Есть ли перспектива у так называемых «колесных танков»?

Обозрение армии и флотаОбщество

Танки на колесах

Есть ли у них перспектива?

Сергей Суворов, кандидат военных наук

В последнее время в различных СМИ все чаще поднимается тема использования на поле боя так называемых «колесных танков». Пик полемики на эту тему пришелся летом этого года, когда на полях Украины в зоне СВО появились французские разведывательные машины AMX-10RC. Правда, французские «колесные танки» как появились в степях Украины, так там и остались, только уже в виде металлолома, но интерес к теме танков на колесах тоже остался. Ниже мы рассмотрим историю вопроса и попытаемся понять, насколько это перспективное направление.

Немного истории

Надо отметить, что история танка на колесах стара, как и сами танки. Впрочем, сам термин «колесный танк» немного не вписывается в рамки терминологии, поскольку определение термина «танк» в русском языке гласит: «Танк – боевая бронемашина на гусеничном ходу, обладающая большой проходимостью и вооруженная пушками и пулеметами, установленными во вращающейся орудийной башне.» (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 – Прим. автора). Исходя из этого также надо понимать, что в любом случае танк – это боевая машина, что автоматически исключает такой часто использующийся журналистами термин, как «основной БОЕВОЙ танк», равносильный термину «масло масляное». «Основной танк» –да! Здесь все сходится.

С появлением танка, как нового вида вооружения и его дальнейшая эволюция не раз подталкивала конструкторов к поиску новых идей и концепций. Кроме того, создавались боевые бронированные машины с относительно мощным вооружением на колесном шасси для решения боевых задач и задач боевого обеспечения, таких как, например разведка, охранение, сопровождение колонн, огневая поддержка и т.д. В разных странах для таких машин используют различные термины, такие как тяжелые бронеавтомобили, пушечные броневики, бронированные разведывательные машины, боевые машины с тяжелым вооружением, истребители танков, маневренные боевые машины, бронированные машины огневой поддержки и т.д. и т.п. Естественно при таком многообразии названий сходных по конструкции и предназначению бронемашин вопрос их классификации до сих пор не имеет однозначного ответа. Потому и родился, и очень понравился представителям СМИ, неофициальный термин – «колесный танк», употребляемый по отношению к таким боевым машинам на колесном ходу, основные тактико-технические характеристики которых близки к таковым современных лёгких танков, а по огневой мощи зачастую сравнимых и с характеристиками основных танков. Как бы там ни было, вероятно, что в скором времени перепишут определения и создадут классификацию боевых бронированных машин с мощным вооружением, а пока просто рассмотрим эволюцию развития танков на колесах и перспективы их дальнейшего существования. Сразу оговорюсь, что ниже будут рассматриваться бронированные колесные машины с пушечным артиллерийским вооружением сопоставимым по огневой мощи с артиллерийским вооружением танков одного и того же исторического периода. Самоходные артиллерийские и зенитные артиллерийские установки, самоходные минометы на колесном шасси в данной статье рассматриваться не будут.

«Царь-танк»
колесный танк
Лебеденко

Несмотря на то, что изначально на поле боя в 1916 г. танк вышел на гусеницах, конструкторы предпринимали попытки создания танка на колесном ходу. И одним из первых таких образцов стал, так называемый, «Царь-танк», боевая бронированная машина на колесном ходу, разработанная русским инженером Николаем Лебеденко в 1914-1915 гг., т.е. еще до появления английских Mk.I у реки Сомма.

По конструкции Царь-танк напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний каток имел диаметр около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны. Планировалась возможность установки пушек.

Постройка и испытания машины проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности объекта к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр на долгие годы остался ржаветь в лесах Московской области, пока в 1923 году не был разобран на металлолом. Совсем недавно российскими энтузиастами была воссоздана копия Царь-танка в масштабе 1:1, которая сейчас находится в «Музее танка Т-34» на Дмитровском шоссе.

Итальянская
колёсная бронированная
боевая машина
Ansaldo Armored Car

В Италии в 1920-е годы велись эксперименты по созданию колёсной бронированной боевой машины Ansaldo Armored Car, сильно напоминавшей танки того времени только на колесном ходу. Бронеавтомобиль Ansaldo был построен в 1925 году на базе тяжелого трактора Pavesi и имел четыре колеса диаметром 1500 мм (59,1 дюйма) с шинами шириной 16 дюймов. На прототипе была установлена вращающаяся башня с 37-мм пушкой и одним пулеметом. Чем не танк? Если вспомнить французский танк FT-17 или советский танк того времени «Борец за свободу тов. Ленин» (или как его еще называли «Русский «Рено») характеристики, кроме скорости передвижения все сходятся: масса 8 т, броня 6-16 мм, вооружение 37-мм пушка и пулемет. Только в танке экипаж был на одного человека меньше.

