Спорт без спортсменов

В России начинается перезагрузка спортивной отрасли

ЭкспертСпорт

Спорт без спортсменов

Принятая в России стратегия развития спортивной индустрии нацелена на повышение конкурентоспособности этой отрасли. Предполагается, что новые меры поддержат отечественных производителей оборудования и инвентаря, сделают спорт более массовым.

Софья Инкижинова

Экспериментальный комбинат спортивных изделий (ECSI) хочет привлечь к своей продукции массового потребителя за счет популяризации нового вида спорта SUP (гребля стоя)

В России начинается перезагрузка спортивной отрасли. Утвержденные недавно правительством «Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года» и «Комплекс мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019–2020 годы», разработанные Минпромторгом, — документы не просто нужные, а обязательные. Они направлены на то, чтобы остановить депрессию российского спорта и создать современную, конкурентоспособную индустрию.

В качестве приоритетов выбраны пять направлений, по которым планируется вести планомерную работу: стандартизация и качество производимой спортивной продукции; развитие и поддержка отечественных производителей; поддержка и развитие кадрового потенциала; создание условий для выхода российской продукции на мировой рынок; поддержка передовых производственных проектов в области спорта высших достижений.

В настоящее время российская спорт-индустрия не слишком успешно догоняет мировую. По оценкам экспертов, емкость рынка спортивной продукции в нашей стране оценивается в 530– 540 млрд рублей, при этом доля продукции отечественных производителей едва превышает 11%. Больше всего в нашей стране выпускается продукции для зимних видов спорта — например, в горнолыжном секторе это 15%. В целом же объемы российского производства крайне малы, это особенно заметно по товарам и оборудованию для занятий профессиональным спортом (2–4% рынка), производству бассейнов (1%), «умным» тренажерам (1–3%), роликам и конькам (5%).

В мире же спортивная индустрия активно набирает обороты. По данным международных статистических источников, сейчас этот рынок составляет около ста миллиардов долларов, а в ближайшие пять лет может вырасти в полтора-два раза. При этом большая часть рынка приходится на сегмент спортивного оборудования. Главная причина его роста — увеличение числа людей, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом. Кроме того, на увеличение объемов рынка влияет и сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений: оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, которые изменяют и формируют способы проведения досуга.

Согласно новой стратегии, предполагается достижение следующих результатов: к 2035 году более половины жителей нашей страны будут активно заниматься спортом (разработчики стратегии полагают, что сегодня таковых 36%), производство отечественной спортивной продукции увеличится в два с половиной раза (более чем до 120 млрд рублей), а экспорт достигнет 220 млн долларов, число патентных заявок на изобретения в спортивной отрасли вырастет до 45 единиц в год.

Отечественные спортивные байдарки и каноэ дешевле импортных, поэтому их в основном приобретают для начинающих спортсменов и юношеского спорта

Уйти от гаражного производства

Поскольку основным разработчиком стратегии выступил Минпромторг, главное внимание в ней уделено производственному сектору. Сегодня развитие спортивной индустрии в России фактически начинается с чистого листа. По данным Минпромторга, в настоящее время на рынке спортивной продукции работают около 380 производителей спортивных товаров, более 90% из них — микро- и малые предприятия (годовой оборот каждого из них не превышает 20 млн рублей). Что примечательно, в основном такие компании сосредоточены в Центральном федеральном округе. Производители спортивного оборудования — это, как правило, бывшие спортсмены, которые раньше участвовали в соревнованиях, знают необходимые требования и какого инвентаря не хватает по их направлениям. Со стороны понять специфику того или иного вида спорта сложно. Подобную практику применяют даже транснациональные компании: для разработки профессионального оборудования к работе часто привлекаются спортсмены, которые не только тестируют продукцию, но и участвуют в организации всего производственного процесса.

Основная проблема, с которой сталкиваются российские спортсмены, — дефицит качественного специализированного оборудования по доступным ценам. «Еще пять-семь лет назад мы не думали об импортозамещении. Была определенная потребность рынка: от советской системы снабжения ушли, а оставшийся инвентарь приходил в негодность. Импортные спортивные лодки, которые начали завозиться в Россию, были дорогие, и в нашей стране стало расцветать гаражное производство. Эти лодки намного уступали западным, так как не было системного подхода к производству. Но когда мы увидели такую продукцию, сделанную непонятными умельцами, то поняли, что можем делать ее сами лучше и профессиональнее. Тогда мы решили изучить техническую часть и запустили собственное производство», — рассказывает генеральный директор Экспериментального комбината спортивных изделий Михаил Овчинников.

«На данном этапе наши лодки приобретают для начинающих спортсменов и юношеского спорта. Однако по качеству они не уступают западным образцам, поэтому могут быть использованы и в спорте высших достижений. Для сравнения: наши жесткие лодки стоят 78–125 тысяч рублей, а западные аналоги — 350–420 тысяч», — поясняет финансовый директор Экспериментального комбината спортивных изделий Андрей Дембиков.

Причины, по которым отечественные производители могут обеспечить цены на свою продукцию ниже, чем у импортных аналогов, следующие. Первая — высокие таможенные пошлины на импорт и льготное обложение по НДС для госучреждений, которые выступают заказчиками изделий: благодаря этим двум факторам разница в себестоимости с иностранным продуктом составляет 35%. Причина вторая — логистическая составляющая, поскольку ряд импортируемых изделий поступает к нам, например, из Австралии.

