Худрук Театра имени А. С. Пушкина — почему ставит мюзиклы и оперы

ЭкспертКультура

Евгений Писарев: «Моя задача — сделать этот театр звездой»

Худрук Театра имени А. С. Пушкина — о своей новой постановке, о том, какую роль в его жизни сыграл Олег Табаков, и о том, почему он ставит не только драматические спектакли, но также мюзиклы и оперы

Вячеслав Суриков

Евгений Писарев начал свою карьеру как актер. Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1993 году был принят в труппу Театра имени А. С. Пушкина. Спустя три года дебютировал здесь в качестве режиссера. Еще спустя три года стал преподавать в Школе-студии МХАТ актерское мастерство. На протяжении нескольких лет сотрудничал с британским режиссером Декланом Доннелланом в качестве режиссера-ассистента. Был помощником художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова Олега Табакова. В 2010 году возглавил Театр имени А. С. Пушкина. С 2013 года — руководитель мастерской актерского факультета Школы-студии МХАТ. На его счету спектакли не только в театре Пушкина, но и в МХТ, Театре-студии Олега Табакова, МДМ, МАМТе, Большом театре. Его новая постановка — спектакль-бенефис Веры Алентовой «Мадам Рубинштейн» по пьесе австралийского драматурга Джона Мисто. Главная героиня спектакля — создательница «империи красоты» Хелена Рубинштейн.

— Масштаб актрисы Веры Алентовой — каков он?

— Попытаюсь сформулировать. Думаю, есть звезды, которые ярко вспыхивают, но столь же быстро гаснут. А есть актеры, зрительская любовь к которым с годами только возрастает — и становятся важны не только сыгранные роли, но и сама судьба. Вера Валентиновна — пример преданности профессии и семье. Я бы даже использовал по отношению к тому, что она делает, пафосное слово «служение». Она всегда в работе и всегда интересна. Она продолжает сниматься, играть в театре. Преподает во ВГИКе, а значит, продолжает общаться с новым поколением актеров. И делает это искренне, без короны на голове. Именно поэтому она королева. Чем больше я проводил с ней времени на репетициях спектакля, тем больше влюблялся в нее, тем больше ее чувствовал. Это не значит, что она удобный или мягкий человек, она — настоящая.

— Часто ли случается, что актер на протяжении длинной жизненной дистанции не просто остается в форме, но и продолжает быть в центре событий? Как много актеров на это способны?

— Немного. И не только актеров: жизнь прожить — не поле перейти. Когда актер находится на этапе становления, очень важны его профессиональные навыки, темперамент. Но по-настоящему любят артиста, в котором ярко проявляются его человеческие качества. Они делают его не просто замечательным, несомненно талантливым артистом, но и настоящим другом, близким человеком. Так случается очень редко — но с Верой Алентовой случилось.

— Задумываются ли актеры, вступая на профессиональный путь, что с ними будет после сорока?

— Большинство поступает учиться на актерский факультет потому, что чувствует свою избранность. И стремится к популярности. Так как я давно преподаю, то знаю, что, безусловно, желание славы — одна из составляющих актерской профессии. Но если артистом движет исключительно это, его ждут огромные разочарования. С любого курса, где, скажем, учится двадцать пять человек, известными станут двое-трое. Я иногда смотрю списки выпускников Школыстудии МХАТ. На курсе с Верой Алентовой учились Андрей Мягков, Владимир Меньшов, Анастасия Вознесенская, Ирина Мирошниченко. Потрясающий курс! А бывает, что курс, очень успешный в процессе учебы, с перспективными ребятами, после выпуска будто растворяется… Кто-то уходит из профессии, кто-то много работает в театре и в кино, но так и не становится звездой. Однако это не значит, что все они несчастливо прожили жизнь и неправильно выбрали профессию.

Как бы банально ни звучали слова Станиславского, они правильные: надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе. Конечно, восемнадцатилетним это сложно понять. В двадцать шесть Пушкин написал: «Желаю славы я», а девять лет спустя: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Счастлив в профессии будет тот, кто ищет в ней высшую правду, кто, как говорил Чехов, воспитывает в себе умение терпеть и верить. Все мы понимаем: кино — это случай. И театральная роль, по большому счету, тоже случай.

С другой стороны, я уверен, что если действительно искренне служишь своему делу, то когда-нибудь добьешься успеха. И пусть тебя не узнают миллионы, но внутри своего сообщества ты совершенно точно будешь уважаемым человеком. Мой учитель Алла Борисовна Покровская — народная артистка, но не была широко известна публике, хотя много ролей сыграла и в «Современнике», и во МХАТе. Она была выдающимся педагогом и уважаемым, авторитетным человеком в профессиональном сообществе.

Для меня это гораздо важнее. Я был хорошим артистом, но меньше всего хотел, чтобы в трамвае на меня показывали пальцем, чтобы ко мне подходили на улице незнакомые и просили сфотографироваться вместе. Сейчас, работая с такими популярными актерами, как Виктория Исакова или Сергей Лазарев, я не завидую тому, что они не могут спокойно сходить в магазин.

— Насколько для вас как для художественного руководителя, от которого зависит судьба того или иного актера, важны его амбиции, желание оказаться в центре внимания публики?

— Актер без амбиций — это не актер. Другое дело, что в драматическом театре и в кино оценка актерской игры — абсолютно субъективная вещь. Я скажу, что этот актер гениальный, а вы скажете, что вон тот. Я скажу, что он хорошо играет роль, а вы скажете, что вам не понравилось, что он повторяется или вообще неинтересен. Я работал в музыкальном театре, там критерии более объективные: берет ноты человек или не берет. Берущих всего пятеро, и все они звезды.

Я стараюсь чувствовать и любить всех своих артистов — их шестьдесят два, — заботиться о них. Смотрю вширь — не только на их амбиции и умения, но и на их жизненную позицию, на отношение к партнерам. Я строю театр, а не карьеру отдельных артистов. Моя задача не сделать кого-то звездой, а сделать театр звездой. Мы все спектакли создаем с одинаковой вовлеченностью, вне зависимости от того, играет ли там популярный артист, на которого сразу покупают билеты, или молодой, еще неизвестный актер.

Конечно, есть исключения. Спектакль «Мадам Рубинштейн» я сразу делал для Веры Алентовой. Может быть, это и есть моя художественная задача в данном случае: сделать спектакль для актрисы, которая почти шестьдесят лет, всю свою творческую жизнь, отдала этому театру. Тут не может быть вопросов. Но в целом я против театра звезд — это уместно только в антрепризах. Пытаюсь создавать современный театр, основываясь на принципах наших отцов-основателей: Станиславского, Таирова и других.

— Когда вы начинаете работать над тем или иным проектом, в какой степени решаете индивидуальную задачу — реализовать режиссерский потенциал, а в какой — сделать спектакль-звезду для своего театра?

— Я вообще не занимаюсь реализацией, как вы выразились, своего режиссерского потенциала. Никакого «потенциала» у меня нет, я его не чувствую и не понимаю. Я не понимаю режиссеров, которым надо обязательно поставить «Гамлета» и «Трех сестер». У меня нет «режиссерского портфеля» с пьесами. Я прекрасно работал в МХТ помощником Олега Табакова и ставил каждый год высокобюджетные спектакли. И когда меня позвали в Театр Пушкина, я сопротивлялся. А он сказал: «Иди! Хотя мне сложно отпускать такого помощника, но иди! Почему? Потому что ты — строитель. Ты думаешь, ты артист, думаешь, ты режиссер, — и ты, конечно, замечательный артист и режиссер, но по своей сути ты строитель».

