«Как я пришла в сознание» — это моноспектакль. Он не просто автобиографический

Коллекция. Караван историйРепортаж

Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась»

«После выхода фильма моя необычная героиня Яя, глухая танцовщица ночного клуба, сразу полюбилась зрителям. Поклонники не давали мне прохода и просили автографы. А журналисты просили интервью каждый день. За один год фильм получил множество кинопремий и участвовал в десяти кинофестивалях».

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: Д. Орлова/из архива Д. Корзун

Дина, вы вернулись в Москву, на театральную сцену спустя много лет... О чем ваш спектакль в театре «Практика»?

— «Как я пришла в сознание» — это моноспектакль. Он не просто автобиографический, для меня это программный спектакль о самом главном, к чему я пришла в данный момент жизни. Я начала писать текст пьесы весной 2020 года, когда началась пандемия. Мне очень хотелось поддержать моих друзей в это тяжелое время. Я говорила, что любые испытания делают нас только сильнее, они дают шанс стать лучше, добрее.

Это личный прожитый опыт. Оглядываюсь назад, на испытания, через которые я прошла, и думаю: «Как мне было страшно тогда, мне казалось, жизнь закончилась!» И только теперь вижу, что благодарна тем вызовам судьбы, которые приняла, я стала сильнее. Это как удар по бильярдному шару, который бьется о стенки, о другие шары, но продолжает лететь по своей уникальной траектории прямо в цель. Все эти испытания — поворотные моменты, благодаря которым менялся мой путь, и в результате я становилась каждый раз другим человеком. И взлеты, и падения, и радость, и боль — они все нужны. Самое главное — по жизни удерживать баланс и не падать ни вправо, ни влево, ни в горе, ни в безумную радость. Знаете, это как на велосипеде. Только вперед! Главное помнить, что все в этом мире непрочно, двойственно, непостоянно.

— А почему спектакль так называется?

— Главная мысль в том, что я пришла в сознание, что я — не тело, а душа, что все в этом мире подчиняется высшему порядку. Когда живешь, понимая это, все выстраивается в правильную вертикаль. Ты проще относишься к испытаниям, на которые повлиять не можешь. Ты не можешь одним движением своей мысли остановить войны во всем мире, отменить старость, болезни. Но ты можешь работать над собой — это и есть путь осознания. Об этом вся русская классическая литература, которой мы гордимся. В моем спектакле зритель проживает вместе со мной взлеты и падения, испытывает боль предательства, и мы учимся прощать, принимать и благодарить.

Для спектакля мы выбрали форму монолога, рассказа. Но это не просто исповедь: мне хотелось, чтобы зрители, как на карусели, промчались со мной к финалу спектакля, где мы все получаем ощущение катарсиса. Мы говорим о жизненных сложностях, о заблуждениях, об ошибках, но в конце появляются надежда, нежность и свет.

Дина Корзун с мужем Луи. Лондон, 2008 год. Фото: Е. Сухова/архив «7 Дней»

— Дина, скажите, как вы поставили ваш спектакль?

— Весной 2020-го мы, артисты, делали спектакли на балконе, концерты онлайн, прямые эфиры. Это продолжалось год, вот тогда и родился у меня этот замысел. Однажды я поделилась с подругой, продюсером и актрисой Вероникой Насальской, что написала текст про провинциальную певицу, приехавшую в Москву, хотя это история из моей жизни. Она вдруг сказала: «Не надо прикрываться чужим именем. Там должна быть ты! Дина Корзун, актриса! Говори о себе — люди ищут прямого разговора по душам, им нужны личности, к которым они чувствуют доверие. Зрителям интересен какой-то личный опыт, поделись им!»

Я переписала текст и отправила Марине Станиславовне Брусникиной, художественному руководителю театра «Практика», она, кстати, была моим педагогом в Школе-студии МХАТ по сценической речи. И она тут же ответила: «Дина, давай, ставь спектакль!»

