Cкрипач Вадимом Репиным — о фестивалях и любви к автомобилям

РБКРепортаж

Народный артист России Вадим Репин — о дисциплине и вдохновении

Мы встретились со скрипачом Вадимом Репиным, чтобы поговорить о фестивале, который может стать «кусочком души», усердии, без которого не прорвется ни один талант, а также о любви к автомобилям и дружбе с Exeed

Анастасия Каменская

756624684950469.jpg
© пресс-служба

Скрипач Вадим Репин с самого детства знает, что без труда в мире музыки не продержаться и дня. Сполна наделенный талантом и чуткостью, он прямо говорит, что этого ни одному музыканту не будет достаточно: дисциплина и строгость по отношению к самому себе настолько же необходимые черты и качества, как одаренность. И не когда-нибудь в далекую пору ученичества, а всегда. Репетиции и концерты в жизни Репина соединяются с руководством Транссибирским арт-фестивалем, который он называет «кусочком души». За время своего существования этот «кусочек» обзавелся не только безукоризненной репутацией и международным форматом, но также целой чередой сочинений современных композиторов, написанных специально для этого смотра искусств. Как скрипач Вадим Репин стремится добраться до правды в каждой сыгранной ноте, того же добивается, планируя каждый новый фестиваль. Вот уже почти год музыкант дружит с автомобильным брендом Exeed, так что говорим мы не только о Паганини, усердии и академической музыке, но также о двигателях и скоростях. В них музыкант разбирается ничуть не хуже, чем в партитурах. А еще считает, что чего бы ни касалось дело, все начинается с людей.

Вы не только музыкант, но и художественный руководитель большого фестиваля, а значит, нередко сталкиваетесь на этом посту с неожиданностями, которые неизбежны во время подготовки и проведения любого художественного смотра. Можно ли как-то внутренне к ним подготовиться, научиться из-за них не расстраиваться?

Фестивалю в следующем марте исполнится уже десять лет. Поначалу, конечно, это все было впечатлением «как в первый раз». До Транссибирского фестиваля я уже бывал руководителем разных проектов — в парижском Лувре, к примеру, когда в концертном зале музея воплощались интересные музыкальные концепции, — но во всех этих проектах я занимался исключительно художественной частью. В Новосибирске же я хотел погрузиться в процесс создания фестиваля полностью. В первые годы проверял абсолютно все, включая даже то, какие в гостиницах будут комнаты, чтобы убедиться, что артистам в них будет удобно. (Смеется.) Размышлял над логистическими цепочками, чтобы сделать путь менее утомительным, потому что прилететь в Сибирь — это уже серьезное дело. Однако со временем у любого проекта появляется команда, и она очень ценна, потому что, на мой взгляд, самое сложное — найти тех людей, работу которых не нужно переделывать самому.

В программе каждого фестиваля — далеко не одни только музыкальные события. Хотелось захватить территории других видов искусства?

Мне хотелось избежать некоторого однообразия, свойственного фестивалям в том смысле, что это всегда череда концертов, поэтому мы сделали акцент на том, что это арт-фестиваль с большим разнообразием видов искусства, где найдется место и выставкам, и целой академии журналистики. Я это представляю себе как большое дерево, у которого каждая веточка являет собой отдельное направление. Многие события проходят не только во время самого фестиваля, но и в течение всего года, и для меня это примета того, что городу они нужны. Что же касается музыки, акцент хотелось сделать на новой музыке, на том, чтобы вдохновлять композиторов на новые сочинения для скрипки, для симфонического оркестра. Как ни крути, но сегодня самые знаменитые композиторы работают на заказ. И благодаря таким заказам рождается новая музыка. Мы считаем одной из главных своих побед то, что каждый год на фестивале проходят мировые премьеры сочинений. Это ставит Новосибирск на карту замечательных столиц, в которых рождались новые произведения. У нас уже такой совершенно потрясающий каталог композиторов, которые писали для фестиваля: Арво Пярт, Илья Демуцкий, София Губайдулина — очень много известных имен.

756624687288793.jpg
пресс-служба

Современные композиторы, о которых вы говорите, не раз посвящали свои произведения лично вам. Как это, когда автор — современник, а не композитор, живший много веков назад? Возможность задать любой вопрос на репетиции или позвонить с уточнениями создает какую-то иную сопряженность с текстом?

