«Транспневматика» вложит сотни миллионов рублей в производство дисковых тормозов

ЭкспертHi-Tech

Кто остановит поезда

Российская компания освоила выпуск дисковых тормозов для скоростного железнодорожного транспорта, которые раньше покупали у немецкой Knorr-Bremse, и тем самым сняла риск отправки составов на стоянку в депо из-за отсутствия этих комплектующих

Александр Астапов

Без внедрения дисковых тормозов невозможен рост крейсерских скоростей поездов, да и существование городских электричек под вопросом. Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС

Предприятие «Транспневматика» из города Первомайска Нижегородской области вложило сотни миллионов рублей в производство дисковых тормозов. Теперь оно готово оснащать скоростные электропоезда «Ласточка», «Иволга», а в перспективе высокоскоростной «Сапсан» и не только дисковыми тормозами собственной разработки. Речь идет как о замене отработавших свой ресурс изделий компании Knorr-Bremse, уже установленных на действующих поездах и локомотивах, так и о вновь создаваемом скоростном и высокоскоростном подвижном составе.

Могли бы и сами…

Что мешало достичь технологического суверенитета в области поездных тормозов раньше? Технически и технологически, в общем-то, ничего. Дисковый тормозной механизм поезда (см. схему «Дисковые тормоза»), при всех специфических требованиях к ресурсу и надежности на железной дороге, не сложнее автомобильного.

И даже проще: вентилируемые, то есть с внутренними каналами для охлаждения, тормозные диски льют не целиком, а из двух половинок, соединяемых после мехобработки болтами на стальной ступице, — это так называемые диски осевого типа, устанавливаемые на ось колесной пары. Такие диски используются на неведущих осях вагонов электропоездов и обычных вагонов. Еще проще диски колесного типа: их половинки, конструктивно аналогичные осевым, крепятся непосредственно к колесу с двух его сторон. Их устанавливают на ведущие (моторные) колесные пары электропоездов и на локомотивы.

А технологии изготовления тормозного привода с единственным и при этом длинноходным поршнем выглядят чуть ли не пещерными на фоне изящных и невесомых автомобильных «моноблоков» о шести-восьми поршнях. Хотя, конечно, грубость имеет свой смысл: малая масса здесь не нужна, как и высокая точность срабатывания, а вот миллионный ресурс механизма, дисков и блоков, причем во всех климатических зонах и в любую погоду, необходим, как и минимальный объем обслуживания.

Все хорошо у нас и с компетенциями: советское транспортное машиностроение не слишком отставало от западного, а иногда и опережало его. Не исключение и тормоза. На трамваях дисковые механизмы появились почти сразу после войны, а с 1961 года начали использоваться на опытно-промышленных партиях вагонов и электропоездов. Так, вагоны первого скоростного поезда «Аврора», разгонявшегося до 160 км/ч, в 1965 году были переведены на дисковые тормоза. Появившиеся спустя семь лет вагоны поезда «Русская тройка», который разгонялся уже до 200 км/ч, изначально были оснащены такими механизмами. Как и многострадальный электропоезд ЭР-200, построенный в 1973-м, но допущенный к эксплуатации лишь в 1984-м, и еще более несчастливый ЭС-250 «Сокол», появившийся в 2000-м, но так и не дошедший до того, чтобы возить пассажиров.

Однако скоростные составы были каплей в море прочего железнодорожного подвижного состава, который из-за его неторопливости, все более заметной на фоне ускорявшихся как в Европе, так и в Азии поездов, и консервативности отрасли оснащали колодочными тормозами (см. схему «Колодочные тормоза»).

 

А когда уже в начале XXI века встал вопрос об «ускорении и перестройке» железнодорожного хозяйства, пока только пассажирского, выбор сделали в пользу интеграции с западными производителями. Так появились «Сапсан» и «Ласточка» (в девичестве Siemens) и пассажирский электровоз ЭП20 (созданный в сотрудничестве с Alstom), изначально оснащенные дисковыми тормозами Knorr-Bremse. Тормоза этой же фирмы, монополиста в своей отрасли, решили ставить и на пассажирские вагоны новейших серий, рассчитанные на скорость до 200 км/ч. Наши производители в этом, к слову, не одиноки: еще раньше на механизмы Knorr-Bremse перешли вагоностроители из бывших республик СССР. Что поделать: тираж снижает стоимость, а опыт обеспечивает качество.

