Игорь Пивоваров — об искусственном интеллекте и бизнесе, с ним связанном

Наука и жизньНаука

Мыслю — значит существую

Максим Абаев, обозреватель журнала «Наука и жизнь»

Робот София и Бен Гёрцель, основатель проекта «SingularityNET», на конференции в Лиссабоне в 2017 году. Фото: Stephen McCarthy/Web Summit via Sportsfile/CC BY 2.0

Полгода назад я установил себе в смартфон приложение TikTok. Мне было интересно посмотреть на эту новую социальную сеть, которую почти каждый успел поругать и обвинить чуть ли не во всех смертных грехах. Её главная особенность — это бесконечная лента из коротких видеороликов, автоматически подстраивающаяся под ваши интересы. Первые несколько дней мне, скажем так, пришлось тяжело, наши интересы категорически не совпадали, но потом что-то произошло.

Занятных роликов стало попадаться всё больше и больше. Сеть очень быстро поняла, что мне нравится смотреть. Притом это не было в привычном для других социальных сетей стиле: «Тебе нравится космос — вот тебе ещё сто роликов про космос». Напротив, она весьма тонко «чувствовала», что и в каком количестве мне показывать, где попробовать какую-то новую тему и как удержать моё внимание. И тогда у меня возникло странное ощущение, как будто касание пальцем экрана смартфона это не результат моего желания смотреть или не смотреть видеоролик, а способ, каким нечто крайне любопытное пристально изучает меня. Поэтому, когда на записи одной радиопередачи я познакомился с человеком, знающим, как устроено это «нечто» по ту сторону смартфона, желание отдельно поговорить с ним об искусственном интеллекте появилось само собой. Этот человек — Игорь Пивоваров, главный аналитик Центра искусственного интеллекта, созданного на базе МФТИ, а ещё он директор конференции по искусственному интеллекту OpenTalks.AI, на которой разработчики машинного разума обсуждают технологии ИИ и бизнес, с ним связанный, а также то, о чём не любят говорить большие компании — об этике искусственного интеллекта.

Пока вы просматриваете ролики — скажем, с совами, — нейросеть TikTok изучает ваши интересы и учится их предугадывать. Фото Максима Абаева

— Игорь Олегович, чтобы создать искусственный интеллект, нам сначала нужно разобраться с тем, как работает наш «естественный» разум, как говорится, понять самих себя, или лучше пытаться создать интеллект с чистого листа?

— Сфера искусственного интеллекта — это такая большая область исследований, объединяющая самые разные направления, начиная от маленьких и понятных алгоритмов и заканчивая попытками построить искусственный супер-разум. Исследователи в этой области делятся на две большие группы. Одни изучают мозг человека как некоторый идеальный объект, который продуцирует мышление и сознание. Если мы изучим мозг целиком, научимся его моделировать, тогда, возможно, поймём, как устроено мышление и сознание. И мне ближе такой подход. Другие просто делают искусственный интеллект. Они говорят: зачем нам понимать, как устроен мозг. Нас интересует, условно, не «хард», а «софт». А софт не должен быть привязан к железу. Ведь если нужно сделать самолёт, совсем не обязательно повторять взмахи крыльев птиц, крыло самолёта использует другие принципы. В этом смысле вторая группа исследователей, которая ставит перед собой цель создать ИИ как процесс мышления и интеллекта, отбрасывает гипотезу, что мозг — это единственно возможный пример интеллекта.

— Сейчас планета у нас опутана глобальной паутиной интернет-сетей. Может быть, её как-то по-особенному структурировать, и за счёт огромного количества вычислительных ресурсов получится переход количества в качество?

— Вы правы, есть похожие идеи. Например, существует проект «SingularityNET», его основал Бен Гёрцель, математик и исследователь искусственного интеллекта. Смысл проекта в том, что это такой, уж простите за столько нерусских слов, онлайновый реалтаймовый маркетплейс алгоритмов искусственного интеллекта, решающих определённые задачи. По-простому это выглядит следующим образом. Возьмём робота Софию (разработка гонконгской компании Hanson Robotics. — Прим. ред.), которую возят по разным выставкам. На самом деле в ней самой никакого интеллекта нет. Это машина, с датчиками звука и изображения, способная что-то произносить. Тогда как сделать, чтобы София осмысленным образом понимала речь и реагировала на неё? Давайте в неё поставим модуль связи с интернетом и интерфейс, отправляющий определённый пакет аудиоданных в облако, если человек что-то сказал роботу. Дальше в сети объявляется «тендер» на расшифровку звукового файла. За миллисекунды собираются предложения, определяется победитель и он распознаёт аудиозапись, превращая её в текст. Затем объявляется следующий «микротендер» с заданием понять, как на этот текст надо ответить, и так далее.

Можно сказать, что это попытка построить настоящий сильный интеллект сборкой из множества отдельных микросервисов, решающих отдельные микрозадачи, но их так много и они так много решают, что в итоге всегда можно найти что-то, что отвечает текущей потребности. У подобного перехода к так называемому сильному искусственному интеллекту через прямое наращивание мощностей сервисов и обеспечение связи между ними есть свои сторонники. Хотя я не верю в такой подход.

— Вы сказали про сильный искусственный интеллект. Тогда получается, что должен быть и слабый? Как вообще измерить силу машинного интеллекта?

— Это пока не устоявшаяся терминология. Сейчас большинство специалистов склоняются к такому определению, что слабый ИИ — это некая система, которая способна выучиться и хорошо решать какую-то задачу, но только одну. Например, камера, а точнее алгоритм, который распознаёт номера автомобилей. Но поставь этому алгоритму задачу найти на улице Шэрон Стоун, и он уже не справится, потому что натаскан на другое.

Можно сделать алгоритм чуть шире, который сможет и номер распознавать, и людей находить. Но научить его переводить тексты с одного языка на другой уже не получится. А человек универсален, он способен научиться решать очень разные задачи. К тому же у современных алгоритмов искусственного интеллекта есть такая особенность — ката-строфическое забывание. Если модель натаскана на какую-то определённую задачу, а её переучиваешь на другую задачу, то она может и переучиться, но, скорее всего, забудет первую. То есть искусственный интеллект остался узким, просто фокус сместился на другое. Вот это называется слабым ИИ.

А сильный ИИ, его ещё называют «общий», это концепция системы, способной учиться неограниченному перечню задач, не забывая того, чему она научилась до этого! Есть такое определение, что интеллект — это способность адаптироваться к среде, обучаться и решать широкий круг задач, способствующих достижению целей в условиях неопределённости и ограниченности ресурсов. Понятно, что если такая система появится, то она будет учиться, учиться и ещё раз учиться и быстро превзойдёт человека, по крайней мере по спектру решаемых задач. Под сильным ИИ сейчас принято понимать примерно это.

Но есть исследователи, которые считают, что ИИ при этом должен быть ещё выше уровнем, чем человек во всех своих проявлениях. Дальше встаёт вопрос, а что такое уровень человека, люди же все разные, кто-то в шахматы играть не умеет, а кто-то гроссмейстер — с кем сравнивать? Так что сильный ИИ — это некая концепция, над ней много кто работает, и мы в том числе. Мои коллеги и я пытаемся понять, как работает мозг, сделать математические модели, чтобы разобраться, как устроены процессы целеполагания, мотивации, поведения, что нами движет и как это в мозге решается.

— Создание искусственного интеллекта — это теоретическая или практическая работа?

— Сейчас уже практическая, потому что именно последние лет пятнадцать у нас появились возможности ставить эксперименты. Я по образованию физик-теоретик. И одно дело, когда ты придумал теорию, сколь угодно красивую и сложную, но проверить её нельзя, а другое дело — когда ты можешь поставить эксперимент. Эйнштейн, например, создал свою теорию относительности, и она долго была лишь изящной математической конструкцией, а смогли проверить её только через полвека, когда измерили отклонения траекторий спутников. Вот тогда все сказали: «Вау!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый главный Новый главный

Самый большой, сложный и мощный космический телескоп в истории

Популярная механика
История о том, как астронавт НАСА чуть не утонул в скафандре во время выхода в открытый космос История о том, как астронавт НАСА чуть не утонул в скафандре во время выхода в открытый космос

Гаррет Райзман едва не стал первым космонавтом, утонувшим в космосе

Популярная механика
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
«Структура нашей торговли скоро сильно изменится» «Структура нашей торговли скоро сильно изменится»

В русле глобальной декарбонизации Япония надеется на взаимодействие с Россией

Эксперт
Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
«Нам было так хорошо вместе»: почему вы на самом деле скучаете по бывшему «Нам было так хорошо вместе»: почему вы на самом деле скучаете по бывшему

Почему тоска и грусть по бывшим все еще беспокоят вас?

