Кино как адски тяжелая кропотливая работа

Интервью с Сергеем Дворцевым, режиссером фильма «Айка»

ЭкспертСобытия

Кино как адски тяжелая кропотливая работа

Интервью с Сергеем Дворцевым, режиссером фильма «Айка»

Вячеслав Суриков

Режиссер Сергей Дворцевой снимал картину «Айка» шесть лет. Фото: «Вольга»

Четырнадцатого февраля в прокат выходит фильм «Айка». Самал Еслямова, сыгравшая в нем главную роль, стала первой актрисой в истории Советского Союза и постсоветского пространства, удостоившейся приза в номинации «Лучшая женская роль» на Каннском кинофестивале. Для режиссера Сергея Дворцевого это второй игровой фильм. Первый — «Тюльпан» — десять лет назад получил главный приз в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд». Главную женскую роль в нем тоже сыграла Еслямова. Накануне выхода фильма «Айка» в прокат «Эксперт» поговорил с Сергеем Дворцевым о подробностях съемочного процесса, о том, как он добивался от исполнительницы главной роли и от всех остальных актеров максимального творческого результата.

— События в фильме происходят на протяжении нескольких дней, а съемки длились несколько лет. Как у вас все срослось, как вы добивались напряжения в кадре?

— Когда я снимаю, у меня нет строгого разграничения: сейчас начинается подготовительный процесс, с такого-то числа начинается съемочный процесс, а с такого-то — монтаж. У меня все объединено, все происходит параллельно. А когда ситуация позволяет, я не снимаю. Я не снимаю, если что-то не готово — не готовы актеры, животные, если погода не та, которая нам нужна. В этот момент я либо репетирую, либо монтирую, либо обсуждаю с актерами драматургию, как мы будем эту историю развивать. Идет ежедневная работа, но это совсем не обязательно съемки.

Я считаю, что тот период работы над фильмом, когда ты не снимаешь, тоже важен. Съемки как процесс: «давай снимать, снимать, снимать» — бессмысленны, если ты не знаешь, что ты делаешь. Мне необходимо, чтобы я понимал: это важно снимать, а это не надо снимать. Как говорил Чехов, «важно, что ты вычеркнул, а не то, что ты написал». Вычеркивание, когда ты от чего-то отказываешься, а не бегаешь и что-то напропалую снимаешь, тоже часть процесса создания фильма. Я постоянно анализирую сценарий, делаю изменения в нужную сторону, встраиваю историю в реальность. Обычно режиссеры делают наоборот. Они меняют реальность в соответствии с историей, а я меняю историю так, чтобы она встраивалась в реальность, чтобы сохранить атмосферу, ощущение «сырой» жизни. Мне кажется, что так мало кто делает, потому что сегодня кино продюсерское, и чем дальше, тем более продюсерским оно становится. Все калькулируют: одна страница — это, условно, одна минута изображения. Так все рассчитывают бюджеты. А у меня по-другому, я не считаю, что одна страница сценария — это одна минута изображения. Бывает страница, которая вмещает в себя десять минут изображения, а есть такая, которой и на минуту не хватает. Все зависит от конкретной истории.

То, чем я занимаюсь, — это искусство кино, а не создание продукта на продажу за определенное количество смен. Когда у меня спрашивают: «Сколько у вас было съемочных смен? — этот вопрос ставит меня в тупик, потому что я не знаю.

Фото: «Вольга»

— Как вам удавалось собирать всех актеров на протяжении стольких лет вместе и вдохновлять их войти в то же самое психологическое состояние, в каком они были в предыдущем кадре?

— Это все очень сложно. Это специальные технологии, это люди, которые знают, как это делать. Это тяжелейшая работа. Все шесть лет я поддерживал связь с теми ребятами — киргизами, узбеками, — которые у нас снимались, следил за тем, чтобы они не уехали в другую страну. Я постоянно проводил с ними время. Мы постоянно разговаривали, что-то обсуждали. Они все стали моими друзьями. Я отслеживал их состояние. Они все присылали мне свои фото. Я оценивал их физические кондиции: не потолстели ли они, не поменялись ли как-то внешне. Они точно знали свой цвет волос, они знали, что нельзя подстригаться. До съемок я их предупреждал об этом: надо быть в таком состоянии. За Самал — главной актрисой — я смотрел особенно пристально. Я знаю ее лучше, чем ее мать. Я идеально знаю ее лицо. Мы с ней добивались, чтобы в кадре была стопроцентная точность. Она говорила: «Моя мечта — подстричься». Шесть лет она держала один и тот же цвет и одну и ту же длину волос. А сейчас у нее новая картина, и там тоже надо, чтобы у нее волосы были длинные, так что подстричься ей не удастся. Чтобы выдержать эту энергетику и все эти внешние факторы, была проделана кропотливая адская работа.

— Как это выглядело?

— У нас есть база. Там есть декорации, там есть где жить. Мы на ней собирались. И мы там находились зиму и часть весны. Актеры, конечно, уезжали домой, если им это было нужно, но потом возвращались. И мы жили в атмосфере творческой лаборатории. Мы все время репетировали, обсуждали. У нас был большой экран, и мы смотрели изображение на большом экране. А остальное время они где-то работали, кроме Самал. Она не снималась в это время. Только в самом конце, когда мы уже закончили сьемки, она снималась в одном казахстанском сериале. Я сам тоже не работал на других картинах. Все шесть лет только на этой.

Фото: «Вольга»

— Ваш предыдущий фильм «Тюльпан» вы снимали так же?

