История с углем на востоке в определенной степени традиционная

ЭкспертБизнес

Как разгрузить инфраструктуру на востоке

Есть ли варианты, которые позволят не перегружать восточное направление перевозками угля и в то же время сохранить экспортный потенциал этого ресурса?

Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

История с углем в определенной степени традиционная. Тяжеловесные поезда (весом до 8000 тонн и более), которые движутся с малыми скоростями, всегда конфликтуют с более легкими грузами. Контейнерный поезд может идти со скоростью пассажирского. И для РЖД всегда было проблемой совместить график движения тяжеловесных поездов и перевозки более легких и высокомаржинальных грузов, прежде всего контейнеризируемых.

Сейчас эта проблема стала особенно острой из-за того, что значительная часть объема перевозок (как экспортных, так и импортных) переместилась с западного направления на восточные: уровень и объемы перевозок в направлении Балтики, например, упали практически в два раза. Экономика России оказалась в очень сложном положении, поскольку существенная часть высокомаржинальных грузов, например комплектующие для промышленности и целый ряд других грузов из Китая и Юго-Восточной Азии, традиционно поставляется по Транссибу, который во втором полугодии 2022 года стал еще более загруженным.

Если называть вещи своими именами, то традиционная дорога, в значительной степени использовавшаяся для перевозки угля, сейчас нужна для перевозки грузов, от которых зависит вся экономика России. И де-факто в ручном режиме начали регулировать и определять, что для нас приоритетно — перевозки угля или перевозки других грузов.

Есть еще одна сторона вопроса: в тарифах на перевозку угля «зашита» субсидия, через которую государство добивается необходимого уровня рентабельности угольной промышленности. Эта субсидия призвана поддержать угольную промышленность как некую социально значимую отрасль. Здесь на первый план выходит второй вопрос: не пора ли вообще пересмотреть тарифную политику в части перевозки угля? И насколько нам нужно субсидировать угольную промышленность? Возможно, сейчас требуется стимулировать более глубокую переработку угля, к примеру углехимию, чтобы уголь не вывозили по минимальным экспортным тарифам, что может быть неоптимальным для экономики страны в целом.

Давно идут бесконечные битвы между противниками и сторонниками развития угольной промышленности. Противники говорят, что нам невыгодно в целом в таких объемах экспортировать уголь из-за большого транспортного плеча. Сейчас уголь в России — это прежде всего Кузбасс, который находится очень далеко от портов вывоза, поэтому в России перевозка осуществляется на расстояния 4000–5000 км (что в принципе ставит под сомнение рентабельность вывоза). Для сравнения: угольные разрезы в Австралии или Индонезии находятся в 100–200 км от портов, соответственно там расходы на перевозку минимальные.

Восточный полигон

Здесь существует проблема транспортной и логистической безопасности России. В условиях сокращения перевозок через Азовско-Черноморский бассейн и через Балтийское море она оказалась в позиции страны, значительная часть логистики которой «висит» на одной же лезнодорожной нитке — на Транссибе. Разумеется, у нас также остается БАМ, но там есть серьезные ограничения: Байкало-Амурская магистраль не везде электрифицирована, не везде двухпутная, у нее достаточно сложный профиль, и она функционирует в тяжелых климатических условиях, что также влияет на ее пропускную способность. Фактически на сегодняшний день страна полностью зависима от перевозок по Транссибу.

Даже Российская империя жила в другой логике: существовала Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), которая через Маньчжурию соединяла Сибирь с Приморьем. То есть даже в те времена у нас были две полноценные железные дороги, которые обеспечивали перевозку на этом участке. Сейчас мы живем в другой ситуации: КВЖД у нас давно нет — после военных действий в Маньчжурии в 1929–1930 годах Советский Союз передал контроль над бывшей царской концессией сначала Маньчжоу-Го, а после Второй мировой войны КНР.

