Как друзья из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд

ForbesБизнес

Торговое оборудование

Как два друга из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд.

Текст: Анастасия Карпова

Основатели TradingView Денис Глоба (слева) и Константин Иванов выросли в одном дворе в Ростовена-Дону и с детства занимались бизнесом

Основатели социальной сети и аналитической платформы для трейдеров TradingView ростовчане Константин Иванов и Денис Глоба долгое время жили по разные стороны Атлантики — Иванов в Нью-Йорке, а Глоба в Лондоне. Это не мешало им совместно руководить компанией, которую инвесторы оценили в $3 млрд. Сервисами TradingView ежемесячно пользуются 30 млн человек по всему миру. «Сейчас у нас есть пользователи почти в каждой стране мира, кто-то пользуется нами даже в Антарктиде, мы это видим, но не понимаем, кто это. Теперь компания по-настоящему глобальна», — с гордостью говорит Глоба.

Партнеры основали компанию в 2011 году. По итогам 2021-го выручка TradingView, по оценке Forbes, превысит $230 млн. Как друзья детства из Ростова-на-Дону построили глобальную сеть для трейдеров и привлекли инвестиции от лучших венчурных фондов мира?

Несостоявшиеся трейдеры

Константин Иванов и Денис Глоба дружат с детства, они росли в одном дворе в Ростове-на-Дону. Окончив школу в 1996 году, Глоба поступил на финансовый факультет Ростовского государственного экономического университета, а Иванов стал изучать математику в Южном федеральном университете (тогда это был Ростовский государственный университет). «У Дениса была антрепренерская жилка, и он все время придумывал какие-то проекты. Мы то газировку продавали, то машины мыли. На первых курсах института он нашел книгу по трейдингу. И сказал, что вот оно, мы будем трейдерами», — вспоминает Константин Иванов. В 2000 году приятели стали продумывать торговую стратегию, а стартовый капитал в $2000 решили попросить у дяди Константина.

«Для 2000 года это были существенные деньги. Дядя над нами посмеялся и отправил учиться, никаких денег мы не получили. И, наверное, это был ключевой поворот в этой истории. Получив деньги, мы бы их почти наверняка потеряли и разочаровались в идее инвестиций», — вспоминает Иванов. Чтобы заработать деньги самостоятельно, приятели решили разрабатывать софт на заказ — наняли программиста и начали писать торговые алгоритмы для инвесторов и трейдеров. Но потом решили не продавать софт, а зарабатывать на нем самостоятельно. «С момента знакомства с инвестициями и трейдингом мы начали изучать многие продукты и платформы. Со временем стало понятно, что мы можем сделать лучше, тогда мы сменили основной фокус с трейдинга на разработку», — добавляет Денис Глоба. Первым коммерческим продуктом стала десктоп-платформа для трейдеров MultiCharts, написанная на языке программирования C++. «Во многом благодаря опыту, полученному в первые 10 лет работы, нам удалось сформировать сильную команду и получить знания, на основе которых мы потом стартовали TradingView», — говорит Иванов. В 2010 году MultiCharts работала только на Windows и стоила трейдерам $1500. Для сравнения: терминал Bloomberg стоил $25 000, что могли позволить себе только крупные инвесткомпании. По словам Григория Исаева, директора по стратегическому развитию УК «Атон-Менеджмент», в начале 2010-х прямого конкурента Bloomberg на рынке не существовало, хотя появлялись стартапы, которые предлагали похожие продукты.

За все время существования TradingView закрыла четыре раунда инвестиций. $3,0 млрд достигла оценка компании.

В начале 2011-го Иванов с Глобой задумались о том, чтобы демократизировать индустрию. Идея состояла в том, чтобы создать платформу для инвесторов любого уровня, где можно получить бесплатный доступ к аналитическим инструментам, которыми пользуются профессионалы, а также обмениваться своими идеями по рынку. Работать с платформой можно было бы в браузере из любой точки мира. «Мы поняли, что сможем изменить этим индустрию», — говорит Глоба. В 2011 году друзья основали компанию TradingView, где Глоба стал CEO, а Иванов — CTO. Основу технической команды составили ребята, которые работали с фаундерами много лет. В разработку нового продукта, по словам Дениса Глобы, вложили «сотни тысяч долларов» из денег, заработанных на MultiCharts. Для социальной сети придумали несколько правил. Например, после публикации пост с прогнозом или идеей инвестирования невозможно редактировать или удалить. «Это нужно для того, чтобы в профиле пользователя можно было посмотреть всю историю принимаемых им решений», — поясняет Иванов.

Российский инвестиционный рынок к 2011 году еще не восстановился после кризиса 2008-го и в целом был небольшим, поэтому сразу решили делать глобальный продукт и сфокусироваться прежде всего на рынке США, так же как и с MultiСharts. Но в отличие от MultiСharts TradingView решили сделать практически бесплатным — по модели freemium. Основная часть функционала платформы была бесплатной, за дополнительные опции, например мультиоконный режим, планировалось брать плату.

