Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов

ЭкспертHi-Tech

Мурлыкающие роботы-официанты

Российские рестораны и кафе начали тестировать роботов-официантов. Вопреки обещаниям производителей пока роботы не способны полноценно заменить обслуживающий персонал, однако их наличие приводит к увеличению числа посетителей и общей выручки заведений

Екатерина Новикова

Роботы-официанты могут поднимать груз до 40–52 кг в зависимости от модели

В научно-фантастическом романе роботы-официанты наверняка выглядели бы как андроиды, а в реальной жизни они напоминают этажерки с подносами на колесиках и с дисплеем, где схематично изображены глаза и улыбка. Сегодня робота-официанта уже можно встретить в кафе и ресторанах российских городов, причем в регионах спрос на них со стороны рестораторов даже выше, чем в столице. Роботы умеют приветствовать посетителей, доставлять меню и заказ, забирать посуду, ставить музыкальный фон в кафе, а также поздравлять с праздниками и общаться с гостями заведения, например мурлыкать.

Появление роботов уже привлекает дополнительный трафик любопытных посетителей в заведения. Пока большой экономической выгоды от их использования для ресторанов нет — роботам еще многому нужно научиться, и полностью обходиться без поддержки человека они не могут, однако все больше российских заведений общественного питания подключаются к этому эксперименту.

Белла и Пуду развлекают гостей

Популярные модели роботов-официантов — BellaBot (Белла) и PuduBot (Пуду), которые уже используются в кафе и ресторанах, родом из Китая — их производит китайская компания Pudu Robotics. Они изготовлены из авиационного алюминиевого сплава, весят от 35 до 57 кг, могут поднимать груз до 4052 кг (10 или 13 кг на одном подносе) в зависимости от модели робота. Работоспособность такого официанта — от 12 до 24 часов, затем роботу нужно зарядить батарею — полная зарядка занимает около четырех часов. Российские дистрибьюторы обещают, что робот окупится за девять месяцев исходя из затрат на человека-официанта (зарплата, налоги, спецодежда, питание и прочее). Средняя зарплата официанта в России — около 35 тыс. рублей, в столице существенно выше — от 80 тыс. рублей. Робот-официант стоит от 750 тыс. рублей. Пока рестораторы предпочитают брать их в лизинг, цена аренды робота с установленным программным обеспечением в среднем составляет около 60 тыс. рублей в месяц.

«Нельзя сказать, что робот-официант сильно экономит время работы другого персонала, он требует вовлеченности сотрудников. Но робот развлекает гостей: люди улыбаются, разговаривают с ним, у них поднимается настроение», — поделилась опытом тестирования робота директор по маркетингу сети ресторанов «Сушкоф и Дель Песто» в Екатеринбурге Елена Лучанская.

Робота Pudu начали тестировать в «Сушкоф и Дель Песто» в августе этого года в одном из заведений сети. Киберофициант уже за первый месяц увеличил посещаемость в заведении. Причем на робота приходят посмотреть уже не только любители суши, но и местные знаменитости, а однажды даже приезжало китайское телевидение и снимало репортаж в ресторане. «Если раньше в среднем гость заходил в ресторан 2,8 раза в месяц, то в сентябре — три раза. А количество заказов в ресторане вместе с доставкой и самовывозом выросло с 12,3 тысячи до 12,9 тысячи в сентябре», — рассказала г-жа Лучанская.

В компании решили продлить аренду робота, а в декабре и вовсе планируют его выкупить; с учетом скидки за продолжительную аренду он обойдется сети в 400 тыс. рублей. В «Сушкоф и Дель Песто» присматриваются и к другим видам роботов, например, в заведении может появиться робот-няня, который будет следить за маленькими гостями.

Но, кажется, роботы-официанты уже выполняют работу няни: новые официанты очень нравятся детям, поэтому использование робота — особенно удачное решение для семейных кафе и ресторанов среднего сегмента.

