«Рекорд инжиниринг» разрабатывает оборудование для уменьшения доли ручного труда

ЭкспертБизнес

Между человеком и роботом

Уральская компания разрабатывает и выпускает вспомогательное оборудование для уменьшения доли ручного труда и его облегчения. В ситуации, когда российские предприятия не могут позволить себе промышленных роботов, продукция «Рекорд инжиниринг» пользуется спросом

Вера Колерова

Промышленные манипуляторы позволяют резко снизить физическую нагрузку на человека, но работать без него они не могут

«Рынок подтолкнул, вот и начали делать нестандартное оборудование», — говорит основатель екатеринбургской компании «Рекорд инжиниринг» Евгений Долгих. Он выходец из структур «Росатома» — работал на Уральском электрохимическом комбинате, потом в Центральном проектно-технологическом институте (принадлежит ТВЭЛ). «Я видел, как у меня на глазах предприятия брали на вооружение худшие западные схемы производства и закрывали конструкторские подразделения, мастерские, где делалось нестандартное оборудование, — рассказывает Долгих. — Связка между проектированием, конструированием и изготовлением оборудования оказалась нарушена на большинстве предприятий — по крайней мере, относительно неосновной продукции. Например, если предприятие делает насосы, то конструкторское бюро по разработке насосов оно сохраняет, но на такие второстепенные направления, как, допустим, изготовление испытательных стендов, сил уже не хватает».

На подхвате

«Рекорд инжиниринг» не замахивается на основную деятельность предприятий, но готова сделать, например, для завода, выпускающего электродвигатели, оборудование для фиксации ротора и статора во время операций по намотке катушки двигателя, формовочную машину, манипулятор для перемещения колесных дисков и множество других полезных «мелочей». Как, например, новый тип конвейера или погрузочно-разгрузочного устройства. В общем, компания занимается автоматизацией межоперационных перемещений.

«Можно, конечно, найти подобное техническое решение за рубежом, но с вас там три шкуры сдерут, — говорит Евгений Долгих. — Потому что любое отступление от стандартного проекта — это дорогое удовольствие, трата времени высокооплачиваемых западных инженеров. Мы в этом смысле чувствуем себя по сравнению с ними очень конкурентоспособными».

«Мы с “Рекорд инжиниринг” сотрудничаем примерно с 2008 года. И мы с тех пор далеко шагнули, и они переключаются на более сложное оборудование, — говорит Станислав Гизатуллин, начальник отдела оборудования и запасных частей “Уральских локомотивов”. — Вплоть до того, что, когда у нас был трансфер технологий от Siemens по производству электропоездов “Ласточка”, мы в ряде случаев просили их сделать нам аналогичное зарубежному технологическое оборудование. И они делали его по более выгодной цене, с сохранением качества».

Например, окна в вагоны «Ласточки» вклеиваются с помощью сборочных эстакад и промышленных манипуляторов, которые «Уральским локомотивам» поставила «Рекорд инжиниринг». Она же сделала вспомогательные тележки для перемещения кузовов вагонов электропоезда по участкам сборки и платформенные передаточные тележки для покрасочных и сушильных камер.

На «Уральских локомотивах» работает четыре промышленных манипулятора производства «Рекорд инжиниринг». Это не роботы, а довольно простые устройства для выполнения операций по изменению положения детали. Манипулятор может поднять заготовку с помощью специального захвата, переместить ее или повернуть. Но делается это с участием человека — оператора, который управляет манипулятором.

Те же окна для поездов можно устанавливать, и полностью роботизировав этот процесс, но это обойдется в десятки миллионов рублей, говорит Станислав Гизатуллин, даже если речь идет о наиболее распространенных решениях, например от компании Fanuc.

Манипуляторы в зависимости от вида захвата, которым они оснащаются (он может быть механическим, вакуумным, магнитным) и назначения, стоят от половины миллиона рублей до двух миллионов. По словам Гизатуллина, манипуляторы «Рекорд инжиниринг» обошлись «Уральским локомотивам» в два с половиной — три раза дешевле, чем удалось бы приобрести импортные.