Встает вопрос: какая у нас есть альтернатива, чтобы получить хороший доступ к дальневосточным портам и Китаю? Здесь мы оказываемся в той же ситуации, что и страны, не имеющие выхода к морю. Физически Центральная Россия находится недалеко от Китая. Но для того, чтобы попасть туда, нужно проехать транзитом через Казахстан или Монголию, что создает достаточно серьезные логистические проблемы: развивать в этих странах полноценную инфраструктуру затруднительно в силу политических обстоятельств. Эти страны, не будучи враждебными по отношению к России, не готовы ставить свою экономику под угрозу вторичных санкций, и это сильно ограничивает перспективы сотрудничества в части транзитной логистики.

Транспортировка угля из Читы, 1977 год. Фото: Григорий Калачьян/ТАСС

Пути решения

В силу перечисленных факторов для нас сейчас становится очень актуальным коридор «Север — Юг», который в последние месяцы обсуждается достаточно активно. Прежде всего актуален коридор через Иран: через Каспийское море с использованием Волжского бассейна и с последующим выходом к бассейну Индийского океана через автодорожную и железнодорожную сеть Ирана.

Нужно серьезно развивать северное и северо-западное направления: Мурманского и Архангельского портов, а также Северного морского пути. Это развитие активно началось несколько лет назад и сейчас стало жизненно необходимым. В РЖД идет дискуссия о том, как действовать: вкладывать больше средств в Восточный полигон или в значительной степени усилить движение на Кольский полуостров. К слову, буквально недавно в порту Мурманска появился новый большой угольный терминал.

Угольный вопрос

С учетом размеров Сибири перевозки угля из Кузбасса на северо-запад как альтернатива маршруту на восток не приведут к значимому росту плеча железнодорожных перевозок. Увеличивается плечо морской перевозки, и здесь мы попадаем в серьезную зависимость от тарифов морского фрахта. Тарифы на железнодорожные перевозки можно регулировать: на северо-западе у нас гораздо более развитая инфраструктура, чем на востоке. В условиях, когда логика перевозок определяется не только экономикой, но еще и политикой, можно рассмотреть варианты переключений, в том числе на тот же порт Мурманска.

Все последние годы Центр экономики инфраструктуры зачастую выступал драйвером идеи о том, что угольная эпоха идет к закату. Но нужно понимать, о каком горизонте планирования мы говорим. В 2030–2035 годах объемы использования угля будут сокращаться, но это не означает, что полный отказ произойдет в ближайшие годы. Ситуация с российским трубопроводным газом, который практически перестал поставляться в ЕС, привела к тому, что угольная генерация в Евросоюзе возобновляется; потреблять уголь в десятилетней перспективе станут и Индия, и Китай. Кто и как будет покупать уголь — это вопрос перераспределения рынков. Спрос в моменте растет, и Россия может получить свою долю этого пирога.

Важен вопрос себестоимости добычи угля. Однако у нас в любом случае везде большое плечо перевозки и без определенной поддержки со стороны государства в чистом виде уголь не слишком выгоден как экспортный товар. Но в условиях, когда существуют ограничения на газ и вводятся ограничения на нефть и нефтепродукты, вопрос об экспорте угля может оказаться вне экономики. Интерес к углю как к поставщику валютной выручки для Российской Федерации и к возможности обеспечить деньгами российский импорт может даже вырасти.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стекло как двигатель прогресса Стекло как двигатель прогресса

Впервые в России уральская компания начала выпускать сверхбольшие стеклопакеты

Эксперт
«Женщины войны»: сериал о героинях, которым приходится бороться на два фронта «Женщины войны»: сериал о героинях, которым приходится бороться на два фронта

«Женщины войны» — история героинь, которые встречаются осенью 1914 года

Forbes
Троицкие протоны против рака Троицкие протоны против рака

В Институте ядерных исследований РАН разработали новый способ терапии рака

Эксперт
Любимый яд Агаты Кристи: как убивает стрихнин Любимый яд Агаты Кристи: как убивает стрихнин

Отрывок из книги Нила Брэдбери «Яды: великолепная история человечества»

ТехИнсайдер
Идеальный бюджетный шторм Идеальный бюджетный шторм

Паника из-за январского дефицита бюджета неуместна

Эксперт
Наука против ЗОЖ: 5 популярных рекомендаций Наука против ЗОЖ: 5 популярных рекомендаций

Взглянем на рекомендации в области здравоохранения с точки зрения науки

ТехИнсайдер
Цветы, сокрытые в тени Цветы, сокрытые в тени

Растение, похожее на ниндзя — кислица

Наука и жизнь
Золотые реки цвета какао Золотые реки цвета какао

Репортаж из Бодайбо. Как живут люди, добывающие золото

Эксперт
Повернуть время вспять Повернуть время вспять

Как подольше продлить молодость и сохранить красоту тела?

