В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

ЭкспертКультура

Удивительное перевоплощение Евгения Цыганова в Сергея Образцова

В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

Вячеслав Суриков

Евгений Цыганов в образе Сергея Образцова в спектакле по пьесе Екатерины Образцовой и Бориса Голдовского

Среди кинематографических работ Евгения Цыганова есть роли удачные, есть не слишком. В большинстве из них он эксплуатирует одну и ту же маску — необычайно уверенного в себе человека, при этом несколько разочарованного в жизни, но не теряющего надежды на благоприятный исход дела. В кристаллизованном виде этот образ актер воссоздает в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель», где на экране перед нами не столько реальность того времени, сколько миф о ней. И Евгений Цыганов не просто оказался органичен созданному Тодоровским мифологическому пространству — он сам в нем преобразился. Из нашего современника, поверхностно обаятельного, ненавязчиво притягательного, чья внешность улетучивается из памяти уже на следующий после просмотра фильма день, он превратился в актера, выскользнувшего из-под власти навязанных ему стереотипов восприятия. Ему удалось в кино стать самим собой. И с этого момента каждую его новую работу в кино трудно отделить от него самого.

Другое дело театр. Именно здесь находится лаборатория, где Евгений Цыганов оттачивает грани актерского таланта. В прошлом году у него состоялись две фантастически удачные театральные премьеры: «Дон Жуан. Репетиция» и «Я — Сергей Образцов». В первом случае все очевидно: Евгений Цыганов в стенах Мастерской Фоменко, в труппе которой он состоит уже больше двадцати лет, на пике актерской формы играет в спектакле режиссера номер один в современном русском театре Дмитрия Крымова. И происходит спланированное чудо: Мастерская Фоменко обретает зрелище невероятной увлекательности и совершенства, а Евгений Цыганов — роль, в которой абсолютно неузнаваем и в которой извлекает из себя нечто такое, чего от него никто не ожидал, возможно и он сам. В итоге у «Дон Жуана. Репетиции» девять номинаций на «Золотую маску», в том числе в категории «Драма / Лучшая мужская роль».

«Я — Сергей Образцов» — удача ничуть не меньшая и не менее значимая. Это камерный спектакль, под стать той сцене, где его играют: сцене Театра кукол Сергея Образцова. В нынешнем году ему исполняется девяносто лет, и по этому случаю его основатель, со дня рождения которого минуло сто двадцать лет, превратился в персонажа пьесы, чтобы рассказать зрителям свою историю. Она длится столько же лет, сколько и созданный им театр, девяносто, — и вмещает в себя если не весь XX век, то по крайней мере целую жизнь одного государства: Сергей Образцов собственными глазами наблюдал возникновение СССР, был участником основных событий его истории и стал свидетелем распада. Чтобы выйти в качестве персонажа на сцену собственного театра, ему пришлось пройти долгий путь: от обычного взрослеющего в революционные годы мальчика, чья артистическая натура пробуждается с появлением в его жизни кукол, до создателя собственного театра, появившегося не потому, что таковы его амбиции, а потому, что таким было естественное развитие событий.

Парадокс Сергея Образцова заключался в том, что артист, выбравший себе призвание, которое позволяло ему прятаться за ширмой и использовать для взаимодействия с публикой многочисленные аватары в виде кукол, оказался интересен и сам по себе. Он представал перед публикой в образе идеального сказочника и почти волшебника: чем, как не силой магии объяснить то, что все куклы в ответ на его обращение с ними словно обретали душу? При его жизни этот образ был широко растиражирован телевидением — ничуть не меньше, чем его самое известное творение: спектакль «Необыкновенный концерт». Но сейчас этот образ стал стираться из общественной памяти, а театр, им созданный, — отодвигаться на периферию внимания театральной публики. И не исключено, что возвращение Сергея Образцова на сцену как персонажа — то самое средство, которое позволит найти новую точку отсчета и в его биографии, и в истории созданного им театра.

Кукла Сергея Образцова в спектакле Екатерины Образцовой «Я — Сергей Образцов»

В спектакле «Я — Сергей Образцов» Евгений Цыганов — единственный человек на сцене, всех остальных персонажей играют куклы. Его появление в роли классика отечественного кукольного театра стало бы неожиданным и крайне интригующим режиссерским ходом, если бы не предшествующий ему «Дон Жуан. Репетиция». И тот и другой спектакли стали стыкующимися друг с другом пазлами вне зависимости от воли поставивших их режиссеров. Эти спектакли словно объясняют друг друга. И там и там Евгений Цыганов надевает маску. Но на сцене Театра кукол это происходит только в момент, когда ему нужно скакнуть во времени — и перейти из одного возраста своего персонажа в другой. И видно, какую силу придает ему маска, как легко он отрешается от самого себя, от привычного зрителям кинематографического образа и превращается в Сергея Образцова. Если до тех пор тот в нем лишь угадывался, то в момент, когда актер выходит на сцену в маске, Сергей Образцов проступает в нем с невероятной узнаваемостью.

