Президент корпорации PMI о резком росте российского рынка развлечений

ЭкспертРепортаж

Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет»

Президент корпорации PMI — о резком росте российского рынка развлечений

Вячеслав Суриков

Евгений Финкельштейн, президент корпорации PMI. Фото: предоставлено пресс-службой Кассир.ру

Евгений Финкельштейн возглавляет корпорацию PMI, в которую входят промоутерская компания PMI Show, билетный оператор «Кассир.ру», компания «PMI-Девелопмент», теннисные корты PMI Sport, детский сад «Лисий Нос». С 2021 года Евгений Финкельштейн является владельцем оператора наружной рекламы «РекМастер». «Эксперт» поговорил с ним о том, что сейчас происходит на отечественном рынке развлечений.

— Какой процент из общих продаж сейчас приходится на электронные билеты?

— Все зависит от исполнителя. До пандемии на Стаса Михайлова электронные билеты не продавались, а на концерты таких групп, как Depeche Mode, продажи электронных билетов могли достигать сорока процентов. Как только началась пандемия, произошел взрывной рост всех интернет-сервисов и вместе с ними — уровня продаж электронных билетов. Сейчас он может достигать 97 процентов. В этой сфере мы опережаем все остальные страны.

— Это поменяло концертную индустрию?

— Никаким образом. Индустрия всего лишь адаптируется к складывающимся условиям. Она первой справилась с импортозамещением. До СВО и пандемии на рынке было до 80 процентов русскоязычной музыки. Да, к нам приезжали такие группы, как Metallica и The Rolling Stones. Это было редко, и они собирали стадионы. Одним из самых успешных по всем показателям у нас был 2019 год. По сравнению с ним в 2022 году у нас произошел рост билетных продаж на 60 процентов в денежном эквиваленте. Стали хорошо продаваться выставки. Очень сильно вырос театр — во многом из-за отсутствия масштабных кинопремьер.

Еще один фактор роста продаж театральных билетов — «Пушкинская карта». В результате театры прекрасно себя чувствуют. Среди российских исполнителей то, что не продавалось никогда, в том числе хорошо забытые имена, в силу дефицита контента стали продаваться. Стали появляться молодые звезды, такие как Shaman, который может собрать три-четыре-пять «Крокусов». Мне кажется, что когда санкции были введены, но иностранная музыка еще оставалась, русскоязычная музыка уже начала расти.

— Удается ли артистам привлекать зрителей на крупные площадки?

— Сейчас мы переживаем не самые простые времена. Больших залов в Москве много: «ВТБ Арена», «Крокус Сити Холл», Music Media Dome, он же МТС Live, «ЦСКА Арена». Контента на все площадки не хватает. Это связано с отсутствием иностранцев и с тем, что часть русских артистов покинули страну. А те, кто остался, не успели дорасти до уровня артистов стадионных. Для этого мало одной-двух успешных песен, для этого нужны годы работы и правильно сформированный продукт.

— Крупные площадки останутся только для спорта или придется подождать,

— Я жду, что после окончания СВО иностранцы и уехавшие российские артисты вернутся. Не надо путать туризм с эмиграцией. Я человек, который прожил некоторое время за границей, я понимаю, как это бывает. Если с рынка ушли японские машины, то пришли китайские и выросли в цене, так же на рынок развлечений могут прийти бразильские или турецкие артисты. Но все равно придет время, когда вернутся артисты, которые хорошо относятся к России, но сейчас не могут высказать открыто свою позицию.

— Почему в концертной деятельности не происходит движения в сторону Азии? Почему бы российским промоутерам не привезти корейскую звезду, поющую в жанре K-pop?

— Южная Корея — недружественная страна. Да, K-pop в России популярен. Но артистам, поющим K-pop, во-первых, не дадут сюда поехать, даже если они очень захотят. Во-вторых, нарушились логистические пути. Например, если к вам едет такой артист, как Madonna, она ведет с собой двенадцать грузовиков оборудования, и, если они встанут на границе, концерт сорвется. Если к нам поедет какая-нибудь группа через Стамбул, ей придется отсидеть пять часов на пересадке и потерять два дня на дорогу. Не все к этому готовы.

— Какие есть еще ресурсы у отечественного шоу-бизнеса?

