Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию

ЭкспертБизнес

На маркетплейс за эмоциями

Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию. Основными игроками на региональных рынках сегодня становятся федеральные маркетплейсы, перед которыми стоят сложные задачи по повышению эффективности бизнеса

Лина Калянина, Екатерина Новикова

Через пять лет до 30% розничных покупок будет проходить через маркетплейсы. Михаил Метцель/ТАСС

Российский рынок интернет-торговли — самая динамично растущая отрасль в стране. Число селлеров в этом году увеличилось втрое. Появилось невиданное количество сервисных услуг; наиболее популярная — услуга «одного окна», или «полный аутсорс», когда сервисные компании берут на себя все функции по реализации товара, освобождая от этой головной боли производителей и поставщиков. А основным способом привлечения покупателей стали коллаборации. Таковы основные итоги прошедшего на днях в Москве Международного форума электронной коммерции.

Вслед за людьми и дорогами

Онлайн-торговля непродовольственными товарами активно перемещается в регионы. Не проходит недели, чтобы наши ведущие маркетплейсы — Wildberries или Ozon — не сообщили об открытии очередного распределительного центра или пункта выдачи заказов в том или ином регионе. По данным АКИТ и Сбербанка, за первое полугодие 2022 года, основная доля заказов на рынке электронной коммерции сегодня приходится на Москву (20,59%), Московскую область (10,8%) и Санкт-Петербург (7,33%). Перспективными называют такие регионы, как Краснодарский край, Свердловскую, Ростовскую, Нижегородскую и Самарскую области, Красноярский край и Республику Татарстан.

Быстрее всего развивается торговля в Московской области. За январь-август 2022 года рынок e-com в Подмосковье вырос вдвое: доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли региона составила 8,3% (для сравнения: в 2019 году — 4,7%). В структуре продаж преобладают крупные маркетплейсы, Wildberries и Ozon принадлежат 27 и 11% соответственно. За этот период количество объектов интернет-торговли в Подмосковье увеличилось на 340, из них 230 — пункты выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и 86 — ПВЗ Ozon.

Рост рынка электронной коммерции в Подмосковье связан с увеличением строительства в регионе и развитием дорожной инфраструктуры. Ожидается, что в перспективе пяти лет прирост экономически активного населения составит от 50 до 70 тыс. человек по таким направлениям, как Горьковское, Новорязанское, Ярославское, Симферопольское. А новая ЦКАД, автомобильная магистраль общей протяженностью 336 километров, позволит активнее развивать логистику в регионе.

Еще одним перспективным рынком эксперты называют Казань — крупный город с хорошей инфраструктурой. Несмотря на то что ведущие маркетплейсы и там сохраняют лидерство, власти активно поддерживают локального игрока — «Казань-экспресс».

В свою очередь, федеральные участники интернет-рынка — Ozon, «Сбермаркет», СТД «Петрович» — уверяют, что не хотят конкурировать с локальными игроками, а напротив, создают площадки для сотрудничества. «Коллаборация равно развитие» — так они описывают перспективы партнерств внутри отрасли. Например, торговый центр «Рио» в Ивановской области, объединяющий в офлайне большое количество российских, узбекских и турецких производителей товаров легпрома, в этом году вошел в десятку лидеров по продажам на маркетплейсе Wildberries. Теперь «Рио» сам планирует стать федеральным маркетплейсом, на котором производители со всей страны смогут продавать свою продукцию.

Программы лояльности многих российских компаний теперь строятся на принципах развития партнерства и расширении пакета предлагаемых покупателям благ (скидок, подарков, кешбэка и т. п.). Например, недавно X5 Group запустила совместное с «Яндексом» продвижение и продажу подписок (программы лояльности). А «Сбермаркет» готов развивать сервисы доставки, сборки товаров и заниматься IT-решениями (онлайн-витрины, создание сайтов для ретейлеров и др.), однако не планирует создавать свой продуктовый бизнес, продолжая работать с крупными партнерами (Globus, Metro, «Ашан», «Магнит», «Лента» и др.), а также с региональным ретейлом.

Региональное распределение рынка интернет-торговли, топ-10

Издержки роста

Но основные страсти разгорелись вокруг маркетплейсов, где было сделано более половины всех онлайн-продаж. «Все туда хотят, все там будут» — так участники форума описывают перспективы развития интернет-площадок. По мнению экспертов, через пять лет на маркетплейсы будет приходиться порядка 30% всей розничной торговли.

