Компания «Айсберри» запустила крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого

ЭкспертБизнес

Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку

Компания «Айсберри» запустила в Ярославской области крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого. Новый производственный гигант рассчитан на удовлетворение растущего экспортного спроса — в первую очередь на черном континенте

Виктория Безуглова

Мороженое от «Айсберри» уже знакомо жителям Сенегала и Конго, на очереди Мали, Камерун и Кения, а зимой этого года первая партия отправилась в Кот-д’Ивуар. Игорь Онучин/ТАСС

Если сказать «русское мороженое» и «Африка», представители старшего поколения, скорее всего, вспомнят газетные снимки из детства, на которых запечатлены чернокожие делегаты Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве, с удовольствием пробующие советское эскимо на палочке. Но времена изменились, и сегодня при тех же словах можно представить уже другую картину, к примеру: жители Ямусукро, столицы Кот-д’Ивуара, впервые пробуют вологодский пломбир в вафельном стаканчике, одобрительно кивают и протягивают продавцу еще несколько франков, чтобы угостить российским мороженым членов семьи.

Производитель вологодского пломбира компания «Айсберри» запустила в городе Тутаеве Ярославской области новую фабрику. Потратив пятнадцать месяцев и 2,2 млрд рублей, инвестор построил крупнейшее в отрасли предприятие проектной мощностью до 85 тыс. тонн в год. При выходе на плановые показатели фабрика сможет выпускать почти 20% нынешнего объема общероссийского производства мороженого — это примерно втрое больше, чем компания производит сегодня на своих площадках в Вологде и Пензе. А по совокупному выпуску «Айсберри», занимающая третье место в рейтинге производителей после Unilever (около 20%) и «Ренна» («Коровка из Кореновки», около 10%), может выйти в лидеры, причем с большим запасом.

Амбициозный проект в Тутаеве нацелен в первую очередь на освоение экспортных рынков мороженого. По словам генерального директора «Айсберри» Романа Лолы, льготное финансирование от «Росагролизинга» на закупку оборудования в Европе, Японии и России они получили именно потому, что строили экспортное производство. Наталья Уткина, заместитель гендиректора Союза мороженщиков России (СМР), тоже считает, что этот канал сбыта более чем понятен, так как производство мороженого в России имеет ярко выраженный сезонный характер, потребительские возможности населения страны на 30–40% меньше имеющихся мощностей, а потому для всех компаний актуален вопрос экспорта, чтобы полная загрузка оборудования была не только в летние месяцы, но и зимой.

Кому продать мороженое

В 2020 году производство мороженого в России выросло в сравнении с 2019 годом на 8–10% и составило 450 тыс. тонн, или 180 млрд рублей. Не снизились темпы роста и в первой половине 2021 года. Это, конечно, вдохновляет производителей, привыкших за последние десять лет к тому, что рынок ведет себя нестабильно, колеблясь между незначительным ростом и сокращением производства (см. график 1). Основной причиной роста в 2020 году стало жаркое лето и карантин, во время которого стремительно росло домашнее потребление мороженого как антистресса, продажи активно росли в магазинах у дома, а также через онлайн-каналы. По оценкам «Лаборатории трендов», в связи с домашним потреблением увеличился спрос на мороженое в упаковке большого объема — в брикетах, ведерках и ванночках, и в этом мы стали походить на американцев, для которых привычно покупать и есть мороженое дома пинтами (0,47 л) и квартами (0,94 л).

График 1: В отличие от производства, экспорт российского мороженого показывает стабильный рост

Впрочем, по уровню потребления мороженого — три килограмма на человека в год — Россия еще очень далека и от США (8–10 кг), и от Европы (около 7 кг). Тормозят развитие внутреннего рынка невысокие доходы россиян и в целом преобладающая спонтанность покупки, ориентация на погодные условия. Но у компаний нет времени ждать, когда россияне разбогатеют и изменят привычки потребления, им нужны дополнительные каналы сбыта.

Последние пять лет экспорт российского мороженого растет более или менее стабильно. В 2020 году за границу его было отправлено 26 тыс. тонн, на 51 млн долларов, в пятерку лидеров по потреблению вошли Казахстан (11 тыс. тонн), США (3700 тонн), Монголия (2000 тонн), Украина (1700 тонн), Китай (999 тонн). Рост продолжался и в первом полугодии 2021 года — уже продано 18,6 тыс. тонн, что составляет 71% от объема прошлого года. Кроме названных стран наше мороженое пользуется спросом в Белоруссии, Канаде, Узбекистане, Азербайджане, Абхазии. «Этот год может быть достаточно благоприятным для экспортеров, потому что, несмотря на рост себестоимости производства, экспорт будет поддерживать высокие цены на мировом рынке и способствовать восстановлению спроса», — отметили в Национальном союзе производителей молока «Союзмолоко».

