Знаменитый французский композитор, мультиинструменталист, один из пионеров электронной музыки Жан-Мишель Жарр согласился рассказать о своих непростых взаимоотношениях с отцом, великим французским композитором Морисом Жарром.

GALA БиографияСтиль жизни

Интервью месяца

Жизнь за 30 минут

Знаменитый французский композитор, мультиинструменталист, один из пионеров электронной музыки Жан-Мишель Жарр согласился рассказать о своих непростых взаимоотношениях с отцом, великим французским композитором Морисом Жарром. Но попросил его не перебивать.

Беседовала Юлия Козлова

Я несколько лет мечтала сделать с ним интервью, но Жан-Мишель, летая по всему миру, постоянно переносил встречи. Застать его дома удалось случайно. Отправляясь на встречу, купила ему по дороге одну белую розу. Когда я переступила порог парижской квартиры композитора, неподалеку от Елисейских Полей, Жан-Мишель как-то странно улыбнулся. «Вот это совпадение!» – сказал он, взял меня за руку, повел в гостиную и указал на вазу в центре стола, в которой одиноко стояли две точно такие же белые розы. «Вот это да! Сегодня утром одна из трех роз завяла, и я ее выбросил. Вы не могли этого знать! Но как же вы умудрились из всех роз в городе выбрать розу именно «моего» цвета? Странно даже! Наверное, это неслучайное совпадение, и мы точно найдем с вами общий язык!»

Фото: Gamma/East News

Приятное начало встречи. Но оказалось, что на интервью у него всего 30 минут – планы композитора с утра изменились, он на нервах и чемоданах, готовится к отъезду. Как же так? Жан-Мишель принялся успокаивать: «Помню, мы договаривались долго-долго говорить о моем прошлом, о жизни… – помню, конечно. Очень постараюсь успеть!» Жан-Мишель предложил такой вариант разговора – он просто будет рассказывать мне о своем прошлом, обо всех переживаниях и испытаниях. Так что вопросы не понадобятся. Я согласилась. Вот такой формат разговора срежиссировала обыкновенная белая роза. Жесткие временные рамки потребовали от него не только предельной собранности, но и такой же искренности. «То, что я сказал вам сегодня, я еще никогда никому не говорил…» – произнесет он на прощание.

Моя мама Франс Пежо была первой женщиной, вступившей в ряды французского Сопротивления. Подлинной героиней войны. Ее не раз арестовывали, сажали в тюрьму, но она убегала… Только от депортации спастись не смогла, но сумела выжить, перенесла на своих хрупких плечах совершенно неподъемный для женщины груз унижений, пыток и ежеминутного ожидания казни. Удивительно, но пережитое не ожесточило ее, не озлобило. В сердце не поселились ни ненависть, ни желание отомстить – врожденные великодушие и мудрость помогли ей обрести терпение, кротость. Когда после войны она видела на парижских улицах шеренгу плененных немок, она до слез жалела их, понимая, что есть люди и есть идеология, есть немцы и есть нацисты… Но беда бесследно все же не проходит. Когда мама была уже в возрасте, ее настигли призраки прошлого – она вдруг потеряла сон, стала нервной. Посттравматический синдром сработал с опозданием на десятки лет… Пока же я был маленький, она держалась, учила меня терпимости, твердости, мужеству. И, как мне кажется, благодаря этому маминому бесценному дару быть «неломким» я и стал тем, кем стал.

У моей мамы был холокост. У меня был… отец. У каждого из нас в жизни случается свой холокост. И мой отец – моя главная трагедия. Морис Жарр – великий композитор кино, написавший музыку более чем к 200 картинам, к таким легендарным лентам, как «Лоуренс Аравийский» и «Доктор Живаго», если называть лишь их, бросил нас с матерью, когда мне было всего пять лет. В один день! Ушел и не возвращался, никогда не помогал деньгами – хотя был вполне обеспеченным лауреатом премий «Оскар», комфортно обосновавшимся на далеком американском континенте… Как мне, ребенку, казалось – на другой планете.