В 1920-1930-х годах во многих странах велись эксперименты и даже стояли на вооружении и серийно выпускались колёсно-гусеничные танки, т.е. танки, которые могли двигаться как на гусеницах, так и на колесах, после снятия гусениц. Кроме того, в это же время массово выпускались бронеавтомобили с мощным, по тому времени, пушечным вооружением во вращающихся башнях. Достаточно вспомнить хотя бы советский опыт.

Опыт страны Советов 30-40-х годов

В 20-30-х годах прошлого столетия в СССР на базе автомобилей, АМО Ф-15, М-1, ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и др. были разработаны и серийно производились бронеавтомобили различных типов:

– лёгкие (массой до 4 т) – БА-20 и ФАИ-М; БА-64;

– средние (массой от 4 до 8 т) – БА-27, БА-3, БА-6, БА-9, БА-10;

– тяжёлые (массой более 8 т) – БА-11;

– плавающие – ПБ-4, ПБ-7, а еще были специальные, способные двигаться по железнодорожным путям. Так вот на средние и тяжелые бронеавтомобили, выполненные на трехосных шасси с колесной формулой 6 х 4, устанавливались бронекорпуса закрытого типа с вращающейся башней, в которой устанавливалось основное и дополнительное оружие – 37-мм пушка Гочкиса или 45-мм пушка 20К и 7,62-мм пулемет ДТ, как на легких танках МС-1 или Т-26. Только бронирование было несколько скромнее, чем на танках. Самыми массовыми советскими «пушечными» бронеавтомобилями стали БА-10 в различных модификациях.

В начале 1927 года руководством РККА было поручено спроектировать бронированный автомобиль на шасси первого советского полуторатонного грузового автомобиля АМО Ф-15. Осенью была закончена разработка чертежей бронекорпуса броневика, и будущая бронемашина получила индекс Б-27.

Колесная 
бронированная машина
БА-27

В течение марта 1928 года испытания опытного образца провела комиссия Артиллерийского управления РККА. По результатам этих испытаний машина Б-27 получила положительную оценку, однако было предложено провести ряд доработок. После внесения доработок в июне 1928 г. машина Б-27 прошла всесторонние испытания и 19 декабря 1928 года приказом РВС СССР № 413/84 была принята на вооружение РККА как «Броневая машина «АМО» образца 1927 года (БА-27). Производство машины было поручено Ижорскому заводу.

Машина БА-27 с колесной формулой 4 х 2 имела клёпаный броневой корпус из листов броневой стали толщиной от 3 до 8 мм на каркасе из уголков. На корпусе устанавливалась башня в форме шестигранника, как на танке МС-1 (Т-18) с 37-мм пушкой Гочкиса с плечевым упором и спаренного 6,5-мм танкового пулемета системы Федорова (позже был заменен на 7,62-мм пулемёт ДТ) с плечевым упором. Бронемашина оснащалась карбюраторным двигателем АМО жидкостного охлаждения мощностью 35 л.с. Особенностью конструкции машины было то, что она (как и ряд последующих образцов бронеавтомобилей) имела два поста управления – передний и задний, потому в экипаже было два шофера. Экипаж БА-27 составлял 4 человека (командир – он же стрелок, два шофёра и один помощник).

Выпуск бронеавтомобилей БА-27 в СССР продолжался до 1931 г. Всего за время производства было выпущено 215 бронеавтомобилей БА-27. В 1930-1931 годах восемь БА-27 отправили в Монголию.

К 1936 году большая часть бронеавтомобилей БА-27 требовала ремонта, однако провести его не было возможности из-за недостатка запасных частей.

Колесная
бронированная машина
БА-27М в экспозиции
музея в Кубинке

В июле 1937 года на броневой ремонтной базе № 2 (станция Митьково, Ленинская железная дорога – ныне станция Москва-2) бронекорпус БА-27 с рядом доработок установили на трёхосное шасси ГАЗ-ААА (с колесной формулой 6 × 4). Новую машину обозначили БА-27М.

При модернизации был демонтирован задний пост управления, а вместо него в корме разместили дополнительный бензобак. Толщину основных броневых листов довели до 8 мм. Запасные колёса установили вдоль бортов корпуса на втулках – они стали служить опорой при преодолении бронеавтомобилем бугров и других неровностей местности, предотвращая зависания машины на раме. БА-27М значительно превосходил БА-27 по проходимости и маневренности.