График 2: Среди покупателей российского мороженого преобладают страны СНГ

Однако в целом Россия не может пока похвастаться большими успехами на внешних рынках мороженого. По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, в 2019 году РФ занимала 16-е место в мире среди крупнейших экспортеров. Доля экспортных поставок России — менее 6% от объема производства. Одной из причин такого положения может быть география экспорта. Так, за последние годы более полусотни отечественных производителей мороженого получили аккредитацию на экспорт своей продукции в Китай и ринулись осваивать этот не самый простой рынок, где на полках представлены тысячи SKU мороженого из разных стран, а китайцы проблему сложного выбора все-таки чаще решают в пользу известных брендов из Европы и Америки. «Чтобы продать в Китай наше мороженое, надо брать с собой медведей, цыган, петь и танцевать с бубнами — тогда, может, и заметят, — рассуждает Наталья Уткина. — Китайцам непросто угодить, они привыкли к соевым продуктам, растительному жиру и фруктовому льду, любят мороженое не такое сладкое, как у нас, но более яркое по вкусу, с кислинкой». В итоге сегодняшний экспорт в Китай составляет по стоимости менее 10% всего российского экспорта мороженого.

«Айсберри» тоже не обходит стороной Китай и подбирает ключи под вкусы его жителей, тем более что китайцам можно продавать свою продукцию вдвое дороже, чем на внутреннем рынке, и у определенной части населения есть спрос на качественный пломбир. Но для придания большей динамики внешним продажам в «Айсберри» обратили внимание на африканский континент и уже несколько лет прокладывают туда дорожку: их мороженое знакомо жителям Сенегала и Конго, на очереди — Мали, Камерун и Кения, а зимой этого года первая партия отправилась в Кот-д’Ивуар, где температура в январе плюс 35 градусов. Рынки стран Африки — молодые и еще не «затоптанные» поставщиками со всего света, так как долгое время там было мало возможностей для охлаждения продуктов, но с повсеместным распространением солнечных панелей, запуском так называемых солнечных морозильных камер, возможности для дистрибуции холодного лакомства увеличились в разы. «Айсберри» в числе первых начинает прививать африканцам вкус к русскому мороженому — сливочному, белому, с нотками ванили, в нашем самом распространенно формате подачи — в вафельном стаканчике. По оценкам, благодаря Африке экспорт «Айсберри» может в ближайшие годы вырасти как минимум вдвое — с нынешних 5–7 до 15% выпуска.

На экспорт — единым брендом

В СМР полагают, что для общего блага российских производителей и более активного продвижения их на мировом рынке нужно выходить единым брендом от страны: «На наш взгляд, такой вариант предпочтительнее для развития популярности русского мороженого в мире, это лучше, чем когда десятки отечественных компаний, каждая с десятью SKU, выходят на зарубежные рынки и теряются в тысячах вариантах мороженого со всего света». Свою идею воплощенной в жизнь в СМР видят так. Создается бренд, к примеру «Российское мороженое», рецептура, качество и упаковка которого утверждаются государственной комиссией, и принадлежит он тоже государству. Запускается мощная рекламная кампания для этого бренда, государственные деятели, в развитие его популярности, угощают этим мороженым партнеров на встречах, а право выпускать его делегируется любым отечественным фабрикам, которые могут соблюдать утвержденную рецептуру. Как результат — сразу не менее десяти компаний смогут обеспечить поставки в разные регионы Китая, поддерживать постоянное присутствие в продаже. Конечно, в мире транснациональные компании такие задачи решают самостоятельно, но отечественным производителям это пока не под силу.

Пока эта идея понимания и одобрения на уровне государства не встретила, производители мороженого заняты развитием собственных брендов. «Айсберри» к пулу своих марок-лидеров, таких как «Филевское», «Вологодский пломбир», «Жемчужина России», «Вкусландия», «Ленинградское», намерена к концу года добавить новый бренд — «Ярославия», а на фабрике в Тутаеве помимо производственных цехов организовать медийно-развлекательный комплекс «Музей отечественного мороженого», чтобы активнее доносить до потребителей информацию не только о вкусе мороженого, но и о его пользе.

Кроме того, под растущие объемы производства «Айсберри» занялась консолидацией внутреннего рынка и в прошлом году приобрела старейшую питерскую компанию «Петрохолод» — с обширным числом почитателей ее брендов среди жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и внесезонного пула туристов. При этом производство в Питере было полностью ликвидировано — снесены здания, расчищена площадка. «Это классический пример, когда крупная компания усиливает свои позиции за счет того, что объединяется с другими предприятиями и выносит производство из крупных городов в регионы, где доступнее сырье, услуги ЖКХ и трудовые ресурсы, тем самым снижая себестоимость продукции», — говорит Наталья Уткина. По ее мнению, о правильности стратегии «Айсберри» свидетельствует тот факт, что в этом году за сопоставимый период мая, июня и июля «Петрохолод» уже продал мороженого на 25% больше, чем в прошлом году.

Компания «Айсберри» создана в 2005 году на базе старейших хладокомбинатов Москвы — АО «Сервис-Холод» (Хладокомбинат № 10) и ОАО «Айс-Фили» (Хладокомбинат № 8). Специализируется на производстве мороженого, является оператором крупнейшей сети специализированных киосков и вендинговых автоматов по продаже мороженого и напитков. Производственные площадки: «Вологодское мороженое» (Вологда), «Ледяной дом» (Пенза), «Айсберри-ФМ» (Тутаев).