 

Классические произведения овеяны традициями и какими-то рамками, которые мы с детства познаем и которым стараемся следовать. И поскольку это искусство традиционное, мы становимся продолжателями целой плеяды великих музыкантов. И насколько наши характеры отличаются друг от друга, насколько отличаются вкусы, настолько разными могут быть и наши интерпретации. Интерпретируя, мы всегда помним, что продолжаем замечательную, потрясающую классическую русскую традицию. Что же касается совершенно новых произведений, особенно если они посвящены лично тебе, тут, конечно, угол шире. Ты сам задаешь себе рамки: какие захочешь, такие и сделаешь. И в этот момент ты становишься родоначальником какой-то новой традиции, если это произведение приживется и будет иметь популярность у других солистов. Поэтому репетиция нового сочинения — всегда интересный процесс.

Есть ли место для дискуссий с композитором?

По-разному. Скажем, с Губайдулиной было так, что она точно знала, что хочет сказать. Большинство композиторов, конечно, мне дают карт-бланш, поскольку я буду воплощать их замысел в звуке. Мне всегда интересно, какие чувства, какие мысли композитор вкладывал в момент, когда это произведение рождалось. И во время репетиций тоже рождается что-то совершенно новое, потому что даже композитор еще по-настоящему не слышал исполнение на сцене, так что я вполне спокойно себя чувствую с какими-то предложениями — добавить октаву, увеличить какой-то эффект определенного звука или фразы.

А академическая музыка — это рамки или свобода внутри этих рамок?

Академические классические произведения (если мы имеем в виду классику до Бетховена, романтику после Брамса, до Прокофьева, до Стравинского), безусловно, это каноны, которые мы ломаем, не переходя красных линий. Свобода безгранична. Это трудно объяснить словами: с одной стороны, рамки, с другой — свобода. Что в музыке подразумевать под словом «свобода»? Есть академический рисунок, есть оттенки forte, piano, есть динамический рисунок. Я сторонник того, что ритмическая свобода должна быть использована очень осторожно. Внутри каких-то тактов, фраз, безусловно, мы можем давать время, но не должны забывать его забирать. Или, наоборот, мы можем забирать его, но ни в коем случае не должны оставаться должниками того вдоха или того времени, которые мы изначально забрали. В музыке есть итальянское слово rubato, дословно — «украденное время», оно и означает свободу. И чем выше артист, как мне кажется, тем больше он оттачивает именно это искусство обращаться со временем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Duster и Qashqai попали в список самых надежных недорогих авто. Все плюсы Duster и Qashqai попали в список самых надежных недорогих авто. Все плюсы

Эксперты составили рейтинг одних из самых лучших доступных кроссоверов

РБК
«Посудомоечная машина для мозга». Как правильный сон приводит нас к успеху (и что делать, если на него совсем нет времени) «Посудомоечная машина для мозга». Как правильный сон приводит нас к успеху (и что делать, если на него совсем нет времени)

Отрывок из книги «Жизнь в ресурсе» — как наладить свои отношения со сном

Inc.
Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино

Как съемки во «взрослом видео» не стали клеймом на карьере актеров

Правила жизни
Острова сокровищ Острова сокровищ

Яхтинг на Филиппинах — открываем дивный мир, включающий более 7000 островов

Y Magazine
Какие на самом деле были зарплаты, пенсии, стипендии в СССР Какие на самом деле были зарплаты, пенсии, стипендии в СССР

Многие современники имеют ложное представление о доходах советского человека

Maxim
Наталия Опалева: «Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов» Наталия Опалева: «Зверев — выдающаяся фигура в арт-сообществе 60–70-х годов»

Наталия Опалева — об Анатолии Звереве и о том, чем ее привлекает музей

Эксперт
«Тяжелые времена для обувного бизнеса»: почему закрылся бренд, который обувал Урганта «Тяжелые времена для обувного бизнеса»: почему закрылся бренд, который обувал Урганта

История российского обувного бренда Gottlieb Schwarz

Forbes
В испражнениях викингов был найден древнейший паразит, заражающий людей и по сей день — узнайте, как обезопасить себя В испражнениях викингов был найден древнейший паразит, заражающий людей и по сей день — узнайте, как обезопасить себя

Как власоглавы заражают людей?

ТехИнсайдер
Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки

Как минимизировать отходы упаковки и как их утилизировать?

Forbes
Как воспитывать сыновей: советы матерям и отцам Как воспитывать сыновей: советы матерям и отцам

Что делать родителям, чтобы сын действительно вырос их «гордостью»?

Psychologies
Летчик, моряк, любовник и филантроп: история принца Чарльза, который теперь — король Великобритании Карл III Летчик, моряк, любовник и филантроп: история принца Чарльза, который теперь — король Великобритании Карл III

Какой была жизнь нового короля Великобритании Карла III до престола?

Правила жизни
Чувствуете вину при отстаивании личных границ? 3 шага, чтобы помочь себе Чувствуете вину при отстаивании личных границ? 3 шага, чтобы помочь себе

Что делать, чтобы при защите личных границ не мучала вина?

