Компания «Валента Фарм» возрождает выпуск ноотропного препарата «Фенотропил»

ЭкспертБизнес

Тревожность под контролем

Компания «Валента Фарм» возрождает выпуск ноотропного препарата «Фенотропил» на фоне возросшего спроса со стороны населения на психоневрологические препараты

Софья Инкижинова

«Валента Фарм» ежегодно выпускает 2 млрд таблеток и капсул и 30 млн ампул

Российская фармкомпания «Валента Фарм» возрождает производство препарата «Фенотропил» — оригинального ноотропа, созданного советскими учеными. С конца мая компания запустила его в производство на базе собственного научно-производственного центра в подмосковном Щелкове. В компании отмечают, что для выпуска «Фенотропила» используют только отечественные субстанции, так что санкции и проблемы с доставкой сырья ему не грозят. Сейчас дистрибьюторам отгружено более 100 тыс. упаковок, которые появятся на аптечных полках в июне. По итогам года плановый выпуск «Фенотропила» составит около полумиллиона упаковок.

Это уже вторая попытка компании «Валента Фарм» вывести препарат на рынок: ранее компания выпускала его до 2017 года. В основе препарата — молекула фонтурацетама, разработанная в 1983 году в Институте медико-биологических проблем РАН специально для космонавтов. После успешных испытаний в условиях полетов при экстремальных нагрузках препарат был рекомендован для широкого круга пациентов.

По официальной версии, причина заморозки производства советского ноотропа в 2017 году — окончание срока действия лицензионного договора на патент и товарный знак «Фенотропил». По неофициальной, ранее активно муссировавшейся в СМИ, выпуск препарата был аннулирован из-за требований одной из его создательниц Валентины Ахапкиной. Она была недовольна менеджментом компании, занимавшимся только эксплуатацией продукта, но не способствовавшим его развитию. В частности, препарат не был внедрен в детскую практику, не были разработаны и внедрены новые лекарственные формы. В компании «Валента Фарм» не комментируют эту ситуацию, но сообщают, что теперь у них нет споров с правообладателем. Амбиции «Валента Фарм» в отношении «Фенотропила» высоки: в 2023 году выйти на объемы производства в 1,5 млн упаковок, завоевать рыночную долю в ноотропных препаратах в 2% в натуральном выражении и 9–10% в деньгах и войти в тройку лидеров.

После пандемии продажи ноотропных препаратов снова пошли в рост

Источник: DSM Group

Лекарство или БАД?

«Валента Фарм» — крупнейшая фармацевтическая компания полного цикла среди отечественных компаний (входит в тройку лидеров после «Р-Фарм» и «Биокада»). По данным «СПАРК-Интерфакс», общая выручка компании «Валента Фарм» в 2021 году составила 16,5 млрд рублей, чистая прибыль — 4,5 млрд. Компания выпускает более 70 товаров по нескольким направлениям: противопростудные, антибактериальные, гастроэнтерологические, психоневрологические препараты, продукция категории «женское и мужское здоровье», детская косметика, изделия медицинского назначения и прочие. Наиболее известные фармацевтические бренды — «Ингавирин», «Тералиджен», «Феназепам», «Грамидин» и другие. Ожидается, что доля «Фенотропила» в психоневрологическом сегменте портфеля займет 20–30%.

По оценкам экспертов, стоимость вывода препарата на российский фармрынок, даже когда компания имеет прототип молекулы, может составлять от 300 млн до 1 млрд рублей. В «Валенте Фарм» не называют сумму вложений в запуск проекта, но акцентируют внимание на том, что компания инвестирует большие средства в клинические испытания. Например, эффективность и безопасность «Фенотропила» теперь изучены более чем в 50 исследованиях (в том числе высокого уровня доказательности — двойных слепых рандомизированных плацебоконтролируемых) с более чем 5000 участников. Что может быть весьма нелишним, так как до настоящего времени ноотропы не являются стандартом доказательной медицины — споры об их эффективности не утихают внутри врачебного сообщества, а ориентированные на западные медицинские стандарты врачи зачастую и вовсе приравнивают их к БАДам. «Под моим руководством проходило первое исследование “Фенотропила”, доказавшее его эффективность. Не так много отечественных препаратов с оригинальным составом, и “Фенотропил” один из них. Он обладает адаптогенным действием и в случае нештатной ситуации помогает пресечь тревогу и приступить к решению собранным и сконцентрированным. Его преимущество в выраженных когнитивных и противоастенических действиях», — говорит Анатолий Федин, заслуженный врач РФ, почетный профессор РМИНУ им. Н. И. Пирогова, руководитель университетской клиники неврологии.