Какие же проблемы в данной сфере сегодня могут считаться наиболее серьезными? Для продавцов — дикая конкуренция. Как попасть в верхние строчки в поисковой выдаче? Как поддерживать гибкое ценообразование и назначать конкурентную стоимость? Как вести рекламную политику, чтобы опередить конкурентов и вписаться в кампанию самого маркетплейса? Как сделать карточки товара привлекательными для покупателей? И главное, как рассчитать затраты, чтобы заработать на продажах?

Становится актуальным и выбор товара, поскольку с рынка ушло большое количество международных компаний — производителей и продавцов FMCG. Вероятно, в ближайшее время самой востребованной окажется категория «мебель и товары для дома», так как с рынка ушел очень важный игрок — IKEA. По словам амбассадора Ozon Лео Шевченко, в Wildberries выручка от продажи мебели в июне 2021 года составила 345 млн рублей, а в июле 2022-го уже 837 млн; в целом в этом году онлайн-спрос на мебель отечественных производителей вырос на 40%. Другие востребованные рыночные ниши — детская одежда и мебель, ювелирные украшения, средства личной гигиены, мужская обувь (с рынка ушли многие производители спортивной обуви, которую обычно предпочитают мужчины). По словам участников форума, с точки зрения развития товарных категорий на российском рынке никогда не было таких возможностей, как сейчас.

Перед маркетплейсами также встает целый ряд вопросов — помимо привлечения собственно инвестиций в развитие стационарной инфраструктуры и IT-обеспечения. Как не превратить онлайн-площадку в помойку или барахолку? Как не допустить сбыта контрафактного товара? Как мотивировать продавцов участвовать в ценовых акциях? Как поддержать поставщиков и дать им возможность раскрутиться и выйти на хорошие обороты, ведь маркетплейсы зарабатывают тогда, когда зарабатывают продавцы? Как получать прибыль от логистики, сервиса и рекламы? И наконец, как перейти от продуктового маркетинга к потребительскому, а затем к ценностному, как в офлайн-магазинах, — очевидно, что скоро покупатель и при интернет-шопинге будет ценить прежде всего эмоции и впечатления.

В ответ на подобные запросы появилось огромное количество всевозможных сервисов. Складские и логистические предприятия (например, «Почта России», складской оператор «Бета ПРО», компания СДЭК) начинают предлагать не только услуги по логистике, но и сервисы под ключ, обеспечивая представление продукта на маркетплейсе, его хранение и перевозку, проведение платежей, рекламу и т. д. Причем речь идет о продажах сразу на нескольких онлайн-площадках.

Рекламные компании также проявляют большую активность, обещая клиентам первые строчки в поисковых выдачах. И эта услуга становится востребованной: маркетинговые усилия отнимают у продавцов много времени и сил. К тому же интернет-площадки жестко отслеживают тех, кто занимается самовыкупом продукции (чем больше товаров продано, тем выше поднимается компания в поисковой выдаче на сайте маркетплейса), и вносят их в черный список. В итоге у селлеров остается только два пути продвижения: демпинг и внешняя и внутренняя реклама.

Компания Indeepa представила на форуме программу-репрайсер, автоматически меняющую стоимость товара (гибкое ценообразование) в зависимости от конкурентного окружения и условий работы маркетплейсов.

Профессиональные селлеры сегодня запускают собственные торговые марки, закупая продукты или размещая заказ на производство как внутри страны, так и за рубежом. Эксперт рынка электронной коммерции Юлиана Гордон прогнозирует, что через несколько лет в России появятся инвестиционные фонды, которые будут скупать наиболее успешные отечественные торговые марки на маркетплейсах, как это уже происходит на зарубежных рынках.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тяжелому машиностроению легче не стало Тяжелому машиностроению легче не стало

Наше машиностроение находится не в самом лучшем состоянии

Эксперт
Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 2. Фаллоцентризм Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 2. Фаллоцентризм

Логоцентризм в контексте истории и культуры

Psychologies
Чип спешит на помощь искусственному интеллекту Чип спешит на помощь искусственному интеллекту

Спрос на ChatGPT потянул вверх капитализацию производителей полупроводников

Эксперт
В счастливое будущее без хлама: 7 вещей, от которых вам следует избавиться перед Новым годом В счастливое будущее без хлама: 7 вещей, от которых вам следует избавиться перед Новым годом

Избавившись от хлама, вы освободите место для более нужных и новых вещей!