Понятно, что проекты по изготовлению нестандартного оборудования всегда штучные и имеют разную рентабельность и степень сложности. Но вот манипуляторы стали для «Рекорд инжиниринг» почти серийной продукцией, как говорит Евгений Долгих. Предприятиям они нужны с одной целью — снизить физические нагрузки на работников. Манипуляторы не увеличивают скорость перемещения деталей, скорее даже замедляют. Но снижение нагрузок становится ценностью для многих предприятий, считает Долгих, ведь в России постепенно внедряются западные стандарты безопасности труда. Такие «роботизация» и «повышение производительности труда» актуальны для многих российских предприятий. Порой даже самый примитивный манипулятор может быть конкурентным преимуществом.

«Постоянного предсказуемого спроса на манипуляторы нет, но в последние год-два мы делали их больше, чем когда бы то ни было, — говорит Евгений Долгих. — А когда мы входили в этот рынок в середине 2000-х, он был почти пуст: те заводы, которые еще с советских времен производили краны-манипуляторы, дышали на ладан. Да и сегодня многие из них до конца не восстановились. А в СССР эта тема была очень развита, но шла она не от потребности, а скорее от моды».

Знание — сила

Начинался бизнес «Рекорд инжиниринг» практически без вложений, говорит Евгений Долгих. Первый проект по изготовлению комплекса оборудования для перемещения и мойки изделий (конвейеры, пневмоманипуляторы) выполнили за авансовый платеж от заказчика — Уральского завода газовых центрифуг, договориться с которым удалось благодаря личным связям. На руку предпринимателям сыграло и то, что более крупные предприятия не могли достаточно быстро спроектировать и изготовить такое оборудование. «Рекорд инжиниринг» оперативно выполнила этот заказ по своим чертежам, арендовав цех и закупив самое простое оборудование. Главным активом была инженерная мысль. Потянулись и другие заказчики. «В чем прелесть нашей работы? Мы много знаем о том, как устроены производственные операции на разных предприятиях, — объясняет Евгений Долгих. — Задачи-то у всех примерно одинаковые: поднять, переместить, прикрутить. И мы понимаем, как, например, на керамическом производстве применить технологии, которые работают у трубников». Часть операций по производству агрегатов компания выполняет сама — сварку, покраску, сборку. Лазерную резку, гальванику и другие более сложные работы заказывают на уральских предприятиях. «Слава богу, мы же в Екатеринбурге», — отмечает Евгений Долгих.

Проекты «Рекорд инжиниринг» выполняет единичные, и нишу компания выбрала едва ли не премиальную. По крайней мере, все комплектующие для своего оборудования, в том числе манипуляторов, компания покупает только у известных брендов — европейских и американских. Нет ни одной китайской детали — это принцип. Российские детали пока скорее исключение. Но примеры есть: датчики положения с завода «Сенсор» (Екатеринбург), приводы (пневмомускулы) для манипуляторов, производство которых немецкая Festo (один из ведущих мировых поставщиков пневматических и электромеханических систем для автоматизации промышленности) локализовала в России.

«Рекорд инжиниринг» конструирует устройства самостоятельно и получила на свои разработки ряд патентов. Запатентован, к примеру, манипулятор с пневмомускулом (пневмомускул — особый тип пневмоцилиндра; его производит Festo). Аналогов такого манипулятора в России пока нет. «И в мире они нам неизвестны», — говорит Евгений Долгих.

Всего в линейке «Рекорд инжиниринг» четыре основных типа манипуляторов, к которым выпущено более 50 захватов для разных целей. В компании вспоминают лишь один случай, когда не удалось сделать манипулятор с захватом для перемещения деталей, который заказывало предприятие «Урал Боинг» (занимается механической обработкой штамповок авиационного назначения из титановых сплавов). Оказалось, что в этом случае буквально не за что ухватиться: детали имеют обратный уклон без параллельных поверхностей. Заказчик в итоге решил, что проще «кантовать» детали с помощью крана, тем более что речь шла о довольно редких операциях.

