В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова

ЭкспертКультура

«Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей

В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова.

Вячеслав Суриков

Первая версия спектакля «Страсти по Бумбарашу» не сходила со сцены театра восемнадцать лет. Фото: Ксения Бубенец

«Страсти по Бумбарашу» пленяют накалом эмоций, полыхающих на сцене на протяжении всех двух часов, пока длится спектакль. В нем актеры совершают чудо превращения в единое тело. Оно то трепещет от восторга, то вспыхивает от гнева, и зритель видит каждое его движение. На сцене есть исполнители сольных партий и есть кордебалет, эмоционально усиливающий реплики солистов, укрупняющий их жесты. «Страсти по Бумбарашу» нанизаны на главного героя — он путешествует сквозь сценическое действие и сталкивается то с одним антигероем, то с другим: для него каждый — еще одно лицо войны, от которой он изо всех сил пытается ускользнуть. Он одиночка, мечущийся между двумя противоборствующими сторонами, ни одна из которых ему не близка. Он ставит перед собой невыполнимую задачу, но именно она его в конце концов и спасает: не пристав ни к одному из берегов бушующей реки, он единственный остается в живых. Его выручает не хитрость, а простодушие и последовательность.

Гражданская война — это фон, который фиксирует разделенность человечества на сообщества, всегда противостоящие друг другу. Гайдар — изначальный автор сюжета — воспроизвел на этом фоне персонажа, до сих пор блуждавшего из одного мифологического сюжета в другой. Юлий Ким наделил русского Одиссея поэтической выразительностью, а Владимир Дашкевич — музыкальной. Если фильм начала семидесятых стал воплощением жанра истерн — в нем доминирует сюжет, то в спектакле все подчинено ритму музыки. Действие развивается стремительно: Бумбараш только успел взлететь на воздушном шаре, чтобы осмотреть позиции противника, и вот он уже возвращается из австрийского плена в страну, охваченную новой войной. Он пытается вернуться домой, но дома в его прежнем виде нет и в помине: судьба толкает его в руки то красных, то бандитов и, наконец, белых, которые ему — солдату Первой мировой войны с законсервированным в плену сознанием — оказались если не ближе, то понятнее всех остальных.

Песни и музыка Владимира Дашкевича врезались в общественную музыкальную память сразу после выхода фильма — один только шедевр «Ходят кони» чего стоит. Если не знать наверняка автора песни «Журавль по небу летит», то ее можно легко счесть рожденной в глубинах стихии народного творчества. Эти песни выделяются среди прочих, но вместе со всей остальной музыкой и тем более в исполнении актеров на сцене мы видим их изначальный замысел. Музыка в «Страстях по Бумбарашу» — драматургический камертон. Все, что нужно было от Владимира Машкова как от режиссера, — отдаться этой стихии, погрузиться в нее самому и погрузить в нее актеров, что не упрощало задачу, а скорее усложняло ее: здесь недопустима малейшая фальшь. «Страсти по Бумбарашу» сопоставимы по мелодическому разнообразию и драматургической насыщенности с бродвейской «Вестсайдской историей» Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма. В отличие от «Вестсайдской истории» «Страсти по Бумбарашу» — мюзикл, совершивший обратное движение: из кино на сцену, где еще не до конца прожил свою историю.

В Театре Олега Табакова он выходит на новый круг своего сценического воплощения. Предшествующий случился двадцать восемь лет назад с Евгением Мироновым в главной роли. В новой версии Бумбараша играет Севастьян Смышников, родившийся на восемь лет позже первой премьеры «Страстей» и совсем не похожий ни на первого исполнителя этой роли, ни тем более на канонический кинообраз, созданный Валерием Золотухиным. Но миссия Севастьяна Смышникова не в том, чтобы повторить подвиг предшественников или даже превзойти их, — ему нужно стать энергетическим центром этого спектакля. Он не покидает сцену на протяжении почти всего сценического действия, и все это время должен находиться в центре эмоциональных потоков, которые закручивают на сцене все остальные актеры, а их больше сорока — в спектакле задействована вся труппа театра. В каждый сцене он погружается в стихию этих эмоций, и все, что ему нужно, — выплыть целым и невредимым.