Добрые советы
Грибы с глазами Грибы с глазами

«Одни из нас»: главный сериал зимы

Weekend
«Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча «Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча

Как искать работу после большого перерыва?

Psychologies
Почему некоторые женщины носят хиджаб? Простое объяснение Почему некоторые женщины носят хиджаб? Простое объяснение

Как связаны ислам и хиджаб

ТехИнсайдер
Кто такой «маленький человек» в литературе? Кто такой «маленький человек» в литературе?

«Маленький человек» — литературный герой без амбиций

Культура.РФ
«Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века «Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века

На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

Эксперт
Раздавленные классики Раздавленные классики

Как хоррор-сериал «Красный состав» проехался по русской литературе

Weekend
Даже целоваться! 10 вещей, которые точно нельзя делать после татуажа губ Даже целоваться! 10 вещей, которые точно нельзя делать после татуажа губ

Рассказываем о главных табу для девушек, сделавших перманентный макияж

VOICE
«Сын» с Хью Джекманом — кино о депрессии, на котором смеются критики и плачут нормальные люди «Сын» с Хью Джекманом — кино о депрессии, на котором смеются критики и плачут нормальные люди

Фильм «Сын» умеет доходчиво объяснять очень важные вещи

Правила жизни
Грани прекрасного Грани прекрасного

Как обновить квартиру с помощью креативной отделки стен

Добрые советы
Солнышко в руках: лучшие рецепты блинов (и не только) на Масленицу Солнышко в руках: лучшие рецепты блинов (и не только) на Масленицу

Рецепты сладких и соленых, простых и сложных блинов

Правила жизни
Миллениалы: кто они и почему о них все говорят? Миллениалы: кто они и почему о них все говорят?

Кто такие «игреки», и какими ценностями они обладают?

ТехИнсайдер
Магнитно-резонансное дело: как в Бразилии пистолет застрелил владельца в кабинете МРТ? Магнитно-резонансное дело: как в Бразилии пистолет застрелил владельца в кабинете МРТ?

Почему игнорирование правил безопасности может сыграть с нами злую шутку

Вокруг света
Как долго можно не спать без вреда для здоровья? Отвечает биолог Как долго можно не спать без вреда для здоровья? Отвечает биолог

Жить без сна — это как работать в браузере, в котором открыто 200 вкладок

Вокруг света
День счастья День счастья

“Какой день вы можете назвать самым счастливым в своей жизни?”

Men Today
От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино

О чем снимают кино в Якутии и почему оно так нравится и зрителям, и критикам?

Psychologies
Диковинки на колесах: посмотрите на 10 самых редких автомобилей в мире Диковинки на колесах: посмотрите на 10 самых редких автомобилей в мире

Некоторые из этих автомобилей существуют в единственном экземпляре

Вокруг света
Университет — это особое государство Университет — это особое государство

Елена Загайнова — о своем видении путей развития классического университета

Эксперт
Чайковский против Пушкина: за что великий композитор недолюбливал великого поэта Чайковский против Пушкина: за что великий композитор недолюбливал великого поэта

Ни одно лирическое стихотворение Пушкина не стало основой для музыки Чайковского

Вокруг света
Палеоклиматологи определили подходящее время для заселения Америки по морскому льду Палеоклиматологи определили подходящее время для заселения Америки по морскому льду

Палеоклиматологи исследовали проблему первоначального заселения Америки

N+1
Монетки на счастье Монетки на счастье

Зачем на самом деле нужны деньги

VOICE
Сопровождение грузов Сопровождение грузов

Как устроена доставка лекарств на основе гигантских неорганических молекул

N+1
Открыть в приложении