Первые прогнозы о скором банкротстве Tesla

ЭкспертБизнес

Илон Маск продолжает шутить

Tesla c трудом достигла цели по выпуску электромобиля Model 3. Компания выпускает в десятки раз меньше автомобилей, чем Ford, при этом стоит в два раза больше и накапливает долги

Заур Мамедьяров

Первые прогнозы о скором банкротстве Tesla стали появляться еще прошлым летом, а весной этого года в Bloomberg посчитали, что компания теряет 6500 долларов в минуту и уже в августе может стать неплатежеспособной. По итогам 2017 года долг Tesla превысил 9,4 млрд долларов при вдвое меньшем свободном денежном потоке. Однако в компании упорно пытаются нарастить производство и найти новые источники финансирования. Анализ показывает, что не все однозначно и Tesla сохраняет шансы на выживание.

Поставка автомобилей Tesla во втором квартале 2018 года резко выросли

Еще в начале года «Эксперт» писал (см. «Хватит ли у Tesla заряда?», № 4), что 2018 год станет решающим для Tesla. Ей либо придется уйти с рынка, либо произойдет чудо и Илон Маск сможет выйти на высокие объемы производства и привлечь еще один раунд инвестиций. По итогам второго квартала 2018-го Tesla показала убыток 717 млн долларов — почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года, однако свежие данные по объему производства обнадеживают.

Tesla продает три модели автомобилей: X, S и Model 3. В июле Маск, давая интервью Bloomberg, признал, что ключевой момент в выживании компании — успех в производстве Model 3. «Нам придется много работать и дальше, быть бдительными и не расслабляться, потому что автомобильной компании в принципе выжить очень трудно. Но такого же напряжения, как сейчас, когда нужно достичь целевого уровня производства Model 3, уже не будет», — сказал Илон Маск. В отчете компании за второй квартал утверждается, что именно третий квартал 2018-го станет решающим.

Оценим финансовые перспективы Tesla. Всего в третьем квартале компания планирует произвести 50–55 тыс. Model 3, а за весь год продать еще 100 тыс. моделей X и S. При этом за первые два квартала было продано 44 тыс. моделей X и S. То есть нужно продавать еще по 29 тыс. S и X в квартал, что выглядит вполне реально. Их средняя цена — 104 тыс. долларов за единицу. Средняя цена Model 3 составляет 65 тыс. долларов. Если исходить из этих данных, получается чуть менее 7 млрд долларов выручки за третий квартал. Вместе с другими продажами (системы накопления и услуги) совокупная выручка Tesla в третьем квартале может достичь рекордных 7,5 млрд долларов, то есть почти удвоиться.

Операционные расходы компании во втором квартале 2018 года составили 1,2 млрд долларов, но в июне Tesla проводила реструктуризацию (были сокращены 3600 человек), и можно надеяться на незначительный их рост — с учетом предыдущих темпов получится около 1,3 млрд долларов по итогам третьего квартала. Аналитики Financial Times провели консервативные оценки динамики валовой прибыли и валовой маржи Tesla. По экспертным расчетам, убыток компании в третьем квартале может снизиться втрое и составить чуть более 200 млн долларов.

Конечно, все эти оценки имеют право на жизнь, если Tesla сумеет поставить те самые 50 тыс. Model 3 за квартал. Согласно оценкам экспертов, десять тысяч машин уже произведены и находятся в пути еще с прошлого квартала, а с начала июля компания выпустила еще 27 тыс. Model 3. В Bloomberg ежедневно мониторят выпуск Model 3 и показывают, что в последние две недели компания впервые стала производить более пяти тысяч электромобилей в неделю. Аналитики Bloomberg предполагают, что к концу текущего квартала компания может выйти на уровень выпуска шесть тысяч единиц в неделю, и это новый целевой ориентир Tesla.

Финансовые показатели Tesla

Снова нужны деньги

Изначальная переоценка темпов производства, которые пришлось пересматривать в сторону понижения уже дважды, стала главной стратегической ошибкой Илона Маска. Model 3 была представлена еще в начале 2016 года и с энтузиазмом встречена теми, кто хотел видеть на рынке доступный электромобиль. Заявлялось о цене 35 тыс. долларов за штуку — недешево, но гораздо меньше, чем стоят модели X и S. Впрочем, реальная цена оказалась выше. На модель посыпались сотни тысяч предзаказов — их было даже больше, чем общее количество всех проданных до этого автомобилей Tesla. Маск пообещал, что в декабре 2017 года сможет производить пять тысяч машин в неделю, но переоценил возможности Gigafactory 1, гигантской фабрики Tesla по производству аккумуляторов.

Дальше — хуже: 23 марта этого года произошел инцидент, который усугубил положение компании. Погиб водитель Tesla Model X. Автомобиль не справился с управлением, загорелся и взорвался. Через неделю Tesla отозвала 120 тыс. электромобилей, объявив о технических проблемах с системой управления. Агентство Moody’s сразу понизило кредитный рейтинг компании до B3. Но Илон Маск продолжал играть на публику в своем стиле. Первого апреля он запустил шутку, объявив о банкротстве компании и выставив свое фото с надписью «Банкрот» в руках. А неделю назад Маск — опять же в своем твиттере — заявил, что планирует вывести Tesla с биржи при цене 420 долларов за акцию, уточнив, что «финансирование гарантировано» (на момент написания статьи акция компании стоила 336 долларов). Позже Маск опубликовал письмо к сотрудникам компании, где пояснил, что его твит не был шуткой.

Инвесторы неоднозначно отреагировали на очередную эксцентричную выходку инноватора: многие указывают на финансовые проблемы Tesla и утверждают, что с помощью выхода с биржи Маск просто хочет уйти от обязанности публиковать ежеквартальные отчеты, которые далеко не всегда свидетельствуют об успехах компании. Финансовые корпорации T. Rowe Price Group Inc. и Fidelity Investments вскоре после публикации твита Маска сообщили, что ранее сократили свою долю в Tesla на 20% каждая. Всего было продано почти семь миллионов акций. Но общественный скепсис не отменяет заказов на электромобили компании и медленного, но уверенного роста объемов производства и продаж. При всех сложностях, с которыми столкнулась Tesla, нельзя сбрасывать со счетов накопленный человеческий и технологический потенциал компании. Только на заводе во Фримонте (Калифорния) работают около десяти тысяч квалифицированных сотрудников, а общее работников компании превышает 40 тысяч. Их компетенции и технологии Tesla (функция автопилота, наработки системы полностью автономного вождения), а также фабрика по производству литий-ионных аккумуляторов Gigafactory 1 вполне могут убедить инвесторов выкупить акции Tesla и помочь Маску осуществить идею по выводу компании с биржи.

Производство Model 3 растет

Кто покупает?

К настоящему моменту 32,89% акций Tesla принадлежат инвестиционным фондам, 27,73% — иным учреждениям, 32,86% — частным инвесторам. Крупнейшим акционером Tesla является сам Илон Маск, которому принадлежат 20% акций его компании — в денежном выражении это около десяти миллиардов долларов. После твита об уходе с биржи инноватор получил предупреждение от властей за попытку повлиять на стоимость акций (рост на 11% сразу после твита). Но Маск это предупреждение парировал: якобы уже два года он ведет переговоры с саудовским суверенным инвестиционным фондом PIF, который называют наиболее вероятным потенциальных инвестором.

Саудовцам Tesla может быть интересна по двум причинам. Во-первых, в стране объявлен план снижения зависимости от нефти и построения «зеленой» экономики — Saudi Vision 2030. Саудовская Аравия остается наименее диверсифицированной экономикой среди стран — членов ОПЕК. Правящая семья королевства (и, в частности, наследный принц Мохаммед бин Салман) понимает, что мир пытается уйти от топливной энергетики и, как следствие, доля электромобилей будет увеличиваться. Покупка лидера отрасли, пусть и испытывающего трудности, но все же наращивающего объемы производства, вполне может казаться саудовцам перспективным решением. Если опасения по поводу падения спроса на нефть оправдаются, то актив может подорожать и стать базой для массового запуска электромобилей в стране. Во-вторых, кроме нефти у Саудовской Аравии есть один важный ресурс — солнечная пустыня. Если учесть, что Tesla расширяет свой бизнес в сфере энергетических технологий, то размещение в Саудовской Аравии солнечных электростанций и накопителей может сделать страну плацдармом для продажи дешевой электроэнергии в Африку, Индию и даже Европу. При всех сложностях именно такие надежды могут питать амбициозные саудовские монархи. Следует также напомнить, что в стране только недавно женщинам было разрешено водить автомобили, что должно подстегнуть спрос на них, а значит, вызвать рост потребления топлива. Из стратегии перехода на «зеленую» экономику прямо следует, что большинство новых автомобилей в стране должны быть экологичными, чтобы уменьшить выбросы и не создавать необходимость увеличения производства бензина.