Основные заказчики спортивного оборудования (до 90%) — это госучреждения, работать с которыми компаниям сложно, прежде всего по причине сезонного характера госзаказов. «Первые заявки поступают к нам только весной. А наиболее непредсказуемым временем года для нас являются ноябрь—декабрь, когда госучреждения пытаются освоить бюджетные средства, не потраченные в течение года. Однако с января в производстве по госзаказам снова тишина: никто не понимает, сколько и какого оборудования планируется закупать в новом году», — рассказывает Андрей Дембиков.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Задушат защитой Задушат защитой

Законопроект, инициированный ЦБ, призван защитить инвесторов-физлиц

Эксперт, июль'19
Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes, август'19
10 вещей, которые лучше спрятать перед визитом новой подруги в твое жилище 10 вещей, которые лучше спрятать перед визитом новой подруги в твое жилище

10 объектов, которые должны исчезнуть из твоей берлоги

Men’s Health, июль'19
5 необычных форматов семьи, которые могут стать нормой 5 необычных форматов семьи, которые могут стать нормой

Как поколение Z, геймеры и дети-блогеры разрушают устои традиционной семьи

РБК, июль'19
Как люди заселяли Америку? Как люди заселяли Америку?

Из всех обжитых человеком частей света Америка была заселена в последнюю очередь

Наука и жизнь, январь'19
Давай поженимся! Давай поженимся!

Можно ли построить отношения на пенсии, если не получилось в молодости?

StarHit, июль'19
Лучшие роли Вуди Харрельсона Лучшие роли Вуди Харрельсона

В день рождения Вуди Харрельсона актера вспоминаем его лучших персонажей

GQ, июль'19
В ожидании принца В ожидании принца

Что мешает нам трезво взглянуть на будущий союз и быть счастливыми

StarHit, июль'19
Как выжить и не сойти с ума в открытом море: 5 историй о людях, сумевших себя спасти Как выжить и не сойти с ума в открытом море: 5 историй о людях, сумевших себя спасти

О людях, которые не планировали биться со стихией в открытом море — но пришлось

Men’s Health, июль'19
Интим не предлагать? Интим не предлагать?

Как продолжать оставаться желанной и справиться со своими страхами и комплексами

Лиза, июль'19
Кто такая Винка Петерсен и что особенного в ее фотографиях Кто такая Винка Петерсен и что особенного в ее фотографиях

Рассказываем о бывшей модели, чьи снимки сегодня выставляются в галерее Saatchi

Vogue, июль'19
Дальний Восток просится в резерв Дальний Восток просится в резерв

Бизнес-сообщество предложило использовать стратегические запасы топлива

РБК, июль'19
Вячеслав Володин сформировал правительственное предложение Вячеслав Володин сформировал правительственное предложение

Зачем председатель Госдумы хочет изменить российскую Конституцию

РБК, июль'19
Пена против матраса-сэндвича Пена против матраса-сэндвича

«Фомлайн» намерен произвести очередную революцию на рынке товаров для сна

Эксперт, июль'19
Митинг обернулся беспорядком Митинг обернулся беспорядком

Заведено новое уголовное дело в связи с несанкционированной акцией 27 июля

РБК, июль'19
Офисный Платон Офисный Платон

Многие начали забывать, что работа и жизнь — не одно и то же

GQ, август'19
Сделано на «Союзмультфильме» Сделано на «Союзмультфильме»

Как возродилась главная мультипликационная киностудия страны

Русский репортер, июль'19
Спасательный крюк Спасательный крюк

Интервью Вадима Верника с актером Филиппом Авдеевым

OK!, июль'19
Неузнаваемо прежний Неузнаваемо прежний

Почему Летний сад остается главным парком Санкт-Петербурга

Огонёк, июль'19
Спецэффекты и программы электрокара Bentley EXP 100 GT Спецэффекты и программы электрокара Bentley EXP 100 GT

Столетний юбилей британская компания отметила выпуском автомобиля EXP 100 GT

РБК, июль'19
Как Rolex Submariner стали легендарными часами для дайвинга? Как Rolex Submariner стали легендарными часами для дайвинга?

И почему их носят даже те, кто обходят море стороной

GQ, июль'19
Надо влюбиться Надо влюбиться

Влюбляться, испытывать чувства – нет, это не про тебя. Интересно, почему так?

Лиза, июль'19
Я у мамы Пуаро: в чем секрет популярности сериалов в жанре true crime Я у мамы Пуаро: в чем секрет популярности сериалов в жанре true crime

Документальные сериалы о реальных преступлениях завоевывают аудиторию

РБК, июль'19
Лопухи совсем не «лопухи»! Лопухи совсем не «лопухи»!

И облик, и жизнь лопуха как бы говорят нам о его незатейливости

Наука и жизнь, январь'19
Они записали убийство Они записали убийство

Квентин Тарантино, Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо о главном фильме лета

Esquire, июль'19
Борис Джонсон пришел к выходу Борис Джонсон пришел к выходу

С какими вызовами столкнется новый премьер-министр Великобритании

РБК, июль'19
После балла После балла

Большие данные становятся новым Большим Братом

Men’s Health, август'19
Буйная растительность Буйная растительность

Хищные растения — безжалостные убийцы и жертвы тяжелых жизненных обстоятельств

Вокруг света, август'19
Первопроходец «Абхазских Альп» Первопроходец «Абхазских Альп»

Познавательно-развивающий раздел для школьников

Наука и жизнь, январь'19
«Слуга народа» присматривает помощников «Слуга народа» присматривает помощников

Партия президента Украины «Слуга народа» побеждает на выборах в Верховную раду

РБК, июль'19