А потом Knorr-Bremse ушла не попрощавшись. И оказалось… оказалось, что отечественные разработчики все эти годы не сидели сложа руки.

Сами и смогли

«Транспневматика», более ста лет производящая узлы для железнодорожного транспорта, еще в 2006 году начала разрабатывать дисковые тормозные системы в сотрудничестве с другими предприятиями и научными институтами отрасли. И не копируя лидера, а создавая собственные компетенции, защищенные патентами и подтвержденные сертификационными испытаниями, а требования последних к железнодорожному транспорту порой не уступают авиационным. Спустя десять лет эксперименты перешли в серийное производство тормозных дисков для «Ласточек», а в конце апреля 2023-го генеральный директор «Транспневматики» Владимир Батенков не без гордости представил прессе новые мощности производства и линейку современных тормозных механизмов, позволяющую полностью закрыть потребность и в новых тормозах, и в запасных дисках для уже выпущенных поездов.

Модернизация и диверсификация, к слову, крайне важны и для самого завода: его основная продукция, системы тормозов для грузовых вагонов старого, колодочного, типа, оказалась мало востребованной в прошлом году, когда сократился выпуск этих самых вагонов. Оборот предприятия упал с 6 млрд рублей в 2011 году до 700 млн в 2022-м, и банки, по словам Батенкова, отказывались давать ссуду под обновление производства: мол, убыточные вы. Выручил Фонд развития промышленности (ФРП).

В обновление и расширение производства вложено свыше 572 млн рублей, из них 199 млн предоставил федеральный ФРП и еще 30 млн — его региональное отделение. На днях ФРП одобрил еще один заем, на 218,2 млн (из 282 млн общих затрат), для дальнейшего расширения производства — уже для перспективных пассажирских вагонов, включая двухэтажные.

Станки с ЧПУ на новом производстве «Транспневматики» — токарные, фрезерные — частично отечественные, частично китайские, плюс готовится к вводу автоматическая линия плавки чугуна на собственном литейном производстве, заменяющая старые добрые вагранки. Стоит отметить, что тормозные механизмы на 80% изготовлены самим заводом из собственного чугунного и стального литья, остальное (манжеты, метизы) закупают у отечественных же предприятий. Таким образом, механизмы «Транспневматики» полностью российские.

Обновленные мощности позволят производить до 450 тормозных блоков и до тысячи дисков в месяц — и для вновь производимых поездов, и для ремонта уже выпущенных. Помимо уже эксплуатируемых «Сапсана» и «Ласточки», имеющих немецкие корни, это и российская «Иволга 3», и «Восток», полностью локализированная и «русифицированная» версия «Ласточки». А также поезд метро нового поколения «Москва-2020», пассажирский электровоз ЭП20 (а впоследствии, для его замены, ЭП40) и вагоны новых типов.

На первом плане оснащение пассажирского состава, но на дисковые тормоза уже переходят и производители специальной техники (в частности, железнодорожных кранов), а в перспективе наращивание скорости и грузовых поездов. Пока — через создание «ускоренных» составов, ведомых пассажирскими локомотивами. Нижегородцы готовы и к этому. Наработки конструкторов «Транспневматики» позволяют создать новые системы или приспособить имеющиеся для любого подвижного состава, обеспечив необходимые тормозные свойства грузовым поездам с конструктивной скоростью до 140 км/ч, а пассажирским — до 250 км/ч.