Характеристики БА-27М, показанные в ходе испытаний, удовлетворили требованиям РККА, и было принято решение все бронекорпуса БА-27 с переделками переставить на шасси ГАЗ-ААА, что и было сделано к концу 1938 г. Все БА-27М поступили на вооружение отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий.

Осенью 1929 года несколько БА-27 были направлены на Дальний Восток и приняли участие там в конфликте на КВЖД. Осенью 1932 года бронеавтомобили БА-27, состоявшие на вооружении частей ОГПУ при СНК СССР (три бронедивизиона) участвовали в боях с басмачами в Хорезмском оазисе и в марте 1933 г. под Кизил-Араватом.

Летом 1939 года два БА-27М участвовали в боях у реки Халхин-Гол, другие два БА-27М осенью 1939 года участвовали в советско-финской войне, где использовались для разведки, боевого охранения и связи.

Летом 1940 года руководством РККА было принято решение снять с вооружения устаревшую бронетехнику, в том числе и БА-27М. Но этого не было сделано и к июню 1941 в РККА продолжали числиться 193 таких бронеавтомобиля и 10 в войсках НКВД. Часть из них приняли участие в начальном периоде Великой Отечественной войны.

До наших дней сохранился один бронеавтомобиль БА-27М в военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Подмосковной Кубинке.

В июле 1929 года в СССР была принята Система танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА, которая предусматривала создание двух типов среднего бронеавтомобиля, более современных, чем БА-27. Одним из требований к этим машинам было использование в качестве базы трёхосной ходовой части с колёсной формулой 6 × 4, что было продиктовано повышением показателей подвижности бронеавтомобилей.

В соответствии с этим в КБ Ижорского завода в 1932 году под руководством талантливого инженера А.Д. Кузьмина был разработан бронеавтомобиль БА-И (Бронеавтомобиль Ижорский).

Колесная
бронированная машина
БА-И, 1934 г.

В основу конструкции взято трехосное шасси (6 × 4) Ford-Timken, которое позднее заменили на шасси ГАЗ-ААА. БА-И является родоначальником семейства средних бронеавтомобилей разработки Ижорского завода, таких как БА-3, БА-6, БА-10, БА-11. Серийное производство было решено передать на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО, город Выкса, Горьковской области – ныне АО «Завод корпусов»), обладавший достаточными возможностями для выпуска лёгких и средних бронеавтомобилей. Правда, возможности завода тогда несколько переоценили и до конца 1932 года не было построено ни одного бронеавтомобиля БА-И, хотя предполагалось, что до конца года завод сможет дать армии 320 броневиков БА-И. Реально только до конца 1933 г. с огромным трудом завод изготовил лишь 90 машин. Ещё 19 БА-И в Выксе собрали в начале 1934 года, после чего производство этих броневиков было прекращено.

Бронированный корпус был цельносварной, что для того времени было довольно прогрессивным техническим решением, из бронелистов толщиной от 4 до 8 мм. На крыше корпуса в кормовой части на погоне размещалась башня с вооружением. Башня имела оригинальную конструкцию, хотя общая идея расположения вооружения была аналогична башням бронеавтомобиля БА-27 и танка МС-1.

Основным оружием БА-И являлась доработанная 37-мм танковая пушка системы Гочкиса с плечевым упором. В качестве дополнительного оружия использовались два 7,62-мм пулемёта ДТ, расположенные в шаровых установках – один в левом лобовом листе башни, другой – в лобовом листе корпуса справа от водителя.

Запасные колёса, как и на БА-27М могли свободно вращаться на втулках, для предотвращения посадки на днище и облегчения преодоления рвов и окопов.

Бронеавтомобиль БА-И оснащался карбюраторным двигателем «Ford Model АА» мощностью 40 л.с.

Всего за полтора года производства было изготовлено 109 бронеавтомобилей БА-И. поступали в мотобригады, механизированные и стрелковые части, заменяя в них БА-27. Кроме того, отдельные БА-И попадали в состав горно-стрелковых бригад. Вплоть до Великой Отечественной войны бронеавтомобили БА-И, имевшиеся в распоряжении РККА, не применялись ни в каких военных конфликтах, однако часто участвовали в манёврах и парадах. Некоторое количество бронеавтомобилей БА-И ограниченно применялось частями РККА в ходе Великой Отечественной войны. По некоторым данным к середине августа 1941 года практически все БА-И были потеряны. Информация о сохранившихся бронеавтомобилях БА-И отсутствует.