— Так же, но там был меньше срок съемок. И там было легче, потому что там было восемь актеров, а в этом фильме сорок или пятьдесят, включая тех, кто играет в эпизодах. И за всеми надо было следить.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новое лицо Нур-Султана Новое лицо Нур-Султана

Транзит верховной власти в Казахстане вступил в заключительную фазу

Эксперт, июнь'19
Какой объем! Какой объем!

Новинка Disturbia от Givenchy позволяет сделать ресницы экстремально объемными

Psychologies, июнь'19
Край света Край света

Королева рассвета: Вероника Киселева ловит первые лучи солнца

Playboy, сентябрь'18
Отель выплатит компенсацию семье убитой бегемотом туристки Отель выплатит компенсацию семье убитой бегемотом туристки

Отель выплатит компенсацию семье убитой бегемотом туристки

National Geographic, февраль'19
В погоне за «Оскаром»: как Netflix переписывает экономику Голливуда В погоне за «Оскаром»: как Netflix переписывает экономику Голливуда

Netflix пытается переманить на свою сторону главных сценаристов и продюсеров

Forbes, февраль'19
Самый популярный маньяк Самый популярный маньяк

Почему Че Гевара до сих пор является кумиром миллионов

Дилетант, март'19
Как отмечают День всех влюбленных в разных концах света Как отмечают День всех влюбленных в разных концах света

Как отмечают День всех влюбленных в разных концах света

Vogue, февраль'19
«Я за равноправие, но я не феминистка»: спортсменка из рекламы Reebok прокомментировала резонансную кампанию «Я за равноправие, но я не феминистка»: спортсменка из рекламы Reebok прокомментировала резонансную кампанию

Спортсменка из рекламы Reebok прокомментировала резонансную кампанию

Esquire, февраль'19
Завершилась экспедиция «Антарктида. 200 лет открытий» Завершилась экспедиция «Антарктида. 200 лет открытий»

В конце января из экспедиции в Антарктиду вернулась группа из семи человек

National Geographic, февраль'19
Интеллигенция и революция Интеллигенция и революция

Сказка Юрия Олеши о революции взорвалась новыми смыслами на сцене БДТ

СНОБ, март'19
Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту

Перспективы евро весьма расплывчаты

Forbes, февраль'19
Jeep Grand Cherokee Jeep Grand Cherokee

Jeep Grand Cherokee. Классический рецепт американской школы

Quattroruote, март'19
100 самых стильных 100 самых стильных

50 самых стильных 2019. International

GQ, март'19
Антибиотики во время беременности: принимать или воздержаться? Антибиотики во время беременности: принимать или воздержаться?

Как быть, если будущая мама заболела и надо принимать антибиотики?

9 месяцев, февраль'19
Вино, орехи и оливки Вино, орехи и оливки

Небольшой испанский регион Приорат живет производством вина, орехов и оливок

АвтоМир, январь'19
Право на одеяло: почему даже влюбленные должны хорошо спать Право на одеяло: почему даже влюбленные должны хорошо спать

Самые идиотские стереотипы могут основательно испортить нам жизнь

Men’s Health, февраль'19
БДТ и советская власть БДТ и советская власть

Из театрального опыта 1920-1930-х годов

СНОБ, март'19
Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Vogue, февраль'19
Игра преображения Игра преображения

Кристиан Бейл изменился до неузнаваемости и стал главным фаворитом «Оскара»

Glamour, март'19
Фактор времени Фактор времени

Философия жизни поменяется, как только люди поймут, что могут жить 300 лет

Forbes, март'19
Кто бы мог подумать генеративный дизайн Кто бы мог подумать генеративный дизайн

Придумывать дизайн будущего станут не люди, а компьютеры

Популярная механика, март'19
Волевая модель Волевая модель

Актриса Эмилия Кларк о праве выглядеть сексуально и аромате The Only One 2

Vogue, март'19
Незваные гости. Зачем интересоваться проблемами других отраслей Незваные гости. Зачем интересоваться проблемами других отраслей

Чтобы не стать зашоренным, нужно находиться в глобальном контексте

Forbes, февраль'19
Что делать, когда девушка отбирает одеяло, а собака отнимает всю кровать? Что делать, когда девушка отбирает одеяло, а собака отнимает всю кровать?

Что делать, когда девушка отбирает одеяло, а собака отнимает всю кровать?

Playboy, февраль'19
Генпрокуратура расследует гибель группы Дятлова Генпрокуратура расследует гибель группы Дятлова

Генпрокуратура расследует гибель группы Дятлова

Популярная механика, февраль'19
Почему Борис Ротенберг проиграл в суде скандинавским банкам Почему Борис Ротенберг проиграл в суде скандинавским банкам

Районный суд Хельсинки отклонил иск российского бизнесмена Бориса Ротенберга

Forbes, февраль'19
20 лучших фильмов по Лавкрафту, или вдохновленные им 20 лучших фильмов по Лавкрафту, или вдохновленные им

20 лучших фильмов по Лавкрафту, или вдохновленные им

Maxim, февраль'19
Универсальный ветеран Универсальный ветеран

Mercedes-Benz G-Класса. Универсальный ветеран

АвтоМир, февраль'19
Все супергерои, которые появятся в новых «Мстителях» Все супергерои, которые появятся в новых «Мстителях»

Все супергерои, которые появятся в новых «Мстителях»

Maxim, февраль'19
Сверхдержавы начали противостояние в Баварии Сверхдержавы начали противостояние в Баварии

Чем завершилась Мюнхенская конференция по безопасности

РБК, февраль'19