Онлайн-кинотеатр Start выпустил 4 сезон флагманского проекта «Содержанки»

ЭкспертСобытия

«Содержанки»: секс — что движет солнце, светила и сериальную индустрию

Онлайн-кинотеатр Start выпустил четвертый сезон флагманского проекта в формате original

Вячеслав Суриков

Одного из центральных персонажей «Содержанок» на протяжении всех четырех сезонов играет Дарья Мороз

«Содержанки» — сериал, мир которого создал Константин Богомолов. Он принимал активное участие в работе над первым и вторым сезонами. Для одного из ведущих российских театральных режиссеров, художественного руководителя Театра на Бронной (его назначили на этот пост через два месяца после премьеры сериала) «Содержанки» — первый опыт в создании многосерийных фильмов. До того он работал над проектом «Настя» по сценарию Владимира Сорокина, но тот так и остался незаконченным. Первый сезон «Содержанок» вышел в марте 2019-го и стал одним из самых заметных событий в мире отечественных стриминговых сервисов. Через месяц количество подписчиков онлайн-кинотеатра Start увеличилось в три раза. Проект оказался востребованным сервисом Amazon Prime и вышел в категории Originals & Exclusives. Первая серия четвертого сезона была выпущена 16 февраля. По данным Start, ее посмотрели 600 тыс. домохозяйств. Всего с момента выхода сериала число домохозяйств, где смотрели «Содержанок», достигло 8,3 млн.

Съемки первого сезона пришлись как раз на год, когда в карьере Константина Богомолова наступил кризис. До того она была связана с МХТ имени А. П. Чехова и с Олегом Табаковым. После его смерти в марте 2018 года на смену ему в качестве художественного руководителя МХТ пришел Сергей Женовач и почти сразу стал предпринимать усилия по минимизации влияния Константина Богомолова на репутацию театра. На первом же сборе труппы в новом качестве Сергей Женовач заявил о снятии с репертуара постановок «Идеальный муж» и «Карамазовы» — самых скандальных и самых успешных в карьере Константина Богомолова. В репертуаре театра остались спектакли «Три сестры», «Мужья и жены» и «350 Сентрал-парк Вест», но заказа на новые постановки на сцене театра не предвиделось. Сергей Женовач недвусмысленно заявил, что курс развития театра скорректирован и не предполагает новых вариантов сотрудничества с режиссером «Идеального мужа» (спустя три года, сразу после ухода из театра Сергея Женовача, спектакль вернется в его репертуар).

Так на рынке сериальной индустрии, испытывающей перманентный кадровый дефицит, появился неопытный, но очень амбициозный режиссер, жаждущий попробовать себя в новом качестве. Start, доверивший ему «Содержанок», рисковал, но в результате режиссерский и драматургический метод Константина Богомолова, до этого десятилетиями оттачивавшийся на сценах ведущих российских театров, сработал и на съемочной площадке. Более того, его режиссерская манера — создавать эмоционально холодное зрелище с чуть отстраненной игрой актеров, вынесенная им из опыта своих театральных постановок и казавшаяся поначалу следствием отсутствия у него кинематографического опыта, — в результате задала стиль и для всех последующих сезонов. Константин Богомолов привел в сериал и актеров, с которыми работал на театральной сцене. В частности, центральную женскую роль в сериале на протяжении всех четырех сезонов играет Дарья Мороз. Она не только актриса всех главных постановок Константина Богомолова на сцене МХТ, но и его первая жена. На момент начала съемок «Содержанок» они еще состояли в браке.

Дарья Мороз тоже получила благодаря «Содержанкам» новый карьерный импульс. Для сериала она радикально изменила свой экранный образ. В ее персонаже, сотруднице уголовного розыска Елене Широковой, угадываются аллюзии на Сагу Норен — детектива датско-шведского сериала «Мост». Впрочем, они очень скоро развеиваются. Персонаж Дарьи Мороз еще в первом сезоне распространяет свое сексуальное обаяние на главного героя — миллионера Глеба Ольховского, после чего ее интерес к разыскной деятельности улетучивается.