Владимиру Машкову еще раз удалось невозможное: он дважды поставил один и тот же спектакль на сцене одного и того же театра. Ранее он произвел подобный опыт со спектаклем «Матросская тишина», где к тому же еще и сам сыграл ту же роль — в этом случае двадцать девять лет спустя. Оба спектакля вынырнули из глубины прошлых лет и проявили изначальный образ театра — переполненный эмоциями и небывалой, бьющей наотмашь энергией. Владимир Машков, будучи сам невероятным мастером перевоплощения, актером с фантастическим обаянием, каждый раз оказывается способен вывести актеров на ту вершину, которую ему самому уже удалось покорить. Он и сам каждый раз превосходит сам себя, и актеры в его спектаклях совершают нечто подобное: спектакли Владимира Машкова — идеальное пространство для проявления артистических талантов.

Источник эротической энергии спектакля — Анна Чиповская в роли Софьи Николаевны, эффектной бандитской атаманши. Гайдар не смог закончить повесть про Бумбараша, но смог так сплести сюжетные линии, что они, прежде чем пройти кульминацию и свиться в развязку, то и дело озаряются усиливающими напряжение взрывами. Софья Николаевна не только выступает в роли одного из центров притяжения главного героя, у нее своя сюжетная линия, которая еще вспыхнет накануне трагической развязки и усилит ее сияние. Анна Чиповская в этом образе обольщает зрителей — и мужчин, и женщин. В этой пьесе она изысканная черная птица, предвещающая смерть. Она символ феминизма двадцатых годов, амазонка, не останавливающаяся перед насилием, более того, находящая в нем вкус и не страшащаяся смерти — она словно бы ждет сулящего ей гибель сражения. Возможно, она и есть сама смерть, которая обрекает на близкий конец всех, кто попадается ей на глаза. И только Бумбарашу удается выскользнуть живым из закрученной смертью кровавой воронки. Цена его жизни — смерть всех, кто ему был до сих пор хоть сколько-нибудь близок.

В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война — пространство приключений, оно изматывает, оно убивает, но в нем не скучно, здесь люди превосходят сами себя и из обычных крестьян, живших в однообразном ритме, превращаются в героев, сеющих смерть вокруг себя. И все же этот спектакль скорее манифест пацифизма, чем манифест войны. Ее герой — маленький человек, который не умеет воевать, который и не является героем, и не пытается его из себя изображать. Он не соблазняется ни возможностью безнаказанно убивать, ни теми выгодами, которые может сулить ему убийство. Он бежит от насилия со всех ног, пока не попадает в братоубийственную ловушку. В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война поначалу является в романтическом ореоле, но в финале избавляется от него. «Комиссары в пыльных шлемах» всего лишь иллюзия, смерть здесь единственная реальность.

«Страсти по Бумбарашу» — это одна из первых глав в истории русского мюзикла — жанра, бум которого в Советском Союзе пришелся как раз на семидесятые годы. Когда-то «Бумбараш» заставил Юлия Кима примерить амплуа либретто, в котором его и по сей день — полвека спустя — никому не удалось превзойти, и позволил реализоваться творческой энергии Владимира Дашкевича. Тот написал идеальный русский мюзикл — такой, каким он должен быть: ни на что не похожим. Сегодня в «Страстях по Бумбарашу» выплескивается безудержная энергия труппы Театра Олега Табакова. На сцене мы видим все, на что только способен театр, мы видим театр на пределе возможностей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оставайтесь на позитиве Оставайтесь на позитиве

Путь к IPO Positive Technologies преградили санкции

Эксперт
По ком звонит колокол нового миропорядка? По ком звонит колокол нового миропорядка?

Смогут ли современные социальные практики лишить человека свободы воли

Эксперт
Ozon: прибыль на горизонте? Ozon: прибыль на горизонте?

На российском рынке интернет-торговли начинается жестокая битва между игроками

Эксперт
Слушайся маму: лайфхаки из СССР, которые до сих пор работают Слушайся маму: лайфхаки из СССР, которые до сих пор работают

Некоторые советы, которые дают наши бабушки, не утратили актуальности и сейчас

Cosmopolitan
Блеск и нищета Блеск и нищета

Что мы делаем с деньгами, а они с нами?