Помимо клинических исследований за минувшие пять лет «Валента Фарм», ведущая историю с 1997 года (с момента приобретения Щелковского витаминного завода), инвестировала в новые производственные и складские мощности: с 2017 года в ее структуру входит собственный научно-производственный комплекс. Площадь всего предприятия на сегодняшний день составляет свыше 19 тыс. квадратных метров. Ежегодно здесь выпускают 2 млрд таблеток и капсул, 30 млн ампул. На данном этапе мощности предприятия загружены лишь на 40%.

С началом пандемии выручка компании «Валента Фарм» увеличилась

Источник: «СПАРК-Интерфакс»

Все болезни от нервов

Стратегический интерес компании «Валента Фарм» к производству ноотропных лекарственных препаратов (НЛП) обусловлен их популярностью среди потребителей. Эти препараты, по определению ВОЗ, способны оказывать прямое активирующее влияние на мозг и опосредованно улучшать процессы обучения, память, умственную деятельность, а также повышать устойчивость мозга к воздействию повреждающих факторов (гипоксия, стресс, интоксикация, последствия травмы и т. д.). Большинство ноотропов — это препараты животного происхождения, содержащие низкомолекулярные белки; их добывают из мозга крупного рогатого скота и свиней. Как правило, препараты недорого стоят и не вызывают побочных эффектов, поэтому врачи во многих странах любят их назначать. К примеру, в Европе и Японии ноотропы и психостимуляторы принимает треть взрослого населения.

Заболевания нервной системы — частый недуг россиян

Источник: DSM Group

Пока российский рынок НЛП нельзя назвать крупным — доля ноотропов составляет всего 2% в общем объеме аптечных продаж в стоимостном выражении (продажи ноотропов — 23,2 млрд рублей). По данным аналитических агентств, в прошлом году рост рынка ноотропов в денежном выражении составил 11%, в то время как в натуральном выражении он снизился на 5%. Тем не менее врачи наблюдают ситуативный рост спроса на препараты НЛП. Согласно исследованиям компании Ipsos, в апреле 58% терапевтов, неврологов и психиатров в крупных городах России отметили увеличение обращений совершеннолетних пациентов с жалобами хотя бы на один из симптомов, связанных с тревожностью: ухудшение памяти, внимания, потеря концентрации, снижение работоспособности. При этом почти две трети специалистов отмечают, что в большей степени эти симптомы проявились впервые или обострились за последний месяц.

В настоящее время в России зарегистрировано свыше 120 торговых марок ноотропных препаратов, которые выпускает около 80 производителей. При этом отечественные производители доминируют по количеству проданных упаковок, уступая иностранным игрокам в стоимости препаратов на полке.

На данном этапе мощности «Валента Фарм» загружены на 40%

Любимые бренды НЛП у россиян в высоком ценовом сегменте — «Цераксон», «Кортексин» и «Церебролизин». Из более дешевых препаратов чаще выбирают «Глицин» и «Кавинтон» (к слову, еще пять лет назад в топ-5 продуктов среди твердых лекарственных форм на рынке ноотропов входил и «Фенотропил»). Сегодняшний абсолютный лидер рынка — японская компания Takeda Pharmaceutical со своим препаратом «Цераксон» занимает долю почти 15% в денежном выражении и 3,5% в упаковках. В целом первые три компании в списке производителей ноотропов (в число которых стремится попасть и «Валента Фарм») — Takeda, «Герофарм» и Ever Pharm — охватывают около 40% рынка ноотропов в денежном выражении и всего 10% в упаковках. Импортозамещение в этом сегменте лекарств достаточно высокое: доля отечественных производителей ноотропов — свыше 65% в деньгах, 75% в упаковках. Причем в физическом выражении из оставшейся четверти большая часть препаратов уже локализована иностранными производителями на российском рынке. И лишь около 5% лекарственных препаратов находятся под патентной защитой, их не имеют права производить в нашей стране.

Тревожность россиян растет

Источник: Ipsos

Судя по тому, что доля лидеров не превышает 10% продаж (в упаковках), конкуренция в этом сегменте лекарств очень высока и продажи того или иного продукта зависят от предпочтений врачей, назначающих те или иные препараты, возможностей реализации лекарств в госсекторе. В случае с «Фенотропилом» преимущество «Валента Фарм» на рынке могут обеспечить несколько факторов: то, что действующее вещество было разработано уже давно (нет затрат на создание молекулы), у препарата есть история присутствия на фармацевтическом рынке (меньше затрат на маркетинг и продвижение), увеличенные производственные мощности позволят обеспечить большой объем выпуска (повышается возможность работы в госсекторе) и, наконец, ценовая политика.

Топ-5 ноотропных препаратов в стоимостном выражении в 2021 г.