Очень мало людей, которым интересен театр с большой буквы «Т», такой, которому можно посвятить жизнь. Табаков сам был выдающийся артист, замечательный педагог и режиссер. Но в какой-то момент понял, что он строитель. Поэтому стал вести курсы, организовал театральную студию, восемнадцать лет возглавлял МХАТ и сделал его самым ярким театром своего времени. Конечно, у меня нет таких талантов и таких ресурсов, которые были у Табакова. Но я табаковец: интересы театра — мои интересы. Спектакль к юбилею Веры Алентовой, конечно, и дань уважения, и вклад в бренд Театра имени Пушкина. Какое-то время назад он ничего не значил ни для профессионального сообщества, ни для москвичей: был такой театр среди прочих малоизвестных, неуспешных «провинциальных» театров, находящихся в центре Москвы… Безусловно, у меня есть режиссерские амбиции, и актерские амбиции тоже остались — раз в пять лет я где-то что-то играю. Но ни то ни другое не должно отвлекать меня от строительства театра.

— Выходит, не только вы нужны этому театру, но и театр нужен вам.

— Да.

— Как вы представляете ситуацию, когда что-то вдруг изменится и вы окажетесь в свободном полете, как, например, Дмитрий Крымов? Начнете делать свой театр?

— Я глубоко убежден, что есть люди, которым не очень нужно руководить репертуарным театром, взаимодействовать с чиновниками и так далее. Они этого не умеют и не хотят делать. Дмитрий Крымов — выдающийся, а может быть, и главный режиссер сегодня в России — не должен быть художественным руководителем репертуарного театра. Потому что он как раз реализует свой режиссерский потенциал, и он должен его реализовать, а не думать о судьбе актрисы Ивановой или актера Сидорова.

Есть другой выдающийся режиссер, с которым мы, надеюсь, будем продолжать сотрудничать, — Юрий Николаевич Бутусов. И большинство моих прекрасных артистов, для которых он любимый режиссер, ждут его с нетерпением: он подарил им прекрасные роли, театральную славу. Но вряд ли кто-то из них хочет, чтобы он стал их художественным руководителем — просто потому, что они осознают, что актерская профессия сейчас шире, нежели служение одному богу-режиссеру.

Есть постановщики, которые хотят быть худруками, просто чтобы обосноваться где-то, чтобы иметь кабинет и финансирование, гарантии реализации собственных идей. Самые любимые спектакли у них — их собственные. Получается такой авторский театр. Но, на мой взгляд, это уходит в прошлое. Остались только такие мастодонты, как Лев Абрамович Додин.

Что мы наблюдаем, когда «монотеатры» лишаются своего художественного руководителя — режиссера? Артисты еще лет двадцать не могут никого другого принять в этом качестве. Они заточены под одного человека и будут твердить: «Как говорил нам Товстоногов в 1973 году…». Поэтому тому же БДТ понадобилось два десятилетия, чтобы пришел Андрей Могучий и сделал новый театр. В таком же тяжелом положении находится сегодня Ленком.

Я не «бог» в своем театре, поэтому мне кажется, что если правильный человек придет после меня, то он получит разностороннюю, открытую к переменам труппу, привыкшую работать и с Землянским, и с Крымовым, и с Бутусовым, и с Доннелланом, и с Мирзоевым, и с Писаревым, и с молодыми режиссерами. Я последователь Табакова, который никогда не боялся звать в театр режиссеров, художественную позицию которых он не разделял и спектакли которых не понимал. У него было чутье, что может быть интересно зрителям и полезно артистам.

— Сейчас ученики Олега Табакова и те, кто работал с ним в МХТ, наиболее востребованы в качестве художественных руководителей.

— Я сейчас высказываю личное мнение, но я в нем не одинок. Это позиция и Жени Миронова, и Ирины Апексимовой. Уж насколько Константин Богомолов режиссер со своим видением и своим представлением о современном театральном процессе, но в возглавляемом им Театре на Бронной множество приглашенных постановщиков. Наша позиция — это позиция людей, видевших, как работает модель руководства, придуманная Табаковым, как она продлевает жизнь репертуарному театру. Потому что репертуарный театр, конечно, наша гордость, но он сейчас требует переосмысления, нового взгляда.

— Это внутреннее знание или есть общее понимание, что описанная вами модель — рабочая? Потому что монотеатры по-прежнему идеализируются.

