Г. Франгулян о «Стене скорби», посвященной памяти жертв тоталитарного режима

ОгонёкКультура

Россия и мир | Фоторепортаж

«Человеку нужно место тишины»

30 октября 2017 года в Москве на проспекте Сахарова будет открыт монумент «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна. «Огонек» об этом проекте, посвященном памяти жертв тоталитарного режима, рассказал одним из первых еще два года назад (№ 39 от 5 октября 2015 года), а также впервые представил 3D-макет памятника. Теперь наши корреспонденты побывали в мастерской

— В мегаполисах всегда проблема с обустройством трагедийного пространства. Большой город в общем-то не рассчитан на память, он живет одним днем…

— Я только что был в Нью-Йорке, смотрел мемориал на месте башен-близнецов, очень хороший, даже познакомился с автором. Им удалось создать такое пространство в центре города, которое необходимо человеку, чтобы… помолчать. Место тишины. Но там большое пространство, в сравнении с нашим. У нас все сжато в тиски. У нас другая идея… В Нью-Йорке — трагедия, а здесь — вселенская трагедия. Зажатое общество, сжатые судьбы. Мясорубка. Там еще рядом на Сахарова стоит здание, я его называю комод — нависающий, страшный. Я воспользовался им и как бы включил его в общий ансамбль — оно играет роль власти, косности самой системы, нависающей вечно над человеком.

— Получается, вы специально задумали пространство таким образом, чтобы посетитель ощущал тесноту?

— Дело не в тесноте. Надо, чтобы, попадая туда, вы ощущали дискомфорт. Это не место комфорта. В Нью-Йорке на самом деле — тишина и комфорт. Но они не пережили того, что пережили и переживаем мы. Жертвами тоталитарного режима я считаю всех нас — себя, своих детей и внуков, потому что это до сих пор, к сожалению, всех живущих касается. Тех, кто это устроил, и тех, кто пострадал, давно уже нет в живых, но чувство страха продолжает жить, я его в себе чувствую — с ненавистью,— потому что я все равно оглядываюсь. Мы все оглядываемся. Нам все время напоминают об этом страхе, не дают забыть, таким образом, этот страх бесконечно воспроизводится. И вот это ужасно. Мне хочется повлиять на сознание, хочется, чтобы человек задумался. Потому что все, что мы видим вокруг, слышим сегодня, к сожалению, говорит нам о том, что мы с радостью готовы все забыть. Сделать вид, что ничего не было.

Образ Стены скорби, по словам скульптора Георгия Франгуляна (на фото), родился из воспоминаний детства
Фото: Петр Кассин

— Можно ли вообще создать атмосферу скорби в самом людном месте столицы?

— Садовое кольцо — это вечное движение. А у нас будет фрагмент, намеренно лишенный жизни, как бы выхваченный из жизни, и он тоже образует кольцо, дугу — смерти. Это можно сравнить и с косой; кое-где она зазубренная, как гигантская расческа, которой провели по живым людям. Где не было зуба, там осталось непричесанным. А все остальное — причесалось. И то, что этот мемориал будет в самой гуще города, не в специально отведенном месте,— в этом как раз и есть символизм. Потому что репрессии были везде. В каждом дворе, в каждом подъезде. Вся карта СССР испещрена ГУЛАГами. Мемориал в городе — это большая редкость. Меня пытались в самом начале убедить, чтобы я уменьшил размеры стены, сделал «маленькую вещь». Москомархитектуры предложил сделать стену высотой в 4,5 метра, то есть заборчик такой. Но я им сказал: я автор, мой проект был признан победителем среди других 336 проектов и я имею право сам решать, какой памятник делать. Либо монумента просто не будет. Они согласились. (Высота бронзового горельефа будет 6 метров, длина — 30 метров.— «О».)

