Страны Ближнего Востока будут все больше осознавать свою субъектность

МонокльОбщество

«Ренессанс политического ислама заканчивается»

Страны Ближнего Востока будут все больше осознавать свою субъектность. Но это значит, что у них все сильнее будет звучать именно национальная тематика, национальный интерес

Татьяна Гурова

Вице-президент Российского совета по международным делам Михаил Маргелов. Светлана Постоенко

Каких стратегий придерживаются страны Ближнего Востока в рамках формирования нового многополярного мира. Как и когда может быть завершен конфликт в Красном море? Что может предложить Россия этому региону исходя из своих стратегических интересов? Об этом «Монокль» поговорил с вице-президентом Российского совета по международным делам Михаилом Маргеловым.

— Михаил Витальевич, вы долгое время возглавляли комитет по международным делам Совета Федерации, в котором занимались проблемами глобального Юга. Потом, когда перешли с госслужбы в бизнес, были связаны с этим регионом. Сейчас вы возглавили кафедру в Институте стран Азии и Африки МГУ. Поэтому хочется подробно поговорить с вами о долгосрочных трендах, которые складываются на Юге мира.

Когда концепция многополярного мира стала ведущей, все поначалу казалось просто. Многополярный мир — это мир, где нет одного центра и много стран или групп стран равновесно влияют на глобальную политику. Но эта простота была иллюзией. В деталях по каждому направлению понимания нет: кто там играет, во что, какие стратегии у разных стран.

Конфликт в Красном море для людей, занимающихся экономикой, вдруг открыл тот факт, что существует огромный, имеющий принципиальное логистическое значение регион, политическая судьба которого совершенно непонятна. Так как непонятно, в чьих руках она находится. И кажется, что эта неопределенность сложилась именно сейчас. То есть три–пять лет назад можно было сказать, что судьба Ближнего Востока находится в руках американцев и они так или иначе разруливают ближневосточные отношения.

— Не так все одномерно…

— И поэтому первый вопрос: Красное море, хуситы, американцы и англичане, их подавляющие… Чем это все может закончиться и как быстро? А дальше хотелось бы пройтись по политическим стратегиям основных стран этого региона.

— Давайте отойдем в глубь истории. В свое время французы построили Суэцкий канал, совершив революцию в мировых торговых путях. И на выходе из Красного моря в Баб-эль-Мандебском проливе поставили свою базу. Сейчас мы ее знаем как государство Джибути. Британцы, понимая, что им надо поддерживать баланс с французами, захватили Аден, впоследствии ставший столицей Народно-Демократической Республики Йемен (Южный Йемен), и создали там свою колонию. В результате французы вместе с англичанами, которые имели очень сильные позиции в Египте, контролировали Суэцкий канал, и они же вместе с англичанами контролировали Баб-эль-Мандебский пролив с двух сторон.

Остальной же Йемен, который не попал под британское владычество, чудесным образом так и не стал ничьей колонией. Мы знали его как Северный Йемен, или Йеменская Арабская Республика. Там у власти сначала был имам зейдит. Зейдиты — это секта шиитов, а шииты — меньшинство в мусульманском мире, но активное меньшинство.

Потом, в 1960-х, случилась революция, пришли прогрессивно настроенные офицеры, и во главе Йемена встал танкист Али Абдалла Салех, тоже шиит, зейдит, но более умеренный. И тогда суннитов допустили в экономику, во власть, и возник баланс интересов между шиитами и суннитами. При этом зейдитов — сторонников имама поддавливали. Доподдавлялись до того, что зейдитская радикальная оппозиция консолидировалась вокруг семейства Аль-Хуси. С ними обошлись жестоко, как принято на Востоке, но их последователи сплотились, и потихоньку хуситы стали прибирать страну к рукам. Они опирались и опираются на поддержку Ирана, для которого принципиально важно иметь свои рычаги влияния в этом регионе.

— А почему?

— Иран испокон веков конкурирует с Саудовской Аравией и с Турцией за влияние в исламском мире. И это не просто политика, это нечто большее, более сложное для понимания людьми Запада и даже россиянами, связанное с мировоззрением мусульман, их верой. Две суннитские страны не просто из политических соображений претендуют на то, чтобы стать лидерами в мусульманском мире. Саудовская Аравия указывает: на ее территории находятся две из трех исламских святынь. Турки же никогда не скрывали, что они де-факто возрождают Османскую империю. Мало кто помнит, что одним из первых действий Эрдогана на посту премьера было введение безвизового режима со всеми странами, ранее входившими в Османскую империю.

И понятно, что Иран, который позиционирует себя как главная шиитская держава, достаточно активно ведет себя на той территории, которая традиционно была подконтрольна суннитам. Например, очень окрепли шиитские движения в Ливане благодаря солидарности со стороны Ирана.

— В чем стратегический замысел Ирана? Зачем ему нужно Красное море?