В июле PIF приобрел акции Tesla на сумму около двух миллиардов долларов и стал владельцем почти пяти процентов акций компании. Об этом стало известно 7 августа, незадолго до скандального твита Илона Маска. Вскоре сам Маск заявил, что именно представители PIF убедили его, что Tesla следует вывести с биржи: по его словам, именно поэтому он написал в Twitter, что финансирование гарантировано. В PIF слова Маска никак не прокомментировали, однако вполне вероятно, что саудовский фонд захочет увеличить свою долю в компании и заодно помочь выходу Tesla с биржи. Именно через PIF саудовцы инвестируют в такие технологические компании, как Uber и Virgin Galactic (подразделение авиакомпании Virgin, занимающееся развитием космического туризма).

Еще один возможный источник финансирования выхода Tesla с биржи — китайские инвесторы. Китайская интернет-компания Tencent уже владеет пятью процентами акций Tesla и вполне может увеличить эту долю — известно, с какой легкостью китайские инвесторы вкладывают средства даже в небольшие стартапы, занимающиеся электромобилями. Интерес китайцев к электромобилям не случаен. Спрос на дорогие автомобили в Китае огромен, а план китайского правительства по развитию электротранспорта, по которому десять процентов всех продаж автомобилей должны составлять электромобили, делает Китай одним из ключевых рынков электрокаров.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Земля в иллюминаторе Земля в иллюминаторе

Рэпера L’One утомил полет на орбите Тимати и его Black Star

Tatler
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Дарья Милославская: «Мне бесконечно дороги слова Веры Кузьминичны: «С ней я ничего не боюсь» Дарья Милославская: «Мне бесконечно дороги слова Веры Кузьминичны: «С ней я ничего не боюсь»

«А выглядела она очень хорошо, а уж после «Травиаты» вообще расцветала...»

Караван историй
Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые

Что происходит с поэзией шестидесятников и их позицией после завершения оттепели

Полка
Врач о способе очистить организм от ядов: все, что нужно знать о детоксе Врач о способе очистить организм от ядов: все, что нужно знать о детоксе

Нашему организму совсем не нужна «чистка» или «детокс»

ТехИнсайдер
Технологии безопасности Технологии безопасности

Как компании повышают надежность нефтепроводов

Наука
Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов

Ресторатор Дмитрий Романов — почему он все еще художник, а не бизнесмен

СНОБ
Ученые выявили самый действенный способ борьбы с приступом агрессии Ученые выявили самый действенный способ борьбы с приступом агрессии

Как справиться с гневом, если дыхательные практики и битье посуды не помогают?

ТехИнсайдер
«Твоя жизнь — это твоя жизнь». Что делать, если ребенок от первого брака не может встроиться в новую семью своей матери «Твоя жизнь — это твоя жизнь». Что делать, если ребенок от первого брака не может встроиться в новую семью своей матери

Что делать, если дочь не принимает новую семью своей матери

СНОБ
Марлону Брандо — 100 лет. Почему он — великий актер? Марлону Брандо — 100 лет. Почему он — великий актер?

Творческий путь великого актера Марлона Брандо

Правила жизни
Академик Андрей Книппер Академик Андрей Книппер

Жизнь и труды советского и российского геолога Андрея Книппера

Знание – сила
Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов Страна восходящего солнца: что нужно знать о жизни в Японии — топ любопытных фактов

А что вам известно о жизни в Японии?

ТехИнсайдер
Ни дать ни взять: бизнес не хочет делиться с государством данными Ни дать ни взять: бизнес не хочет делиться с государством данными

Бизнес не хочет бесплатно отдавать государству персональные данные клиентов

Forbes
Открыть в приложении