— Емкость концертно-театрального рынка — сто миллиардов рублей. Концерт для публики — это прежде всего выход в свет. Люди, которые ведут активный образ жизни, они идут либо на концерт, либо на спортивное событие, либо на выставку, либо в клубы. По объему продаж, еще раз говорю, рынок не просел. Даже при существующем дефиците контента, если вы посмотрите на афишу «Крокуса», там нет свободных дат. Замещение происходит не по принципу «ушел какой-то из артистов, на его место пришел другой». Составляющие могут меняться, но общая сумма сохраняется. Те люди, которые ходили на концерты, они так и продолжают на них ходить.

Одним из самых востребованных проектов 2022 года стал балет Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита». Фото: EPA/Yuri Kochetkov/ТАСС

— Можно ли говорить, что индустрия развлечений находится на максимуме возможностей?

— Максимума нет. Индустрия слишком зависит от числа людей, принадлежащих к среднему классу. Но и спада тоже нет. Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет. И публике приходится покупать дорогие билеты.

— Какие события этого года пользовались наибольшим спросом?

— Финал Кубка Гагарина, ЦСКА — «Акбарс». Были проданы все билеты на спектакль Modance со Светланой Захаровой в Большом театре. Прошедшие с аншлагом концерты Дмитрия Билана в «Крокусе». Четыре концерта Басты в «Мегаспорте» и Доме музыки. Какого-то глобального события не было. Но все, что сейчас происходит, от театра до выставок, все очень неплохо продается.

— Как продаются билеты на спортивные зрелища?

— Билеты на Суперкубок России по футболу в Лужниках на восемьдесят тысяч зрителей были проданы за несколько часов. Суперкубок прошлого года, который разыгрывался на «Зенит Арене», тоже прошел с аншлагом. Чтобы кубковые матчи пользовались такой популярностью, такого раньше не было никогда.

— Как это можно объяснить?

— Во-первых, это все та же активная часть населения, которая если не идет на концерт, то может пойти на спортивный матч. Во-вторых, надо отдать должное президенту Российского футбольного союза Александру Дюкову, который превратил матчи Суперкубка в шоу. На нем стали выступать артисты. Зрителей это привлекает.

— Какие еще виды спорта сейчас на подъеме?

— Фигурное катание — на всех кубках сейчас аншлаги, хоккей, биатлон, баскетбол. На «ВТБ Арене» каждые два месяца проходит Hardcore Fighting Championship и тоже с аншлагами.

— Что касается музеев, здесь есть явные лидеры?

— Емкость музейного рынка, чтобы вы понимали, 42 миллиарда рублей. Среди лидеров Третьяковка, Пушкинский музей, Эрмитаж.

— Стало ли сейчас проще продвигать те или иные события?

— Проще не стало. И здесь все зависит от коллектива и от возраста аудитории, которая ходит на его концерты. Все работает в комплексе: наружная реклама, интернет, радио, телевидение. Если, например, это группа Måneskin, ты два дня работаешь в интернете, и этого будет достаточно: все билеты будут проданы. Если тебе хочется заполучить аудиторию старшего возраста и продать им дорогие билеты, ты выбираешь направления — центр и Рублевское шоссе — для наружной рекламы. Все зависит от ценовой политики. Под каждый концерт ты выстраиваешь свою маркетинговую историю.

— Как происходит трансформация билетных операторов в нишевые маркетплейсы?

— «Кассир.ру» никогда не привязывался к продаже концертов. Понятно, что «Партер.ру» ассоциировался с театром. Понятно, что «Концерт.ру» специализировался на концертах. «Кассир.ру» изначально позиционировал себя как сервис по продаже билетов на все площадки и события всех направлений. Для нас продажи билетов в музеи или на речные трамвайчики не стали новостью. Мы хотим уйти в продажи туристических поездок — внутренний рынок растет.

— У вас существуют какие-то фильтры для тех событий, на которые вы продаете билеты? На тот случай, чтобы зритель, разочаровавшийся в том или ином событии, не разочаровался и в сервисе, где он купил на него билеты.

— Мы продавец билетов, не более того. Вы же когда приходите в гипермаркет и покупаете там сгущенку, не предполагаете, что эту сгущенку произвел гипермаркет. У нас одновременно продаются билеты более чем на сто тысяч мероприятий, примерно на сто двадцать — сто тридцать тысяч. Мы единственный билетный оператор, который присутствует по всей стране. Там, где мы являемся еще и организаторами концерта, мы чувствуем свою ответственность. Во всех остальных случаях — нет.

— К чему вы стремитесь?