Бронеавтомобиль БА-6

В 1936-1939 годах в СССР серийно выпускался бронеавтомобиль БА-6. Всего было выпущено 386 бронеавтомобилей типа БА-6. Машина создана на базе шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Экипаж бронемашины состоял из 4 человек. Основное вооружение включало 45-мм пушку 20К образца 1932 года и спаренный с ней 7,62 мм пулемёт ДТ, которое было установлено в цилиндрической башне кругового вращения. Толщина бронирования составляла 8 мм. На модернизированном варианте машины БА-6М толщину бронирования увеличили да 10 мм.

Бронеавтомобили типа БА-6 активно применялась частями РККА в ходе военных конфликтов конца 1930-х – начала 1940-х годов, а также в начальный период Великой Отечественной войны. Кроме того, данные бронеавтомобили использовались армиями Испанской Республики и Монголии.

Мощное вооружение было, пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов прошлого века. Опыт боевых действий выявил практическую невозможность их использования на передовой из-за недостаточной проходимости, и это в равной степени относится к немецким пушечным бронеавтомобилям, которые применялись главным образом вдоль оборудованных дорог. К существенным недостаткам БА-6 следует отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления.

Бронеавтомобиль БА-10

В 1938 году на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА в конструкторском бюро Ижорского завода был разработан бронеавтомобиль БА-10, представлявший собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-6М.

Бронеавтомобиль БА-10М в Иране. 1941 г.

Серийный выпуск нового бронеавтомобиля под наименованием БА-10А начался после внесения ряда изменений в конструкцию и технологическую документацию. В конце 1939 года броневик был модернизирован ещё раз и получил наименование БА-10М. Машина получила бензобаки новой конструкции, установленные снаружи корпуса на крыльях задних колес в бронированных кожухах, в отличие от прежних, которые крепились к крыше корпуса за местами водителя и пулемётчика.

Всего за 1938-1941 гг. было изготовлено 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским бронеавтомобилем с пушечным вооружением 30-40-х годов прошлого столетия. Машины использовались в ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. и в начальный период Великой Отечественной войны.

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11

К концу 1939 года на базе армейского грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 на Ижорском заводе был построен первый прототип тяжелого бронеавтомобиля БА-11. По бронезащите и огневой мощи, а также подвижности и запасу хода БА-11 даже несколько превосходил Т-26. На шоссе же он при такой же мощности двигателя развивал вдвое большую скорость. Это предопределило боевое назначение машины – маневренная огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии, качественное усиление автобронесоединений, вооружённых средними машинами, борьба с бронесилами и огневыми точками врага.

Правда, принять участие в финской кампании, как это предполагалось, он не успел. В течение 1940 года было собрано 16 бронемашин типа БА-11. Широко развернуть производство не удалось – в ноябре 1940 года было принято решение о приостановке выпуска БА-11 до разработки полноприводных шасси ЗиС. Но, начало Великой Отечественной войны окончательно поставило крест на машине.

Тяжелые бронеавтомобили БА-11 применялись на начальном периоде Великой Отечественной на Ленинградском фронте.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4

В СССР в 30-х годах был создан и плавающий «танк на колесах» - плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Он был разработан в КБ Ижорского завода в 1933 году под руководством Н.Я. Обухова на шасси грузовика Ford-Timken, в том же году были собраны первые 3 броневика. В апреле 1934 года доработанные версии ПБ-4 были успешно испытаны на суше и на плаву. На плаву машина держалась удовлетворительно. Поэтому в 1935 году машину модернизировали.

ПБ-4 имел цилиндрическую башню, аналогичную по габаритам малой пушечной башне танка Т-35, куда устанавливались 45-мм танковая пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса.

До наших дней сохранился один образец такого автомобиля, который экспонируется в военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Подмосковной Кубинке.

Танки на колесах за рубежом в 20-40-х годах

Надо отметить, что конструкторы за рубежом довольно активно работали в области разработки колесных бронированных машин и ими было создано немало образцов бронеавтомобилей, в том числе и с пушечным вооружением. И пионерами в этой области там были французы.

Французский бронеавтомобиль Automitrailleuse White, 1915 г.

