Мир как беспредметность: Казимир Малевич, Павел Филонов и другие

ЭкспертКультура

«Мир как беспредметность»: история сообщества советских супрематистов

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»

Вячеслав Суриков

Одни из главных источников информации о зарождении и развитии супрематизма — дневники ученика Малевича, художника Льва Юдина

Выставка, название которой указывает на одноименный трактат Казимира Малевича, выстроена вокруг воспоминаний его ученика Льва Юдина. Их встреча произошла в 1919 году в художественном училище Витебска, куда Малевич приехал по приглашению Марка Шагала. Там Юдин вошел в созданную Малевичем художественную группу «Уновис» («Утвердители нового искусства»). Затем, после прекращения существования «Уновиса», Юдин уехал в Ленинград, где Малевич возглавил ГИнХуК (Государственный институт художественной культуры), просуществовавший немногим дольше, чем «Уновис». Все это время Юдин фиксировал увиденное, что-то даже зарисовывал, записывал сказанное по тому или иному поводу. Его свидетельства позволяют увидеть «Уновис» и ГИнХуК изнутри, а вместе с ними и оценить историю деятельности Казимира Малевича, сумевшего не только радикально изменить развитие мирового искусства, но и на некоторое время заставить считаться с собой нарождающуюся советскую бюрократию.

Две судьбы

Невольной жертвой его неиссякаемой энергии стал Шагал. Малевич захватил в Витебске его идейное и физическое пространство. Шагалу в созданном им училище не осталось места — к счастью для него. Уехав в Германию, а оттуда во Францию, он стал мировой знаменитостью, прожив до девяноста семи лет. Малевич прожил до пятидесяти шести. В 1930 году провел несколько месяцев в советской тюрьме. Умер своей смертью — от рака предстательной железы, задолго до международного триумфа картины «Черный квадрат», самого известного из всех когда-либо написанных российскими художниками произведений изобразительного искусства. Но его энергия не рассеялась в пространстве. Малевич смог ее заключить в свои произведения, и она продолжает трансформировать мировое искусство, в котором абстрактное существует наравне с фигуративным. И никто для этого не сделал больше, чем Казимир Малевич и его «Черный квадрат». Его фигура настолько масштабна, что затмевает всех его сподвижников.

На выставке «Мир как беспредметность», как и на других посвященных русскому авангарду (это одна из центральных тем Еврейского музея и центра толерантности), мы видим: Малевич в своих художественных воззрениях был настолько убедителен, что вокруг него сплотились многочисленные последователи. Они оказались готовы не только пойти на слом консервативных представлений о том, каким должно быть изобразительное искусство, но и терпеть голод и холод: последние два года существования «Уновиса» в Витебске были омрачены материальными проблемами. Они-то и заставили Малевича бросить освоенное географическое пространство и переехать в Ленинград. И все ради того, чтобы продолжить интенсивную художественную и преподавательскую деятельность. Он не просто придумал новую концепцию и воплотил ее в жизнь, но создал вокруг нее движение — настолько мощное, что и после того, как абстрактное искусство попало в СССР под запрет, идеи Малевича продолжали распространяться и подчинять себе творчество новых художников.

Центральная тема выставки — история создания Казимиром Малевичем новаторской школы авангардного искусства

Новый мир

«Мир как беспредметность» в Еврейском музее показывает нам это сообщество, которое сплотилось в Витебске в единый организм и продолжило свое существование в Ленинграде. Если его и можно сравнить с каким-то аналогичным движением, то, скорее, с движением религиозного толка, а Льва Юдина — уподобить евангелисту, документирующему слова и поступки Мессии. Малевич и в самом деле был мессией, призванным перевернуть представление человечества об искусстве. И возможно, этого переворота не случилось бы, если бы не его ученики. Он обладал сверхчутьем, позволявшим ему не только самому блуждать по миру беспредметности, но и вести за собой по нему других. Он учил не просто различать этот мир, но мыслить, используя его категории. В работах Льва Юдина можно увидеть, как он подключается к системе образов своего учителя и создает аналогичный мир, который по своему своеобразию и гармонии ничем не отличается от мира, созданного Малевичем. Его картины не лучше и не хуже. В абстрактной живописи работы художников можно сравнивать только по степени проявленности в них того самого мира беспредметности.

Простых критериев для сравнения нет. Наиболее доступный инструмент распознавания подлинности мира беспредметности — собственная интуиция: либо ты понимаешь систему геометрических образов, изображенных на картине, чувствуешь, что от их сочетания исходит эмоция, либо нет, линии и цветовые пятна на холсте оставляют тебя равнодушным, не вызывая никаких ассоциаций. И здесь снова уместны религиозные аналогии: Малевич открывал для витебских художников новый, до сих пор неведомый им мир, возвещал о его существовании, был его пророком. Абстрактная живопись уравновешивает живопись фигуративную, сообщая, что есть что-то такое, о чем мы до сих пор не подозревали. Теснимая еще и фотографией, фигуративная живопись удерживает свои позиции благодаря картинам, созданным в период, когда фотоаппаратов еще не существовало. Но все ее достижения остались в пределах первой половины XX века.

