Как выглядели суровые сибирские мужики две тысячи лет назад

НаукаИстория

Настоящие лица древних тесинцев

Новосибирские археологи во время раскопок в Минусинской котловине (Хакасия) обнаружили в одном из погребений уникальные гипсовые мужские маски тесинской культуры (II в. до н. э.— II в. н. э.) На них отчетливо видны очертания лиц.

Мария Роговая

Погребальная церемония тесинцев включала посмертное обмазывание лица глиной, а затем гипсом. Получались слепки — маски людей, точно копирующие их облик

Железная дорога из Междуреченска на Тайшет проходит через Кузбасс вдоль Аскиза, затем через Абакан и по мосту через Енисей. Этот стратегически важный проект строился в послевоенные годы (1940–1950-е годы) как альтернатива Транссибу для грузоперевозок кузбасского и хакасского угля. Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, выполняя разведочные работы на всем протяжении этого участка железной дороги, выявил десятки неизвестных ранее археологических памятников. Единственным способом сохранения этих объектов могли стать археологические раскопки.

Очень много курганов

Памятник «Уйтаг» был известен 300 лет назад. В январе 1722 года по инициативе Даниэля Готлиба Мессершмидта были впервые проведены раскопки тагарского кургана — именно с этого времени началась сибирская археология.

Одна из железнодорожных станций здесь до сих пор так и называется «Историческая», поскольку около нее находилось много курганных насыпей. Количество курганов на этих территориях так велико, что на изучение всех их ученым не хватило даже трехсот лет. В 2014 году все 235 га у подножия горы Уйтаг были переведены из сельскохозяйственных земель в особо охраняемые природные территории регионального значения.

Исследовать все найденные памятники на бюджетные деньги, выделенные на науку, невозможно, слишком дорого и долго — а еще нужны опытные специалисты, которых в любом государстве на порядки меньше, чем неисследованных объектов культуры. По этой причине большая часть раскопок во всем мире происходит как раз в связи с освоением территорий под строящиеся объекты. Благодаря строительству дублирующей железной дороги из Сибири в Тайшет археологи получили доступ к комплексу захоронений древних культур и финансирование.

Многоэтажное захоронение

Археологический отряд под руководством старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Евгения Богданова исследовал шесть курганов, расположенных у склона горы Уйтаг, входящей в состав горного хребта Сарж. Внизу могильник ограничен поймой реки Абакан. Земляная насыпь одного из курганов была больше двух метров в высоту. Под ней археологи нашли многослойный погребальный комплекс разных времен и культур. В нижнем слое — погребения эпохи бронзы. В среднем — захоронения сарагашенского этапа тагарской культуры: четыре больших склепа с деревянными конструкциями. И наконец, тесинское коллективное захоронение в верхней части кургана, сделанное спустя несколько веков. Тесинцы знали и чтили своих предшественников. Строя погребальный склеп, они не разрушили и не ограбили первоначальные постройки.

«В какой-то момент тесинцы решили схоронить усопших именно в этом высоком и выделяющемся на местном ландшафте кургане. Для этого они прокопали в земляной насыпи вход и соорудили погребальную камеру»,— рассказывает Евгений Богданов.

Одним из отличительных признаков погребальных церемоний тесинцев было посмертное обмазывание лица глиной, а затем гипсом. Получались слепки — маски людей, точно копирующие их облик.

Позже, в таштыкской культуре на тех же территориях, широко практиковалось создание масок. Но это были уже настоящие маски, произведение искусства из толстого слоя глины, их даже обжигали в печи и раскрашивали. Одна из таких масок таштыкской культуры находится в Музее истории Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске (музей ИАЭТ СО РАН) — из Шестаковского могильника Кемеровской области. Обнаружили ее в 1968 году в склепе, где все внутри было сожжено: в таштыкский период склепы сжигали вместе с куклами-манекенами — ритуальными копиями умерших.

Но спустя почти полвека сибирские археологи заподозрили, что при всем внешнем сходстве с человеком глиняная голова слишком мала, чтобы быть слепком с лица. Они решили заглянуть внутрь экспоната и отправили маску на рентген в Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. Физики-ядерщики пропустили глиняную голову через малодозную рентгеновскую установку и подтвердили подозрение археологов — маска оказалась вылепленной на черепе барана, его ученые обнаружили внутри.