ТехИнсайдер
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Детская урбанистика: как бизнес может создавать комфортную городскую среду Детская урбанистика: как бизнес может создавать комфортную городскую среду

Дети становятся важным ориентиром для развития городских проектов будущего

Forbes
Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Бумажный пакет дорожает из-за любви к природе Бумажный пакет дорожает из-за любви к природе

Розничные сети продают бумажные пакеты с большой наценкой

Эксперт
Кому принадлежит Байкал Кому принадлежит Байкал

Байкал — личные трагедии, частная инициативы и нарушения интересов природы

Эксперт
Астрономию исключили из школьной программы. Для чего нужно изучать космос? Астрономию исключили из школьной программы. Для чего нужно изучать космос?

Зачем человечество тратит миллиарды долларов на изучение космоса?

Maxim
Ядерный круговорот во благо природы Ядерный круговорот во благо природы

Российская атомная отрасль прошла очередной этап пути замкнутому циклу

Эксперт
Медные провода и крах доткомов: как разбогатеть на технологиях столетней давности Медные провода и крах доткомов: как разбогатеть на технологиях столетней давности

Американец Роберт Хейл стал миллиардером в 1876 году

Forbes
В России всегда было В России всегда было

В разные времена некоторые люди хвалят, а некоторые хулят Россию

ТехИнсайдер
Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы

Как распознать аксиальный спондилоартрит?

Psychologies
Китай построил колоссальный парусный супертанкер, потребляющий меньше топлива, чем обычные рыболовецкие суда Китай построил колоссальный парусный супертанкер, потребляющий меньше топлива, чем обычные рыболовецкие суда

Компания China Merchant Energy Shipping создала новый парусный супертанкер

ТехИнсайдер
Мужчина по совету психотерапевта завел дома 300 тарантулов Мужчина по совету психотерапевта завел дома 300 тарантулов

Пауки помогают справиться с психическими сложностями: личная история

ТехИнсайдер
Со страшной женской силой Со страшной женской силой

Чем Безумная Грета Брейгеля напугала ад

Weekend
Как обмануть возраст Как обмануть возраст

Топ-4 процедур для красоты твоего лица и тела

Лиза
«Чагин»: отрывок из романа Евгений Водолазкин об уникальном мнемонисте «Чагин»: отрывок из романа Евгений Водолазкин об уникальном мнемонисте

Отрывок из романа «Чагин» — о памяти, времени и человеке

СНОБ
Как болят почки. Главные симптомы и отличия от боли в пояснице Как болят почки. Главные симптомы и отличия от боли в пояснице

Проблемы с почками могут быть вызваны заболеванием или повреждением этого органа

Лиза
Варю борщ в кружевных трусах: какие глупости мы совершаем, когда съезжаемся с мужчиной Варю борщ в кружевных трусах: какие глупости мы совершаем, когда съезжаемся с мужчиной

Собрали бинго глупостей, которые начинают делать девушки, съехавшись с парнем

VOICE
Бытовые вопросы: почему пахнет стиральная машинка и как избавить ее от накипи? Бытовые вопросы: почему пахнет стиральная машинка и как избавить ее от накипи?

Есть ли способы избавиться от запашка и продлить срок службы вашей машинки?

ТехИнсайдер
6 писателей страшнее Стивена Кинга 6 писателей страшнее Стивена Кинга

После их книг ты не захочешь выключать свет на ночь

Maxim
4 волшебных правила домашней сушки волос феном, которые все почему-то нарушают 4 волшебных правила домашней сушки волос феном, которые все почему-то нарушают

Мечтаешь дома создавать укладки не хуже, чем в салоне красоты?

VOICE
Мужчины больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний. Как это предотвратить? Мужчины больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний. Как это предотвратить?

Какими способами можно устроить профилактику сердечных заболеваний

ТехИнсайдер
Мужчина и женщина: друзья или будущие любовники? Мужчина и женщина: друзья или будущие любовники?

Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?

Psychologies
Ветряки с вертикальной осью оказались эффективнее солнечных батарей в 1,5 раза! Ветряки с вертикальной осью оказались эффективнее солнечных батарей в 1,5 раза!

Новая разработка для улавливания энергии ветра на крыше

ТехИнсайдер
Воспитание в начале третьего тысячелетия Воспитание в начале третьего тысячелетия

Как воспитывать и как образовывать, «чтобы не было мучительно больно»

Наука
Ада Айнбиндер: «Петр Чайковский: Неугомонный фатум». Новая биография композитора Ада Айнбиндер: «Петр Чайковский: Неугомонный фатум». Новая биография композитора

Книга о жизни Чайковского, основанная на подлинных материалах и документах

СНОБ
Почему тело болит от холода: узнайте причину распространенной проблемы Почему тело болит от холода: узнайте причину распространенной проблемы

Почему мы так подвержены воздействию холода?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении