в погребах замков Луары или собирая пахучие лимоны на Сицилии! Менее креативные проедутся по мишленовским ресторанам…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путь «диктатора» Путь «диктатора»

Почему князь Трубецкой не пришёл на Сенатскую площадь?

Дилетант
Биореактор внутри нас: как микробиота может управлять метаболизмом хозяина Биореактор внутри нас: как микробиота может управлять метаболизмом хозяина

Микробиота необходима для нормальной жизнедеятельности организма

Популярная механика
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Почему миллионы людей помешались на «Безымянной игре про гуся» Почему миллионы людей помешались на «Безымянной игре про гуся»

Разработанная четырьмя молодыми людьми игра вдруг прогремела на весь мир

GQ
5 главных навыков для карьерного успеха в 2020-х 5 главных навыков для карьерного успеха в 2020-х

Преуспеть в карьере в наступившем десятилетии помогут пять ключевых навыков

Forbes
Как лучше позвать девушку на свидание — звонком или сообщением? Как лучше позвать девушку на свидание — звонком или сообщением?

Какой вариант продолжения знакомства эффективнее: звонок или сообщение?

Maxim
Андрей Лысиков (Дельфин) Андрей Лысиков (Дельфин)

Правила жизни Дельфина

Esquire
Исчезающая пища Исчезающая пища

К середине XXI века бананы и кофе снова могут оказаться деликатесами

Вокруг света
Золотистые, синелицые, курносые Золотистые, синелицые, курносые

В Европе золотистую обезьяну первоначально назвали рокселланов ринопитек

Наука и жизнь

Возможно, твои мотивы недостаточно сильны - и нужно найти другие

Cosmopolitan
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Как искусственный интеллект изменит психиатрию Как искусственный интеллект изменит психиатрию

Ученые разрабатывают приложения для помощи психиатрам и их пациентам

Psychologies
Как научиться мыслить критически: практикум для подростков Как научиться мыслить критически: практикум для подростков

Отрывок из книги «Критическое мышление»

Psychologies
Печаль, любовь и благодарность: первый год после смерти близкого Печаль, любовь и благодарность: первый год после смерти близкого

Потеря близкого человека — тяжелый опыт

Psychologies
7 причин, почему ты порой не можешь кончить и что с этим делать 7 причин, почему ты порой не можешь кончить и что с этим делать

Неспособность кончить не менее неприятна, чем слишком быстрый финиш

Playboy
История счастливого брака, или эссе о простых радостях жизни История счастливого брака, или эссе о простых радостях жизни

Отрывок из книги писательницы Энн Пэтчетт

Forbes
Селфи без макияжа — способ стать счастливее? Селфи без макияжа — способ стать счастливее?

Как влияют фотографии в соцсетях на нашу самооценку?

Psychologies
Мама, папа, я – контрактная семья Мама, папа, я – контрактная семья

Каковы перспективы у института семьи в ближайшем будущем?

Psychologies
Меч викингов Меч викингов

Швеция находится в десятке мировых экспортеров вооружения

Популярная механика
Как экономить на электроэнергии: 8 советов эксперта Как экономить на электроэнергии: 8 советов эксперта

Предлагаем самые простые и универсальные способы экономии электроэнергии

Популярная механика
Плюсы и минусы Якутии Плюсы и минусы Якутии

Самый холодный регион России накрыла весенняя теплынь

Русский репортер
Как посмотреть все драйверы в Windows 10 без установки сторонних приложений Как посмотреть все драйверы в Windows 10 без установки сторонних приложений

Управлять драйверами в Windows 10 можно с помощью лишь одной команды

CHIP
Как правильно устраивать пробежки зимой Как правильно устраивать пробежки зимой

Зимой тоже можно бегать по утрам

Maxim
Хождение инноваторов по банкам: почему hi-tech компаниям легче получить кредит за границей, чем в России Хождение инноваторов по банкам: почему hi-tech компаниям легче получить кредит за границей, чем в России

«Исписали тонны бумаги, но кредита так и не получили»

Forbes
Самоочищающися туалеты и умные поилки. Как технологии заботятся о наших питомцах Самоочищающися туалеты и умные поилки. Как технологии заботятся о наших питомцах

Куда собакам и кошкам без хайтека

Forbes
Как заставить женщину ревновать? 6 популярных методов, которые на деле не работают Как заставить женщину ревновать? 6 популярных методов, которые на деле не работают

Ты уверен, что это тебе нужно?

Playboy
6 «мифов» о здоровье, которые оказались правдой (ученые подтвердили) 6 «мифов» о здоровье, которые оказались правдой (ученые подтвердили)

Некоторые вещи, которые ты слышал о здоровье в детстве, на самом деле правдивы

Playboy
11 главных способов, как проверить золото на подлинность 11 главных способов, как проверить золото на подлинность

Как бы там ни было, когда дело касается золота, облажаться никак нельзя

Playboy
Собачий бизнес по совету Цукерберга: как вице-президент Facebook бросил карьеру ради корма для животных Собачий бизнес по совету Цукерберга: как вице-президент Facebook бросил карьеру ради корма для животных

Топ-менеджер Facebook Том Аррикс оставил должность ради собственного бизнеса

Forbes
Древние хищники московской подземки: что скрывается в метро Древние хищники московской подземки: что скрывается в метро

Доисторические хищники, современники динозавров и другие существа в метро

Популярная механика
Открыть в приложении