Стратегический вызов для отрасли — расширение сегмента искусственных алмазов

ЭкспертБизнес

Небо вам в клеточку, а не в алмазах

Попытки коллективного Запада ударить по российской алмазной отрасли имеют мало шансов на успех. Стратегический вызов для отрасли — расширение сегмента искусственных алмазов

Сергей Кудияров

Карьер «Юбилейный» компании «Алроса»

Среди крупнейших сфер российской экономики, продукция которых весомо представлена на глобальном рынке, есть две, практически не затронутые масштабными санкциями: атомная индустрия и алмазная промышленность. Впрочем, споры вокруг обеих отраслей не утихают. Еще в прошлом марте США запретили импорт российских алмазов, а в мае нынешнего года к эмбарго на поставки камней из России (наряду с медью, никелем и алюминием) присоединилась Великобритания. Главный наш экспортный рынок, рынок континентальной Европы, пока открыт, но дискуссия о запрете поставок продолжается.

Председатель Евросовета Шарль Мишель в ходе брифинга в Хиросиме перед саммитом G7 заявил: «Мы ограничим торговлю российскими алмазами. Российские алмазы не вечны. Мы продолжим подробно объяснять, почему эти санкции необходимы и оправданны». Пытливые русофобы ссылаются на фактически государственную принадлежность «Алросы», обеспечивающей свыше 90% всей добычи алмазов в России (33% в федеральной и столько же в региональной/муниципальной собственности Якутии), значительный экспортный потенциал компании (ежегодная экспортная выручка достигает 4 млрд долларов) и даже шефство «Алросы» над одноименной подводной лодкой Б-871 Черноморского флота.

На другой чаше весов — собственный интерес. В довоенном 2021-м российское происхождение имели до четверти всех алмазов, проходивших через Антверпен — крупнейший международный центр торговли драгоценными камнями. Бельгийский импорт алмазов из нашей страны в том же году оценивался в 1,8 млрд евро. Поэтому бельгийцы стойко держали оборону от своих собратьев — европейцев и американцев, раз за разом лоббируя исключение камней из санкционных списков.

Власти США сейчас говорят о намерении обязать ювелиров из стран G7 доказывать нероссийское происхождение алмазов. В частности, по словам главы управления по координации санкций США Джеймса О’Брайена, «возможно введение декларации о том, что бриллианты, импортируемые в США и на рынки G7, изначально не были добыты в России». О «системе отслеживания» камней говорят и в ЕС.

Однако целый ряд объективных обстоятельств — географических, технологических, социально-экономических — свидетельствует о том, что все эти ухищрения едва ли окажут существенное влияние как на российскую алмазную отрасль, так и на мировой рынок. Долгосрочные риски для отечественной промышленности существуют, но они лежат в иной плоскости и заключаются в потенциальной конкуренции с расширяющимся сегментом синтетических бриллиантов.

География — это судьба

С точки зрения технологии жизненный цикл алмазов состоит из трех основных этапов. Сначала добывают сырье — из россыпей или из коренных пород, которые подвергаются перемолу ради извлечения драгоценных камней. Затем алмазы обрабатывают — гранят. И наконец уже ограненные камни — бриллианты — оказываются в заботливых руках ювелиров.

Все известные запасы алмазов сосредоточены в небольшом числе стран. До 95% всей мировой добычи камней обеспечивает семерка лидеров, причем треть этого объема выводит на рынок Россия (см. график 1).

Наша страна располагает крупнейшей в мире сырьевой базой алмазов. По данным Минприроды, запасы алмазов в России на начало 2021 года оценивались в 1055 млн карат, а прогнозные ресурсы различных категорий могут составлять до 4 млрд карат.

В мировой практике из коренных пород добывается до 80% всех алмазов, в России — 95%. Руды отечественных коренных месторождений отличаются высоким качеством: среднее содержание драгоценных камней в кимберлитах достигает 1,3 карата на тонну.

Качество добываемых у нас алмазов среднее — не самое низкое, но и не самое высокое в мире. В отличие от большинства иных видов горной продукции здесь нет прямой связи между объемом и стоимостью сырья — принципиальное значение имеют свойства каждого отдельного камня: его масса, чистота (прозрачность), цвет, наличие дефектов и т. д.

В 2020 году Минфин России оценивал российские алмазы в среднем в 72,3 доллара за карат, в то время как среднемировой показатель составлял 85,9. У таких стран, как Ботсвана, ЮАР и Ангола, удельные показатели лучше. Дороже всего стоят бриллианты из Лесото (542,8 доллара за карат) и Намибии (464,8), но запасы и объемы добычи в этих африканских странах невелики.