— Бывают режиссеры с неповторимым почерком. Многие думали, что после моего назначения здесь будет театрпраздник и сплошные мюзиклы. Писали: «Театр Пушкина теперь станет бульварным театром». И?.. Ничего подобного! Я сам не следую этой линии и не приглашаю людей, которые ей бы следовали.

— Как в эту концепцию вписывается постановка мюзикла «Шахматы»?

— Работа над постановкой мюзикла «Шахматы» — это привлечение продюсером Богачевым в проект режиссера, умеющего обращаться с этим жанром. В России таких людей немного. И в Большой театр меня зовут не потому, что модно звать в оперу режиссеров драмы, а потому, что я умею работать с музыкальным материалом. За последние семь лет я поставил три спектакля в Большом. Да, я не получаю «Золотых масок» за эти постановки, но чувствую настоящее доверие к себе, чувствую, что меня ценят.

Я давно зарекаюсь, что ставлю мюзикл в последний раз. И точно так же после «Шахмат» сказал: «Все, хватит, я все-таки драматический режиссер». Но когда Евгений Миронов предложил мне поставить «Кабаре», то я, конечно, не мог отказаться. Во-первых, потому что это больше чем мюзикл. По мне, это самое сильное антифашистское высказывание в искусстве двадцатого века. Повторюсь, у меня нет никаких «портфелей» с планами, но мечты, конечно, есть. У меня была мечта поставить «Женитьбу Фигаро» — я ее осуществил. Была мечта сделать мюзикл «Кабаре», а звали ставить «Звуки музыки» или «Шахматы». Надеюсь, что я на них набил руку, чтобы создать то, о чем искренне мечтаю.

— Какой навык работы нужен для работы с музыкальнодраматическим материалом? И как он у вас проявился, в какой момент?

— Я, честно говоря, абсолютно одинаково работаю что в драматическом театре, что в музыкальном. В драматических спектаклях люди разговаривают, в мюзикле — разговаривают и поют, в опере — просто поют, но никакой специфики нет. И более того, когда оперные артисты начинают мне рассказывать про свою специфику, я им говорю: «Это вы, пожалуйста, обращайтесь к музыкальным режиссерам, которые читают клавир и ходят с партитурой».

— В партитуру вы не заглядываете?

— Нет. Мне, конечно, неудобно, и со мной на репетициях должен быть музыкальный ассистент. Без него я по нотам не соображу, в каком месте мы сейчас находимся. Это усложняет процесс подготовки к началу репетиций, потому что я должен выучить оперу наизусть. Хожу в наушниках и слушаю: привыкаю, сочиняю, придумываю. Я всегда говорю: я гость, терпите, раз вы меня позвали! Не буду говорить про художественную ценность своих постановок, но то, что внутри Большого театра их любят и артисты, и постановочная часть, — это правда. И поэтому они готовы терпеть некоторые мои особенности.

Работа в музыкальном театре помогла мне научиться слышать музыку драматической пьесы. В какой-то степени это профессиональная учеба для меня — ведь я же не оканчивал режиссерский факультет. Никакого комплекса у меня по этому поводу нет, это просто означает, что я буду учиться всю жизнь.

— Что нужно сделать, чтобы актеры полюбили внутреннее пространство спектакля, чтобы они хотели каждый раз в нем оказываться?

— Режиссер имеет дело с двадцатью актерами, которые к началу работы, в общем-то, интересуются только тем, какое количество страниц им выдали. Увлечь их поставленной задачей, погрузить в свой придуманный мир — это и есть цель режиссера. А профессиональное качество актера — уметь увлечься. И если то и другое соединяется, то режиссер и актеры находят друг друга. Как это происходит, никто не знает. Этот контакт должен случиться при закрытых дверях в репетиционной комнате, куда мы не пускаем ни журналистов, ни просто любопытствующих людей из театра.

