Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Алла Юганова: «Была уверена, что Кончитту должна играть очень красивая актриса, а я самая обыкновенная...»

Почти год я практически ничего не делала и была уверена, что меня скоро выгонят из «Ленкома». У нас в театре есть класс, балетный станок и разминка на полу, я ходила только на него, у меня даже репетиций не было, и я очень переживала, что получаю зарплату и не работаю. Хотела даже отказаться от денег!

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Евгения Гущина/из архива А. Югановой

Среди молодых женщин нынче редко встретишь Аллу. Почему вам дали такое имя, в чью-то честь?

— Я родилась с ярко-рыжими волосами, практически алыми, вот мама и назвала меня Аллой. Моя сестра появилась на свет очень светленькой, поэтому стала Светланой. Такие у мамы были цветовые ассоциации.

Теперь даже не верится, что когда-то я была ярко-рыжей. Когда стала краситься, что-то произошло, и прежний цвет уже не вернулся. Время от времени я пыталась сменить «масть», но Марк Анатольевич Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», где я служу много лет, видел меня только блондинкой и говорил: «Алла Сергеевна, вы не могли бы осветлиться?»

В какой-то момент, когда Марка Анатольевича уже не стало и не было ролей, к которым привязан блонд, я стала потихоньку «темнеть». Но несколько кинопродюсеров и кастинг-директоров попросили: «Пожалуйста, вернитесь в прежний цвет или хотя бы светло-русый, иначе мы не будем вас снимать». Это касалось телевизионных сериалов. Зато когда я перекрасилась в брюнетку, ко мне пришла необычная роль в полном метре, в фильме «Сторож», и было очень интересно поработать над непривычным материалом.

— Все же значительно чаще вы играете в телевизионных мелодрамах — наивных, милых, простодушных женщин. Вам близки такие героини?

— Знаете, когда я училась в Щепкинском, у меня были все больше комические или характерные роли. А я мечтала сыграть что-то пронзительное, трагическое, трепетное, где надо страдать, рыдать. Когда такое наконец-то стало приходить, я прямо не могла наиграться. И до сих пор с удовольствием работаю в мелодрамах и сопереживаю своим героиням.

Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?» А зрители пишут потом в социальных сетях: «Спасибо за прекрасный фильм! Со мной было то же самое!» В жизни есть место самым невероятным сюжетам. И съемки в телесериалах я воспринимаю как некую социальную миссию. Людям они нужны.

— Ваша собственная история похожа на красивую киносказку. Девочка из обычной семьи, будучи еще школьницей, поступила в один из самых престижных театральных вузов страны. В 17 лет вышла на сцену Малого театра. А в двадцать была принята в «Ленком», где стала одной из звезд труппы Марка Захарова. Об актерской профессии вы грезили с детства? Читали стихи перед гостями, выступали на детских праздниках?

— Сначала выступала перед гостями, потому что мама разучила со мной много песен и аккомпанировала на пианино. Она преподавала музыку в школе. А потом я записалась в кружок художественного слова в Доме культуры, где мы не только читали стихи и прозу, но и ставили спектакли. Однажды мне поручили роль Бабы-яги в новогодней сказке. В день премьеры заболела девочка, игравшая Снегурочку, и наша руководительница сказала: «Бабу-ягу я сыграю сама, а ты, Алла, будешь Снегурочкой». На меня надели костюм, причесали, реснички накрасили. Когда вышла на сцену, по залу разнесся шепот: «Какая красивая!» До этого я как-то себя не оценивала и не думала, что могу нравиться. В детстве из-за короткой стрижки и субтильной фигуры меня даже иногда путали с мальчиком, и так как я была рыжей и веснушчатой, постоянно дразнили. В тот момент произошел какой-то внутренний перелом, я поняла, что могу быть красивой. Позже, кстати, сыграла и Бабу-ягу, и все хохотали. А я впервые почувствовала энергетическую связь с залом и поняла, что мне очень нравится сцена.

— Родители не противились тому, чтобы вы стали актрисой?

— Нет. Мама сама была творческим человеком, окончила музыкальный институт, играла на скрипке и фортепиано, прекрасно пела и, как я узнала только на ее похоронах от маминых подруг и однокурсниц, в юности мечтала работать в Театре оперетты. Мечте о театре не суждено было сбыться, и в каком-то смысле мама реализовала ее через меня...

Папа по своей натуре был лирическим поэтом, но работал кем придется: водителем, охранником, и всю жизнь писал в стол, потому что стеснялся кому-то показывать свои стихи. Они были частично опубликованы уже после его смерти. Ушел он довольно рано.

Папа мной гордился и с удовольствием приходил в «Ленком». Очень хотел увидеть меня в роли Кончитты в «Юноне и Авось».

— У нас все спектакли с аншлагом, — говорила я, — не смогу тебя посадить.

— Не беда. Сделай мне «проходку», я постою, — и стоял весь спектакль.

На «Юнону и Авось» ходил несколько раз. Однажды мои знакомые, случайно оказавшиеся рядом, рассказали, как папа спросил их: «Знаете, кто играет Кончитту? Моя дочь».

Мама тоже мной гордилась. С ней случилась смешная история на спектакле «Женитьба Фигаро». Я в нем играла Фаншетту — свою первую роль в «Ленкоме», и это был мой дебют. Мама сидела близко к сцене, во втором ряду партера. В начале «Женитьбы Фигаро» в «Ленкоме» выходит хор. В его составе мама вдруг увидела свою однокурсницу и радостно вскрикнула:

— Лера!

Та в ответ закричала:

— Женя! Юганова! Я поняла — это твоя дочка у нас играет!

— Родители вас поддерживали. А почему вы решили поступать, не дожидаясь окончания школы?

— К концу десятого класса стало понятно, что дальше учиться я не смогу, с точными науками просто беда. Возможно, гормоны были виноваты, ветер гулял в голове. Когда я узнала, что начались показы в театральных вузах, решила проверить себя.

До третьего тура дошла почти везде. В Щепкинском училище сказали: «Вы нам нравитесь. Если пообещаете, что пойдете к нам, мы для вас оставим место» Ну, я и решила идти в «Щепку». Перед конкурсом попросили принести документы. Тут до меня вдруг дошло, что нести-то нечего. Где взять аттестат? Может, купить? Их тогда, как и дипломы, продавали в метро. Слава богу, умные люди меня остановили.

Когда пришла в училище, художественные руководители курса Виталий Николаевич Иванов и Владимир Михайлович Бейлис спросили:

— Куда ты пропала? Где документы?

— Да я еще не сдала экзамены за одиннадцатый класс...

Спасла меня Ольга Николаевна Бойцова, педагог по речи, предложившая взять девочку вольнослушателем, без стипендии: «На первом курсе она сдаст экзамены в школе, и мы ее нормально зачислим». Мама нашла экстернат, и я кое-как сдала все экзамены. Тем, что поступила в театральный вуз в 16 лет, нисколько не горжусь. Наверное, человек должен пройти все этапы, нормально окончить школу. Но «лишний» год дал очень много. Когда приходишь в театр совсем юной, это большое преимущество. И учиться мне было легче других: я во все верила, во все бросалась, была готова на любой эксперимент.

— Как же в семнадцать вы оказались на большой сцене?

— Иванов и Бейлис были режиссерами Малого театра, у них там шли спектакли, и для массовых сцен и танцев они привлекли много студентов. Я очень хотела поучаствовать в их костюмных исторических постановках, где были красивые платья, парики. Но меня никуда не взяли. Сказали: «Ты слишком маленькая по росту, и костюма на тебя нет».

Однажды подходит Иванов: «Хочу предложить тебе роль Герды в «Снежной королеве». Это был чудесный спектакль и мой любимый в Малом театре. Даже сейчас бегут мурашки, когда вспоминаю этот момент. Возможность играть главную роль на большой сцене была просто подарком судьбы.

На премьере я играла особенно вдохновенно, и в финале мои однокурсники вышли на сцену с двух сторон и подарили мне по букету роз. На мой взгляд, в этом не было ничего предосудительного, но в театре сочли, что дебютантка вела себя возмутительно. На авансцене находилась прима Малого театра, игравшая Снежную королеву, а девчонка выбежала вперед за букетами. Тогда я впервые узнала, что в театре существуют негласные правила и актеры не просто живут в образе и получают удовольствие на сцене.

В Малом была еще роль Белочки в спектакле «Сказка о царе Салтане». Меня на нее выбрали за небольшие габариты, потому что Белочку засовывали в специальную коробку, из которой торчала только ее голова. Вылезти самостоятельно я не могла, а спектакли иногда шли по три в день, особенно в новогодние праздники. Я стеснялась попросить о помощи других артистов и монтировщиков, поэтому обо мне часто забывали. Однажды уже практически потеряла надежду выбраться, когда наконец пришла уборщица. Она меня и вызволила.

— В студенческие годы вы ведь еще ухитрились сняться в турецком фильме «Balalayka»?

— Между вторым и третьим курсом, летом. Мне очень хотелось сниматься, и когда предложили роль в турецком проекте, я, конечно, согласилась. Это был очень интересный опыт. Во-первых, мы путешествовали по Грузии и Турции, от Батуми до курорта Кушадасы. А во-вторых, турки восхищались всем, что я делала, и я чувствовала себя гениальной актрисой. Им очень нравится школа Станиславского, хотя сами они играют по-другому, очень ярко. Постепенно под турецким влиянием и я начала так играть. Потом в российском кино пришлось перестраиваться на менее эмоциональную манеру.

— Кого же вы играли?

— Девушку-инвалида, у которой вместо ноги протез. Она украла иконы в церкви и едет в Турцию их продавать. Странный сюжет, но я в него не вникала. Компания собралась хорошая, мы прекрасно проводили время. Мою тетю играла Екатерина Редникова, и я с огромным интересом наблюдала, как она работала. Катя, конечно, мастер.

— Наверное, юной русской актрисе в Турции приходилось нелегко? Мужчины не давали проходу?

— На съемках у меня был роман с популярным турецким артистом. Даже не роман, а довольно серьезные отношения, мы оба думали, что это навсегда. Но по возвращении в Москву я узнала, что у мамы онкология, и все романтические мысли вылетели из головы.

— После окончания Щепкинского вас, наверное, должны были пригласить в Малый театр?

— А меня не пригласили. Сказали, недостаточно обаяния. В театре все непросто устроено. У нас преподавал Борис Клюев. На выпускном курсе он ставил дипломный спектакль «Варвары», в котором сначала поручил мне главную роль, а потом внезапно отдал ее моей однокурснице Виолетте Давыдовской. Когда я осмелилась спросить, в чем дело, Клюев ответил:

— Я считаю, что Виолетте эта роль будет полезнее.

— А почему мне она не полезна?

— Да потому что она будет играть героинь, когда выйдет отсюда, а ты — маленьких девочек, а потом перейдешь на комических старух.

После такого «пророчества» я сама не очень хотела в Малый. Считала, что, кроме Герды и Белочки, меня там ничего не ждет. Ну разве что старухи. Не верила в себя и хотела в какой-нибудь камерный театр с маленькой сценой.

Алла Юганова, Дмитрий Волков в спектакле «Шут Балакирев», 2008 год. Фото: Александр Стернин/Пресс-служба театра «Ленком Марка Захарова»

— Куда-то показывались?

— Почти во все театры. В результате выбрала Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. В «Ленком» попала случайно. Туда показывался мой однокурсник, и я ему просто подыгрывала. В тот день проходило вручение дипломов и выпускной в институте, и настроение у меня было соответствующее, легкое и радостное. В нашем отрывке я играла деревенскую девочку — обычно в простеньком платьице и босиком. А тут по случаю окончания института я была в красивом наряде и на каблуках, накрашенная, с прической. Так как в «Ленком» не стремилась, то чувствовала себя абсолютно свободно, даже какая-то наглость актерская проснулась. Видимо, поэтому Марк Анатольевич Захаров обратил на меня внимание.

Сразу после показа никакой реакции на наш отрывок не последовало, и поэтому, когда через какое-то время позвонили из режиссерского управления театра и попросили принести документы, я удивилась. В «Ленком» не спешила. Однажды звонит наш педагог Римма Гавриловна Солнцева:

— Алла, почему ты отказываешься от «Ленкома»?

— Я отказываюсь?!

— А почему туда не идешь?

— Да я же все равно ничего не буду там играть!

— Это еще неизвестно. И всегда можно уйти.

Дело ведь не в том, чтобы поступить в престижный театр, а быть в работе, чтобы сохранять тонус и форму. Когда пришла в «Ленком», меня пообещали ввести на роль Фаншетты в «Женитьбу Фигаро». Посмотрев спектакль, я испугалась. Это была «маленькая девочка», о которой говорил Клюев.

Как оказалось, до ввода было далеко. Почти год я практически ничего не делала и была уверена, что меня скоро выгонят из «Ленкома». У нас в театре есть класс, балетный станок и разминка на полу, я ходила только на него, у меня даже репетиций не было, и я очень переживала, что получаю зарплату и не работаю. Хотела даже отказаться от денег! Именно в этот период Владимир Грамматиков предложил сняться у него в сериале «Сибирочка».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Жизнь продолжается Жизнь продолжается

Ладно скроенная Lada

Автопилот
Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы» Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы»

«О чем размышляет мужчина, которому за пятьдесят?»

Караван историй
19 триллионов оттенков «зеленого» 19 триллионов оттенков «зеленого»

20 трлн рублей составят инвестиции в «зеленые» проекты в России к 2030 году

Эксперт
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Хмельной напиток, который пили еще до нашей эры! Какой гений придумал пиво? Хмельной напиток, который пили еще до нашей эры! Какой гений придумал пиво?

Самое время рассказать, как и когда миру открылся легендарный хмельной напиток!

ТехИнсайдер
Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса

Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский

Коллекция. Караван историй
Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то был островом Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то был островом

Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то мог быть островом в море

ТехИнсайдер
Евгений Кочергин. Свидетель времени Евгений Кочергин. Свидетель времени

Евгений Кочергин: Я никогда не был от себя без ума, наоборот, относился критично

Караван историй
Что посадить на даче: 8 продуктов, которые советуют нутрициологи Что посадить на даче: 8 продуктов, которые советуют нутрициологи

Дачный огород может стать источником настоящих суперфудов

РБК
Юрий Грымов: Юрий Грымов:

Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историй
Один день в Иркутске Один день в Иркутске

Всего один день в Иркутске можно увидеть множество интересного!

Лиза
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Роботы на далеких планетах и спутниках будут сами принимать решения Роботы на далеких планетах и спутниках будут сами принимать решения

Роботы смогут самостоятельно принимать решения о том, где и как забирать грунт

ТехИнсайдер
Как презрение разрушает отношения: 7 шагов, чтобы предотвратить развод Как презрение разрушает отношения: 7 шагов, чтобы предотвратить развод

Проявление неуважения  — самый серьезный предвестник развода

Psychologies
Прочитаны ДНК семи поколений одной семьи, жившей 6500 лет назад Прочитаны ДНК семи поколений одной семьи, жившей 6500 лет назад

Команда археологов прочитала ДНК семи поколений семьи, жившей 6500 лет назад

ТехИнсайдер
Нулевая уязвимость: сколько российский бизнес тратит на защиту от киберугроз Нулевая уязвимость: сколько российский бизнес тратит на защиту от киберугроз

Сколько тратят компании, чтобы снизить риски кибератак для бизнеса

Forbes
Комедия случая: Эльдар Рязанов — режиссер, который не стал моряком Комедия случая: Эльдар Рязанов — режиссер, который не стал моряком

О гении советской комедии Эльдаре Рязанове

СНОБ
«Делирий», глава из бестселлера британского нейробиолога Анила Сета «Быть собой: Новая теория сознания» «Делирий», глава из бестселлера британского нейробиолога Анила Сета «Быть собой: Новая теория сознания»

Профессор нейробиологии Анил Сет приоткрывает окно внутрь нашего сознания

Правила жизни
Три главных условия для создания гармоничных отношений Три главных условия для создания гармоничных отношений

Когда люди вступают в отношения, они должны учитывать три важных критерия

Psychologies
Среди антиквариата, талисманов и выкроек: где жили и творили дизайнеры высокой моды Среди антиквариата, талисманов и выкроек: где жили и творили дизайнеры высокой моды

Восемь самых интересных музеев моды по всему миру

Forbes
Chat GPT Telegram бот. Руководство по использованию Chat GPT Telegram бот. Руководство по использованию

Как использоваться Chat GPT бот с максимальной эффективностью?

Цифровой океан
5 антиутопий, которые стоит перечитать 5 антиутопий, которые стоит перечитать

Пять известных романов, которые помогут заглянуть в воображаемый мир

СНОБ
6 самых токсичных привычек: проверьте себя и близких 6 самых токсичных привычек: проверьте себя и близких

Привычки, которые мешают налаживать гармоничные отношения с другими людьми

Psychologies
Как понять, что вы столкнулись с темным эмпатом: 6 признаков Как понять, что вы столкнулись с темным эмпатом: 6 признаков

Темный эмпат потенциально опаснее просто человека с чертами темной триады

Psychologies
Россияне стали чаще интересоваться мистическими передачами и эзотерическим контентом Россияне стали чаще интересоваться мистическими передачами и эзотерическим контентом

Российские телеканалы фиксируют рост интереса к мистическим передачам

Forbes
«Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления» «Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления»

Фрагмент книги «Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления»

N+1
Ранний завтрак может снизить риск развития диабета 2 типа Ранний завтрак может снизить риск развития диабета 2 типа

Ранний прием пищи может существенно снизить вероятность развития диабета 2 типа

ТехИнсайдер
Дроны, которых еще не было Дроны, которых еще не было

Беспилотники будущего

Цифровой океан
Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики

Как вытяжка из сосны пробивала себе путь на рынок, занятый иностранным сырьем

Forbes
Открыть в приложении