Начаты на «Транспневматике» и предварительные проработки системы для перспективного высокоскоростного (до 360 км/ч) поезда, создаваемого компанией «Синара — Транспортные машины». По словам конструкторов завода, кардинально возросшая скорость движения потребует принципиально иного уровня исследований при разработке всех систем, в том числе постройки новых стендов и новых полигонов. И не исключено, что еще и внедрения новых технологий изготовления: на сертификации состав должен выдержать два торможения — с максимальной скорости до нуля — в течение десяти минут, причем только на тормозах, без использования реостатного и рекуперативного режимов (торможения двигателем). Но, в общем, даже переход на карбон-керамические тормозные диски вместо чугунных, потребуйся таковые, не та крепость, которую не смогли бы взять нижегородцы.

А тем временем начала возникать конкуренция: по заявлению Тараса Спивака, генерального директора группы компаний «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК, входит в Трансмашхолдинг), в конце прошлого года они приступили к формированию дивизиона по тормозным системам. Первые диски и тормозные блоки для продукции Трансмашхолдинга в ГК КСК намерены выпустить в 2024 году. В интервью Rollingstock Agency, которое Тарас Спивак дал в конце марта, он высказал сомнения в возможности российских производителей тормозных систем «обеспечить соответствующий технический уровень и объем производства». Судя по увиденному нами на обновленном производстве нижегородцев, сомнения эти лишены оснований.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза работают подобно велосипедным клещевым. Только зажимается не обод, а отдельный диск по типу вентилируемого автомобильного, установленного на колеса и оси вагона или локомотива. Такая система сложнее в изготовлении, а потому дороже, зато долговечнее и стабильнее (вентилируемый диск охлаждается лучше монолитного колеса и меньше склонен к тепловой деформации), а главное, намного эффективнее. Благодаря последнему дисковые тормоза безальтернативны для скоростных поездов и локомотивов, а также для городских электричек с их частыми остановками.

Колодочные тормоза

Колодочные тормоза подобны автомобильным барабанным, только вывернутым наизнанку. Просто, недорого и до какого-то предела эффективно. Однако зачастую поверхность катания колеса покрыта смазкой вперемежку с грязью. А торможение даже во вспомогательном режиме сокращает срок службы колесных пар в два раза и более, не говоря уже о возможном перегреве, способном привести колесную пару в негодность из-за тепловой деформации.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сто цветов китайского автопрома Сто цветов китайского автопрома

Автомобильная промышленность КНР готова преподать урок конкурентам

Эксперт
Путешествие на Венеру Путешествие на Венеру

Фрагменты из романа Ахилла Эро «Путешествие на Венеру»

Наука и жизнь
Авиакомпаниям подрезают крылья Авиакомпаниям подрезают крылья

Правительство пока не собирается дополнительно субсидировать авиакомпании

Эксперт
Мечтать не вредно Мечтать не вредно

Свежие идеи для бизнеса

Автопилот
Налоговая шерстит франшизы Налоговая шерстит франшизы

Дело Zenden может стать опасным прецедентом для всего российского франчайзинга

Эксперт
«Юлии было легче»: Клим Шипенко похудел на 10 кг ради съемок в космосе, но ему мешал рост «Юлии было легче»: Клим Шипенко похудел на 10 кг ради съемок в космосе, но ему мешал рост

Клим Шипенко рассказал о подготовке к полету на МКС

VOICE
Санкции ускоряют российский софт Санкции ускоряют российский софт

Вопреки прогнозам российские ИТ-компании демонстрируют существенный рост

Эксперт
А вы знаете, как правильно завести машину с механикой и автоматом? А вы знаете, как правильно завести машину с механикой и автоматом?

Нюансы при запуске двигателя автомобиля

РБК
Мы живем в эпоху угасания Новой истории Мы живем в эпоху угасания Новой истории

Историк Борис Мячин: Россия — это самостоятельный суперэтнос

Эксперт
Что носить в конце весны: 5 идей от героев стритстайла Что носить в конце весны: 5 идей от героев стритстайла

Модные приемы, которые одинаково подойдут и мужчинам, и женщинам

Правила жизни
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
В ритме танца В ритме танца

5 простых танцевальных упражнений для подтянутой фигуры

Лиза
«Я не могу написать свое имя, мне это запрещено»: Кейт Миддлтон не могла дать автографы детям «Я не могу написать свое имя, мне это запрещено»: Кейт Миддлтон не могла дать автографы детям