— В мусульманском мире со времен разделения на суннитов и шиитов отношения между ними очень непростые. А Красное море — это ныне один из центров пересечения интересов, с одной стороны, Турции и Саудовской Аравии, а с другой — США, ЕС и азиатских «тигров».

— То есть Иран мыслит себя как…

— Если говорить сугубо о политике, то как глобальная держава.

— Неужели? Пока они довольно небольшие.

— Ну, дело тут, я уже обращал внимание, не совсем в размерах. Иран, естественно, заинтересован в том, чтобы наращивать свое влияние. И иранцы последовательны в том, что они делают. Но и Турция не собирается утрачивать влияние на Ближнем Востоке. Я был свидетелем того, как в Восточном Иерусалиме вывешенные в лавках у торговцев портреты Ясира Арафата в течение десяти лет сменились на портреты Эрдогана. Причем турки сильны своим влиянием не только политическим, но и экономическим. Турецкие строительные компании при господдержке приходят строить туда, где еще не закончилась гражданская война. Например, в той части Ливии, которая подконтрольна триполийскому правительству, главные строители — турки. Турки работают и в Сомали, которое, казалось бы, не вполне легитимно, турки приходят в подсанкционный Судан. У компании Turkish Airlines самое большое покрытие на африканском континенте. С ними мог когда-то соперничать ливийский лоукостер, но после Каддафи, конечно, у ливийцев не те возможности.

— И все-таки разрешится ли конфликт в Красном море и как? Сейчас он уже так сильно обрушил логистику, что трудно вернуться к прежним условиям…

— Сейчас многое будет зависеть от того, ответит или не ответит администрация Байдена на атаку американской базы в Иордании. Если ответит, например, ударами по Ирану, ситуация вообще может выйти из-под контроля.

— А если не ответит?

— У Байдена будут большие проблемы во внутренней политике, республиканцы скажут: «Ты слабый президент».

— А миру что было бы выгоднее? Чтобы он ответил?

— Миру были бы выгоднее мир и стабильность.

— Это понятно. Но ведь если США не ответят, то Иран почувствует свою силу, однако есть ли у него какое-то стратегическое видение выхода из этого конфликта?

— Я не думаю, что у Ирана есть какое-то стратегическое решение. Понятно, что в стратегической перспективе и Саудовская Аравия, и страны Персидского залива опасаются утверждения режима хуситов в Йемене. Потому что во время «арабской весны», в 2011–2012 годах, шииты восстали практически во всех странах, где есть шиитское меньшинство. А оно есть и в Саудовской Аравии, и в Бахрейне, и в Катаре. И их всех задавили достаточно жестоко. Единственная страна, где шииты получили реальный контроль, — Йемен. Саудовская Аравия довольно долго и безуспешно вела открытую войну против хуситов, но сейчас хуситы, возможно из-за собственных просчетов, попали в крайне тяжелую ситуацию. И то, что британцы и американцы стали наносить удары по точкам базирования их ракет, на мой взгляд, говорит о том, что Запад не остановится и рано или поздно будет какая-то наземная операция, повышающая риск большой войны на Ближнем Востоке.

EPA/Yahya Arhab

Мы все помним и войну Ирака против Кувейта, и войну Ирака против Ирана. К сожалению, все войны на Ближнем Востоке — это долго длящиеся, очень кровавые конфликты. Я не прогнозирую в краткосрочной перспективе разрешение ситуации вокруг Красного моря. В том числе из-за возможного осложнения ситуации вокруг Египта. Понятно, что сейчас одна из стран, которые теряют деньги, — Египет. Потому что для египетской казны были очень важны те деньги, которые шли от трафика через Суэцкий канал. И очень бы не хотелось, чтобы это сказалось на внутриэкономической стабильности этой ключевой арабской страны.

— Вы говорите о большой ближневосточной войне. А зачем это Ирану? Он выжил в условиях санкций, начал развиваться. Зачем ему ввязываться в большую войну? Не проще ли отступить? Ну хорошо, Запад еще тут немного похозяйничает…

— К великому сожалению, мы видим на многих примерах, что за вооруженными конфликтами на Востоке часто стоят иррациональные, с точки зрения человека, воспитанного в европейской традиции, объяснения. Власть в Иране имеет свои идеологически значимые особенности. И помимо президента, который, по сути, выполняет роль главы правительства, власть в Иране есть у аятолл. Поэтому в Иране видят мир через призму именно шиитской ветви ислама. В том числе через призму тех испытаний, через которые пришлось пройти шиитской ветви ислама в отношениях как с Западом, так и с суннитами. Поэтому у того, что делает Иран, есть очень серьезное идеологическое обоснование.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почем ненависть для народа Почем ненависть для народа

Как Венсан Кассель стал лицом злых улиц и лицом с обложки

Weekend
Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением

Ученые сосредоточились на вирусах, помогающих улавливать углекислый газ в море

ТехИнсайдер
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
«Я не провоцировала Сашу на выплески эмоций»: Дарья Урсуляк рассказала, как снималась шпионская драма «ГДР» «Я не провоцировала Сашу на выплески эмоций»: Дарья Урсуляк рассказала, как снималась шпионская драма «ГДР»