Зритель не просто видит его, он слышит его речь. Второе действие состоит по большей части из монолога Сергея Образцова: он произносит его на встрече со зрителями (расхожий в советский период формат взаимодействия артистов с публикой: зрители присылают записки, а знаменитый артист на них отвечает). И если до этого момента характерный выговор Сергея Образцова, узнаваемый для тех, кто хоть однажды видел его воочию или благодаря телевидению (привилегия родившихся в Советском Союзе), угадывается едваедва, то на «встрече со зрителями» актер усиливает его ровно настолько, чтобы оставаться естественным. Одновременно укрепляется эффект узнавания: образ Сергея Образцова всплывает из глубин памяти и совмещается с образом, созданным Евгением Цыгановым, несмотря на то что маска на актере остается всего лишь маской. Но в этом — финальном — эпизоде важны и сами слова. Они произносятся как сказанные много раз — скороговоркой, но смысл их от этого не теряется. Он прост и очевиден: счастье заключается в том, чтобы быть нужным людям — близким и дальним, ничего важнее этого нет.

«Я — Сергей Образцов» еще и парад возможностей кукольного театра. Куклы в нем предстают актерами, ничем не уступающими тем, что обладают плотью и кровью, а в чем-то и превосходящими их. Зритель легко узнает их, он сразу понимает, в чем смысл появления той или иной куклы на сцене, каков ее характер, что она означает в художественном пространстве спектакля. Иногда им даже не нужны декорации: их эмоциональное воздействие настолько велико, что распространяется и на окружающее их пространство сцены. Иногда зрителю достаточно лишь увидеть куклу, а все остальное дорисует его воображение. Иногда им даже не нужно говорить: по одним их движениям, пусть очень условным, зритель понимает, что кукла хочет ему сказать. Спектакль «Я — Сергей Образцов», поставленный Екатериной Образцовой (одна и та же фамилия у режиссера и у персонажа, чье имя вынесено в название постановки, не случайное совпадение), лаконичен в выразительных средствах и масштабен по охвату временны/ х эпох, сквозь которые шествует главный герой спектакля.

Евгений Цыганов — театральный и киноактер, театральный и кинорежиссер, музыкант

И в самом деле в какой-то момент задумываешься: как ему удалось пройти сквозь такую толщу времени и остаться целым и невредимым во всех испытаниях, которые выпали на долю его и его современников? Как удалось превратить театр кукол в столь значимое явление и влюбить в него такое количество людей? Возможно, все дело в том смысле человеческого существования, который он для себя однажды открыл, которым скороговоркой делился на встречах со зрителями и которому, по-видимому, старался следовать и в жизни, — спектакль нас в этом убеждает. Возможно, жизнь любого человека можно превратить в пьесу, но вряд ли жизнь любого человека можно превратить в пьесу хорошую настолько, чтобы на нее обратил внимание кто-либо из режиссеров, а главную роль в спектакле, по ней поставленном, сыграл такой актер, как Евгений Цыганов. Но мало этого, надо прожить жизнь так, чтобы зрители пришли не просто посмотреть на популярного Цыганова, но разглядеть в нем персонажа, им созданного, полюбить его и узнать в нем самого себя. Сергей Образцов вернулся на сцену созданного им театра и куклой тоже. Возможно, это и есть вершина карьеры артиста-кукольника.

Фотографии предоставлены Театром кукол Сергея Образцова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Чем полезна черемша: 5 свойств Чем полезна черемша: 5 свойств

Черемша — суперфуд, который можно есть не только в маринованном виде

РБК
«Николай I: Дон Кихот самодержавия» «Николай I: Дон Кихот самодержавия»

Несмотря на все старания, Николай I привёл Россию к поражению в Крымской войне

Дилетант
Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль

Ученые предложили новый способ реализации быстрой трехкубитной операции

N+1
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Покупаем бэушное авто: как понять, что мотор жрет масло Покупаем бэушное авто: как понять, что мотор жрет масло

По каким признакам пронять, что автомобиль расходует много моторного масла?

ТехИнсайдер
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Любовь не помеха: почему люди изменяют даже в счастливых отношениях — 6 обидных причин Любовь не помеха: почему люди изменяют даже в счастливых отношениях — 6 обидных причин

Почему измена происходит даже в семьях, где супруги по-настоящему счастливы?

Psychologies
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров

Как сделать сайт бесплатно, даже если у вас нет никаких навыков в кодинге

CHIP
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию» Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию»

Мне всегда хотелось заниматься чем-то большим, нежели актерство

Коллекция. Караван историй
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Дмитрий Горбунов о поиске других моделей эволюции Вселенной

Знание – сила
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу» Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»

Для меня все проекты являются самыми психологически и физически затратными

Коллекция. Караван историй
«Здоровые границы — это главное условие». О чем новая книга Анны Бабич «Здоровые границы — это главное условие». О чем новая книга Анны Бабич

Анны Бабич: почему самооценка — краеугольный камень благополучной жизни

РБК
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Додекаэдры Древнего Рима Додекаэдры Древнего Рима

Археологов давно волнуют странные предметы, попадающиеся при раскопках в Риме

Наука и жизнь
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Снимая святых Снимая святых

Глеб Панфилов как режиссер житий

Weekend
Дуэты с мировыми звездами, болезни и одна женщина: горе и радости жизни Николая Носкова Дуэты с мировыми звездами, болезни и одна женщина: горе и радости жизни Николая Носкова

Строчка «на меньшее я не согласен» лучшего всего описывает жизнь Николая Носкова

VOICE
Моника Вуд «Как читать книги». Глава из романа Моника Вуд «Как читать книги». Глава из романа

Добрый и трогательный роман о важности второго шанса «Как читать книги»

СНОБ
Открыть в приложении