И это требует определенной смелости. Я давно хотел попробовать себя в режиссуре, но не чувствовал внутреннего права навязывать свою точку зрения, свое видение, свой мир. Меня поражали люди, которые приходят и говорят: «Все вот так. Это так, а это так. А ты должен сделать вот так». Я осмелел и почувствовал в себе такую уверенность после того, как начал работать с молодыми режиссерами, в том числе с Кириллом Серебренниковым. Он человек из Ростова, без специального образования, но при этом абсолютно уверен в том, что говорит, в том, что знает, как мне, актеру, надо работать. И я первый свой спектакль поставил именно после взаимодействия с Кириллом. Я его называю в числе своих учителей не потому, что мы делаем похожий театр, — совсем нет, а потому, что он позволил мне осознать свое право быть режиссером, смело транслировать свой внутренний мир.

— Где в спектакле «Мадам Рубинштейн» сам Евгений Писарев? Он там есть?

— Конечно. Без этого невозможно ставить спектакль.

— «Мадам Рубинштейн — это я»?

— Мадам Рубинштейн — это я. Конечно. Но и Патрик, ее молодой ассистент, — тоже я. Не в смысле их характеров, а в смысле темы, возникающей в результате столкновения этих двух людей: взрослой богатой и знаменитой дамы и молодого, бедного, не принимающего авторитетов парня. Делать спектакль, где ты никаким образом себя не «спрятал», невозможно. Иногда бывает, что начинаешь пьесу ставить, и вроде бы это далекая история, а в процессе репетиций вдруг осознаешь, что это все на самом деле про тебя. С годами я стал понимать, что значит фраза Флобера «Мадам Бовари — это я».

Я рад, что среди зрителей «Мадам Рубинштейн» есть молодежь. Но, мне кажется, у взрослых людей больше шансов увидеть за внешней легкостью и зрелищностью пронзительность. Наша жизнь — гонка за успехом, но никакая карьера не спасет от одиночества. Надо остановиться и посмотреть вокруг: остался ли рядом кто-то близкий, кто-то, кто поможет пережить трудные времена? Надо уметь прощать друг другу недостатки, слушать друг друга, уметь находить общий язык. Это мой месседж.

Фото: Предоставлено пресс-службой Театра имени А. С. Пушкина

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спорт против улицы Спорт против улицы

Как «подсадить» ребенка на спорт

Русский репортер
Обаятельная студентка: как выглядела Кейт Миддлтон, когда в нее влюбился принц Обаятельная студентка: как выглядела Кейт Миддлтон, когда в нее влюбился принц

Кейт познакомилась с принцем Уильямом во время учебы

VOICE
Угля Севморпути поддаст Троценко Угля Севморпути поддаст Троценко

Простые задачи скучны для хозяина AEON Романа Троценко

Эксперт
Тайны жизни и смерти Майкла Джексона: от цвета кожи до привидений Тайны жизни и смерти Майкла Джексона: от цвета кожи до привидений

Имя Майкла Джексона связывают с множеством загадок и мистикой

VOICE
За деньги не рожаем За деньги не рожаем

Как демографический переход меняет мир и семью?

Эксперт
Худоба — признак успеха: как мы связываем достаток с фигурой и где таится опасность Худоба — признак успеха: как мы связываем достаток с фигурой и где таится опасность

Как связь между финансовым успехом и своим телом развивает РПП?

Psychologies
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
5 настоящих зомби среди насекомых 5 настоящих зомби среди насекомых

Зомби на планете Земля уже существуют

Популярная механика
Палеопатологи просветили две древнеегипетские мумии из «Долины Царей» Палеопатологи просветили две древнеегипетские мумии из «Долины Царей»

Палеопатологи исследовали две египетские мумии времен XVIII и XXII династий

N+1
Был ли знаменитый танк «Тигр» действительно таким великим? Был ли знаменитый танк «Тигр» действительно таким великим?

Стоил ли танк «Тигр» затраченных на него ресурсов и денег?

