Рельсовый городской транспорт — оптимальный вариант для беспилотного движения

МонокльHi-Tech

Когда трамвай поедет сам

Рельсовый городской транспорт — оптимальный вариант для перевода на беспилотное движение. Однако процесс тормозится отсутствием нормативной базы

Николай Ульянов

Генеральный директор компании «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин считает, что прогресс не остановить

В России набирают популярность трамваи, оснащенные цифровыми помощниками водителя, которые созданы на основе элементов искусственного интеллекта.

На рынке даже говорят о негласной конкуренции между Москвой и Санкт-Петербургом в области трамвайного движения. И если Москва сумела раньше серьезно обновить свой парк, то Санкт-Петербург делает ставку на подвижной состав, наделенный «умом и сообразительностью». Впрочем, пока до действительно беспилотного общественного транспорта мы не доехали.

О преимуществах и будущем беспилотных трамваев мы поговорили с генеральным директором компании «ПК Транспортные системы» Александром Дубровкиным.

— В вашем автомобиле есть автопилот?

— Есть круиз-контроль. Но я, по большому счету, этой функцией не пользуюсь, потому что я считаю, что лучше контролирую ситуацию, когда сам давлю на газ и совершаю маневры.

— Вы бы сели в автомобиль, в котором автопилот полностью отвечает за вождение?

— Если это безопасно, конечно сяду.

— А это безопасно сегодня?

— Смотря где. Когда ты выезжаешь за пределы Московской области, иногда даже нет разметки. Я плохо себе представляю современную машину с автопилотом, которая поедет без разметки.

— На ваш взгляд, насколько много в теме беспилотного вождения, что называется, хайпа?

— Мы видим самое главное в этом отношении — развитие. Инновации, которые мы при разработке беспилотного трамвая наработали, мы уже применяем в подвижном составе. Да, мы понимаем, что на сегодня чисто технологически инфраструктура, которая есть в городах, не приспособлена для беспилотного трамвая, но те функции, которые помогают водителю, мы применяем.

И это очень полезно. Это ускоряет процесс перемещения на общественном транспорте.

— Сейчас говорят, что для обеспечения беспилотного движения применяются элементы системы искусственного интеллекта. О чем идет речь?

— Сегодня трамвай может автоматически определять, есть препятствие на путях или нет, и в случае необходимости осуществлять торможение. Это позволяет сократить аварийность. А ведь авария приводит к задержке всего состава, который находится на линии.

— Это использование машинного зрения…

— Да. Система распознает, когда трамвай приближается к светофору, датчики, установленные на светофоре, определяют, что подъезжает трамвай, и переключают сигнал на светофоре, давая приоритетный проезд трамваю через перекресток.

— Вы говорите, что за счет использования элементов беспилотности происходит ускорение движения трамваев, оснащенных такими системами. А какова разница в эффективности использования между ними и обычными трамваями? Можно ее посчитать?

— Это можно посчитать. Но поскольку мы только девять месяцев их эксплуатируем и в России сегодня только два маршрута в Санкт-Петербурге оцифрованы и приспособлены под них, пока не посчитали. Идет наработка практики.

Разные погодные условия вносят свою корректировку: летом скольжение колес по рельсам одно, осенью — другое из-за листвы, зимой будет третье. Поэтому программисты до сих пор обновляют программное обеспечение, подстраивают его. Весенний сезон мы прошли, летний сезон, сейчас осенний, и мы подходим к зимнему сезону, где будет снег. И после зимы мы сможем сказать конкретные цифры: насколько мы ускорили движение трамвайного вагона и насколько мы сократили количество вагонов на линии для перевозки одного и того же количества людей.

— Трамвай с элементами беспилотной системы и ваш же обычный трамвай — насколько первый дороже второго?

— В стоимости трамвая эти системы составляют от трех до пяти процентов. В зависимости от того, какие из них установлены.

— То есть уже сейчас этот трамвай должен быть на три-пять процентов эффективнее. Можно сказать, что это так и есть?

— Те, кто эксплуатирует эту машину, видят в этом перспективу. Они считают, что это правильно. Мы, как производители, двигаемся вперед и предлагаем, что можно сделать вот то-то, то-то и то-то, а эффективностью этого уже непосредственно занимаются люди, которые эксплуатируют эту движущуюся машину. Мы предлагаем, а уже потом нас заказчик убеждает это внедрять.

Мы подписали два контракта с Санкт-Петербургом и буквально недавно третий с ними же. И они не рассуждали, нужны им эти системы или нет. Должны быть, и всё. Значит, им это нравится, это действительно безопасно и ускоряет процесс.

Красноярск в развитии своего городского электрического транспорта выходит на то, что эта система должна быть в новых трамваях.

Прогресс — двигатель производства

— Как вы вообще, не имея практических подтверждений того, что беспилотный трамвай более эффективен, решили им заниматься?

— Все новое, то, что можно сделать на подвижном составе, должно делаться. Это прогресс.

— Но почему именно беспилотность, почему вы не стали делать летающие трамваи, например маглев? (Маглев — технология магнитной левитации, когда вагон удерживается и двигается над полотном дороги силой электромагнитного поля. — «Монокль».)

— А знаете, мы в свое время рассматривали возможность движения трамвая без проводов. Беспроводная передача энергии. Есть такие технологии. Нам показывали в одном из институтов, как лампочки загораются, не подключенные к розетке. А то что вы говорите: а почему не летает? — ну, наверное, потому что еще не придумали, как бы сорок тонн железа летало.

— Я знаю, что у вас была идея, чтобы трамвай заряжался на остановке. Подъехал, конденсаторы взяли энергию, и он дальше поехал. Без проводов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнес вышел на охоту за инвесторами Бизнес вышел на охоту за инвесторами

О планах провести IPO заявляют компании, которые хотят усилить свой бренд

Монокль
Что будет если неделю не есть и на сколько можно похудеть Что будет если неделю не есть и на сколько можно похудеть

Насколько безопасно и эффективно недельное голодание?

РБК
Петербург будущего Петербург будущего

Как применить ИИ во славу Петербурга будущего?

Собака.ru
«Ну ты и жмот!» «Ну ты и жмот!»

Разное отношение к деньгам может стать причиной серьезного конфликта

Лиза
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Насилие порождает насилие: в чем суть треугольника Карпмана и мышления жертвы Насилие порождает насилие: в чем суть треугольника Карпмана и мышления жертвы

Можно ли остановить цикл насилия? Ищем ответы в книге психотерапевта

Psychologies
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

В погоне за трендами не теряем здравый смысл и здоровье

Лиза
Прекратите врать! Вот как ложь снижает вашу самооценку: интересные факты Прекратите врать! Вот как ложь снижает вашу самооценку: интересные факты

Даже запоминание лжи имеет негативные последствия для нашей психики

ТехИнсайдер
Краткая история транспорта: почему во многих странах правостороннее движение, а в некоторых левостороннее? Краткая история транспорта: почему во многих странах правостороннее движение, а в некоторых левостороннее?

С чем связаны различия в движении автомобилей на дороге в разных странах?

ТехИнсайдер
Вы не можете скрыть свою неуверенность из-за языка тела! Вот что нужно знать Вы не можете скрыть свою неуверенность из-за языка тела! Вот что нужно знать

Как тело выдает наши искренние эмоции?

ТехИнсайдер
3 вопроса, которые не позволят плохим мыслям управлять вашим поведением 3 вопроса, которые не позволят плохим мыслям управлять вашим поведением

Как избавиться от навязчивых негативных мыслей?

Psychologies
Оказалось, что мегалодоны были еще длиннее, чем предполагали ученые Оказалось, что мегалодоны были еще длиннее, чем предполагали ученые

Ученые думают, что мегалодон был длиннее и стройнее, чем мы думали

ТехИнсайдер
Замечен из-за станка Замечен из-за станка

В отечественном машиностроении разворачивается мощный рост производства

Монокль
«Одноглазый орёл пустыни» «Одноглазый орёл пустыни»

Ловелас и «бог войны»: мифов вокруг личности Моше Даяна накопилось много

Дилетант
Отнять и отомстить: как бывшие супруги спорят из-за детей и зачем нужны медиаторы Отнять и отомстить: как бывшие супруги спорят из-за детей и зачем нужны медиаторы

Как уберечь ребенка от тяжелых судебных процедур при разводе?

Forbes
Время поэзии и политики: 6 самых важных книг Льва Рубинштейна Время поэзии и политики: 6 самых важных книг Льва Рубинштейна

Книги Льва Рубенштейна, на которые стоит обратить внимание в первую очередь

Правила жизни
Галерея истории древней живописи Галерея истории древней живописи

5 (17) февраля 1852 года состоялась церемония открытия Императорского Эрмитажа

Дилетант
Евгений Хапов: Как найти автомобильного «сверчка»? Евгений Хапов: Как найти автомобильного «сверчка»?

Скрипы могут вызывать и более серьёзные проблемы, чем просто раздражение

4x4 Club
Почему важно мыть многоразовую бутылку с водой Почему важно мыть многоразовую бутылку с водой

Безопасны ли многоразовые бутылки?

ТехИнсайдер
История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк

Почему столица США «переехала» из Нью-Йорка в Вашингтон?

ТехИнсайдер
«Люди хотят участвовать в судьбе шоу»: как меняется иммерсивный театр в России «Люди хотят участвовать в судьбе шоу»: как меняется иммерсивный театр в России

Почему сложно создавать спектакли для детей и чем интересен барон Мюнхгаузен?

Forbes
Как справиться с гиперконтролем: 3 стратегии для отношений с детьми, партнером и коллегами Как справиться с гиперконтролем: 3 стратегии для отношений с детьми, партнером и коллегами

Чем объяснить чрезмерный контроль и ревность по отношению к другим людям?

Psychologies
Грязь, потертости и заломы: как восстановить замшевую обувь Грязь, потертости и заломы: как восстановить замшевую обувь

Как без труда вернуть замшевой обуви былой внешний вид в домашних условиях

ТехИнсайдер
Сравнительный анализ характеристик комитета по устойчивому развитию и качества ESG-отчетности в Нигерии и Южной Африке Сравнительный анализ характеристик комитета по устойчивому развитию и качества ESG-отчетности в Нигерии и Южной Африке

Как оценивают качество устойчивого развития в Нигерии и Южной Африке?

Позитивные изменения
Ныть — хорошо и полезно: 5 аргументов «за» Ныть — хорошо и полезно: 5 аргументов «за»

Почему всем нам иногда нужно хорошенько поныть?

Psychologies
Тест-драйв Jaecoo J7: за что можно полюбить новинку китайского бренда Тест-драйв Jaecoo J7: за что можно полюбить новинку китайского бренда

Разбираемся во всех нюансах нового большого кроссовера от Jaecoo

Правила жизни
На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель

Замена графена может не только сэкономить песок, но и сделать бетон прочнее

ТехИнсайдер
Дождевые облака в голове: роман о жизни девушки с аутизмом Дождевые облака в голове: роман о жизни девушки с аутизмом

Глава из романа «Прекрасная, как река» о «солнечной» Фабьене

Forbes
«Хорошая сестра»: почему отношения между женщинами в семье могут быть такими сложными «Хорошая сестра»: почему отношения между женщинами в семье могут быть такими сложными

Отрывок из романа Салли Хэпвортс «Хорошая сестра» о сестрах-близнецах

Forbes
Искусство накопления: 10 фильмов про коллекционеров Искусство накопления: 10 фильмов про коллекционеров

После этих фильмов точно захочется начать что-то коллекционировать

Правила жизни
Открыть в приложении