Выручка — 12,4 млрд рублей

Число сотрудников — более 2000 человек

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Четвёрка над пятёркой Четвёрка над пятёркой

Советские разведчики, которые вербовали, курировали и руководили «пятёркой»

Дилетант
«Воспитание машин: Новая история разума» «Воспитание машин: Новая история разума»

Голосовые помощники — отрывок из книги «Воспитание машин: Новая история разума»

N+1
Конец Бонапарта Конец Бонапарта

Наполеон встретил смерть так же хладнокровно, как вражеские ядра и пули

Дилетант
Разделать под орех: секреты приготовления идеального сациви Разделать под орех: секреты приготовления идеального сациви

Какое праздничное застолье без сациви?

Вокруг света
«Новгороду быть!» «Новгороду быть!»

Почему Нижний Новгород Нижний и Новый

Дилетант
Чем она лучше Беллуччи? История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки Чем она лучше Беллуччи? История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки

Тина Кунаки и Венсан Кассель

Cosmopolitan
Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
5 суперспособностей успешной девушки-предпринимателя 5 суперспособностей успешной девушки-предпринимателя

Какие качества помогают девушкам добиваться успеха в бизнесе?

Cosmopolitan
«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Любовницы, войны за детей и аборты: личные драмы звезд сериала «Склифосовский» Любовницы, войны за детей и аборты: личные драмы звезд сериала «Склифосовский»

Узнай о личных тайнах звезд сериала «Склифосовский»

Cosmopolitan
Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

В России и США разрабатываются новые модели стратегических бомбардировщиков

Популярная механика
Полный иррационал: самые абсурдные войны ХХ века Полный иррационал: самые абсурдные войны ХХ века

Глупости, обернувшиеся сотнями и тысячами погибших

Вокруг света
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
Лучшие приложения для чтения манги: топ-5 Лучшие приложения для чтения манги: топ-5

Собрали в статье приложения для чтения манги на русском и английском языке

CHIP
Истребитель дронов Истребитель дронов

Российская компания представила первый в мире беспилотный истребитель дронов

Популярная механика
Вместо бодипозитива: почему нам нужна бодинейтральность Вместо бодипозитива: почему нам нужна бодинейтральность

Почему у бодипозитива мало сторонниц

Cosmopolitan
Виктор Началов. Колыбельная для дочки Виктор Началов. Колыбельная для дочки

История семьи Началовых

Коллекция. Караван историй
На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах

Помните ли вы, как правильно мыть голову?

Esquire
Краткий курс счастливой жизни Краткий курс счастливой жизни

Психотерапию, как оказалось, можно сделать массовой

Tatler
Самые бесполезные и смешные факты со всего света и за всю историю человечества Самые бесполезные и смешные факты со всего света и за всю историю человечества

Огромнейшее количество фактов, которые заинтересуют любую девушку

Maxim
Иначе говоря. Галина Тюнина: «Театр — это преувеличение» Иначе говоря. Галина Тюнина: «Театр — это преувеличение»

Галина Тюнина — о том, что такое театр

Полка
Тайная свадьба: Ирина Горбачева стала женой известного украинского певца Тайная свадьба: Ирина Горбачева стала женой известного украинского певца

Ирина Горбачева рассказала о браке с возлюбленным

Cosmopolitan
Елена Качаева. Ватная игрушка: любовь к ней вдохнула новую жизнь в деревню Елена Качаева. Ватная игрушка: любовь к ней вдохнула новую жизнь в деревню

Однажды семья кукольников решила развлечь местных детей мастер-классом...

Домашний Очаг
Золотой век Афганистана: как выглядела страна до войны и прихода к власти талибов (галерея) Золотой век Афганистана: как выглядела страна до войны и прихода к власти талибов (галерея)

60 лет назад Афганистан выглядел совсем иначе

Maxim
Меня любили меньше Меня любили меньше

Эта боль знакома многим: почему брата или сестру родители любят больше?

Psychologies
«Королева, умоляю сбавить скорость!»: забавные и необычные привычки Елизаветы II «Королева, умоляю сбавить скорость!»: забавные и необычные привычки Елизаветы II

Необычные факты из жизни Елизаветы II

Cosmopolitan
Как сторис стали главным медиаформатом мобильных приложений Как сторис стали главным медиаформатом мобильных приложений

Соцсети, бизнес-приложения, Google — как и за счет чего сторис пробрались всюду?

VC.RU
Почему цинк так важен для правильной работы иммунитета: новое исследование Почему цинк так важен для правильной работы иммунитета: новое исследование

Как связаны цинк и врожденный иммунитет

Популярная механика
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
Трудности переводчика: как толковать шутки политиков и доносить Слово Божие Трудности переводчика: как толковать шутки политиков и доносить Слово Божие

Книга Анны Асланян о том, как неверно переведенное слово влияло на ход истории

Forbes
Открыть в приложении