Дарья Урсуляк — о «ГДР», эмоциях на съемках и истории Горбачева

VOICE
Конец Орды Конец Орды

При Иване III Московское княжество освободилось от ордынской зависимости

Дилетант
Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС

Кому скоро придется платить за свою машину больше, объяснили в ФНС

РБК
Как вывести пятна косметики с одежды: от тональника и помады не останется и следа Как вывести пятна косметики с одежды: от тональника и помады не останется и следа

Есть несколько рабочих методов, как отстирать следы декоративной косметики

ТехИнсайдер
Творческая единица: почему у ИИ получаются плохие стихи и чем он страшен писателям Творческая единица: почему у ИИ получаются плохие стихи и чем он страшен писателям

Может ли ИИ составить конкуренцию представителям творческих профессии

Forbes
«Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво «Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво

Неловкости могут показаться унизительными, но исправить их нам вполне по силам

Psychologies
Внимательное разглядывание растений ослабило негативные эмоции и усилило положительные Внимательное разглядывание растений ослабило негативные эмоции и усилило положительные

Прогулка по лесу снижает негативные эмоции людей, которые испытали стресс

N+1
Авиалинии «холодной войны»: как советские самолеты летали за границу Авиалинии «холодной войны»: как советские самолеты летали за границу

Чаще всего политические кризисы заканчивалось прерванными полетами

ТехИнсайдер
Практические вопросы: Как подобрать моторное масло? Практические вопросы: Как подобрать моторное масло?

Менять масло по пробегу? В зависимости от условий эксплуатации? И другие вопросы

4x4 Club
«Не сдаваться!»: как последовательно идти к своей цели «Не сдаваться!»: как последовательно идти к своей цели

Как преодолеть препятствия, встающие на пути к намеченным целям

Psychologies
Зимний сад Зимний сад

Какие живые цветы будут красиво смотреться в вазе зимой

Лиза
Лучшие маслкары: фото и характеристики машин Лучшие маслкары: фото и характеристики машин

Какие автомобили называли маслкарами, выпускают ли их сейчас

РБК
«В параллели с Netflix, клиенты платят слишком мало и слишком многое получают бесплатно»: главное из интервью главы Wink «В параллели с Netflix, клиенты платят слишком мало и слишком многое получают бесплатно»: главное из интервью главы Wink

Гендиректор Wink — про оригинальные проекты и стоимость подписок

VC.RU
Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами

Как правильно мыть индукционную плиту, чтобы её не повредить?

ТехИнсайдер
Зумеры, бумеры, миллениалы? Что не так с теорией поколений Зумеры, бумеры, миллениалы? Что не так с теорией поколений

Разоблачение главных мифов о концепции, которая делит всех нас по возрасту

Reminder
«Кто медленно ходит — медленно думает»: так ли это? «Кто медленно ходит — медленно думает»: так ли это?

Между темпом ходьбы и тем, скоростью мозга есть прямая взаимосвязь

Psychologies
57-летний мужчина, перенесший пересадку сердца, стал самым долгоживущим реципиентом 57-летний мужчина, перенесший пересадку сердца, стал самым долгоживущим реципиентом

Мужчина стал самым долгоживущим реципиентом сердца

ТехИнсайдер
Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл

Что такое пиковая яркость экрана смартфона?

ТехИнсайдер
Искусство слушать: как понять своего собеседника Искусство слушать: как понять своего собеседника

Глава из книги «Меньше слов» — о том, как вынести пользу из общения

Inc.
IIoT: есть где развернуться IIoT: есть где развернуться

Разработчики прогнозируют рост рынка продуктов для индустриального интернета

Монокль
8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться 8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться

Что делать, «если друг оказался вдруг» не таким надежным, как вы надеялись?

Psychologies
Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему

Отрывок из книги «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Forbes
За что страдало искусство За что страдало искусство

Как политические активисты учились уничтожать картины и скульптуры

Weekend
Чувство локтя: как братья Константин и Владимир Маковские создавали русский стиль Чувство локтя: как братья Константин и Владимир Маковские создавали русский стиль

Братья Маковские: как различить творчество двух братьев?

Forbes
Где-то есть счастливые копии нашей Вселенной. О новом фильме «Прошлые жизни» Где-то есть счастливые копии нашей Вселенной. О новом фильме «Прошлые жизни»

О том, какие культурные уровни спрятаны в мелодраме «Прошлые жизни»

СНОБ
Наследник, бунтарь, вымышленный друг: лучшие роли Кирана Калкина (в порядке убывания восторга) Наследник, бунтарь, вымышленный друг: лучшие роли Кирана Калкина (в порядке убывания восторга)

Лучшие проекты с Кираном Калкиным, которые раскрывают его талант

Правила жизни
Открыть в приложении