— К эксклюзивам. Мы сами создаем огромное количество контента, так как являемся двумя лидирующими промоутерами: SAV и PMI. Мы стараемся заключать эксклюзивные контракты. И мы сейчас растем за счет регионов. Мы пришли туда, когда никто не смотрел на регионы. Все компании осели в Москве и конкурировали между собой. Есть регионы, где мы занимаем монопольное положение. И сейчас у нас пятьдесят процентов общего вала дают регионы: Казань, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень и другие города. Ни в одной компании такого и близко нет. Это восхитительный результат. Мы единственные, кто может претендовать на то, чтобы быть национальным оператором.

— Как это произошло?

— Это была двадцатилетняя работа. Мы открывали офисы, делали концерты, приучали людей к электронным билетам. Сейчас мы пожинаем плоды этой работы. В недавние кризисы компания не слишком падала благодаря регионам. Когда началась СВО, продажи билетов в Москве упали на семьдесят процентов, в Петербурге — на пятьдесят. Были такие регионы, как Екатеринбург, где продажи упали всего на десять процентов. И были регионы, в которых вообще не падали продажи. Они психически более устойчивые. Когда началась мобилизация, Москва упала на пятьдесят процентов, Петербург на сорок, а регионы практически не падали.

— Что будет происходить дальше с концертной индустрией? Будет ли больше онлайна?

— Люди ходят на концерты, чтобы соприкоснуться с кумиром и почувствовать его энергетику. Когда ты оказываешься на стадионе и все вокруг начинают петь, ты получаешь необыкновенные ощущения. Онлайн-концерты были данью моде, не более того. Может быть, можно сесть и посмотреть онлайн Евровидение, хотя это для меня не музыкальный конкурс, а скорее конкурс видеоконтента. Я очень мало знаю музыкантов из тех, что там выступили и начали гастролировать, за исключением Måneskin.

— Если я нахожусь в регионе и очень хочу посмотреть спектакль в Театре Вахтангова? Какой у меня есть вариант, кроме как посмотреть его онлайн?

— Если ты хочешь попасть в Театр Вахтангова, ты рано или поздно в него попадешь, спланировав онлайн эту поездку. Потому что ощущение от живого спектакля и спектакля, увиденного онлайн, несопоставимы.

— Так будет всегда?

— Технологии убивали этот бизнес на протяжении многих лет — еще с восьмидесятых годов. Когда-то его очень сильно подорвали игровые приставки. Но человеку в любом случае нужен другой человек. Люди идут на концерт или в театр не потому, что хотят посмотреть что-то новое. Они хотят получить эмоции и почувствовать энергетику тех людей, которые находятся с ними в одном зале. Ты никогда не сможешь это почувствовать, глядя на экран.

— Можно ли из ваших слов сделать вывод, что индустрия развлечений — одно из перспективных направлений для бизнеса?

— Сложно сказать. Когда в индустрию заходят такие гиганты, как «Яндекс», как МТС, это меняет ее лицо. Но есть еще один фактор: этот бизнес — закрытый клуб, он строится на отношениях. Здесь технологии вторичны.

В числе самых успешных театральных проектов 2022 года — программа «Лабиринт» с балетами хореографов Патрика де Бана, Ольги Лабовкиной и Анны Щеклеиной. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы в любом случае настроены на собственное производство» «Мы в любом случае настроены на собственное производство»

Текстильная компания «Нордтекс» решила вернуть прядильное производство в Россию

Эксперт
Зеленая мечта идиота Зеленая мечта идиота

Если вы мечтали владеть старой отечественной машиной – вам сюда

Автопилот
От соцсети к супераппу и обратно От соцсети к супераппу и обратно

Удастся ли холдингу VK создать новые доходные бизнес-направления?

Эксперт
Об этике применения программных средств с элементами искусственного интеллекта Об этике применения программных средств с элементами искусственного интеллекта

Как пересекаются этика и искусственный интеллект?

Эксперт
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Сбой в матрице: эти современные звезды являются точной копией икон старого Голливуда – и как мы не замечали! Сбой в матрице: эти современные звезды являются точной копией икон старого Голливуда – и как мы не замечали!

Некоторые звезды выглядят словно близнецы знаменитостей из прошлого!

