Секретом здоровья и энергичности Веры Васильевой было отсутствие злости

Коллекция. Караван историйРепортаж

Верю в Веру! Воспоминания о Вере Васильевой

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Александра Авдеева

«Я уверена, главным секретом здоровья и энергичности Веры Кузьминичны Васильевой было отсутствие злости, зависти, ревности и сожалений в ее характере и натуре. Перечисленного актриса, кажется, не испытывала никогда. Она не хранила в памяти, не перебирала на досуге имена тех, кто не дал ей роль 20 лет назад. Я бы сказала — Вера Кузьминична этого искренне не помнила. Высший пилотаж!» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

С Верой Васильевой мы познакомились 11 лет назад. Признаюсь, что, когда я впервые шла к ней на интервью, ни в одном театральном спектакле ее еще ни разу не видела. Но, конечно, смотрела «Сказание о земле Сибирской» и «Свадьбу с приданым», где у актрисы прекрасные, выразительные роли. Веру Кузьминичну часто можно было увидеть по телевидению, в различных телепрограммах, но, когда в коридоре Театра сатиры я встретила сияющую, подтянутую женщину, в ярком алом жакете, с укладкой и маникюром, на вид лет пятидесяти, не могла поверить своим глазам.

Владимир Дорофеев, Любовь Кузьмичева, Владимир Ушаков, Вера Васильева в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год. Фото: из архива В. Васильевой

Наш разговор начался в гримерной, и как-то так получилось, что уже через полчаса Вера Кузьминична сказала: «А поедемте ко мне домой! Там чаю выпьем и договорим». Квартира актрисы встретила меня множеством фото Васильевой на стенах, в самых разных образах и ролях, и какой-то особенной, уютной атмосферой. А еще везде были цветы. Чтобы уместить все букеты поклонников, подаренные после очередного спектакля, Вере Кузьминичне приходилось использовать ведра. О хозяине дома, муже актрисы, актере Владимире Ушакове, которого не стало за год до того дня, напоминал уголок, где были его портреты, иконки, свежие цветы в вазе. На кухне дремал обожаемый котик Филимон, подобранный когда-то на улице. Мы попили чай, разговорились о личном. Вера Кузьминична достала из шкафа и показала мне белое свадебное платье, привезенное из Парижа, в котором она отмечала золотую свадьбу. Я была совершенно очарована, поражена... Мне думалось: «Вот он, пример для любой женщины, как сохранить молодость, красоту и живой ум».

Фото: Марк Штейнбок/«7дней»

Мы стали общаться, я все чаще приходила в театр, по многу раз смотрела все ее спектакли, наблюдала порой, как актриса репетирует, как готовится к выходу на сцену. Больше всего удивляло, что актриса всякий раз волнуется, словно 18-летняя дебютантка. И когда после спектакля Вера Кузьминична спрашивала меня: «Ну, как я сыграла? Не так плохо? Только говорите правду», я знала — это не кокетство. Ей не нужна была лесть. Она действительно хотела убедиться, что все еще может выходить на сцену и наравне с партнерами играть, не снижая планку. А ведь Вера Васильева успела отметить 75-летие своей работы в Театре сатиры. Подумать только, 75 лет на одной сцене! Все эти годы она хранила верность театру, несмотря на то что времена бывали разные, порой ей приходилось очень нелегко. Годы простоя, отсутствие интересных ролей. Меня всегда поражает, что, вспоминая об этом, Вера Кузьминична никого не винила, рассуждала здраво и просто: «Я никогда не умела толкаться локтями, требовать для себя ролей. Надо говорить прямо: я не обладала какой-то особенной, яркой красотой. Кроме того, в репертуаре театра не было романтических пьес. Я играла советских девушек. Не тех героинь, о которых мечтала в молодости...» Никогда в жизни не слышала чего-то подобного от других актрис. Ответственное, трепетное отношение к своему делу. В определенный момент в Театре сатиры исчез из репертуара спектакль, который она с коллегами играла семнадцать лет. Семнадцать лет! Мало какие спектакли проживают столь долгую жизнь, и вот, казалось, случилось закономерное. Но, придя к Вере Кузьминичне, я вдруг по ее лицу поняла, что... она пережила тяжелую утрату. Это был траур. Так актриса в душе провожала полюбившуюся роль...