— На углу проспекта Сахарова и Садового кольца узко, там мало пространства; когда я в ноябре 2015-го спрашивал вас об этом, вы ответили, что воспринимаете это для себя как вызов…

— …Это вынуждало придумать идею, которая исключает стандартное решение. И потом это пространство между Сахарова и Садовым еще нужно было создать. В итоге замысел такой: в центре стена, это понятно,— экспрессивная, полуабстрактная лепка, не имеющая конкретных изображений, угадываются головы, но это даже не стена плача, а стена ужаса; по бокам — две бронзовые скрижали, на которых написано одно-единственное слово, на 22 языках: «Помни». Вход сквозной — в стене будут прорези в виде человеческих фигур, через которые можно проходить, можно остановиться. И по бокам еще будут как бы скалы, плачущие скалы. Изначально они были горизонтальными, соединяясь со стеной в единый ансамбль, они должны были создавать своеобразные эшелоны движения. Но полностью реализовать эту идею не удалось. Вместо них будут вертикали — столбы, облицованные камнем. Камни будут прикручены к бетонным столбам ржавыми болтами, костылями. Они должны передавать состояние ужаса, скрежета, ржавчины, окаменения… И будет довольно сложная система подсветки.

Чтобы глина во время работы не застыла, ее приходится все время поливать водой. Высота горельефа — 6 м, длина — 30 м
Фото: Петр Кассин

— А почему первоначальный замысел не удалось реализовать?

— Деньги! Это стоит дорого. Потом мне приходится подстраиваться под строителей, учитывать, что они в состоянии сделать. А они, к сожалению, не могут понять, чего я хочу. А объяснить я не могу…

— Как вы будете эту стену, а по сути, огромную конструкцию перевозить из загородного цеха в центр Москвы?

— Это как раз технические проблемы, они несущественны. Главная проблема была — сделать саму стену. 90 тонн глины я перелепил своими руками. Я не нанимаю лепщиков. Мне помогали, конечно,— глину подать, доски переставлять, но лепил я сам. Всю стену.

— Невероятно!..

— Если честно, я дошел до полного изнеможения. Нужно ведь на строительных лесах стоять целый день, в цеху, где больше плюс восьми градусов не было зимой. Глина ледяная. Ты трогаешь ее — первые час-два ничего, а потом начинает все ломить от холода.

Фото: Петр Кассин
Фрагменты композиции создаются отдельно, затем монтируются со Стеной
Фото: Петр Кассин

— Сколько времени лепка заняла?

— Месяцев восемь.

— А каков график?

— Каждый день без выходных. Это все еще поливать постоянно надо, все время — глина же высыхает. И ты все время в этой жиже находишься. Присел на доску, а у тебя жопа мокрая… Стену нельзя лепить по частям, только целиком. Пока лепишь фрагмент, нужно одновременно видеть всю стену, чтобы не выбиться из общего замысла. Ты должен все время это состояние в себе сохранить. По фактуре эти фрагменты стены — вы увидите — корявые, страшные. И эмоциональные. Они кричат, вопиют…

Знаете, мне врезалось в память детское воспоминание: в 1940–1950-е, когда объявляли очередной список врагов народа, все, у кого в доме хранились журналы, должны были их изображения найти, даже если это общая фотография, и закрасить, заштриховать лица. Нас, детей, к этому не подпускали; но я прекрасно помню, как бабушка моя — пианистка, интеллигентнейшая женщина — ночью, когда все уже спят, сидела и заштриховывала врагов. Она все прекрасно понимала, но делала это, чтобы хоть как-то уберечь семью. И вот эти фиолетовые чернила, это черканье — так происходило в каждом доме, по ночам.

Эти вычеркнутые фигуры и сейчас можно найти в библиотеках. Вычеркнутые из жизни, буквально. Образ стены родился во многом от этого воспоминания. Когда вы увидите фактуру стены, вы поймете, что это — тот самый скрип перьев, замусоленная бумага, состояние жидких чернил, которые скатываются шариками. Я пытался изобразить вот эту жуть, эти вычеркнутые поколения. И надо понимать, что это трагедия не только российских народов. Много было уничтожено и китайцев, европейцев, даже американских граждан. Множество национальностей. Поэтому монумент этот обращен ко всем — он должен стать общемировой универсальной памятью. И это особая ответственность для художника. Я не знаю, будет ли этот монумент воспринят как покаяние — не думаю, что сейчас это слово будет произнесено вслух… «Помни» — да, но что именно? В любом случае, это означает акт признания общей вины. А это уже немало.