Популярная механика
Как добавить в автомобиль дистанционный запуск двигателя Как добавить в автомобиль дистанционный запуск двигателя

Как установить систему дистанционного запуска двигателя

CHIP
История одного здания: Дом с рыцарями на Арбате История одного здания: Дом с рыцарями на Арбате

Как в Дом с рыцарями переехали министерство культуры и Центральный дом актера

Культура.РФ
5 знаменитых предсказаний Нострадамуса 5 знаменитых предсказаний Нострадамуса

Самые точные предсказания французского алхимика Нострадамуса

Cosmopolitan
Хочу помочь: рассказываем, где и кому сейчас необходима поддержка Хочу помочь: рассказываем, где и кому сейчас необходима поддержка

Кому и как ты можешь помочь прямо сейчас?

Cosmopolitan
5 советов, как отучить собаку лаять без повода 5 советов, как отучить собаку лаять без повода

Реально ли перевоспитать своего громкого питомца и отучить его постоянно лаять?

Лиза
Плюс один Плюс один

«Покупка» младенца или единственный способ иметь биологического ребенка?

Grazia
Убить нельзя помиловать: за что Сталин расстрелял маршала-катастрофу Кулика? Убить нельзя помиловать: за что Сталин расстрелял маршала-катастрофу Кулика?

Маршал-катастрофа Григорий Иванович Кулик

Популярная механика
6 крутых функций Telegram, о которых вы не знали 6 крутых функций Telegram, о которых вы не знали

Малоизвестные функции Telegram, которые могут вас удивить

Популярная механика
Операция, которой люди боялись веками: 10 фактов о лоботомии Операция, которой люди боялись веками: 10 фактов о лоботомии

История помнит немало варварских практик в медицине. Лоботомия - самая пугающая

ТехИнсайдер
Братья Третьяковы. За великую заслугу пред Москвою... Братья Третьяковы. За великую заслугу пред Москвою...

Был Третьяков человеком непафосным, избегал публичности и похвал в свой адрес

Караван историй
Автомобиль для метавселенной Автомобиль для метавселенной

Первый в мире автомобиль с голографическим AR-остеклением для игр

Популярная механика
Четверо в лодке Т-36: невероятная история спасения советских моряков, которая потрясла весь мир Четверо в лодке Т-36: невероятная история спасения советских моряков, которая потрясла весь мир

История о четверых доблестных советских солдатах, вынесенных в открытый океан

Популярная механика
Женщины во время военных конфликтов: как складывались судьбы походно-полевых жен Женщины во время военных конфликтов: как складывались судьбы походно-полевых жен

Военно-полевые романы – как это было на самом деле?

Популярная механика
Продолжение истории Продолжение истории

Сейчас редко кто может гордиться тем, что построил дом своими руками

Идеи Вашего Дома
ECTO-1, автомобиль ECTO-1, автомобиль

Как в 1983 году на свет появилось одно из самых узнаваемых транспортных средств

Популярная механика
Ожирение печени: 9 продуктов, от которых стоит отказаться Ожирение печени: 9 продуктов, от которых стоит отказаться

Злоупотребление алкоголем — это не единственная причина ожирения печени

Популярная механика
«Крестному отцу» — 50 лет. Как создавался великий фильм, спасший кино «Крестному отцу» — 50 лет. Как создавался великий фильм, спасший кино

Как «Крестный отец» спас Paramount Pictures и изменил гангстерское кино

Esquire
Что смотреть вместо Netflix: лучшие российские сериалы последних лет Что смотреть вместо Netflix: лучшие российские сериалы последних лет

10 достойных российских сериалов, которые есть на стриминговых сервисах

Maxim
Кто дольше? Сколько ждали предложения руки и сердца Елизавета II, Кейт и Меган Кто дольше? Сколько ждали предложения руки и сердца Елизавета II, Кейт и Меган

Как обстояли дела с помолвкой у представительниц британской королевской семьи

Cosmopolitan
Как быстро упаковать вещи: 10 лайфхаков для экстренного переезда Как быстро упаковать вещи: 10 лайфхаков для экстренного переезда

Возьми себя в руки и продумай переезд

Playboy
Открыть в приложении