Спецматериал. Итоги 2016
Фантастические события
2016 год запомнится нам не только отдельными фильмами или книгами. Как изменился мир за этот год? Что важного случилось в фэндоме, науке и популярной культуре? Какое будущее предвещают нам его тенденции? Эта часть итогов — не топ, а попытка осмыслить минувший год.
Потери года
Фишер, Боуи и другие
Под конец 2016 года про него ходила шутка: «Берегитесь, этот засранец ещё успеет кого-нибудь убить». На самом деле год не такой уж смертоносный — не хуже 2015-го и уж точно лучше 2012-го. Просто он начался с громких утрат и кончился ими же.
В первые дни года не стало Дэвида Боуи — певца, подарившего нам много песен о космосе, и актёра, игравшего в фэнтези и мистике. Он даже из своей смерти сделал произведение искусства, приурочив к ней выход нового альбома и клипа. Неделей позже нас покинул актёр Алан Рикман — незабываемый Северус Снейп из «Гарри Поттера». А под занавес года мы потеряли Кэрри Фишер, актрису, которую привыкли называть именем её героини: Лея. Как сказал персонаж «Пробуждения Силы», для нас она всегда будет принцессой.
За три дня до Фишер от нас ушёл Ричард Адамс, автор чудесной книги «Обитатели холмов». В тот же день умер замечательный советский фантаст-сказочник Феликс Кривин. Ещё одна тяжёлая утрата для российской фантастики — Василий Звягинцев, пионер «попаданческой» фанастики, который много сделал для популяризации в нашей стране альтернативной истории. Нас также покинули писатели Умберто Эко и Шери С. Теппер, редактор Дэвид Дж. Хартвелл, актёры Антон Ельчин, Джин Уайлдер, Алан Янг, Кенни Бейкер, Рон Гласс, Джерри Дойл, сценарист Pixar Дэниел Герсон и первый американский астронавт Джон Гленн.
Скандал года
Критики против зрителей
Главная битва года — это не Бэтмен против Супермена, а кинокритики против фанатов. Западные рецензенты в этом году были щедры на разгромы. «Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц», «Варкрафт» и «Пассажиры» получили очень низкие оценки в прессе и куда более высокие — от простых зрителей.
Причины конфликта — в завышенных ожиданиях и устройстве агрегатора Rotten Tomatoes. К громким разрекламированным новинкам пресса подходила крайне требовательно, и, если картина оказывалась хотя бы средней, обзор тут же сворачивал на неоправданность «хайпа». А поскольку Rotten Tomatoes делит отзывы только на положительные и отрицательные, процент одобрения выходил крайне низким.