«На данный момент в мире около 800 заведений использует роботов-официантов. В российских заведениях, конечно, пока их единицы, — отмечают в компании Smart Protection Items (SPI — официальный дистрибьютор роботов Pudu Robotics в России). — Однако пандемия повышает интерес к обслуживающим роботам: и здоровьем сотрудника не надо рисковать, и посетители чувствуют себя комфортно».

Роботам добавят голоса

В Казани такой «официант» присутствует в ресторане татарской кухни «Алан-Аш». Там нарядили робота в национальный костюм. А в кафе «Разжигатели» в Уфе робот-официант по имени Валя даже «завела» свой аккаунт в соцсетях, где регулярно хвастается чаевыми и делится подробностями своей работы. Используя одно и то же средство для привлечения гостей, кафе и рестораны находят индивидуальный подход, подчеркивая специфику именно своего заведения.

В октябре робот-официант появился и в Москве, в двух кофейнях сети «Шоколадница». Об опыте тестирования роботов рассказал операционный директор ГК «Шоколадница» Юрий Владыкин. В первую очередь необходимо работать с российской озвучкой роботов, считает он, поскольку голос роботов, который записали для российских пользователей, недостаточно звонкий, а это крайне важно в кафе, где много шума: фоновая музыка, разговоры, звук посуды и стульев. «Мы работаем над тем, чтобы изменить тембр голоса Беллы и Пуду, сделать его звонким и выделяющимся на общем фоне кофейни. Вроде бы мелочь, но она очень важна для того, чтобы скорость обслуживания робота была на высоком уровне», — говорит г-н Владыкин.

В «Шоколаднице» столкнулись и с проблемой передвижения роботов в зале. В кофейнях нет одинаковой и постоянной расстановки столов, а значит, посетители могут двигать столы и стулья, размещать на них одежду. «Белла останавливается перед препятствием, и просит ее пропустить, ее тембр голоса может сливаться с фоновыми звуками, тогда гости ее просто не услышат, — говорит Юрий Владыкин. — В итоге она может довольно долго стоять, потому что не находит возможности объехать столик или изменить маршрут».

Движение робота-официанта определяют специальные метки, которые крепятся к потолку заведения. Из-за этого есть определенные технические требования: наклейка с кодом должна находиться на высоте не более пяти метров и на ровном потолке. Система лазерного сканирования местности помогает роботу передвигаться по меткам и обходить препятствия. Однако робот может «обучаться». «После последнего обновления Белла приобрела возможность передвигаться в кофейнях, ориентируясь только на свои радары, без размещения специальных меток на потолке, поэтому количество и варианты кофеен, в которых можно использовать Беллу, резко расширились», — рассказывает Юрий Владыкин.

Насколько выросла производительность кофеен и облегчают ли роботы работу официантам, пока говорить рано, говорят рестораторы. В «Шоколаднице» первые результаты тестирования роботов в кофейнях будут подведены только в январе 2022 года, однако уже сейчас можно сказать, что роботы вызывают большой интерес и позитивные эмоции у посетителей. Гости возвращаются, чтобы еще раз посмотреть на робота-официанта или показать его знакомым. «Иногда люди не успевают с первого раза сориентироваться, достать смартфон и снять на видео робота, делают повторный заказ, чтобы уже приготовиться. Достают смартфон и снимают, как робот приезжает с заказом, привозит чашку кофе, Белла мяукает или желает приятного аппетита — это очень нравится гостям», — рассказал г-н Владыкин.

Скорее всего, роботы-официанты пока не станут массовым явлением, и это выгодно тем заведениям, которые уже приобрели их или взяли в лизинг. И очевидно, что функционал роботов будет расти — например, если раньше официант должен был подойти к роботу, чтобы отправить его в нужное место, то сейчас роботом можно управлять дистанционно. И кто знает, какие сюрпризы приготовили производители.