Psychologies
«Японские мифы». От кицунэ и екаев до «Звонка» и «Наруто» «Японские мифы». От кицунэ и екаев до «Звонка» и «Наруто»

Отрывок из книги «Японские мифы. От кицунэ и екаев до "Звонка" и "Наруто"»

N+1
Эффект дождевой тени: почему хомяки западных Анд всегда упитаннее восточных сородичей Эффект дождевой тени: почему хомяки западных Анд всегда упитаннее восточных сородичей

Возможно, зоологи открыли новое универсальное правило природы

Вокруг света
«Охотник на мальчиков»: история маньяка Владимира Усова, похищавшего детей из-под носа родителей «Охотник на мальчиков»: история маньяка Владимира Усова, похищавшего детей из-под носа родителей

Владимира Усова ловили два года — всё это время он похищал и убивал детей

VOICE
Уверенные, умные, надежные: как вы думаете, какая черта внешности покоряет других людей? Уверенные, умные, надежные: как вы думаете, какая черта внешности покоряет других людей?

Исследование показало, что людям с одной особенностью мы доверяем намного больше

Вокруг света
Что такое пилинг Джесснера и как он поможет омолодить кожу Что такое пилинг Джесснера и как он поможет омолодить кожу

Чем пилинг Джесснера может помочь коже и почему его нельзя делать самостоятельно

РБК
По следам «Арматы» По следам «Арматы»

Мир бросился создавать новые танки

ТехИнсайдер
Физики с помощью нейросети рассчитали квантовый фазовый переход Физики с помощью нейросети рассчитали квантовый фазовый переход

Физики поняли, как работает механизм фазового перехода

ТехИнсайдер
Образ жизни Образ жизни

Дизайнер Татьяна Парфенова показывает нам свой новый дом, лес и сад

Собака.ru
Скончалась королева Елизавета II: за что мы ее любили и почему нам так горько? Скончалась королева Елизавета II: за что мы ее любили и почему нам так горько?

Почему жизнь Елизаветы II всегда находилась в центре внимания?

Psychologies
Эйнштейн — швейцарский гражданин Эйнштейн — швейцарский гражданин

Как великий физик Альберт Эйнштейн жил в Швейцарии

Наука и жизнь
Кира Найтли отдыхает: 8 реальных пираток, которые наводили ужас на моряков Кира Найтли отдыхает: 8 реальных пираток, которые наводили ужас на моряков

История знает женщин, которые решили попробовать себя на пиратском поприще

Maxim
Кожура полезнее мякоти: 10 фруктов и овощей, которые на самом деле не надо чистить перед едой Кожура полезнее мякоти: 10 фруктов и овощей, которые на самом деле не надо чистить перед едой

Чаще всего именно в шкурке содержится максимальная концентрация полезных веществ

Вокруг света
Гибрид «ридера» и бумаги: в Англии представили новый вид книг с дополненной реальностью Гибрид «ридера» и бумаги: в Англии представили новый вид книг с дополненной реальностью

Ученые поставили точку в вечном споре, какой вид книг лучше

Вокруг света
Чем отстирать следы крови от одежды: 5 проверенных лайфхаков для выведения пятен Чем отстирать следы крови от одежды: 5 проверенных лайфхаков для выведения пятен

Если вы поранились и испачкали кровью одежду, не спешите выбрасывать вещи

ТехИнсайдер
5 простых способов очистить пригоревший противень. Почему вы до сих пор не знали об этих лайфхаках?! 5 простых способов очистить пригоревший противень. Почему вы до сих пор не знали об этих лайфхаках?!

Попробуйте лайфхаки, которые помогут растворить любой нагар

ТехИнсайдер
Ученые передали заряд энергии по воздуху на 30 метров: беспрецедентный прорыв, о котором раньше могли лишь мечтать Ученые передали заряд энергии по воздуху на 30 метров: беспрецедентный прорыв, о котором раньше могли лишь мечтать

Когда-нибудь мы сможем заряжать наши телефоны и планшеты без проводов по воздуху

ТехИнсайдер
Маруся Фомина: «Люди и персонажи должны развиваться, иначе я теряю к ним интерес» Маруся Фомина: «Люди и персонажи должны развиваться, иначе я теряю к ним интерес»

Актриса Маруся Фомина — о том, как оправдывать своих персонажей

Grazia
Эффект Даннинга–Крюгера: почему некомпетентные люди уверены в своей компетентности? Эффект Даннинга–Крюгера: почему некомпетентные люди уверены в своей компетентности?

Почему все эти люди так вопиюще некомпетентны и не замечают этого?

Psychologies
Открыть в приложении