Одним словом, весной 2023-го мы сыграли премьеру на малой сцене, в зале на 50 мест. На афише спектакля в «Практике» указаны три режиссера: Дина Корзун, Елена Оленина и Глеб Черепанов. В создании спектакля участвовала вся команда, даже художник по свету Игорь Фомин предлагал режиссерские решения. Я очень благодарна художникам-постановщикам Таше Крестовой и Серафиме Бескосной, консультантам по сценарию Кате Перфиловой, Егору Воронину. Все с энтузиазмом вместе сочиняли этот спектакль. Все хотели мне помочь...
Так состоялось мое возвращение на московскую сцену. Мое возвращение домой...

В этом пространстве на малой сцене очень уютно и тепло. Приходят зрители, которые ждали меня, а также мои друзья, знакомые и коллеги-артисты. Для меня главное было не о себе рассказать, а поделиться личным опытом: «Все переживания, потери и вызовы судьбы — это язык, на котором Вселенная с нами разговаривает. Если испытания неизбежны, значит, мы можем научиться быть мудрее, лучше и сильнее...»

Есть вещи, которые поменять нельзя. Например, можно выбрать, быть вегетарианцем или мясоедом, но, когда случаются какие-то такие события, на которые не можешь повлиять, у тебя есть только один выбор: как к этому отнестись. В такой момент грозить кулаком в небо, проклинать нет смысла. Нужно спрашивать не «за что?», а «для чего?», тогда все меняется. Человек обязательно услышит тихий шепот в своем сердце и находит в себе силы идти дальше, даже если это тяжело и страшно. Именно тогда он найдет в себе силы поддержать своих близких и незнакомых улыбкой, возможностью согреть теплом. Это и была цель моего спектакля. Это никакой не психоанализ, а живой разговор напрямую со зрителем.

— Дина, вы давно уехали из России. Где вы жили все эти годы?

— Я жила и работала в Лондоне десять лет и в Швейцарии три года. А до этого мы с моим мужем Луи десять лет жили в России. Луи Франк швейцарец, он музыкант и продюсер.

— Вы ведь с Луи встретились в Школе-студии МХАТ?

— Олег Павлович Табаков набирал курс в 1995 году, ездил по разным американским университетам. Это было время, когда страна открылась: русские студенты поехали учиться за рубеж, иностранцы приехали в Россию. И вот у нас в 1995-м в Школе-студии появился первый иностранный курс из Америки. Луи тогда учился в американском университете. Однажды, совершенно случайно, он увидел объявление, что набирается курс на полгода, и решил: «Это для меня!»

Он рассказывал, что его всегда интересовала Россия, он зачитывался историей, книгами о Второй мировой войне. «Сам не могу объяснить этот интерес, — говорил он, — как будто предчувствовал, что встречу тебя».

Дина Корзун в фильме «Страна глухих», 1998 год. Фото: Vostock Photo

— Язык русский Луи тогда специально выучил?

— Нет, русский он тогда не знал. Иностранные студенты приехали изучать систему Станиславского. Так мы в Школе-студии МХАТ и познакомились с Луи, нам было тогда по 23 года. Нам, дипломникам, нужно было с американским курсом дружить, обмениваться опытом. Мы ходили к ним на спектакли, на репетиции, наши педагоги у них преподавали мастерство, речь, сценическое движение. И американцы приходили к нам на спектакли.

А познакомились мы так. Сразу по приезде гостей мы организовали для них дискотеку. И Луи впервые увидел меня... со спины. Как он, смеясь, сейчас вспоминает, его словно дубинкой по голове ударили: «Я почувствовал удар. И сразу понял — это судьба!» Помню, что ко мне, ни о чем не подозревающей, подошел молодой человек и начал что-то рассказывать. Самое смешное, что я тогда не понимала по-английски, а он ни слова не знал по-русски. Я завороженно следила за его мимикой, пытаясь понять, что он мне с таким жаром говорит. Из моего школьного словарного запаса поняла, что мама и папа у него есть, кажется, еще сестра и брат. И больше ничего.

Но это еще не все. Недели через две Луи пришел в секретариат Школы-студии МХАТ и поделился с секретаршей, что влюблен, что встретил свою судьбу. А на него вылили ушат холодной воды: «Ты что, Луи, Корзун замужем, у нее есть ребенок четырех лет». Вот это был второй удар...