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Глория Свенсон VS Белла Хадид: как менялись женские стандарты красоты за 100 лет Глория Свенсон VS Белла Хадид: как менялись женские стандарты красоты за 100 лет

Как изменились идеалы красоты со времен золотого века Голливуда?

Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Песчаные дюны оказались способны образовывать пары на расстоянии Песчаные дюны оказались способны образовывать пары на расстоянии

Песчаные квазидвумерные дюны формируют стабильные пары

Бесконечное число самых прекрасных форм. 10 внезапных фактов о разнообразии видов Бесконечное число самых прекрасных форм. 10 внезапных фактов о разнообразии видов

Неожиданные факты о биоразнообразии — в нашей подборке

Как страховался российский экспорт Как страховался российский экспорт

Чем запомнились знаковые сделки в истории страхования экспортных контрактов?

Почему женщины ненавидят: что такое женская мизогиния и как она влияет на гендерное равенство Почему женщины ненавидят: что такое женская мизогиния и как она влияет на гендерное равенство

Мизогиния: в чем причина неприязни женщин друг к другу?

Стажировка у дьявола Стажировка у дьявола

Как мир моды и глянца заслужил свою демоническую славу

Vogue
Исследование: покупатели больше доверяют компаниям с короткими и простыми названиями Исследование: покупатели больше доверяют компаниям с короткими и простыми названиями

Название бренда влияет на то, как к нему относятся покупатели

Вопрос дня: сможет ли Илон Маск нарисовать свое лицо на поверхности Луны Вопрос дня: сможет ли Илон Маск нарисовать свое лицо на поверхности Луны

Портрет Илона Маска на Луне. Как вам такое?

Можно не голодать: щадящая диета для похудения Можно не голодать: щадящая диета для похудения

Выбирайте постепенный и безопасный способ снижения веса

Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ

Вспоминаем советское кино с самыми впечатляющими декорациями

Культура.РФ
Никаких «мы Ельцины». Отрывок из книги журналиста Ильи Жегулева Никаких «мы Ельцины». Отрывок из книги журналиста Ильи Жегулева

Отрывок из книги Ильи Жегулева о Борисе Ельцине

Самые опасные декольте: звезды с пышной грудью, которые выбирают вырезы поглубже Самые опасные декольте: звезды с пышной грудью, которые выбирают вырезы поглубже

Пышная грудь декольте не помеха, так считают героини нашей подборки

Как математика может помочь стать профессиональным спортсменом Как математика может помочь стать профессиональным спортсменом

Спорт и математика — разные виды деятельности, влияющие друг на друга

Конец домовладения и лесное отшельничество: как пережить кризис среднего возраста Конец домовладения и лесное отшельничество: как пережить кризис среднего возраста

Книга Уильяма Бриджеса «Трансформация себя. Осмысление изменений в жизни»

Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы

Как теперь сценаристы обращаются с выжившими персонажами хорроров

Клин клином вышибают: когда белковая и углеводная диеты могут работать одинаково Клин клином вышибают: когда белковая и углеводная диеты могут работать одинаково

Решение сесть на диету не означает, что ты отныне обречена терпеть муки голода

10 пейзажей, которые неузнаваемо изменило время 10 пейзажей, которые неузнаваемо изменило время

Старые и современные фотографии мест, разница между которыми впечатляет

Исследование Lego: игрушки развивают гендерные стереотипы у детей, особенно у мальчиков Исследование Lego: игрушки развивают гендерные стереотипы у детей, особенно у мальчиков

Игрушки ограничивают мышление детей

Не Настя, а Амина: Решетова и другие звезды, которые сменили имена Не Настя, а Амина: Решетова и другие звезды, которые сменили имена

10 примеров, когда знаменитости меняли имена

Андроид-чемпион: как устроен чемпионат мира по футболу среди роботов Андроид-чемпион: как устроен чемпионат мира по футболу среди роботов

Российская команда одержала победу на чемпионате мира. Правда, среди роботов

Игорь Саруханов: Игорь Саруханов:

Интервью с певцом и композитором Игорем Сарухановым

Участники и сопричастные Участники и сопричастные

Главные действующие лица достигнутых в 1938 году в Мюнхене соглашений

Британские онкологи связали прием каннабидиола с регрессом рака легкого у 80-летней пациентки Британские онкологи связали прием каннабидиола с регрессом рака легкого у 80-летней пациентки

Может ли каннабидиол влиять на рак легких?

Польские археологи раскопали на вилле центуриона древнеримскую посуду Польские археологи раскопали на вилле центуриона древнеримскую посуду