Кейт Миддлтон допустила редкие откровения о себе и о детях

VOICE
Две звезды, пожирающие друг друга, скоро превратятся в черные дыры и столкнутся: удивительное открытие Две звезды, пожирающие друг друга, скоро превратятся в черные дыры и столкнутся: удивительное открытие

Эти две звезды поглотят друг друга и создадут рябь в пространстве и времени

ТехИнсайдер
7 книг о том, как добиваться результатов, не выгорая 7 книг о том, как добиваться результатов, не выгорая

Книги авторов, чьи советы помогают избежать выгорания

СНОБ
Дружба с интровертом: на что стоит обратить внимание — 8 принципов Дружба с интровертом: на что стоит обратить внимание — 8 принципов

Чтобы наладить близкое общение с интровертом, достаточно знать несколько фактов

Psychologies
«Убывающий мир» «Убывающий мир»

Отрывок из книги «Убывающий мир» Алексея Конакова

N+1
Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш

Не каждая звезда готова обнажаться в кадре

Maxim
Как общаться с человеком, который все время спорит? Как общаться с человеком, который все время спорит?

Возможно ли вообще добиться конструктивного диалога со спорящим собеседником?

Psychologies
Правила жизни Тины Тернер Правила жизни Тины Тернер

Правила жизни королевы рок-н-ролла Тины Тернер

Правила жизни
Не проморгай эволюцию: рыба-амфибия рассказала, зачем далекие предки людей научились двигать веками Не проморгай эволюцию: рыба-амфибия рассказала, зачем далекие предки людей научились двигать веками

Илистые прыгуны — уникальные существа на нашей планете

Вокруг света
«К свадьбе готовятся лучше, чем к зачатию»: зачем проходить перинатальный скрининг «К свадьбе готовятся лучше, чем к зачатию»: зачем проходить перинатальный скрининг

Александра Краус о том, зачем строить в Москве гостиницу для беременных

Forbes
Шкурный интерес: 7 удивительных покровов животных, которые помогают им выживать Шкурный интерес: 7 удивительных покровов животных, которые помогают им выживать

Различная окраска животных и насекомых идеально отвечает их образу жизни

Вокруг света
Кремль раскритиковал проект закона о праве регионов решать судьбу бездомных животных Кремль раскритиковал проект закона о праве регионов решать судьбу бездомных животных

ГПУ высказало критические замечания к законопроекту о бездомных животных

Forbes
При чем здесь вода? Как лишь одна стихия определила политику и верования древних царств При чем здесь вода? Как лишь одна стихия определила политику и верования древних царств

Неожиданный взгляд на отношения человечества с водой

Вокруг света
Помните блогера, снявшего обзор на круассаны на фоне протестов в Париже? Теперь он пробует неаполитанскую пиццу во время празднования победы «Наполи» Помните блогера, снявшего обзор на круассаны на фоне протестов в Париже? Теперь он пробует неаполитанскую пиццу во время празднования победы «Наполи»

Итальянский блогер Луи Саль делает необычные видеообзоры на еду

Правила жизни
Хромая утка на минном поле Хромая утка на минном поле

Лишь 32% американцев поддерживают выдвижение кандидатуры Байдена на второй срок

Эксперт
Прощайте, Красный Диор и русский Карден: как судьба связала Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина - двух королей моды Прощайте, Красный Диор и русский Карден: как судьба связала Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина - двух королей моды

Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин: какую роль сыграл в их жизни фатум?

VOICE
«Всегда говори „да“»: 13 правил достижения успеха — как не выгореть на полпути и прийти к цели «Всегда говори „да“»: 13 правил достижения успеха — как не выгореть на полпути и прийти к цели

Советы, которые помогут реализовать потенциал

Psychologies
Российский кутюр в Париже и имя в массах: что Валентин Юдашкин сделал для моды Российский кутюр в Париже и имя в массах: что Валентин Юдашкин сделал для моды

Почему именно Валентин Юдашкин знаменит далеко за пределами России?

Правила жизни
Открыть в приложении