Psychologies
12 интересных фактов о домашнем тесте на беременность 12 интересных фактов о домашнем тесте на беременность

История домашнего теста на беременность

Cosmopolitan
Ментальность краба Ментальность краба

Что случилось со звездным фондом ARK Innovation ETF королевы инвестиций Кэти Вуд

Forbes
Правила жизни Альбера Эльбаза Правила жизни Альбера Эльбаза

Правила жизни модного дизайнера Альбера Эльбаза

Esquire
Лучшие короткие книги: 19 захватывающих произведений, которые можно прочесть за день Лучшие короткие книги: 19 захватывающих произведений, которые можно прочесть за день

Подборка интересных книг объемом менее 200 страниц

Playboy
Свекровь назвала невестку распутной из-за кормления ребенка грудью дома Свекровь назвала невестку распутной из-за кормления ребенка грудью дома

Казалось бы, что может быть естественнее, чем грудное вскармливание малыша?

Psychologies
Сериал «Хрустальный»: мужская версия #янебоюсьсказать Сериал «Хрустальный»: мужская версия #янебоюсьсказать

Сериал «Хрустальный» поднял тему, о которой в российском кино не говорят

Cosmopolitan
Искусство жить Искусство жить

Квартира для предпринимательницы, которая живет в окружении искусства

AD
Вспомнить всё Вспомнить всё

О чем мечтали в детстве звезды российской футбольной сборной?

Men’s Health
5 составляющих успеха фильма «Форсаж» 5 составляющих успеха фильма «Форсаж»

Почему последние 20 лет весь мир смотрит новые фильмы франшизы «Форсаж»

GQ
Кирилл Серебренников: «Мне нужно ощущение хаоса» Кирилл Серебренников: «Мне нужно ощущение хаоса»

Кирилл Серебренников — о лете, границах, голосовых сообщениях и искусстве

РБК
Дружба с женщиной без секса? Не только приятна, но и возможна! Дружба с женщиной без секса? Не только приятна, но и возможна!

Точка в затянувшейся дискуссии «Может ли мальчик дружить с девочкой»

Maxim
Диетолог Виктории Бэкхем: Диетолог Виктории Бэкхем:

Основные принципы составления меню: как похудеть и помолодеть

Cosmopolitan
Величие под слоем ржавчины и грудой обломков: 7 амбициозных построек ХХ века Величие под слоем ржавчины и грудой обломков: 7 амбициозных построек ХХ века

Прошлое столетие было веком амбиций

Вокруг света
Устойчивые к химикатам лососевые вши проникли в океан из акваферм Устойчивые к химикатам лососевые вши проникли в океан из акваферм

Избавление рыб от паразитов привело к распространению резистентных вшей в океане

N+1
В египетском городе нашли пограничную стелу VI века до нашей эры В египетском городе нашли пограничную стелу VI века до нашей эры

Древнеегипетский монумент обнаружил на своем участке местный житель

N+1
Как найти друзей и сохранить с ними отношения на долгие годы Как найти друзей и сохранить с ними отношения на долгие годы

Как открыться другому человеку? Как сохранить его в своей жизни?

Psychologies
Что нужно знать о бренде очков Randolph, которые Байден подарил Путину Что нужно знать о бренде очков Randolph, которые Байден подарил Путину

О бренде, продукцию которого носит не только Байден

РБК
«Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней» «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней»

Палеонтолог рассказывает об анатомии человека с опорой на знания о других видах

N+1
Почему я купил Harvard Business Review Russia Почему я купил Harvard Business Review Russia

Чем Harvard Business Review будет заниматься в России

Forbes
Архитектурные находки Дагестана: маленькие крепости, городские гостиные и мебель на все случаи жизни Архитектурные находки Дагестана: маленькие крепости, городские гостиные и мебель на все случаи жизни

Изобретательность, минимализм и экологичность в Дагестане

Популярная механика

Какими ролями известна актриса Анджела Лэнсбери

Cosmopolitan
Как порядок в доме помогает справляться с тревогой Как порядок в доме помогает справляться с тревогой

Испытываете жуткий стресс от бардака в собственном доме?

Psychologies
От 36 и старше: 12 холостяков-миллиардеров из России От 36 и старше: 12 холостяков-миллиардеров из России

Подборка завидных богатых холостяков

Cosmopolitan
Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины

Никитиных называли гениальными — педагогов знали в Японии, Европе и США

Cosmopolitan
Генетический тест в четырех разных компаниях: личный опыт финского биохакера Генетический тест в четырех разных компаниях: личный опыт финского биохакера

Что может рассказать анализ ДНК о вашем здоровье, долголетии питании и рисках?

Reminder
Открыть в приложении