Фотография предоставлена компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Какое будущее нам готовит новый IT-класс Какое будущее нам готовит новый IT-класс

Езда на беспилотном такси и разговор с тремя ведущими инженерами «Яндекса»

Эксперт
Среди старых находок с юга Испании обнаружили кость пещерного льва Среди старых находок с юга Испании обнаружили кость пещерного льва

Ученые исследовали фаунистические остатки, обнаруженные в пещере Каригуэла

N+1
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Спортсмен в цилиндре и пенсне. Как одевался Владимир Набоков Спортсмен в цилиндре и пенсне. Как одевался Владимир Набоков

О шортах со стрелками, гольфах, ветровке, пиджаках и пенсне Владимира Набокова

СНОБ
«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти «Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Эксперт
Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков Без вины виноватые: почему учителя становятся объектами травли со стороны подростков

С чем связана агрессия у подростков и как правильнее на нее реагировать учителю?

Psychologies
Как не попасть на удочку мошенников Как не попасть на удочку мошенников

Правила цифровой гигиены, чтобы не стать жертвой мошенников

Эксперт
Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца» Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца»

Исполнитель главных ролей о том, из чего состоит актерская профессия

Монокль
Какая наука стоит за модными БАДами Какая наука стоит за модными БАДами

Рынок биологически активных добавок растет в мире и в России

Эксперт
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Как звезда «Унесенных ветром» подстроила знакомство Грейс Келли с князем Монако ради своего мужа Как звезда «Унесенных ветром» подстроила знакомство Грейс Келли с князем Монако ради своего мужа

История любви Грейс Келли и князя Монако Ренье III – одна из самых красивых

VOICE
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Принцип бинокля в отношениях Принцип бинокля в отношениях

Как щедрый мужчина может оставить тебя без копейки и при чем тут принцип бинокля

Лиза
Жители острова Алор отведали икру морских ежей примерно 43 тысячи лет назад Жители острова Алор отведали икру морских ежей примерно 43 тысячи лет назад

Древние люди начали собирать морских ежей еще примерно 43 тысячи лет назад

N+1
Худеем по-австралийски Худеем по-австралийски

В Австралии родился новый диетический бестселлер

Лиза
Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным

Почему всемирная сеть начала трансформироваться в геополитические кластеры

Forbes
Шекспир в окружении Шекспиров Шекспир в окружении Шекспиров

Кто был автором пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру?

Знание – сила
История Лии Заурбековой: как одна болезненная сепарация за вечер всколыхнула всю Россию История Лии Заурбековой: как одна болезненная сепарация за вечер всколыхнула всю Россию

Почему дети сбегают из родительского дома? Дело Седы Сулеймановой

Psychologies
Медные слитки из минойского дворца Агия-Триада отлили из уральской руды Медные слитки из минойского дворца Агия-Триада отлили из уральской руды

Ученые проанализировали состав 15 медных слитков, обнаруженных на Крите

N+1
Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт

Почему все организмы стремятся к ведению быта на основе индивидуальных ритмов?

ТехИнсайдер
Облегчение не в радость: почему падает загрузка сети РЖД Облегчение не в радость: почему падает загрузка сети РЖД

Погрузка сети РЖД снижается уже более полугода. Основные причины

Forbes
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Андрей Соколов: «Когда я сказал, что хочу играть его роль, Караченцов попросил Захарова дать мне шанс» Андрей Соколов: «Когда я сказал, что хочу играть его роль, Караченцов попросил Захарова дать мне шанс»

Сыграть Резанова в то время было как слетать на звезду — это было невозможно

Коллекция. Караван историй
5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака 5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака

Что такое «серый», или «седой» развод?

Psychologies
Почему манга читается справа налево и какой в этом смысл Почему манга читается справа налево и какой в этом смысл

Что такое манга и как её читать?

Maxim
«Писать грустные песни — само по себе было протестом» «Писать грустные песни — само по себе было протестом»

Как Булат Окуджава сделал голос частного человека общественным явлением

Weekend
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении