Художник Миша Никатин — любитель подмечать приметы окружающей действительности

РБККультура

Художник Миша Никатин — о том, зачем быть рок-звездой мира искусства

Миша Никатин — любитель подмечать приметы окружающей действительности в своих работах — считает, что без расписания и распорядка ему как художнику не обойтись, а суть работы заключается не только в ощущении собственного «я», но и в поддержке команды

Анастасия Каменская

756516779168369.jpg

С художником Мишей Никатиным мы познакомились два года назад, в апреле, в то время, когда все мы оказались разделены экранами, стенами и временем карантина и неопределенности. Для того печатного номера, посвященного поддержке друг друга и самих себя, художник сделал работу, главным героем которой оказалась протянутая ладонь — символ той самой поддержки. 24 месяца спустя, тоже в апреле и во времена сомнений и душевной смуты, печатный номер «РБК Стиль» вновь вышел под обложкой, придуманной вместе с художником. На этот раз сквозь нечуткую ко всему живому брусчатку потянулся наверх тоненький цветок. Сопровождающий это действие текст — несмотря ни на что — относится и к герою этой обложки, и ко всем нам. Мы встретились с Мишей Никатиным перед открытием созвучной времени выставки «Нужны ангелы» (увидеть ее можно до 26 мая в пространстве «Кривоколенный 9с3») и поговорили о том, как появляются образы, почему художнику не обойтись без команды, зачем думать о деньгах и как справляться с тем самым моментом неопределенности. «Привет! Как ты?» — задает вопрос один из последних сюжетов его авторства. С него же мы начинаем разговор.

Какими для тебя оказались два последних месяца? Когда каждый художник, каждый человек искусства принимал для себя решение: говорить или молчать, оставаться или уезжать, менять ли внутреннюю повестку.

Я не прекращал наблюдать за действительностью. Первое время находился в достаточно смятенном, шоковом состоянии и взял паузу. Она была нужна для осмысления происходящего: как вести себя, что делать, нужно ли что-то делать, что вообще в такой ситуации делается. И потом я подумал, что если буду молчать или бездействовать, от этого никому точно не станет лучше, более того, станет хуже, в том числе мне, и я решил продолжать какие-то поиски, работать над проектами, которые планирую сделать в этом году, и параллельно высказываться о нынешнем времени так, как мне бы этого хотелось, использовать язык метафор, свои образы и символы, которые могла бы считать абсолютно разная аудитория, чтобы каждый мог бы найти собственные отсылки. Я не любитель говорить в лоб о том, что происходит, о своих мыслях, мне интересно найти образы, символы, которые зритель прочтет по-своему, и увидит в них, может быть, даже больше, чем я закладывал, через свои переживания и ощущения. Потому что я и то, что я сделал, — это две разные вещи, а работы и проекты потом живут отдельно своими жизнями. И я уже как сторонний наблюдатель за всем этим смотрю и вижу реакцию порой не ту, которую закладывал. И мне всегда интересен момент того, что будет происходить дальше.

Как твои сюжеты находят тебя?

Тут все зависит от задач, которые я решаю для самого себя. Есть работы, которые я вылавливаю где-то на уровне каких-то рефлексий, вижу сюжет, который мне кажется интересным показать, запечатлеть, и это полноценные отдельные работы, которые существуют вне серии. Есть работы, которые требуют моего большего вовлечения, и я над ними тружусь более усердно, это уже серии, более полноценные высказывания в плане серийности, истории, которые я бы хотел рассказать более обширно, чем через одну работу. И это как раз то, над чем я сейчас работаю. В этом году мне хочется сделать выставку или несколько выставок на разные темы.

Это скорее момент поиска или неожиданной вспышки, которая может случиться когда угодно? Например, во время того, как ты идешь по улице или едешь куда-то?

Бывает, я действительно что-то вижу на улице. Бывает, какие-то сюжеты мне приходят в голову, даже если я просто листаю новостную ленту. Мне кажется, тут играет роль концентрация тебя как художника, который с помощью своего внутреннего фокуса, насмотренности улавливает, складывает в свою внутреннюю папочку то, что он хотел бы изобразить. И бывает, что ты видишь какой-то сюжет и понимаешь, что это нужно сделать прямо здесь и сейчас, быстро запечатлеть и осуществить, потому что это горит и ты этим очень увлечен. Бывают такие очень быстрые работы. Впрочем, в целом у меня все работы достаточно стремительные, я быстро работаю.