С одной стороны, «середнячковость» отечественных алмазов можно считать недостатком: чтобы заработать столько же, сколько коллеги по отрасли, нужно продавать намного больше сырья. Например, как следует из данных Kimberly Process, в 2020 году Россия при добыче в 31,2 млн карат выручила за камни 2,3 млрд долларов, а африканская Ботсвана при почти вдвое меньших 16,9 млн карат — 2,5 млрд.

С другой стороны, есть и свои преимущества. Массу малых и средних алмазов намного легче спрятать от потенциальных «проверок происхождения», чем отдельные выдающиеся бриллианты. Кроме того, это более широкий целевой сегмент рынка: азиатские потребители, например, предпочитают именно мало- и среднекаратные камни.

Объем добычи «Алросы» в 2021 году оценивался самой компанией в 32,4 млн карат, продажи алмазов (включая старые товарные запасы) — в 45,5 млн карат, выручка — в 3,98 млрд долларов. Свыше 90% выручки от продажи алмазов пришлось на экспортные рынки, 95% выручки от продажи произведенных бриллиантов тоже было получено от зарубежных поставок.

Концентрация имеет место и в корпоративном разрезе: пятерка крупнейших игроков рынка сосредотачивает до двух третей мировой добычи, в том числе «Алроса» — до 30% (см. график 2).

Уже понятно, что идеи убрать такого экспортера с рынка звучат не слишком убедительно. Заменить его «здесь и сейчас» банально некем. Да и в перспективе не все просто: рынку нужны не алмазы вообще, а алмазы определенных свойств для конкретных товарных сегментов.

Поворот на Восток

В сфере производства ограненных бриллиантов расклад иной. Драгоценные камни компактные, легкие и дешевые в транспортировке, поэтому здесь уже нет жесткой привязки к географии месторождений. Зато есть высокая конкуренция (в отрасли работают тысячи игроков) и сравнительно низкая маржа (в среднем менее 5%), что делает это направление не слишком интересным для горнодобывающих гигантов вроде «Алросы», где привыкли оперировать другими уровнями рентабельности.

Хотя та же Индия успешно зарабатывает и на огранке. По данным UNCTAD, в 2021 году эта страна закупала алмазное сырье по средней цене 730 тыс. долларов за килограмм, а экспортировала бриллианты по средней цене 2,25 млн долларов за килограмм — более чем втрое дороже.

Доля России на рынке огранки алмазов не превышает 3–4%, львиная доля добываемых в стране камней поступает на экспорт без какой-либо обработки. Затеянный в 2014 году правительством РФ проект «Бриллиантовая долина» в Якутии в итоге «не взлетел», не получилось и создать во Владивостоке алмазную биржу мирового уровня. Пока гром не грянул, о реальной альтернативе Антверпену у нас не помышляли. И, как оказалось, зря.

До 2022 года до 42% мирового импорта алмазов приходилось на Индию, а если присовокупить ОАЭ и Китай, на эту тройку приходилось две трети импорта, в то время как на все страны ЕС — только 27% (см. график 3).

Можно предположить, что отлучение западных огранщиков от российского сырья станет шансом для индийских игроков усилить свои позиции на мировом рынке бриллиантов за счет перенаправления потоков. В 2020 году 39% поставок «Алросы» в натуральном выражении шли в Бельгию, Индии доставалось лишь 23% (см. график 4); в случае же введения европейского эмбарго торговля с Востоком будет значительно расширена.

Как отмечают отраслевые эксперты, Индия, как и иные незападные площадки, едва ли откажется от российских алмазов. Кроме того, в процессе огранки бриллианты из разных регионов смешиваются и получают местные сертификаты, что затрудняет отслеживание их происхождения в мелко- и среднекаратном сегментах, где доминирует «Алроса». Председатель Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC) Випул Шах, комментируя западные инициативы, также отмечал, что сейчас не существует технологии, которая позволяла бы точно установить месторождение конкретного камня.

Мировой рынок ювелирных украшений с бриллиантами в 2021 году оценивался в 84 млрд долларов, львиная доля приходилась на Северную Америку (50%) и Китай (21%, см. график 5).