Сабина Ахмедова (играет во всех четырех сезонах сериала) и новый герой — персонаж в исполнении актера Дженгиза Джошкуна

Экранное превращение Дарьи Мороз в волевую женщину с андрогинной внешностью и бьющей через край сексуальностью привлекло продюсеров еще двух сериалов: «Клиника счастья» (один из самых успешных проектов онлайн-кинотеатра «Кион») и «Медиатор», другого проекта Start. Помимо этого в тот же период она снялась в сериале «Угрюм-река» (Первый канал). Всего за последние четыре года зрители посмотрели 64 сериальных эпизода с участием Дарьи Мороз (включая все эпизоды четвертого сезона «Содержанок»).

В сериале играют и другие участники виртуальной труппы Константина Богомолова, с которыми ранее он работал на своих спектаклях и продолжает работать на театральной сцене: Игорь Миркурбанов, Виктор Вержбицкий, Роза Хайруллина, Александра Ребенок, Марина Зудина, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин. Почти все они появлялись или в спектаклях «Идеальный муж. Комедия», «Карамазовы», «350 Сентрал-парк Вест» на сцене МХТ имени А. П. Чехова, или в «Гаргантюа и Пантагрюэль» на сцене Театра Наций. Каждый из них не только понятный и предсказуемый для Константина Богомолова артист, но и стилеобразующий элемент создаваемой им театральной вселенной. В первом сезоне «Содержанок» есть и камео на тот момент будущей жены Константина Богомолова Ксении Собчак, которое не несет на себе никакой содержательной нагрузки. Если бы его не было, сюжет нисколько бы не пострадал. Оно всего лишь подчеркивает статус сериала — настолько модного, что в нем даже появляется один из ключевых светских и медийных персонажей по меньшей мере первых двух десятилетий XXI века.

Ксения Собчак в первом сезоне — это элемент конструкции, которая есть у каждого проекта, но в «Содержанках» она просто бросается глаза. В сериале много обнаженных тел: в 2018 году уже было понятно, что секс — обязательный элемент для пробуждения зрительского интереса к сериалу. Откровенная эротическая сцена — крючок, который зритель с легкостью заглатывает, и велики шансы, что он досмотрит сериал до момента, когда его увлечет еще и сюжет, а может, он успеет к тому времени проявить интерес и к какому-то персонажу и станет следить за его сюжетной линией.

Еще один элемент конструкции «Содержанок» — трупы. Персонажи сериала очень легко погибают. Почти все по неизвестным причинам. Полицейские ищут убийц и не могут найти. У трупа сразу две функции: он создает легкое напряжение в сюжете, а еще это способ вывести актера из проекта, после того как его персонаж исчерпал себя или актер потерял интерес к съемкам в сериале. И кажется, чем дальше, тем больше вторая функция сериальных трупов начинает доминировать над первой.

Третий элемент конструкции «Содержанок» — актрисы и актеры. Есть костяк актерской труппы Константина Богомолова — они отыгрывают драматическую часть сериала. Комический элемент отрабатывает один из лучших российских комиков Сергей Бурунов. А все остальные существуют словно только для того, чтобы излучать сексуальность. Но если Константину Богомолову в первых двух сезонах, за которые он был ответственен, и опытнейшему Юрию Морозу, работавшему над третьим сезоном, удавалось сбалансированно подавать сексуальность и драматизм, то проблема четвертого в том, что драматизма в нем почти не осталось. Сюжет выхолостился. Даже самые неискушенные зрители, кажется, поняли: происходящее на экране не имеет никакого смысла. Все, что они видят, лишь трюки, рассчитанные на то, чтобы вызвать эмоциональную реакцию и подарить надежду, что в какой-то из серий создатели сериала раскроют тайну, зачем они решили его снять.