Проекты в области нестандартного оборудования приносят «Рекорд инжиниринг» порядка 75% выручки (остальное — манипуляторы), которая очень разнится год от года, но приблизительная вилка — от 25 млн до 140 млн рублей в год; бюджеты проектов — от 300 тыс. рублей до нескольких десятков миллионов за систему перемещения деталей с участием манипуляторов. Работает компания с бизнесом любого масштаба по всей России. Но есть рынки, плотно закрытые от российских производителей, например автомобильный. На всех автосборочных предприятиях с западными корнями, расположенных на территории России, стоят импортные технологические линии с импортными же манипуляторами. «Мы делали нескончаемые попытки выйти на этот рынок, — рассказывает Евгений Долгих. — До конкурса допускают, но ведь заранее известно, кто в нем победит. Но за участие поблагодарят». Чтобы получить хотя бы один проект в автопроме, «Рекорд инжиниринг» пришлось пойти на сильное снижение цены. «Поработали на портфолио, пусть заказ будет, хоть и с очень низкой рентабельностью», — говорят в компании.

Занимаясь автоматизацией производства, в «Рекорд инжиниринг» не могли пройти мимо промышленных роботов и попытались было продавать продукцию японской Kawasaki, однако спрос на них оказался почти нулевым. А потребность в пневматических манипуляторах все-таки есть, хотя спрос и невозможно точно спрогнозировать, считают в компании. Ясно только, что очень высоким он и не может быть, хотя бы потому, что физические нагрузки на сотрудников учитываются уже на этапе проектирования предприятий и рассчитываются так, чтобы не было необходимости в применении манипуляторов. Конкуренция на этом рынке тоже присутствует, и не только с импортными манипуляторами, но и теми, которые делают российские заводы в центральной части России.

Не сказать, что в «Рекорд инжиниринг» чувствуют себя уверенными в будущем: у компании есть портфель заказов максимум на полгода вперед. «Наша главная задача — сохранить наш коллектив из 23 человек, чтобы они не смотрели на сторону и достойно жили», — отмечает Евгений Долгих. К неопределенности в компании давно привыкли и не чувствуют себя подвешенными в воздухе — научились умело манипулировать имеющимися конкурентными преимуществами: инженерной смекалкой и налаженными связями. «Государство для нас может сделать только одно — развивать промышленность. А мы уже как-нибудь за ней будем успевать», — говорит Евгений Долгих.

Фото предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путин создает в России «глубинное государство» Путин создает в России «глубинное государство»

Поправки к Конституции позволяют перейти к «прорывной» модели развития

Эксперт
Возвращение Возвращение

Как Александр Соколов убеждает участников списка Forbes отдавать долги

Forbes
Точка разрыва Точка разрыва

Рынок нефти переживает беспрецедентный профицит предложения

Эксперт
План моментальной пропаганды План моментальной пропаганды

Что мы делаем с памятниками и что памятники делают с нами

Огонёк
Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие Бедным хочется купить, обеспеченным — получить удовольствие

В России начал формироваться рынок аренды вещей на базе новых онлайн-платформ

Эксперт
Кожаный мяч Фрица Вальтера Кожаный мяч Фрица Вальтера

Какой из кожаных мячей был самым главным в жизни Фридриха (Фрица) Вальтер?

Дилетант
Василий Ян Василий Ян

Василий Ян глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты

Большинство диет предполагает ограничения в питании

Cosmopolitan
«Мы не тот банк, который забирает пользователей» «Мы не тот банк, который забирает пользователей»

Анна Кузьмина — зачем финтех-компаниям банковская лицензия и что такое необанк?

Эксперт
Жили бы ли? Жили бы ли?