Вера Васильева и Александр Ширвиндт в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»,
Театр сатиры, 1970 год. Фото: из архива В. Васильевой

Надо сказать, что, получив все возможные звания, премии и ордена, Вера Васильева вела себя предельно скромно. Помню, когда ехали с ней в Малый театр, на мероприятие, она вдруг стала искать в сумочке пропуск. «Зачем вам пропуск? Вы же играете в этом театре уже пять лет!» (Вера Васильева играла в Малом театре в спектакле «Пиковая дама». — Прим. ред.) — «Но, если спросят, я должна показать...» Вера Кузьминична не рассчитывала, что ее всегда и везде узнают. Просьба показать пропуск или простодушный вопрос новенького вахтера «А вы кто?» не вызывали у нее бурю эмоций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР «Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР

Владимир Винничевский — самый молодой серийный убийца в СССР

Cosmopolitan
Будьте как дети Будьте как дети

Как проживать праздники по-настоящему и зачем каждому нужен маленький карнавал

Seasons of life
Наталья Гундарева в один миг рассталась с любимым, узнав о его предательстве Наталья Гундарева в один миг рассталась с любимым, узнав о его предательстве

Друзья рассказывают о Наталье Гундаревой

Коллекция. Караван историй
Хибины. Таинственное чудо Севера Хибины. Таинственное чудо Севера

Красоты и тайны Хибин, расположенных на Кольском полуострове

Зеркало Мира
Потребители поддержали мясные цены Потребители поддержали мясные цены

Увеличившийся спрос стал стабилизирующим фактором на рынке свинины и птицы

Агроинвестор
Дороги в России. Век восемнадцатый Дороги в России. Век восемнадцатый

Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – сила
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБ
Сны Алины Сны Алины

Актриса Алина Гвасалия — о неисчерпаемых возможностях копирования самого себя

Grazia
Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей

Разговор с Павлом Моряковым об импортозамещении и перспективах развития бизнеса

СНОБ
Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон» Milana Star: «Мой кумир — Майкл Джексон»

Милане Star всего тринадцать лет, однако она может дать фору многим артистам

ЖАРА Magazine
Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России

Как не опускать руки, зная, что в России 99% приговоров — обвинительные

Forbes
Федор Елютин: гвоздь программы Федор Елютин: гвоздь программы

История-терпение от человека, который уверен, что умеет видеть мир со стороны

Maxim
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
В природе вещей В природе вещей

Спокойный стиль, природные оттенки и люксовая мебель в интерьере виллы

SALON-Interior
Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад

Археологи определили, когда появилась олдованская культура

N+1
75% людей принимают приглашение в гости, куда вообще не хотят идти, чтобы никого не обидеть 75% людей принимают приглашение в гости, куда вообще не хотят идти, чтобы никого не обидеть

Что хуже: посетить вечеринку, на которую вы не хотите идти, или остаться дома?

Inc.
5 черт поколения Y, которые могут его погубить 5 черт поколения Y, которые могут его погубить

Карьерный маркетолог выделила черты поколения Y, которые могут ему навредить

Psychologies
Лидеры и мнения Лидеры и мнения

Как за 25 лет изменились телевидение и люди, которые его создают?

Правила жизни
Движение вокруг недвижимости Движение вокруг недвижимости

Как искусственный интеллект захватывает один из ключевых рынков

РБК
Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

ТехИнсайдер
Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства Коллекционер Михаил Царев: Мы сохранили целое поколение искусства

Почему коллекционер Михаил Царев беспокоится за современную российскую арт-сцену

СНОБ
Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана

Диагональ экрана смартфона ничего не говорит о его реальных размерах

CHIP
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
Анастасия Климова Анастасия Климова

Из чего состоит фэшн-стиль художницы Анастасии Климовой?

Собака.ru
Станция «Динамо» Станция «Динамо»

Анекдоты про жен, отлынивающих от секса, пора переписывать

Добрые советы
Сахар, ты где? Сахар, ты где?

Как производители маскируют сахар в своих продуктах

Лиза
Когда наши поезда полетят Когда наши поезда полетят

«Росмаглев» разрабатывает транспортные системы на принципе магнитной левитации

Монокль
Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить

Почему женщинам с РАС сложнее получить диагноз?

Psychologies
От Сервантеса до Эль Греко: каким был «золотой век» испанской культуры От Сервантеса до Эль Греко: каким был «золотой век» испанской культуры

Что такое «золотой век» испанской живописи

СНОБ
Открыть в приложении