VOICE
Jeep Grand Cherokee L. Чем больше, тем лучше Jeep Grand Cherokee L. Чем больше, тем лучше

Fiat Chrysler представила совершенно новый Jeep Grand Cherokee L

4x4 Club
Травмы и падения Карла III: к каким видам спорта неравнодушен новый британский монарх Травмы и падения Карла III: к каким видам спорта неравнодушен новый британский монарх

Какие виды спорта выбрал для себя Карл III будучи еще принцем Чарльзом

Forbes
Что произошло с Сибирью? Что произошло с Сибирью?

Почему осмыслить место Сибири в истории России непросто?

Дилетант
Анатомия газлайтинга: как развиваются такие отношения — подробная хронология Анатомия газлайтинга: как развиваются такие отношения — подробная хронология

Как люди попадают в ловушку газлайтеров?

Psychologies
В плюсе: как спортсмены-«зимники» заработали больше из-за изоляции В плюсе: как спортсмены-«зимники» заработали больше из-за изоляции

Несмотря на отстранение от турниров, многие спортсмены стали больше зарабатывать

Forbes
Человек и животные страдают от несчастий пережитых в детстве. Но только не гориллы Человек и животные страдают от несчастий пережитых в детстве. Но только не гориллы

Что помогает гориллам справиться с детскими бедами?

ТехИнсайдер
«Это было прекрасное путешествие»: какими были жизнь и карьера Тины Тернер «Это было прекрасное путешествие»: какими были жизнь и карьера Тины Тернер

Когершын Сагиева вспоминает личную историю Тины Тернер

Forbes
Достопримечательности Земли обетованной: 7 удивительных чудес Израиля, которые должен увидеть каждый Достопримечательности Земли обетованной: 7 удивительных чудес Израиля, которые должен увидеть каждый

Эти места почитаются святыми в иудаизме, христианстве и исламе

Вокруг света
Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список Как изменились цены на популярные автомобили в России. Список

Как изменились цены самых популярных автомобилей на российском рынке

РБК
Одними из первых людей в Америке были... китайцы? Удивительное открытие! Одними из первых людей в Америке были... китайцы? Удивительное открытие!

Среди первых людей в Америке были выходцы из нынешнего Китая

ТехИнсайдер
Все из детства Все из детства

6 установок, которые программируют нас на болезни с ранних лет

Лиза
Лучший попутчик. Правила путешествия с собакой Лучший попутчик. Правила путешествия с собакой

Для собаки путешествие – это новый мир!

4x4 Club
Четырехкрылый квадрокоптер научили маневрировать с помощью ветра Четырехкрылый квадрокоптер научили маневрировать с помощью ветра

Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан

N+1
Чем труднее задача, тем глубже морщинка между бровей Чем труднее задача, тем глубже морщинка между бровей

Как реагируют определенные мышцы лица, когда человек размышляет

ТехИнсайдер
Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше

Почему не нужно бояться фильмов Ингмара Бергмана?

Правила жизни
Просто космос Просто космос

Юлия Пересильд — о “вызове” в кино и вызовах в жизни

Men Today
6 золотых правил нестареющих женщин: запомни их как мантру! 6 золотых правил нестареющих женщин: запомни их как мантру!

Простейшие привычки, которые помогут отсрочить старение на десятки лет

VOICE
Привередливость в еде: черта характера, избалованность или расстройство пищевого поведения? Привередливость в еде: черта характера, избалованность или расстройство пищевого поведения?

Как отличить простую привередливость в еде и РПП?

Psychologies
Вот почему город Кито стал первым в списке наследия ЮНЕСКО. Стоит узнать! Вот почему город Кито стал первым в списке наследия ЮНЕСКО. Стоит узнать!

В списке ЮНЕСКО столица Эквадора оказалась не просто так

ТехИнсайдер
20 фильмов Каннского фестиваля 20 фильмов Каннского фестиваля

Двадцатка лучших фильмов в программе Каннского кинофестиваля

Weekend
На гребне волны На гребне волны

Рассматриваем самые востребованные профессии

Лиза
Курс на позитив Курс на позитив

Почему нам так нравится страдать и как обернуть уныние в свою пользу

Лиза
Кто научит детей жизни в цифровом мире Кто научит детей жизни в цифровом мире

Кто должен стать для подростка главным проводником в цифровом пространстве?

СНОБ
Пицца пойдет на пользу: 5 лайфхаков итальянок для красоты и здоровья Пицца пойдет на пользу: 5 лайфхаков итальянок для красоты и здоровья

Можно ли постоянно есть пасту, мороженое и сыр и оставаться подтянутой?

VOICE
Открыть в приложении