Уже в 1915 году французские инженеры на основе американского грузовика White Motor Company разработали бронеавтомобиль, получивший наименование Automitrailleuse White, но чаще его называли по наименованию грузовика – White AM Mle. Бронекорпус разработала и производила фирма Segur & Lorfeuvre. Он собирался из бронелистов, которые крепились болтами к жесткой раме. В том же 1915 году бронеавтомобиль был запущен в производство. Броневик массой почти 6 тонн способен был разогнаться по шоссе до 45 км/ч. Броня толщиной до 8 мм обеспечивала экипажу из 4-х человек надежную, по тем временам, защиту. Во вращающейся башне в противоположных сторонах были установлены 37-мм пушка SA 18 производства фирмы Puteaux и 8-мм пулемет Hotchkiss M1914 с боекомплектом 5,5 тыс. патронов. Поскольку французская, как и другие, армия увязла в окопной войне, то бронеавтомобили практически не использовались, было выпущено примерно 20 машин и выпуск был приостановлен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закат культуры. Часть 2 Закат культуры. Часть 2

Жизнь в нищете и смерть в роскоши

Esquire
Ревизия аптечки. 4 типа лекарств, которые плохо влияют на зубы Ревизия аптечки. 4 типа лекарств, которые плохо влияют на зубы

Насколько безобидны всем привычные препараты, которые мы часто используем?

Лиза
Рекордсмены эффективности стрельбы Рекордсмены эффективности стрельбы

Линейка стрелкового оружия семейства КОРД расширяется

Обозрение армии и флота
Функциональная красота Функциональная красота

Квартира, в которой внутренний интерьер и вид из окон дополняют друг друга

Идеи Вашего Дома
Свет в твоем окне Свет в твоем окне

Украшаем волшебными огнями весь дом

Лиза
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Фитнес тридесятого царства Фитнес тридесятого царства

Правила жизни спортсменов в самом расцвете сил

Men Today
Сахар, ты где? Сахар, ты где?

Как производители маскируют сахар в своих продуктах

Лиза
Сколько секса нужно для счастья? Сколько секса нужно для счастья?

Сколько секса нам нужно?

Добрые советы
Мужчина, это биохак! Мужчина, это биохак!

Как современные мужчины и женщины поддерживают молодость, красоту и здоровье

Men Today
Подзарядка батареек Подзарядка батареек

Чтобы повысить энергетический потенциал, прислушайся к нашим советам

Лиза
10 фактов о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», которые надо знать, прежде чем начать его смотреть 10 фактов о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», которые надо знать, прежде чем начать его смотреть

Самые интересные факты о нашумевшем сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Maxim
Друзья человека: как психология помогает нам находить контакт с животными Друзья человека: как психология помогает нам находить контакт с животными

Почему между зверем и человеком больше общего, чем кажется

Psychologies
Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства

Почему коллекционер Михаил Царев беспокоится за современную российскую арт-сцену

СНОБ
Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся» Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся»

История самой глубокой в мире скважины – «Кольской сверхглубокой»

Зеркало Мира
«Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции «Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции

Сериал «Черный торт»: как миграция влияет на самоидентификацию женщин

Forbes
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Веками учёные настойчиво искали «космическое чудо»

Наука и жизнь
«Я работаю волшебником». Один день из жизни Деда Мороза «Я работаю волшебником». Один день из жизни Деда Мороза

Заглянем в гости к главному Деду Морозу столицы

Лиза
Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую

Как и зачем компании развивают направление офлайн-активностей

Inc.
Рацион стройности Рацион стройности

7 проверенных диетических тенденций 2023 года и 1 диета

Добрые советы
Дайте лыжню! Дайте лыжню!

История российского биатлона

Men Today
Что такое флагман? В чем отличие обычного смартфона от флагманского Что такое флагман? В чем отличие обычного смартфона от флагманского

Рассказываем о «флагманском смартфоне», стоит ли его покупать и как выбрать

Цифровой океан
10 лучших спортивных российских фильмов XXI века: что смотреть, когда нет трансляций 10 лучших спортивных российских фильмов XXI века: что смотреть, когда нет трансляций

Спортивные фильмы XXI века: от хита середины нулевых до блокбастеров двадцатых

Forbes
Киборги нашего времени Киборги нашего времени

Реабилитационная наука задает глобальные тренды в медицине и биохакинге

Монокль
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
Ралли-2023 Ралли-2023

Торможение автомобильного рынка после разгона

Деньги
Беспощадный космос Беспощадный космос

Какие смертельные опасности таит в себе космос?

Зеркало Мира
Головная боль Головная боль

Какой бывает головная боль и как с ней справиться?

Здоровье
Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно

Когда естественный способ разрядки становится зависимостью?

Psychologies
Открыть в приложении