— А вы действительно были замужем?

— К 22 годам я успела дважды побывать замужем. Второй мой муж тоже учился в Школе-студии, только на курсе старше.

А с первым я познакомилась в Смоленске, откуда родом. Стать актрисой и не мечтала, готовилась быть художником, всю жизнь рисовала, училась в художественной школе, а потом поступила на худграф в педагогический институт. Туда, кстати, было поступить очень непросто, мама так радовалась этому.

Я занималась в театральной студии при Смоленском драматическом театре. Там и познакомилась со своим первым мужем. Ансар Халилуллин приехал в Смоленск из Москвы, не поступив в ГИТИС, и чтобы не терять время, он решил пройти театральные курсы в Смоленске. Вскоре я вышла за него замуж, в 19 лет. Он мне говорил: «Ты очень талантлива, ты должна поступать в театральный институт». И увез меня в Москву, что определило мой путь...

Я поступила в Школу-студию МХАТ. Но через год мы развелись. Однако мы в хороших отношениях и продолжаем общаться. Осенью прошлого года женился наш сын Тимур. На семейном ужине я поблагодарила своего бывшего мужа: «Спасибо, Ансар, что ты привез меня в Москву. Если бы не ты, у меня не было бы Тимура, и я бы не встретилась с Луи». Моя судьба совершенно точно сложилась бы иначе...

— А как вы решились уехать из родного города?

— Вначале я ушла из педагогического института, где училась на факультете художественной графики. Забрала документы, ни с кем не посоветовавшись. На семейном совете, где были мои дядя и бабушка, мама спросила: «Что делать с Диной? Не понимаю! Она бросила учебу, пошла в артистки. Это немыслимо, это какая-то ошибка!» Помню, как мой дядя сказал мудрую вещь: «Оставьте ее в покое! Если наша Дина захочет стать космонавтом, она им станет. Я чувствую в ней такую силу и упрямство, поэтому пусть попробует». Бабушка очень переживала, она всегда во мне души не чаяла и во всем поддерживала. А мама справедливо беспокоилась, потому что у нас не было актерской династии, ни связей, ни опыта, ни понимания, что такое эта профессия. Мама говорила: «Я же не смогу тебе ничего ни подсказать, ни защитить». А это, на минуточку, было начало 90-х годов. Но меня несла в Москву какая-то неведомая сила...

Кстати, в моем спектакле есть Москва девяностых — эти толпы, которые куда-то бегут, все погруженные в себя. Весь город в проводах, в какой-то дешевой рекламе. Не было кафешек, красивых витрин, того освещения на улицах, как сейчас...

В Школе-студии МХАТ я училась с радостью, удовольствием и упорством. Мне было очень трудно выживать и учиться в чужом городе.

И, видимо, выглядела я такой беззащитной, потерянной молоденькой мамой с маленьким ребенком, что, на мое счастье, рядом оказался еще один ангел-хранитель. Второй мой супруг меня защищал еще три года до встречи с Луи. Мы жили в комнате в общежитии. У нас стоял шкаф, сделанный из коробки из-под холодильника. Мы эту коробку нашли на улице. Внутри просверлили дырки, соорудили перекладину и вешали на нее одежду.

Мой муж совершенно не ревновал меня к Луи, он знал, что мы просто дружим. Луи благородно не хотел вмешиваться в мою жизнь. Мы ходили в театры, часто встречались в студии, накупили словарей, учили языки, друг друга поправляя все время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Надежда Бабкина. Ягодка опять Надежда Бабкина. Ягодка опять

Надя Бабкина не всегда была в чести, иной раз ощущала себя ненужным элементом

Коллекция. Караван историй
Книги о путешествиях по необычным вселенным: 5 достойных фантастических новинок Книги о путешествиях по необычным вселенным: 5 достойных фантастических новинок

Подборка книг, чьи авторы создали самые необычные вселенные

ТехИнсайдер
Данил Стеклов: Данил Стеклов:

Интервью со звездой сериала «Седьмая симфония» Данилом Стекловым

Караван историй
Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства Половина зумеров сталкивается с выгоранием в первый год трудоустройства

Зумеры выгорают раньше всех, а миллениалы не любят свою профессию

Forbes
Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями Остап Бендер: авантюрист с психопатическими наклонностями

Что сделало Остапа Бендера «великим комбинатором» и очаровательным мошенником?

Psychologies
«Русская тигрица»: актриса немого кино Ольга Бакланова завоевала Голливуд. На российской театральной сцене ее заменили Орловой — «по типажу» «Русская тигрица»: актриса немого кино Ольга Бакланова завоевала Голливуд. На российской театральной сцене ее заменили Орловой — «по типажу»

Где бы Ольга Бакланова ни жила, она несла на сцену русскую школу

Караван историй
Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение? Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение?

Свет действительно сильно влияет на физическое и на ментальное состояние людей

Правила жизни
Неудобные люди: почему мы пытаемся изменить окружающих Неудобные люди: почему мы пытаемся изменить окружающих

Почему мы стремимся переделать близких людей?

Psychologies
Валерия Гай Германика Валерия Гай Германика

Валерия Гай Германика: уникальная оптика в наблюдении за подростковым бунтом

Собака.ru
Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе

Как среди огромного потока «экспертных» советов найти полезные именно для себя?

РБК
Персона Грата Персона Грата

Комфортный минималистичный интерьер для большой семьи

SALON-Interior
8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным 8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным

Оказывается, другие люди видят нюансы в уборке, которые мы не замечаем

VOICE
Ставка на валюту Ставка на валюту

Особенности выбора юаневых и замещающих облигаций

Деньги
Андеграунд и авангард: от Лианозовской школы до Айги Андеграунд и авангард: от Лианозовской школы до Айги

Как в оттепельные и постоттепельные годы развивался «второй авангард»

Полка
На велосипеде по стране На велосипеде по стране

Как специалист по ракетам стала фанатом велосипедного туризма

Отдых в России
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке

Все тренера «красно-белых», которые работали в клубе со времен Олега Романцева

Forbes
Менялы вместо банков Менялы вместо банков

Перевод денег из России в другие страны превратился в настоящий квест

Монокль
Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые

Что происходит с поэзией шестидесятников и их позицией после завершения оттепели

Полка
Зеленый свет Зеленый свет

Составь витаминный букет из зелени в знак любви к своему организму

Лиза
Вятский язык и антихрист с фонографом: 10 интересных фактов о Кировской области Вятский язык и антихрист с фонографом: 10 интересных фактов о Кировской области

Почему Кировская область зовется Вятским краем и при чем здесь новгородцы?

ФедералПресс
Запад помог Востоку: что выиграл Китай от санкций против российских металлов Запад помог Востоку: что выиграл Китай от санкций против российских металлов

Санкции, наложенные на российские металлы, могут быть на руку Китаю

Forbes
Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах

Как с легкой руки писателя старых дев записали почти во «враги общества»

Psychologies
10 способов чистки лимонной кислотой, о которых ты даже не подозревала 10 способов чистки лимонной кислотой, о которых ты даже не подозревала

Чистка лимонной кислотой — это классика уборки. Но знаешь ли ты о ней всё?

VOICE
Модный разговор с Владимиром Славским. Юлия Куварзина: «Я почувствовала себя Одри Хепберн и Софи Лорен» Модный разговор с Владимиром Славским. Юлия Куварзина: «Я почувствовала себя Одри Хепберн и Софи Лорен»

Мне сделали столько накладок. Шесть вариантов груди! Пять — бедер!

Караван историй
Гигант с крутым нравом Гигант с крутым нравом

Бегемот — животное дружелюбное на вид, но обладающее крайне скверным нравом

Зеркало Мира
Лучшие люди Лучшие люди

В Осетии часто так бывает: сквозь современный быт проступает древняя традиция

Вокруг света
5+1 способ найти любовь и отношения 5+1 способ найти любовь и отношения

Как знакомиться людям, имеющим разные черты характера и подчас разные цели

Psychologies
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Физик-математик Дмитрий Горбунов – о космологии как науки об эволюции Вселенной

Знание – сила
Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной

Куда движется развитие метавселенной, как в нее попасть?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении