Использование БПЛА оказалось под угрозой из-за эмбарго на поставку комплектующих

ЭкспертБизнес

Дырка от поршня

Эксперимент по эксплуатации грузовых дронов наконец запущен решением правительства. Но практическое использование БПЛА оказалось под угрозой из-за эмбарго на поставку комплектующих для них

Александр Астапов

SH-350 создавался «Аэромаксом» как машина двойного назначения, поэтому санкции на его судьбу не повлияли

Через год после наземных беспилотников правительство добралось и до летающих. В конце марта правительство своими постановлениями утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской области. И не только для аэрофотосъемки и наблюдения за ЛЭП и трубопроводами, но и для перевозки грузов (от 0,1 до 1500 кг), а в Томской области и для авиахимических работ в сельском хозяйстве — борьбы с вредителями.

До полной свободы даже в порядке эксперимента далеко. Воздушное судно и системы управления все равно должны будут пройти процедуры омологации, а эксплуатант — регистрации. Строгие требования предъявляются и к внешним пилотам (контроль за получением их допуска, как и соответствия летных систем, возложен на Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина). Автоматический режим управления беспилотником будет активироваться только в случае потери сигнала по линии C2Link, основной же — сопровождение с земли внешним пилотом. Его обязанности не только задать конечные пункты, скорость и высоту полета, а также скорректировать полетное задание при возникновении неисправностей, но и передать эти данные местным авиационным регуляторам. Кроме того, запрещается прокладывать маршрут через крупные населенные пункты, аэродромы и места проведения массовых мероприятий — соревнований, фестивалей и прочего, — а машина должна быть оснащена системой принудительной автоматической посадки в случае возникновения неисправности.

Как возможность для пилотной эксплуатации, в свою очередь предназначенной для отработки техники, и «софта» и «харда, в реальных условиях, — решение необходимое. И, в общем, своевременное: к испытаниям в реальных условиях готовы многие, а готовятся еще больше. В том числе собственно летательные аппараты.

Пока в опытной эксплуатации (основной клиент — «Почта России») две машины, обе вертолетного типа классической схемы. БАС-200 — белорусская разработка, купленная «под ключ» госконцерном «Вертолеты России». БПЛА взлетной массой 200 кг может перевозить до 50 кг груза на дальность до 400 км со скоростью до 160 км/ч. Впрочем, определяющими параметрами при эксплуатации будут крейсерская скорость — 100–120 км/ч в зависимости от полезной нагрузки и дальность связи с оператором — 100 км. Главный недостаток машины — стремление к совершенству при создании: основные компоненты автопилота — западные, и они логичным образом подпали под санкции. Что поставило «Вертолеты России» перед задачей разработать полностью новую систему, на китайской компонентной базе. И уже новой командой: белорусские разработчики покинули и проект, и страну.

Конкурент БАС-200 — беспилотник SH-350 компании «Аэромакс» (входит в АФК «Система») — изначально разрабатывался как продукт двойного назначения, а потому с максимальным использованием отечественных комплектующих. Его параметры: взлетный вес 350 кг, полезная нагрузка до 70 кг, крейсерская скорость 90 км/ч, максимальная — 180. Машина имеет немалый налет — как заводских испытаний, так и ледовой разведки в Арктике и сейчас активнейшим образом продолжает накапливать летные часы и готовиться к индустриализации.

На подходе машины покрупнее. У «Аэромакса» уже испытываются две модели взлетным весом до 750 кг, в стадии разработки аналогичные аппараты взлетным весом 1,5 т и более, все классической вертолетной схемы. В планах «Вертолетов России» долгожданный соосный ВРТ300, а в отдаленной перспективе — беспилотный грузовоз на основе соосного же Ка-226 взлетным весом 3,4 т.

Есть заявки и со стороны других кандидатов на участие в опытной эксплуатации, в том числе адептов мультивинтовой схемы и даже конвертопланов. Но у них машины в лучшем случае в стадии макетов и экспериментальных установок, отрывающихся от земли на несколько метров. А вот Aura 100, похожий на киношный пепелац, аппарат соосной схемы грузоподъемностью 100 кг, перестал быть российской машиной: теперь головной офис компании в Чехии, а производство намечается в Эмиратах.

«Вертолетам России» предстоит долгий путь импортозамещения в конструкции БАС-200. И по электронике, и по силовому агрегату.

Без мотора

Проблема всех этих БПЛА — двигатель. Для полетов даже на 50 км электромотор не поставишь (да и те сплошь европейские), нужен ДВС хотя бы в качестве генератора. Для машин взлетным весом 200–800 кг — суммарной мощностью 40–250 л. с. А с ними беда даже больше, чем с газотурбинными движками в 500 л. с. и выше: там остались хотя бы рудименты конструкторской школы. Здесь же все с нуля. На прототипы можно поставить что попало — американские движки от снегоходов, переделки автомобильных моторов, — но на серийное изделие для ежедневной эксплуатации нужны будут специальные агрегаты. С большим ресурсом, малообслуживаемые и надежные. А с ними, применительно к специфике эксплуатации не в летных отрядах, а почтовиками, фермерами и службами доставки, плохо и на Западе.

Возьмем для примера РМЗ-550 мощностью 48 л. с., известный дельтапланеристам и строителям аэролодок и совершенно непригодный для доставочных БПЛА. Во-первых, он двухтактный. А значит, неэкономичный (8–12 кг ГСМ в час), малоресурсный (даже у куда более качественного Rotax 503, с которого и скопировали этот мотор, межремонтный ресурс всего 300 часов), при этом шумный и дымный, причем на самых неподходящих режимах — прогреве на стоянке, начале взлета и посадке. Кроме того, для нормальной эксплуатации в «экспериментальных» местностях, с перепадами температур, мотор нуждается в замене карбюраторов на систему впрыска. Дело в том, что двухтактные двигатели очень нервно реагируют на изменение температуры и влажности: там, где обычный, четырехтактный, двигатель отреагирует «всего лишь» некоторой потерей мощности, двухтактник с карбюратором, а не со специальной системой впрыска с широким диапазоном коррекции, получит гарантированный прогар поршня. С неизбежной потерей и машины, и груза.

На SH-350 используется более мощная, 65-сильная версия этого мотора, с жидкостным охлаждением и специальным впрыском, заодно переделанная под вертикальное расположение коленвала (чтобы снизить массогабарит редуктора). Но и она не лишена большинства недостатков «народной» версии. К тому же для обеспечения более длительного, чем на снегоходах, режима максимальной мощности (особенно для SH-450: по информации от испытателей, на этой машине РМЗ-551 работает на пределе возможностей) потребуется переход с тайваньских и китайских поршней, колец, подшипников и прочих нагруженных деталей на западные компоненты, в первую очередь итальянские. Которые, в свою очередь, могут подпасть под эмбарго как изделия двойного назначения подобно «настоящим» Rotax — австрийским производителем давно владеет канадская BRP со всеми вытекающими.

«Ротаксозаместителем» является и АПД-110/120 номинальной мощностью 120 и взлетной 136 л. с., установленный на перспективном SH-550 грузоподъемностью 220 кг. Двигатель рождался сначала в ЦИАМе, а затем дорабатывался инженерным центром «Итлан» долгих семь лет в жанре многосерийного трагифарса. Но построили, импортозаместив Rotax 915 — топ-версию 910-го семейства с впрыском, жидкостным охлаждением головок и турбонаддувом. Заказчику был нужен двигатель для военного БПЛА, отсюда и такие особенности… которые вряд ли потребуются для «гражданской» машины. А вот ресурс в 2000 моточасов, как у базового Rotax 912, однозначно нужен. Пока же АПД-110/120 соответствует только требованиям военных, которым было достаточно 200 моточасов (у «оригинала», Rotax 915, — 1200). И цена пока безумная: по неофициальным данным, 8 млн рублей на начало марта. Такова плата за малосерийность и высокую локализацию: по заверениям «Итлана», импортные только 3,6% деталей, правда, среди них клапаны и форсунки. Впрочем, в конструкторском заделе есть версия попроще и, вероятно, подолговечнее, аналогичная 912-му «Ротаксу»: 100 «взлетных» сил, без турбонаддува (импортного, и отнюдь не китайского) и с полностью воздушным охлаждением.

Остальные двигатели, и большего, и меньшего калибра, существуют максимум в виде выставочных макетов и далеких от реальности «демонстраторов», то есть стендовых экспериментальных установок. Причем многие не первый и даже не пятый год. И шансы на их появление тают вместе со списком доступных ввиду эмбарго комплектующих и эмиграцией инженеров-двигателистов. Которые, кстати, и раньше не рвались на работу в компании — разработчики авиадвигателей из-за неприличных для них условий.

Впрочем, не исключено, что вскоре разработчики БПЛА переключатся на китайские Zongshen… которые тоже копия Rotax (в разных версиях, от 80- до 145-сильного) и более точные, чем работа «Итлана». Но и китайцы не делают двигатели большего калибра — потому вопрос был и остается открытым.

Впрочем, есть и надежда: МГТУ им. Баумана совместно с НАМИ занимается созданием семейства двигателей, в том числе авиационного назначения, на основе технологий, отлаженных при многострадальной разработке и «русификации» моторов Aurus. В семейство которых изначально закладывались возможные версии числом цилиндров от 2 до 12, и «турбодвойка» получалась, по расчетам, в 110–140 сил («турбочетверка» — умножаем на два). Может, и получится.

Почта России/ТАСС; РБК/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Закладывается новая эпоха в мировых отношениях» «Закладывается новая эпоха в мировых отношениях»

Андрей Сушенцов о переговорах с США: «Добро пожаловать в реальность»

Эксперт
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Хакеры усиливают натиск Хакеры усиливают натиск

В России усложнилась ситуация с кибербезопасностью

Эксперт
Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров

Как сделать сайт бесплатно, даже если у вас нет никаких навыков в кодинге

CHIP
Экспорт идет не как по маслу Экспорт идет не как по маслу

Дисбаланс на рынках растительного масла по всему миру уже случился

Эксперт
Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров

Что делать, чтобы в посудомоечной машине не появлялся неприятный запах?

VOICE
Криптовалюта откроет границы Криптовалюта откроет границы

Биткойн, эфир и другие криптовалюты в новых условиях значат все больше

Эксперт
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Мастер мира Мастер мира

VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности

Популярная механика
«Грохот», «Триллер», «Война» и «Резня»: величайшие противостояния в истории бокса «Грохот», «Триллер», «Война» и «Резня»: величайшие противостояния в истории бокса

Самые значимые бои в истории мирового бокса

Forbes
Быт военного времени Быт военного времени

Первая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Эксперимент Таскиги: одна из самых жестоких медицинских программ в истории человечества Эксперимент Таскиги: одна из самых жестоких медицинских программ в истории человечества

Проект Таскиги стал одним из самых жестоких случаев медицинского расизма

ТехИнсайдер
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Женщина за рулём Женщина за рулём

Именно женщина первая села за руль первого автомобиля

Новый очаг
«Мысль о тебе»: как новый ромком с Энн Хэтэуэй критикует эйджизм в отношении женщин «Мысль о тебе»: как новый ромком с Энн Хэтэуэй критикует эйджизм в отношении женщин

Как «Мысль о тебе» обличает эйджизм, но оправдывает токсичные отношения

Forbes
Как не постареть раньше времени: 9 правил Как не постареть раньше времени: 9 правил

Как сохранить молодость надолго?

Psychologies
Большая игра: как гейминг все больше становится инструментом госполитики Большая игра: как гейминг все больше становится инструментом госполитики

Как видеоигры становятся инструментом пропаганды и психологической войны?

Forbes
Королева глянца, Мэри Поппинс, бесстрашная наемница: экранная эволюция Эмили Блант Королева глянца, Мэри Поппинс, бесстрашная наемница: экранная эволюция Эмили Блант

Экранная эволюция Эмили Блант, прошедшей долгий мультижанровый путь

Правила жизни
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
3 женские ошибки, которые могут разрушить отношения 3 женские ошибки, которые могут разрушить отношения

Почему сохранить отношения удается далеко не всем женщинам?

Psychologies
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя

Как понять, что общение с партнером начало причинять реальный вред?

Psychologies
Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога

Почему нам так страшно сделать решающий шаг к успеху?

Psychologies
Секрет приложения Finch: как уход за виртуальным питомцем помогает справиться с депрессией Секрет приложения Finch: как уход за виртуальным питомцем помогает справиться с депрессией

В России набирает популярность приложение Finch. Почему оно столь эффективно?

Psychologies
Стиль твоей удачи Стиль твоей удачи

Минимализм или классика: самый подходящий интерьер для твоего знака зодиака

Лиза
Открыть в приложении