Франс Пежо с младенцем Жан-Мишелем. Во время войны Франс сражалась в рядах Франтиреров, «вольных стрелков».
Летом 1944 года ее арестовали и поместили в концлагерь Равенсбрюк. В апреле 1945 года ей вместе с пятью заключенными удалось бежать. 1948 год.
Фото из личного архива Ж.-М. Жарра

Мы с мамой жили в бедном парижском пригороде Ванв более чем скромно. Денег не хватало. Никогда не забуду такого характерного, причудливого перестука швейной машинки, на которой мама ночами напролет шила и подшивала одежду на продажу. Вот все думаю когда-нибудь использовать этот звук в своих симфониях – звук моего печального детства. Чуть позже у матери появился свой прилавок на местном блошином рынке, где она торговала старой мебелью и поношенной одеждой. В те времена блошиные рынки были центром культурных свершений, передовых идей, творческих экспериментов – их посещали Борис Виан, джазмены, поп-музыканты, модные молодые художники… – и я, пытаясь хоть чем-то помочь матери, отчаянно пытался соответствовать. Придумал рисовать абстрактные картины и «выставлялся» наравне с профессионалами. Холсты мои продавались, вырученные деньги тотчас отдавались матери. Кстати, я ведь по второй профессии художник. И, если бы посвятил свою жизнь изобразительному искусству, стал бы абстракционистом.

Семейный портрет 1952 года. Морис Жарр в это время был музыкальным директором Национального народного театра в Париже. Жан-Мишель говорил, что идею сочетания музыки и визуальных эффектов он почерпнул из экспериментов, которыми перед отъездом в США в 1953 году увлекся его отец.
Фото из личного архива Ж.-М. Жарра

Нет, все же однажды отец заехал навестить меня. Это было один раз, но я запомнил его навсегда. В сероватых переулках нашего потертого Ванва вдруг появился ослепительно красивый красный кабриолет. Такое яркое видение райской птицы в мертвой пустыне. За рулем сидел отец, рядом с ним – очередная пассия. Роскошная девчонка. Почему-то запомнил ее имя – Клодин. Он посадил меня на заднее сиденье и предложил покататься. Я чувствовал себя плохо рядом с этими взрослыми. Зачем я здесь? Почему? Отец протянул мне сверточек. Заокеанский «подарок» – шоколадку After Eight, которую привез с собой из Америки. Странный, необычный вкус – тоненький слой горького шоколада и такой же тоненький слой белой начинки из ледяной мяты, от которой приятно холодило рот. Я жевал, стесняясь отца, незнакомки, но при этом не мог оторвать глаз от роскошных ног отцовской подруги в изящных шелковых чулках.

По-моему, эти ноги были моим самым первым сексуальным потрясением в жизни. Смешно, но прошла целая вечность, а я до сих пор не могу есть After Eight, не вспоминая точеные ноги той девушки. Да и грущу от ощущения встречи с отцом. Его далекой близости. Вот мои «вкусовые ощущения» от той шоколадки. А вот лица отца, его глаз – не запомнил в ту встречу. Ничего не запомнил о нем. Мутное пятно силуэта… и все. Пустое место. Дыра, огромная дыра в моей жизни – его отсутствие. Рана, которая никогда не затянется. Недавно отыскал старые детские снимки. Заметил, что на всех карточках у меня потерянный, пустой взгляд… И огро-о-омные уши! Впрочем, разве у будущего музыканта могут быть другие?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
«Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции «Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции

Отрывок из документального романа Дамьена Роже «Почетные арийки»

Forbes
Построил Джек Построил Джек

Гибрид начинает и выигрывает

Автопилот
Электрическое сопротивление Электрическое сопротивление

Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

Монокль
Упоительный «Барбенгеймер» во вселенной великой игры: каким получился сериал «Фоллаут» Упоительный «Барбенгеймер» во вселенной великой игры: каким получился сериал «Фоллаут»

«Фоллаут»: экранизация, которая нравится всем

Правила жизни
Реальности недостаточно Реальности недостаточно

«Реальная история Уиннер»: докудрама о расследовании русского следа Трампа

Weekend
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

За чей счет существуют классические погонофоры?

Наука и жизнь
Полет Гагарина Полет Гагарина

Как на самом деле проходил первый полет Гагарина в космос?

Знание – сила
11 лучших и интересных сериалов по книгам в жанре фэнтези 11 лучших и интересных сериалов по книгам в жанре фэнтези

Фэнтезийные сериалы, достойные своего литературного первоисточника

Maxim
Кем ты хочешь стать, когда выспишься? Кем ты хочешь стать, когда выспишься?

Как помочь себе, если страдаешь по ночам и не можешь уснуть без проблем

VOICE
«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу «Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу

Отрывок из романа Мейв Бинчи «Зажги свечу»

Forbes
Открыть в приложении