Китайский рынок на протяжении последних лет демонстрирует уверенный рост. Страна располагает собственными запасами алмазов, но их совокупные объемы оцениваются всего лишь в 23 млн карат, в то время как импорт алмазов и бриллиантов в страну (напрямую «на континент» и через Гонконг), по данным внешнеторговой статистики, в 2022 году превысил 30 млн карат.

Так что нам предстоит — вслед за нефтяным — еще и алмазный поворот на Юг и Восток. Кроме того, в полный рост встает задача расширения собственных гранильных и ювелирных мощностей.

Синтетика наступает

Перед российской алмазной отраслью стоят и другие вызовы — возможно, даже более серьезные, чем западные санкции. Речь идет об исчерпании доступной сырьевой базы и замене традиционных природных алмазов синтетическими.

Запасы категорий А + В + С1 в России в 2021 году оценивались в 592 млн карат. При сохранении объемов добычи на уровне 2022 года этого хватит примерно на 17 лет. А что потом?

В мае 2023 года представитель геологоразведочного комплекса «Алросы» Егор Захаров в ходе заседания экспертного совета комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды заявил, что в скором времени компания будет не в состоянии сохранять оптимальный баланс минерально-сырьевой базы алмазов. В связи с чем предложил расширить объем региональных геологоразведочных работ и рассмотреть возможность ускорения госпрограмм по развитию арктической зоны Якутии.

Ответом на этот вызов «Алроса» видит выход к источникам алмазного сырья вне России. Например, компании принадлежит 41% в ангольском горнорудном обществе Catoca (6,8 млн карат в год), а в 2019 году с долей в 70% создано СП с местным производителем ZCDC в Зимбабве.

Но это еще не все. По мере исчерпания залежей в мире расширяется производство синтетических камней. Первый синтетический алмаз был получен в 1954 году в лаборатории компании General Electric (GE). В 1970-х удалось создать первый синтетический алмаз ювелирного качества. С тех пор выпуск синтетических алмазов рос и к 2021 году достиг 14,7 млн карат (при мировой добыче натуральных алмазов в 120 млн карат).

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Большая часть производимых синтетических камней используется в технических целях: в инструментах, лазерной технике, электронике и т. д. Синтетические алмазы ювелирного качества также производятся, но покупатели пока предпочитают природные камни. Ювелирная «синтетика» по объемам продаж не превышает 10% рынка природных алмазов. Однако спрос на синтетические драгоценности растет, и объем их рынка может удвоиться уже к 2030 году.

Технологиями изготовления синтетических алмазов владеют 15 стран, но львиная доля мирового производства принадлежит нескольким лидерам. Первым с большим отрывом идет Китай (56% мирового производства). Россия также присутствует в этом списке, но ее доля пока не слишком велика, зарубежные источники оценивают ее в 2%.

В ближайшие пятнадцать-двадцать лет Минпромторг ожидает роста рынка искусственных алмазов и оборудования для их синтеза на 7–12% в год. Предпосылки есть: такие камни на порядок дешевле, к тому же их свойства можно задавать, а не ждать милостей от природы. А значит, еще одним приоритетом развития отрасли на ближайшие годы должно стать развитие технологий и производств отечественной алмазной «синтетики».

Фото: пресс-служба компании «Алроса»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михельсон и газы: история превращений Михельсон и газы: история превращений

Леонид Михельсон успешно развил два направления монетизации углеводородов

Эксперт
Как бизнесмен из Волжского создал сеть блинных по франшизе и вышел в Дубай Как бизнесмен из Волжского создал сеть блинных по франшизе и вышел в Дубай

Евгений Купко рассказывает, как ему пришла идея открыть блинную

Forbes
Зеленая эпоха уходит Зеленая эпоха уходит

Все больше стран отказываются от доллара в пользу национальных валют

Эксперт
Письменная принадлежность: как предприимчивый француз обеспечил мир шариковыми ручками Письменная принадлежность: как предприимчивый француз обеспечил мир шариковыми ручками

Как Марсель Бик дал жизнь одному из символов потребительской революции XX века

Вокруг света
Литий тоже будет наш Литий тоже будет наш

Россия возвращается к добыче собственного лития

Эксперт
Селфи на фоне книг: как женщины заявляли о себе с помощью портретов Селфи на фоне книг: как женщины заявляли о себе с помощью портретов

Отрывок из «Записок библиофила» Эммы Смит — о женщинах и их любви к книгам

Forbes
Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Как голос ИИ может помочь в лечении депрессии и тревоги: вы поразитесь! Как голос ИИ может помочь в лечении депрессии и тревоги: вы поразитесь!