Источник: DSM Group

В настоящее время средневзвешенная стоимость одной упаковки ноотропов, по данным DSM Group, составляет 530 рублей, что примерно в полтора-два раза выше средней стоимости лекарственных средств в других нозологиях. По мнению директора бизнес-подразделения «Болезни нервной системы и опорно-двигательного аппарата» компании «Валента Фарм» Алексея Рогова, на рынке лекарств целесообразно сравнивать не стоимость упаковок, а сколько их потребуется приобрести пациенту для прохождения полного курса лечения. По текущим ценам на курс нужно от 500 до 5000 рублей. Например, курс лечения «Фенотропилом» в большинстве случаев составляет 30 дней, поэтому потребителям достаточно одной упаковки: прогнозная цена препарата на аптечных полках — до 1000 рублей за упаковку, то есть за курс лечения. В компании «Валента Фарм» также отмечают, что «Фенотропил» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, поэтому его цена регулируется государством.

То, что компания пошла по пути возрождения старого препарата, а не разработки новой молекулы, объясняется невысокой эффективностью вложений в подобного рода разработки (напомним, что стоимость разработки оригинальной молекулы для создания новых препаратов составляет три миллиарда долларов и выше). «Большого интереса у фармкомпаний к созданию новых ноотропов нет, так как затраты на разработку будут превышать потенциальную прибыль от продаж нового препарата, который будет лишь на 5–15 процентов эффективнее предыдущего. Никому в голову не приходит изобретать новые антипиретики (жаропонижающие), когда можно воспользоваться существующими — аспирином, который был синтезирован в начале прошлого века, парацетамолом или нурофеном», — комментирует генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк.

По мнению г-на Шуляка, сегодня отечественные фармкомпании в основном работают над созданием оригинальных препаратов в нише высокозатратных нозологий, например онкологических, аутоиммунных. Там, где инвестиции достаточно легко отбиваются и можно получить значительную прибыль.

Фото: Предоставлено «Валента фарм»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Страна восходящего кризиса Страна восходящего кризиса

В Японии правительство оказалось в западне: инфляция разгоняется

Эксперт
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Меморандум суверенного роста Меморандум суверенного роста

Цели и задачи экономической политики в новых условиях

Эксперт
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной» Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной»

Экономист Ирина Калабихина — что с нами будет дальше и хватит ли всем места?

РБК
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
«Цезарь идёт!» «Цезарь идёт!»

«Alea iacta est» — то ли сказал, то ли не сказал Цезарь, когда переходил Рубикон

Дилетант
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Специальное назначение Специальное назначение

«Чипы-специалисты», которые умеют делать что-то одно — зато лучше всех

Цифровой океан
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить

Нимфомания – понятие, довольно часто встречающееся в разговорах о сексуальности

Лиза
6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя 6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя

Почему поколение альфа так одержимо макияжем и чем это может им навредить?

Psychologies
Красная горка Красная горка

Ярмарка невест, катание яиц и еще 5 счастливых традиций Антипасхи

Лиза
С видом на простор С видом на простор

Смотреть мир — только на машине!

Новый очаг
Как не стать жертвой чистоты? Как не стать жертвой чистоты?

Мало кто догадывается, что средства чистоты могут стать причиной воспаления

Здоровье
«Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма «Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма

«Как я встретил ее маму»: характеры и мотивы главных героев

Psychologies
20 способов держать мозг в тонусе 20 способов держать мозг в тонусе

Полезные привычки для улучшения когнитивных способностей

Psychologies
Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию» Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию»

Мне всегда хотелось заниматься чем-то большим, нежели актерство

Коллекция. Караван историй
Туда, где есть всё Туда, где есть всё

Греция и Хорватия — преимущества и особенности этих направлений для плаваний

Y Magazine
Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя

Как понять, что общение с партнером начало причинять реальный вред?

Psychologies
Как не постареть раньше времени: 9 правил Как не постареть раньше времени: 9 правил

Как сохранить молодость надолго?

Psychologies
Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол

Глава из книги «Без права на престол» — как расцвели и погибли пять династий

Forbes
От «Хулиганов и ботанов» до «Эйфории»: 10 увлекательных подростковых сериалов От «Хулиганов и ботанов» до «Эйфории»: 10 увлекательных подростковых сериалов

Важные шоу о юношестве: без демогоргонов и супергероев

Правила жизни
Что делать, если укусил клещ? Что делать, если укусил клещ?

Как вытащить клеща? Какие болезни переносят клещи?

Psychologies
Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы

Почему зумеры воспринимают увольнение как событие, которое приносит радость?

Psychologies
Как образ жизни влияет на качество секса: 3 ключевых фактора Как образ жизни влияет на качество секса: 3 ключевых фактора

Как изменения в образе жизни могут повлиять на сексуальную жизнь?

Psychologies
Открыть в приложении