Пилотную версию TradingView представили пользовательской базе MultiСharts, в которой к тому моменту было 10 000 электронных адресов. «Это были имейлы трейдеров, которые фактически были нашей целевой аудиторией. Все, кто был подписан на MultiСharts и согласился на рассылку, получили информационное письмо о новом сервисе TradingView», — рассказывает Константин Иванов. «Было много попыток делать разные подобные сайты для ретейла, но именно TradingView первыми предложили наиболее интересный продукт», — комментирует Григорий Исаев из «Атон-Менеджмента» ситуацию на рынке в момент появления TradingView.

Непокоренный Y Combinator

Опытная команда (14 человек) стала одной из основных причин успеха продукта. К 2013 году TradingView уже пользовались около 15 000 человек в 25 странах, но компания их не монетизировала. «Пока у нас не было достаточного функционала и мы только вышли в базовый MVP, нам важнее было привлечь внимание пользователей, чем постараться с самого старта их монетизировать», — объясняет Денис Глоба. С помощью новой платформы пользователи могли обмениваться информацией о покупке и продаже акций, общаться и получать информацию о публичных рынках.

Глоба тогда уже несколько лет жил в США, Иванов же из России руководил разработкой. В начале 2012 года основатели задумались о том, чтобы попасть в один из американских акселераторов и привлечь деньги на развитие от венчурных инвесторов. «Американский акселератор для нас не был способом выйти на американский рынок. Мы скорее хотели получить дополнительную экспертизу, инвестиции, партнеров и связи», — поясняет Глоба.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миллиарды с низких цен Миллиарды с низких цен

IPO Fix Price стало одним из крупнейших в России за последние 10 лет

Forbes
Рестарт, внимание, марш! Рестарт, внимание, марш!

Перезапускаем карьеру

Cosmopolitan
Киногарантия Киногарантия

Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

Forbes
«Я шагаю по Сансет-бульвару». Каким получился дебютный роман Тарантино «Я шагаю по Сансет-бульвару». Каким получился дебютный роман Тарантино

Размышляем о кинематографическом наследии и литературном дебюте Тарантино

РБК
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Страсти по обжарке: как кофейня из Петербурга пережила пандемию и помогла пенсионерам Страсти по обжарке: как кофейня из Петербурга пережила пандемию и помогла пенсионерам

Основательница Pitcher вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards

Forbes
Полярные ворота Полярные ворота

Как остановить отъезд людей из богатой Мурманской области

Forbes
Портрет новой российской науки: Дмитрий Фомичев — математик, который строит виртуальные ядерные реакторы Портрет новой российской науки: Дмитрий Фомичев — математик, который строит виртуальные ядерные реакторы

Математик Дмитрий Фомичев: самое классное в науке — видеть результат

Esquire
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Мама в форме: как сообщество матерей футболистов меняет отношение к женщинам в спорте Мама в форме: как сообщество матерей футболистов меняет отношение к женщинам в спорте

«Футбольные мамы» — всероссийский конкурс, который превратился в сообщество

Forbes
«Сначала лучше, потом дешевле. Сначала доходы, потом расходы» «Сначала лучше, потом дешевле. Сначала доходы, потом расходы»

Интервью руководителя ВТБ Private Banking Дмитрия Брейтенбихера

Forbes
Немирные грезы Немирные грезы

Григорий Ревзин о борьбе со злом в ванне

Weekend
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
Подонок и паршивый лицемер. История знаменитого адвоката и друга Дональда Трампа Роя Кона Подонок и паршивый лицемер. История знаменитого адвоката и друга Дональда Трампа Роя Кона

О жизни американского адвоката, «ублюдка и паршивого лицемера» Роя Кона

4x4 Club
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Пионер телевидения. Биография Владимира Зворыкина Пионер телевидения. Биография Владимира Зворыкина

Владимир Зворыкин внес неоценимый вклад в развитие телевизионных технологий

Цифровой океан
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
Тренды 2022: аудиоформат возвращается в топы Тренды 2022: аудиоформат возвращается в топы

Как научиться воспринимать информацию на слух?

Популярная механика
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Археологи нашли в Якутии берестяной гроб с останками «опасного умершего» Археологи нашли в Якутии берестяной гроб с останками «опасного умершего»

Археологи нашли в Якутии захоронение самоубийцы, шамана или отверженного

N+1
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
«Все подруги замужем, а я?»: как эта установка портит нам жизнь «Все подруги замужем, а я?»: как эта установка портит нам жизнь

Как не сравнивать себя с другими и почему не стоит гнаться за замужеством?

Psychologies
Взяли Казань Взяли Казань

Как богатейшие люди Татарстана согласились на партнерство

Forbes
Домик на волне Домик на волне

«Море волнуется раз»: главный фильм 2021 года по версии «Кинотавтра»

Weekend
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
На страже галактики На страже галактики

Как фильмы о будущем в космосе и киберпространстве вдохновляют дизайнеров

Vogue
Искаженные инвестиции Искаженные инвестиции

Какие активы принесли инвесторам тысячи и миллионы процентов и что это означает

Forbes
На своей орбите На своей орбите

Ваня Дмитриенко – о стремительном взлете и актерских амбициях

OK!
Надежный фундамент Надежный фундамент

Почему шато стали символом элитарного виноделия?

Forbes
Тревожная забота: почему гиперопека — это проблема родителя Тревожная забота: почему гиперопека — это проблема родителя

В чем причина гиперопеки у взрослых и как она влияет на детей?

Psychologies
Открыть в приложении