История не терпит не только условного, но и повелительного наклонения

GQ
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
7 лжеполезных перекусов 7 лжеполезных перекусов

Для перекусов мы всегда ищем что-нибудь полезное

Худеем правильно
6 сериалов, которые смотрятся на карантине за один день 6 сериалов, которые смотрятся на карантине за один день

Лучшие короткие сериалы с рейтингом не менее 8 из 10

Популярная механика
«Хозяин отвечает за все». Ресторатор Катя Бокучава о том, как правильно вкладывать деньги в гастрономический бизнес «Хозяин отвечает за все». Ресторатор Катя Бокучава о том, как правильно вкладывать деньги в гастрономический бизнес

что помогает ресторанам пережить инфляцию и сколько стоит открыть заведение?

Forbes
Девушка похудела на 30 кг из мести парню, отменившему свидание в день рождения Девушка похудела на 30 кг из мести парню, отменившему свидание в день рождения

24-летняя жительница Уэльса Лори Болл получила неожиданный удар от парня

Cosmopolitan
Искусство притворства. Как подготовиться к рабочей онлайн-встрече на карантине Искусство притворства. Как подготовиться к рабочей онлайн-встрече на карантине

Почему к онлайн-встрече с коллегами лучше подготовиться и как это сделать

СНОБ
Девон, Англия Девон, Англия

Теперь в этих топях заброшенный эльфийский лес

Maxim
Вредные советы для (не)творческих родителей Вредные советы для (не)творческих родителей

Кажется, современных детей начинают обучать еще в утробе матери

Psychologies
Формула страсти: постельные хитрости, которые заставят ее кричать от удовольствия Формула страсти: постельные хитрости, которые заставят ее кричать от удовольствия

Пять приемов, которые сведут ее с ума

Playboy
Не время для драмы: топ-10 сериалов, которые заставят ваше сердце таять Не время для драмы: топ-10 сериалов, которые заставят ваше сердце таять

Налейте чашку какао и насладитесь сериалами, согревающими душу

Cosmopolitan
Пришли в сознание Пришли в сознание

Модный шопинг — последнее, что цивилизация отберет у героинь «Татлера»

Tatler
Как фирма однокурсника Путина стала крупнейшей юридической компанией России Как фирма однокурсника Путина стала крупнейшей юридической компанией России

Фирма «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» была небольшим адвокатским бюро

Forbes
«Люблю, а королем не буду!»: самые известные брачные скандалы Виндзоров «Люблю, а королем не буду!»: самые известные брачные скандалы Виндзоров

Любовные скандалы — неотъемлемая часть истории британской королевской семьи

Cosmopolitan
Моделирование лишило земное ядро половины углерода Моделирование лишило земное ядро половины углерода

Углерод при условиях образования Земли меньше предпочитал металлы силикатам

N+1
Великая стена Великая стена

Защитить Европу от затопления с помощью самой большой дамбы в истории

Огонёк
Автомобиль года: час быка Автомобиль года: час быка

Лучший роскошный автомобиль года и ещё пять претендентов на место в вашем гараже

Robb Report
Принуждение к отдыху. Зачем Владимир Путин велел всем не работать Принуждение к отдыху. Зачем Владимир Путин велел всем не работать

Неважно, кто будет платить зарплаты, когда речь идет о великой русской мечте

СНОБ
Принцы с телефонами: как члены королевских семей относятся к гаджетам? Принцы с телефонами: как члены королевских семей относятся к гаджетам?

Членам королевской семьи не чужды простые человеческие радости

Cosmopolitan
Западные равнинные гориллы поделили территорию без кровавых конфликтов Западные равнинные гориллы поделили территорию без кровавых конфликтов

Равнинные гориллы избегают решать территориальные конфликты драками

N+1
5 правдивых историй про Билла Гейтса, в которые трудно поверить 5 правдивых историй про Билла Гейтса, в которые трудно поверить

Жизнь Билла Гейтса во многих отношениях отличается от жизни большинства из нас

Playboy
Открыть в приложении