Неделя | Эпицентр
Неподъемное время
Что помогает россиянам преуспеть в жизни? Личные качества, образование и деньги, утверждают социологи. Однако перескочить из одной социальной страты в другую нам по-прежнему очень сложно
Свежее исследование ВЦИОМа, посвященное успеху в жизни и позволившее сравнить наше самоощущение в перспективе 25 лет, сразу удивило. Ну, например, оказывается, более половины россиян (59 процентов) считают свое положение в обществе «средним»; в 1991 году, когда респондентам задавался похожий вопрос, таких было 49 процентов. А вот число тех, кто находится на уровне «выше среднего» или даже на «высоком», почти не изменилось. Что это — стабильность или застой?
Социологи попытались выяснить, что же сегодня помогает россиянам карабкаться вверх по социальной лестнице. Первую тройку поделили личные качества, деньги и связи (25, 24 и 20 процентов соответственно). Связи в подобных опросах часто оказываются на первых местах и все еще удерживают позиции — социологи здесь лишь разводят руками, ставка на друзей и родственников, похоже, будет всегда. А вот образование попало лишь на 4-е место (18 процентов), хотя ведь в мире оно считается важнейшим социальным лифтом.
— Пока приходится констатировать: деньги остаются основным критерием успешности для наших сограждан, большинство считают их синонимом успеха, да и на вопрос о том, как добиться высокого положения в обществе, люди отвечают: «Деньги», финансовое положение лишь на 1 процент уступает личным качествам,— говорит председатель правления ВЦИОМа Константин Абрамов.— Недавно мы спрашивали у россиян о престижности различных профессий. Так вот статус профессии учителя сегодня, к сожалению, сильно упал, зато гораздо больше стало желающих пойти на военную службу — это также оказалось связано с падением доходов в первом случае и их ростом во втором.
Прочие вопросы исследования тоже оставляют простор для интерпретаций. Ну, например, как и в 1991 году, сегодня более 60 процентов россиян не готовы приносить на алтарь успеха семью и детей. Ну а если они вдруг выиграют в лотерею большую сумму, то подавляющее большинство опрошенных (38 процентов) потратят ее на покупку недвижимости. Вложиться в акции, положить выигрыш в банк или просто его проесть — эти варианты остались далеко позади.
Во ВЦИОМе результатами опроса в целом довольны: там говорят, что ответы россиян во многом рациональны. Из того, что стало новостью для самих исследователей: например, рост всего на 10 процентов среди тех, кто считает свое положение «средним», как объясняет Константин Абрамов, могло быть и больше, но сказался кризис. Показателен и ответ по поводу недвижимости как сферы вложения денег — ее россияне ставят на 1-е место уже много лет, сказывается недоверие к прочим инвестиционным инструментам и нерешенный квартирный вопрос.
Насколько самоощущение россиян, зафиксированное социологами, совпадает с реальностью? Генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) Вячеслав Бобков разводит руками: статистические замеры социального благополучия менее радужные.
— По доходам, по жилищной обеспеченности неравенство очень высокое,— говорит эксперт.— Во ВЦУЖ разработана система нормативных потребительских бюджетов: социально приемлемый потребительский бюджет превышает прожиточный минимум примерно в 3 раза, бюджет среднего достатка — в 7, высокого — в 11 раз. Так вот, более 60 процентов населения живут ниже социально приемлемого потребительского бюджета. А средние доходы в незначительном высокообеспеченном слое примерно в 21 раз превышают средние доходы людей, живущих ниже прожиточного минимума. Не говоря уже о нехватке жилья — это сейчас одна из самых острых проблем, как раз и тормозящая переход из одного социального слоя в другой. Впрочем, люди у нас традиционно не хотят признавать себя бедными или низкообеспеченными — в этом контексте ответы, данные социологам, вполне понятны.