История
Хэштег «духоборы»
Официальная церковь называет их сектантами. Государство преследует за отказ служить в армии. Но в защиту крестьян-пацифистов выступает сам Лев Толстой. В конце XIX века он организует первую в истории медиакампанию — прототип современных акций в твиттере и фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Ночь с 28 на 29 июня 1895 года, Ахалкалакский уезд, территория современной Грузии. В трех километрах от села Орловка в большой пещере полыхает костер. Вокруг торжественно распевают псалмы более двух тысяч человек еще из шести соседних селений. Мужчины без традиционных для русских крестьян бород. Женщины в платках, с короткими челками. Происходящее похоже на православный праздник. Но это не праздник. А собравшиеся — не православные. В пещере, которую местные крестьяне используют для общих молитв, проходит антивоенная акция. С 450 дворов люди снесли сюда все, что может стрелять и колоть, оставив себе только столовые ножи. Свалили в кучу, обложили дровами, облили керосином и подожгли в знак отказа от насилия и службы в армии. Такие же протестные костры вспыхнули в ту ночь на территории современной Армении и Азербайджана.
Чем закончился этот ночной перформанс и какие он имел последствия, мир узнает только через четыре месяца.
23 октября того же года на страницах лондонской «Таймс» — большой материал о судьбе закавказских пацифистов. Уже на следующее утро власти выслали против «бунтовщиков» войска, говорится в статье. Когда прибывают казаки, костер еще горит и в нем плавится оружие. Они с ходу атакуют безоружную толпу. Лошади сбивают людей с ног и топчут копытами. Толпа рассеивается, оставляя красное от крови поле с убитыми. Но худшее еще впереди.
По приказу губернатора в провинившихся селах размещают две казачьи сотни. По три дня они стоят в каждом селе, хозяйничая там, как в завоеванной стране. Мародерство, пытки, убийства, изнасилования — настоящая карательная операция против своих же подданных. Новость гремит на всю Европу. И мгновенно отзывается в России. Оберпрокурор Победоносцев спешит с докладом к еще не коронованному Николаю II. Властям меньше всего нужен международный скандал в самом начале его царствования. Но волнует их не произошедшее. А подпись под предисловием к статье в «Таймс» — Лев Толстой.
Толстой к тому времени не просто живой классик. Начав в 1855 году с документальных очерков о героической обороне Севастополя, он прошел долгий путь от боевого офицера, светского льва и азартного игрока до пацифиста, правозащитника и диссидента. Он публикует просветительские книги для народа. Открывает школы для крестьянских детей. Бесплатные столовые для голодающих. Открыто спорит с властями. Критикует церковь. Вступается за гонимых. А к ним в Российской империи относятся не только оппозиционеры.
Церковь не отделена от государства. Министерство религии — Священный синод — надзирает за соблюдением духовных законов и выявляет «преступления против веры». Им в уголовном кодексе посвящена целая глава из 33 статей. Наказания — от выговора до порки и каторги.
Одно из самых преследуемых религиозных меньшинств — духоборы
Ясно, к чему может привести при таких законах всплеск альтернативной религиозности, который переживает страна в преддверии XX века. Самосознание народа растет. Все больше крестьян отходит от традиционного православия и примыкает к «богоискательским» движениям, которые официальная церковь называет «сектами». Хлысты, малеванцы, субботники, штундисты, духижизники, скопцы, молокане, баптисты — не просто инакомыслящие. По закону они преступники. Одно из самых преследуемых религиозных меньшинств — духоборы. Так их окрестил в 1785 году архиепископ Амвросий за то, что они якобы ведут борьбу против святого духа. Сами они именуют себя «божьими людьми». Исповедуют культ умеренности и труда. Современники даже называют их «русскими лютеранами». По преданию, основатель движения — отставной прусский унтерофицер, проповедовавший с 1740 года в Харьковской губернии.
Они не признают священников и церковные ритуалы, но их главный грех — миролюбие
В чем причина преследований? Пусть духоборы отвергают церковные обряды, не признают священников и религиозную символику. Ставят на могилах столбы с насечками вместо крестов. Но они остаются ревностными христианами, полностью соответствующими формуле «Иисус минус церковь»— так Набоков позднее определит религиозное кредо самого Толстого. И не калечат себя, как скопцы. Не практикуют самобичевание и оргии, как хлысты.
Их единственный грех — миролюбие. В отличие от эмигрировавших из Германии в Россию меннонитов, которые еще в конце XVIII века выторговали у Екатерины II право не служить в армии, они не имеют договоренностей с правительством. И целиком зависят от капризов очередного властителя. Полвека их гонят, сажают в тюрьмы и ссылают в Сибирь. Избавление приходит лишь в 1801 году, когда взошедший на престол Александр I объявляет амнистию всем пострадавшим за религиозные убеждения. В 1820 году он же в порыве милосердия освобождает духоборов от присяги.
В 1841 году, уже при Николае I, их обвинят в подготовке бунта и переселят на недавно завоеванный Кавказ. Суровый горный климат, малопригодные для земледелия каменистые почвы, враждебное окружение. Кажется, этого испытания им не выдержать.
Но нет. Они сумели выжить и основать в горах на высоте 2000 метров несколько процветающих сел с русскими названиями, прежде чем закон настиг их и здесь.
В 1887 году всеобщая воинская повинность распространена на Кавказ. Никакой альтернативной службы для отказников не предусмотрено. Лидер общины Петр Веригин арестован. Атмосфера накаляется. Сожжение оружия в 1895 году — это акт отчаяния. В знак поддержки Веригина десятки рекрутов из духоборческих семей отказываются от присяги. Один из них, Матвей Лебедев, вынесет ради своих убеждений три года дисциплинарного батальона, пытки розгами и голодом. «Кроткий герой» — назовет его французский поэт Аполлинер в стихотворении «Духоборы», написанном под впечатлением от статьи в «Таймс». О драме в Ахалкалакском уезде Толстому сообщат уже в конце июля 1895 года. Письмо со статьей от высланного на Кавказ князя Хилкова пришло по адресу. Для Толстого, сторонника «непротивления злу», мирное неповиновение духоборов — это практическое воплощение его идей.