А этому внутреннему взору, который цепляется за повседневность, можно научиться? Или если ты с ним не родился, то можешь не надеяться обрести?

Думаю, что научиться можно всему. Вопрос, скорее, в том, как раскрывать этот, как ты его называешь, внутренний взор. Потому что этот фокус на те или иные проблемы, темы, которые тебя волнуют, то, что ты пропускаешь через себя, и вот тут уже начинается некая внутренняя работа с самим собой, с этим материалом, который формируется внутри. И чем больше ты задаешь себе вопросов, тем больше рефлексируешь и пытаешься понять что-то, через что ты можешь это изобразить и более интересно рассказать об этом зрителю, поделиться. Ну, и постоянный поиск — в целом здесь усердность очень важна.

756516804363084.jpg
Миша Никатин, Signs of Spring (2) © Миша Никатин

Тебе важна реакция, которую ты получаешь от аудитории? Например, музыкант на концерте сразу понимает, отозвалась ли залу композиция. Как с этим у художников?

Для меня важна эта реакция, я здесь не сильно отличаюсь от музыканта. На мой взгляд, художник — такая же рок-звезда, просто сферу искусства так в России пока никто не рассматривает. Искусство у нас находится постоянно то в полумертвом, то в каком-то полузачаточном состоянии, которое очень неоднородно поддерживают, а если поддерживают, то только большие институции, сейчас в основном это государственные истории, отдельная сфера. На мой взгляд, художник — это, конечно, звезда, и он подпитывается интересом аудитории к его личности. Также я считаю, что большой потенциал в поддержке эмоционально правильного состояния, того, что ты в правильном векторе работаешь, — это твоя финансовая успешность. Если ты клевый музыкант, ты тиражируешься и получаешь со стримов деньги. Это абсолютно нормальная история, что ты успешен за счет того, что тебя прослушивают миллионы раз. То же самое с искусством — тебя должны хотеть купить, тобой должны хотеть интересоваться. Тут вопрос уже немножко другой, есть особенности: кто покупает, куда и так далее. Но, безусловно, эти маркеры — увлеченности тобой как художником, желание поддержать деньгами — важные показатели для того, чтобы ты и дальше существовал, и думал, что ты на самом деле кому-то нужен, ты делаешь все правильно. Параметр «правильно» тут, наверное, не совсем уместен, что значит — правильно? Я имею в виду, что твой путь заметен и тебе есть, на что дальше рассказывать свои истории. Ты в какой-то степени поэт, а методы, которые ты используешь, могут быть разными: это могут быть краски, музыка, текст.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история

Как развивался и что собой представляет сегодня МКАД

РБК
«Родители, дети и бабушка»: как выжить в этом треугольнике «Родители, дети и бабушка»: как выжить в этом треугольнике

Что делать, если бабушка конкурирует с родителями за любовь внуков?

Psychologies
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Если в детстве ваши чувства игнорировали: восстанавливаем контакт с собой Если в детстве ваши чувства игнорировали: восстанавливаем контакт с собой

Как восстановить контакт с собой, если в детстве ваши эмоции игнорировали?

Psychologies
О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии

Почему в сексе мы пускаемся в разнообразное фантазирование?

Psychologies
15 признаков коренного ленинградца 15 признаков коренного ленинградца

Своеобразные повадки коренных петербуржцев

Maxim
Королева жмет на газ: история легендарного авто, «благородного авантюриста» Бентли Королева жмет на газ: история легендарного авто, «благородного авантюриста» Бентли

Уолтер Бентли создал автомобиль, за руль которого садятся самые богатые люди

Вокруг света
Зубная боль: почему нельзя тянуть с визитом к врачу? Зубная боль: почему нельзя тянуть с визитом к врачу?

Почему совсем нельзя отказывать больному зубу в профессиональной помощи.

VOICE
Как повысить свой шанс забеременеть Как повысить свой шанс забеременеть

Главное в планировании беременности – вовремя заметить и решить проблему

Лиза
Гости приглашают друзей: как устроен маркетинг в ресторанном бизнесе Гости приглашают друзей: как устроен маркетинг в ресторанном бизнесе

Как выбрать нишу, кулинарную концепцию и маркетинг ресторана

Forbes
Почему про детей говорят Почему про детей говорят

Раскрываем тайну капустных дел

ТехИнсайдер
Вода Сасси: все о легендарном напитке для похудения Вода Сасси: все о легендарном напитке для похудения

Может ли вода Сасси помочь избавиться от лишних килограммов?