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Как устроена японская демократия Как устроена японская демократия

Японовед Дмитрий Стрельцов рассказывает о политическом устройстве Японии

Эксперт
Погружение в Африку Погружение в Африку

Маршрут доктора Дэвида Ливингстона вглубь Африки спустя 160 лет

Вокруг света
15 отличных южнокорейских сериалов, которые нужно смотреть 15 отличных южнокорейских сериалов, которые нужно смотреть

Южнокорейские дорамы, которые не уступают знаменитым сериалам

Esquire
Третья версия интернета Третья версия интернета

Технология, за которой следят пристальней, чем за раскрученной метавселенной

Forbes
Почему североамериканские спецслужбы ежегодно следят за Санта Клаусом? Почему североамериканские спецслужбы ежегодно следят за Санта Клаусом?

Откуда взялась традиция «отслеживать Санту» в США?

Популярная механика
«Проклятого чёрта брат» «Проклятого чёрта брат»

А существовало ли письмо запорожцев турецкому султану на самом деле?

Дилетант
Стены без окон и другие хитрости: как магазины заставляют нас тратить деньги Стены без окон и другие хитрости: как магазины заставляют нас тратить деньги

Как нас заставляют терять контроль и покупать то, что нам не нужно?

Psychologies
Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
«Вытаскивала их руками!» Женщина сама удалила нити после неудачной подтяжки лица «Вытаскивала их руками!» Женщина сама удалила нити после неудачной подтяжки лица

История Барбары, которая чуть не изуродовала себе лицо

Cosmopolitan
Эмоции мешают думать: чему можно научиться у Майкла Корлеоне Эмоции мешают думать: чему можно научиться у Майкла Корлеоне

Чему можно научиться у мафиози Корлеоне

Правила жизни
Исследование: на Чукотке гендерное равенство выше, чем в среднем по России Исследование: на Чукотке гендерное равенство выше, чем в среднем по России

Какая в разных регионах России ситуация с гендерным равенством?

Forbes
Что случилось на МКС и сбивала ли Россия спутник? Что случилось на МКС и сбивала ли Россия спутник?

Почему США обвинили Россию в испытаниях противоспутникового оружия

Maxim
Город In Folio Город In Folio

Петербург из тех мест, что лишний раз опиши – от него не убудет

Вокруг света
Самые разрушительные компьютерные вирусы в истории Самые разрушительные компьютерные вирусы в истории

В 1983 Фред Коэн создал один из первых прототипов компьютерного вируса

Maxim
«Без общества потребления научно-техническое отставание СССР было неизбежным» «Без общества потребления научно-техническое отставание СССР было неизбежным»

В 1970-е СССР начал отставать от Запада, однако в развале это не сыграло роли

Эксперт
Секс-гайд по квартире: 5 лучших локаций для того, чтобы заняться любовью Секс-гайд по квартире: 5 лучших локаций для того, чтобы заняться любовью

Попробуем больше раскрыть "сексуальный потенциал" твоей квартиры

Playboy
Почему телефон быстро разряжается на морозе? Почему телефон быстро разряжается на морозе?

Аккумулятор — почти всегда самое уязвимое место современных мобильных телефонов

Cosmopolitan
Как проверить сердце: кому и когда это нужно делать Как проверить сердце: кому и когда это нужно делать

Кому и когда пора проверять сердце

РБК
Спроси VC: почему стартапу не нужна свободная конкуренция Спроси VC: почему стартапу не нужна свободная конкуренция

Почему стартапу важно занимать доминирующее положение в важных для бизнеса нишах

Forbes
Джокер и Харли Квин из СССР: как следовательница Воронцова полюбила преступника Джокер и Харли Квин из СССР: как следовательница Воронцова полюбила преступника

Зачем следовательница принесла пистолет преступнику?

Cosmopolitan
Неочевидные театральные профессии: кто на самом деле стоит за созданием спектаклей Неочевидные театральные профессии: кто на самом деле стоит за созданием спектаклей

Чем занимаются бутафоры, пострижеры, механики сцены и другие люди в театре

GQ
Марафон желаний Марафон желаний

Зачем мы загадываем желания?

Psychologies
На CBS показали концерт Адель и ее интервью Опре Уинфри. Певица исполнила песни с альбома «30», а также рассказала о разводе с мужем и потере веса На CBS показали концерт Адель и ее интервью Опре Уинфри. Певица исполнила песни с альбома «30», а также рассказала о разводе с мужем и потере веса

Певица Адель призналась, что узнала о проблемах в браке из теста в журнале

Esquire
Открыть в приложении