После того как композиция выполнена в глине, она формуется в гипсе и отливается в бронзе
Фото: Петр Кассин

— Год назад вы объявили о том, что будете собирать деньги на памятник с помощью краудфандинга. Денег, выделенных государством, не хватило?

— Стоимость монумента определена экспертизой в 460 млн рублей. Именно монумента — не строительной части. Город выделил 300 млн, остальное сейчас собираем. Люди дают очень активно: один принес брусочек бронзовый, старушка принесла медные монеты… Понимаете? Вот то, что может дать народ… Монумент в Нью-Йорке стоил 600 млн долларов — это вам для сравнения. Из них 60 млн дал город, а 540 собрали люди. Но это богатая страна.

— Выходит, на памятники не зазорно собирать деньги?

— Нет, исторически так было, на Пушкина собирали. Но в России никогда не могли собрать полностью сумму, все равно казна давала основные деньги и город... Все, что зависит от меня, я сделаю.

Бронзу плавят в специальном тигле
Фото: Петр Кассин

— На месте монумента уже идут какие-то работы…

— Сейчас площадь перестраивается. Вырыты котлованы, делаются фундаменты, ограждения и так далее. Идут работы по благоустройству. Заканчивается отливка. Мы выбрали потрясающий камень, черный сланец из Карелии, он по образу и даже по месту происхождения очень нам подходит. Им будет вымощена вся площадь. Особенность этого монумента в том, что я создаю не просто скульптуру, а целиком пространство, весь этот пятачок, 2 тысячи квадратных метров. Вы знаете, у нас, к сожалению, 98 процентов скульпторов не понимают задач, которые стоят перед скульптурой вообще, не только монументальной. Скульптура — это прежде всего создание пространства, а не предмета. У меня просто крик души. Ругать то, что делают сейчас в городе, я не хочу, это не мое дело, но я хочу просто, чтобы люди, причастные к этому, задумались. Скульптура — это вовсе не то, что нам сегодня предъявляют.

Когда бронзовая форма застынет, ее можно отшлифовать
Фото: Петр Кассин

— Когда начнется монтаж?

— В середине августа. Саму стену, предварительно разрезанную, я соберу быстро, смонтирую. Время у меня есть, по плану я укладываюсь. Думаю, что к концу сентября, в принципе, все будет готово. Главное для меня сейчас — сделать и поставить. В жизни скульптора есть два счастливых момента: когда ты только задумал, и в конце, когда смонтировал, накрыл тряпкой — и все. 

Беседовал Андрей Архангельский

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучше, чем жизнь Лучше, чем жизнь

Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино

Популярная механика
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Одна семья Одна семья

Президент РФБ Андрей Кириленко — о том, как спорт объединяет людей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов

А что вам известно о жизни в Японии?

ТехИнсайдер
«Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора» «Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора»

Что такое мотивированное рассуждение?

N+1
Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы

О чем все время поют птицы? Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
Стесняюсь спросить: как не потеряться в изобилии онлайн-курсов и грамотно построить дистанционное обучение? Стесняюсь спросить: как не потеряться в изобилии онлайн-курсов и грамотно построить дистанционное обучение?

Как организовать дистанционное обучение, чтобы получить на выходе крепкие знания

Правила жизни
Удивительно, но факт: подушку безопасности придумали стоматологи Удивительно, но факт: подушку безопасности придумали стоматологи

Благодарить за идею подушки безопасности мы должны двух стоматологов

ТехИнсайдер
Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов

Как подсчитать калории и выбрать нужные упражнения с помощью смартфона

РБК
«Через 3 дня после звонка он неожиданно умирает молодым»: история одной дочери «Через 3 дня после звонка он неожиданно умирает молодым»: история одной дочери

Можно ли простить себя за свои же обиды после смерти родителей?

Psychologies
Александр Цыпкин: «Я не читаю свои рассказы ни за какие деньги, когда люди сидят за столами и едят. Ну, пока не читаю» Александр Цыпкин: «Я не читаю свои рассказы ни за какие деньги, когда люди сидят за столами и едят. Ну, пока не читаю»

«С детских лет меня особо привлекала приключенческая литература»

Коллекция. Караван историй
Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей

Интересная история разработки стоит за каждым из этих предметов мебели

ТехИнсайдер
Открыть в приложении