Могут ли роботы помочь в лечении депрессии?

ТехИнсайдер
Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
«Зиллениалы» — это люди между поколениями зуммеров и миллениалов. Интересный факт! «Зиллениалы» — это люди между поколениями зуммеров и миллениалов. Интересный факт!

Зиллениалы — что это за люди на стыке поколений?

ТехИнсайдер
Андрей Лихачев: «Технологии просочатся за пределы мегапроектов» Андрей Лихачев: «Технологии просочатся за пределы мегапроектов»

Как сделать города по-настоящему «умными» и зелеными?

РБК
Правила жизни Александра Абдулова Правила жизни Александра Абдулова

Правила жизни актера, режиссера и народного артиста Александра Абдулова

Правила жизни
«Сколково», МФТИ и разрывы в цикле инноваций «Сколково», МФТИ и разрывы в цикле инноваций

На российских инновационных рынках создаются крупные инновационные компании

Эксперт
Принц Чарльз официально стал королем Карлом III: что это значит для нас? Принц Чарльз официально стал королем Карлом III: что это значит для нас?

Почему даже для иностранцев коронация Карла III — важное событие?

Psychologies
Природный стимулятор: пять необычных «зеленых» офисов со всего мира Природный стимулятор: пять необычных «зеленых» офисов со всего мира

Растения способны снижать уровень выгорания и утомляемости и повышать мотивацию

Forbes
Дорогие дороги: какой будет цифровизация дорожного строительства Дорогие дороги: какой будет цифровизация дорожного строительства

Как цифровизация скажется на дорожном хозяйстве?

Forbes
Одиночество не приговор: 3 шага, чтобы выстроить счастливые отношения Одиночество не приговор: 3 шага, чтобы выстроить счастливые отношения

Как стать счастливее, правильно выстраивая социальные связи

Psychologies
«Ты, что желаешь иметь повсюду с собой мои книжки». Как появились книги «Ты, что желаешь иметь повсюду с собой мои книжки». Как появились книги

Как книги влияли на людей в разные эпохи и почему важнее форма, а не содержание

СНОБ
Колхоз – дело добровольное Колхоз – дело добровольное

Как в Советском Союзе «колхозили» запчасти для иностранных автомобилей

Автопилот
Первые признаки климакса: как отличить менопаузу от недомогания Первые признаки климакса: как отличить менопаузу от недомогания

Как распознать первые признаки нового периода жизни женщины

Psychologies
Бабушка, мама, дочь: голливудские династии, где рождаются только красавицы Бабушка, мама, дочь: голливудские династии, где рождаются только красавицы

Глядя на эти знаменитые семьи, невозможно сказать, что природа отдыхает на детях

VOICE
Они дома: почему спортсмены не спешат уходить из ЦСКА ради Олимпиады Они дома: почему спортсмены не спешат уходить из ЦСКА ради Олимпиады

Почему атлеты самовольно отказываются от международной карьеры

Forbes
«Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова «Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова

Анжелика Пахомова рассказала о том, какой была актриса Инна Макарова

Коллекция. Караван историй
Звонки по мобильному телефону связали с повышенным кровяным давлением Звонки по мобильному телефону связали с повышенным кровяным давлением

Чем длиннее разговоры по мобильному телефону, тем выше риск развития гипертонии

N+1
Экзотика, идеальная картинка, небанальный сюжет: за что мы любим корейские дорамы Экзотика, идеальная картинка, небанальный сюжет: за что мы любим корейские дорамы

Корейские дорамы: что это за жанр и почему его так любят?

Psychologies
Самки павианов перестали выбираться в город после рождения детенышей Самки павианов перестали выбираться в город после рождения детенышей

Посещать человеческие поселения с новорожденным слишком опасно

N+1
Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
Полезное расставание: как превратить неудачу в успех — мнение психолога Полезное расставание: как превратить неудачу в успех — мнение психолога

Даже из расставания можно вынести пользу

Psychologies
«Я забыла, что была беременна»: люди, впадавшие в кому, рассказали, что было, когда они очнулись «Я забыла, что была беременна»: люди, впадавшие в кому, рассказали, что было, когда они очнулись

Люди, впадавшие в кому, рассказали, как они очнулись — и как изменились

VOICE
Медицинский каннабис помог справиться с болью при онкологии Медицинский каннабис помог справиться с болью при онкологии

Как препараты медицинского каннабиса облегчают симптомы онкологии

N+1
Открыть в приложении