Но в действительности никакой тайны нет. Разве что в каком-то из эпизодов зритель узнает, кто же на самом деле всех убил. И скорее всего, это окажется не обусловленный сюжетной логикой выбор, а случайный. Всего лишь еще один способ вызвать у зрителя эмоциональную реакцию. О том, что «Содержанки» исчерпали себя, свидетельствует и появление среди актеров сериала Никиты Ефремова в гриме, нейтрализующем его природную сексуальность. Судя по внешности персонажа, его мог бы идеально сыграть Михаил Ефремов, который как раз был мастером создания экранных героев подобного рода. Но в силу того, что тот по объективным причинам не может сняться, продюсеры решили пригласить Никиту, не только обладающего внешним сходством с отцом, но и умеющего воспроизводить манеру его игры. Идея, что все являются не теми, за кого себя выдают, и если им удается чего-то добиться в жизни, то только благодаря своим сексуальным достижениям, — вечная. Но в этом сериале она почему-то перестала работать.

Марина Зудина (играет во всех четырех сезонах сериала) и новый герой — персонаж в исполнении Ивана Мулина

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Африканские лауреаты Нобелевской премии по литературе: Шойинка, Кутзее, Гурна Африканские лауреаты Нобелевской премии по литературе: Шойинка, Кутзее, Гурна

Писатели из Африки, сумевшие достучаться до сердец читателей всего мира

Эксперт
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
План товарища Жукова План товарища Жукова

Дизайнер Евгений Жуков — о возвращении на родину и о работе в BMW Motorrad

Эксперт
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Москву окольцевали Москву окольцевали

В Москве запущена Большая кольцевая линия метро — длиннейшее метрокольцо в мире

Эксперт
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Затерянная Берингия Затерянная Берингия

Добираться в национальный парк «Берингия» долго и дорого, но оно того стоит

Отдых в России
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
За одуванчики обидно За одуванчики обидно

У российских фермеров заметно вырос интерес к возделыванию лекарственных трав

Эксперт
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Восход и закат Великой Восход и закат Великой

«Золотой век» дворянства, крепостной гнет и реформы царствования Екатерины II

Знание – сила
«Мама всегда выбирала благо пациента, а не букву закона»: из книги Нюты Федермессер «Мама всегда выбирала благо пациента, а не букву закона»: из книги Нюты Федермессер

Глава из сборника рассказов Нюты Федермессер «Камера хранения»

Forbes
Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога

Когда все идет не так, самое главное — сконцентрироваться на себе

Psychologies
Додекаэдры Древнего Рима Додекаэдры Древнего Рима

Археологов давно волнуют странные предметы, попадающиеся при раскопках в Риме

Наука и жизнь
Ахматова-изменница и Гумилев-мальчишка. Как жила главная пара Серебряного века Ахматова-изменница и Гумилев-мальчишка. Как жила главная пара Серебряного века

Абьюз, измены и рукоприкладство: как жили Гумилев с Ахматовой

СНОБ
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Себе — все, другим — ничего: почему эгоизм на самом деле полезен Себе — все, другим — ничего: почему эгоизм на самом деле полезен

Действительно ли эгоизм столь плохое качество, от которого стоит избавиться?

Psychologies
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Найди свою позу. Как научиться спать на спине и чем это так полезно Найди свою позу. Как научиться спать на спине и чем это так полезно

Умение спать на спине зачастую улучшает качество сна. Как научиться спать так?

Лиза
Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых

Актриса из фильмов 18+ Полина Марченко — обо всем и сразу

Maxim
«Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну «Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну

Как и когда открыть семейный секрет? Кому? Всегда ли и всем это знание полезно?

Psychologies
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
Вертолет, который смог Вертолет, который смог

Как Ingenuity собирает данные на Марсе

ТехИнсайдер
Открыть в приложении