На выставке представлено 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев

Место действия

Выставка «Мир беспредметности» — это еще и история Витебска, города, внезапно для себя на несколько лет ставшего центром мирового авангарда. Начало этой истории было положено в 1897 году, когда художник Иегуда Пэн создал здесь частную школу живописи. Его автопортреты можно увидеть на выставке. В них нет ничего, что могло бы намекнуть на дальнейшее развитие событий и на то, какую роль сыграет его школа в начале XX века. Обе работы выполнены в традиционной для XIX века технике. С них из затемненного пространства смотрит на нас элегантный мужчина. На одной из работ он в шубе и в котелке, и ничто не указывает на род его занятий, на второй — изобразил себя с кистью и палитрой в руках, и становится ясно, что он художник. Этот человек и стал предтечей культурного взрыва, который случился в Витебске в двадцатых годах прошлого века. Его работы и их разительное отличие от всех остальных работ на выставке — это еще один повод удивиться тому, насколько радикально Малевич перебросил учеников школы из одного стиля живописи в другой.

Но и Шагал, еще один предшественник Малевича и апостол русского авангарда, так же далек от супрематизма. Для него предметный мир не исчерпан. Он продолжает радоваться его очертаниям. Наслаждается игрой света и тени. Его манит природа. Ему, как и импрессионистам, не нужна тщательная прорисовка деталей. На выставке можно увидеть его работу, где на столе, накрытом полосатой скатертью, в вазе стоят сорванные цветы, в которых нет ни красоты, ни изящества. Но это узнаваемое пространство — комната с синими стенами, из окна вид на березовую рощу. И еще одна работа с окном, перед которым стоит почти тот же стол и те же стулья. Вот только на столе не цветы, а кукла на игрушечном стуле. Достаточно взглянуть, чтобы почувствовать разницу между Шагалом и Малевичем и понять, почему они так резко разошлись в Витебске. Малевич если и принимает предметный мир, то не может его не трансформировать: человеческие фигуры, написанные им в 1930-е годы, лишены черт лица, а иногда и конечностей — как представленная на выставке безрукая черно-зеленая «Женская фигура».

Мысль о том, что и я так могу, не будет слишком большим заблуждением. Малевич, безупречно владея живописной техникой (чтобы оценить ее, достаточно вспомнить его автопортрет в образе венецианского дожа), делал акцент не на мастерство изображения, а на умение особым образом видеть мир, что и позволило ему в самом начале 1920-х годов совершить стремительную экспансию: «Утвердители нового искусства» тогда появлялись то в одном городе, то в другом. Еще одна характерная черта — супрематизм Малевич считал вершиной всего пути, проделанного мировым изобразительным искусством, что еще раз заставляет думать о нем скорее как о личности сродни религиозным пророкам. Возможно, супрематизм и был для него религиозным учением, которое он заключил в оболочку живописи. На фотографиях Малевич предстает в окружении учеников. И здесь он вождь, ведущий своих последователей в неведомое будущее. И сейчас нам, глядя на его работы, остается только признать, что он был прав.

Фото: Еврейский музей и центр толерантности (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Страна восходящего кризиса Страна восходящего кризиса

В Японии правительство оказалось в западне: инфляция разгоняется

Эксперт
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Завтра на работу Завтра на работу

Попробуем составить реалистичные карьерные прогнозы

VOICE
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Современная стоматология: как технологии улучшат качество жизни и продлят молодость Современная стоматология: как технологии улучшат качество жизни и продлят молодость

Когда хронически болит голова, люди, к сожалению, не бегут к стоматологу

Эксперт
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие

Что делать, чтобы найти в себе силы жить дальше после пережитого насилия?

Psychologies
Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить

Нимфомания – понятие, довольно часто встречающееся в разговорах о сексуальности

Лиза
Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться Ресторатор Александр Сысоев — о пьянстве в барах и том, как с ним бороться

Почему люди в барах напиваются и пристают к гостям и как этого избежать

СНОБ
Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка» Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка»

Как надо строить роботов-гладиаторов

ТехИнсайдер
Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте Подводные лодки с воздухонезависимыми силовыми установками в российском и советском флоте

Подводные лодки с двигателями внутреннего сгорания замкнутого цикла

Наука и Техника
Как выйти из токсичных отношений с самим собой Как выйти из токсичных отношений с самим собой

Почему мы ругаем себя? Чем отличается самоанализ и самокритика?

Psychologies
Рассказ о трех олигархах: как главы Samsung, Hyundai и Lotte вывели Корею из нищеты Рассказ о трех олигархах: как главы Samsung, Hyundai и Lotte вывели Корею из нищеты

Отрывке из книги корееведа Андрея Ланькова «Не только кимчхи»

Forbes
Добротный «европеец»: первые впечатления от тест-драйва новой модели кроссовера Kaiyi X7 Kunlun Добротный «европеец»: первые впечатления от тест-драйва новой модели кроссовера Kaiyi X7 Kunlun

Новый Kaiyi X7 Kunlun удивительным образом напоминает европейские модели

ТехИнсайдер
Бессмертие «цзы» Бессмертие «цзы»

Иероглифы в Поднебесной всегда воспринимались как нечто священное

Знание – сила
3 женские ошибки, которые могут разрушить отношения 3 женские ошибки, которые могут разрушить отношения

Почему сохранить отношения удается далеко не всем женщинам?

Psychologies
2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия» 2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия»

Факты самого гениального фильма о тупости

Maxim
Денис и Артемий Драгунские: «Мы поэты чего-то оптимистического» Денис и Артемий Драгунские: «Мы поэты чего-то оптимистического»

Писатель Денис Драгунский — о том, что для него значит слово «династия»

Правила жизни
Открыть в приложении