РБК
Гормоны и не только: 9 вещей, которые необходимо знать о менструальном цикле Гормоны и не только: 9 вещей, которые необходимо знать о менструальном цикле

Главные вопросы о менструальном цикле

Psychologies
Траурный культ: как и почему в викторианской Англии возникла мода на скорбь Траурный культ: как и почему в викторианской Англии возникла мода на скорбь

Как появилась мода на скорбь и почему женщины не имели права от нее отказаться

VOICE
Гончары из Скопина Гончары из Скопина

Как зарождался и развивался знаменитый старинный промысел на рязанской земле

Отдых в России
Материнский и отцовский комплекс: как они влияют на нас Материнский и отцовский комплекс: как они влияют на нас

Мы часто не понимаем, откуда берется наше мнение. Давайте разберемся!

Psychologies
Роман «наследника Маркеса»: как преодолевали травмы в Колумбии после Пабло Эскобара Роман «наследника Маркеса»: как преодолевали травмы в Колумбии после Пабло Эскобара

Отрывок из книги современного колумбийского писателя «Звук падающих вещей»

Forbes
Профессиональная переподготовка: как AR и VR могут решить проблему нехватки кадров Профессиональная переподготовка: как AR и VR могут решить проблему нехватки кадров

Технологии виртуальной реальности позволяют решать целый класс проблем

Forbes
Как пилотов защищают от серьезных аварий в «Формуле-1»? Как пилотов защищают от серьезных аварий в «Формуле-1»?

Как работает система защиты пилотов в «Формуле-1»?

Maxim
Невидимый Бреттон-Вудс: почему мировая экономика нуждается в новых правилах Невидимый Бреттон-Вудс: почему мировая экономика нуждается в новых правилах

Неспособность регуляторов взять под контроль инфляцию становится проблемой

Forbes
«Императоры приходят к власти с помощью женщин и ядов». Отрывок из книги о том, как и почему убивали римляне «Императоры приходят к власти с помощью женщин и ядов». Отрывок из книги о том, как и почему убивали римляне

Отрывок из книги «Пришел, увидел и убил. Как и почему римляне убивали»

СНОБ
Мама и папа в стиле дзен: как сохранять спокойствие в семье Мама и папа в стиле дзен: как сохранять спокойствие в семье

Как сделать повседневную жизнь более безмятежной

Psychologies
Элитная подача Элитная подача

Почему большой теннис уже 20 лет считается в России элитарным спортом?

Forbes Life
Инъекция надежды от психотерапевта Альфрида Лэнгле Инъекция надежды от психотерапевта Альфрида Лэнгле

Как организовать свою жизнь в новой реальности?

Psychologies
«Никак не могу решиться на изменения в жизни. Как стать более смелой?» «Никак не могу решиться на изменения в жизни. Как стать более смелой?»

Как научиться быть готовой к любым изменениям?

Psychologies
Саша Стоун: «Мужчина — это гора» Саша Стоун: «Мужчина — это гора»

Саша Стоун об участии в шоу «Звезды в Африке» и отношениях с Валей Карнавал

ЖАРА Magazine
«Разочарованы в отношениях? Не спешите винить партнера»: мнение мужчин «Разочарованы в отношениях? Не спешите винить партнера»: мнение мужчин

Наши герои, прошедшие через опыт расставания, делятся своими размышлениями

Psychologies
Изотопы цинка указали на конкуренцию между мегалодоном и большой белой акулой Изотопы цинка указали на конкуренцию между мегалодоном и большой белой акулой

Конкуренция могла быть одной из причин вымирания мегалодона

N+1
Как живет «просто Мария» — любимица граждан пост-СССР актриса Виктория Руффо Как живет «просто Мария» — любимица граждан пост-СССР актриса Виктория Руффо

Как живет и выглядит теперь актриса Виктория Руффо

Maxim
Спал на голом матрасе и мог не делать уроки: каким было детство Илона Маска Спал на голом матрасе и мог не делать уроки: каким было детство Илона Маска

Как Мэй Маск воспитывала своих детей?

VOICE
Открыть в приложении